Причинами бюджетного дефицита могут быть внешний государственный долг
Содержание статьи
Бюджетный дефицит и государственный долг
Бюджетный дефицит.
Это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.
Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой — к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.
Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.
Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от ВНП.
Государственный долг.
Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.
Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
По мнению экономистов, бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается на развитии экономики; при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» заемщику; большой внешний долг снижает международный авторитет страны.
В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по таким показателям, как доля внешнего долга в ВНП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25 %.
Существуют различные варианты погашения внешнего долга:
1. Традиционный путь (за счет золото-валютных резервов). Такой вариант недоступен для старых должников.
2. Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). Такой вариант возможен при продление долгов через другие кредитные организации, например, кредитные клуба.
3. Конверсия (предложение в качестве долга государственную собственность для инвестирования).
4. Другие (например, право пользования морским и континентальным шлейфом, строительство станций слежения за спутниками и военных баз и т.п.)
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в следующем:
· снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из реального сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
· перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
· усиливается неравенство в доходах;
· рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
· необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
· создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
· возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
· выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;
· может появиться угроза долгового и финансового кризиса.
При внутреннем долге не происходит «утечки» товаров и услуг за границу, однако и он вызывает целый ряд серьезных проблем. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погашать долг, выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики.
Кроме того, повышение налоговых ставок может вызвать социальную напряженность в обществе. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.
Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга — важнейшая макроэкономическая задача, стоящая перед РБ.
Источник
Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Понятие бюджетного дефицита
Определение 1
Бюджетный дефицит — это дисбаланс бюджета страны, характеризующийся превышением расходов над доходами.
С ним рано или поздно сталкивается любое государство. Считается, что небольшой управляемый дефицит бюджета является нормой и поддерживает нормальное функционирование национального хозяйства. Для него даже установлен оптимальный размер в пределах 3% от текущего ВВП.
Средства бюджета расходуются на разные направления деятельности государства:
- Обеспечение нормального функционирования государственных органов власти.
- Поддержание обороноспособности страны.
- Содержание сил безопасности.
- Проведение мероприятий в рамках экономической и социальной политики государства.
Причинами формирования дефицита бюджета считаются чрезмерность расходов государства, недостаточность доходов бюджета, ограниченность возможностей для мобилизации имеющихся средств, цикличность экономики.
Выделяют несколько видов дефицита. Циклический возникает в результате снижения экономической активности субъектов. Это ведет к уменьшению налоговых отчислений в пользу бюджета. Структурный возникает, когда совокупный доход и безработица находятся на естественном уровне. Обычно он является результатом налоговой политики дискреционной направленности. Дефициты делят на первичный и вторичный. Первичный есть следствием превышения расходов над доходами. Вторичный образуется из-за появления дополнительных расходов, которые идут на выплату процентов по обслуживанию уже существующего долга. Дефицит может быть запланирован, в случае, если он спрогнозирован государственной властью. Непредвиденное изменение соотношения расходов и доходов проявляется во внеплановом дефиците.
Замечание 1
Государство использует различные инструменты для покрытия дефицита. К таковым относятся: дополнительный выпуск денег, увеличение налоговых поступлений, секвестирование бюджета.
Сущность государственного долга
Долг государства представляет собой итог финансовой активности государства, которая выражается в действиях по покрытию отрицательной разницы между расходами и доходами бюджета. Он выражается через сумму дефицитов, которые были накоплены за прошлые периоды, скорректированные на бюджетные излишки. Исследование долга не включает встречные требования государства к другим странам.
Обычно размер долга выражается в национальной валюте, но для сопоставления может быть переведен в другую валюту. Чтобы данные оценки были наиболее точными используется процентное соотношение долга к совокупному доходу.
Долг государства образуется из задолженности перед внутренними и внешними кредиторами. Причинами его формирования являются:
- Дефицит государственного бюджета.
- Свободные средства у резидентов.
Долг делят на внешний и внутренний. Внутренний состоит из задолженности по ценным бумагам, гарантиям, кредитам и невыплаченных компенсаций. Внешний включает в себя задолженность по ценным бумагам, кредиты внешних кредиторов, гарантии, задолженность по внешнеторговым операциям. В период погашения долг разделяют на капитальный и текущий. Так же существует валовой, консолидированный, краткосрочный долг.
В зависимости от степени развитости экономики страны различается влияние государственного долга. Например, была подтверждена отрицательная зависимость внешнего долга и экономического роста. В развитых странах пороговое значение долга выше, чем в развивающихся. Накопление государственного долга увеличивает нагрузку на будущие поколения. Оно провоцирует перераспределение доходов среди населения, ведет к сокращению частных инвестиций, снижает общую экономическую устойчивость.
Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Рост государственного долга ведет к существенному сокращению потребления. Он ведет к увеличению налогового бремени, ключевой ставке, а значит, отрицательно сказывается на экономическом положении населения, дестабилизирует экономику, ведет к общему спаду. Если сумма долга значительна, то происходит перераспределение доходов между слоями населения. Еще одной проблемой становится утечка капитала за рубеж.
На уровне макроэкономики рост задолженности требует поиска дополнительных источников финансирования, которым оказывается налогообложение. Денежные ресурсы направляются на погашение задолженности, а не инвестируются в экономику и не идут на решение социальных задач. Происходит общее ухудшение материального благополучия в стране, обостряется социальное неравенство. Держатели облигаций остаются в выигрыше, так как средства перераспределяются в их пользу. Итогом становится подрыв финансовой системы страны, что сказывается на работе банковской системы, стабильности экономики в целом.
Дефицит бюджета ведет к росту государственного долга, а значит, ко всем тем последствиям, которые были перечислены выше. Составление бюджета с профицитом так же считается нецелесообразным, так как нагрузка не распределяется равномерно. Чтобы преодолеть дефицит государство использует все доступные инструменты. Самым очевидным способом является опять же увеличение налогов. Налогообложение, прежде всего, влияет на работу реального сектора, который определяет нормальное функционирование всей системы в целом. Государственная власть может пойти по пути дополнительной эмиссии денег, но обычно это ведет к инфляции, которая со временем может выйти из-под контроля. Наиболее эффективным методом считается дополнительный выпуск государственных долговых обязательств. Страна привлекает средства внутренних и внешних кредиторов, которые идут на погашение разницы между расходами и доходами бюджета. Когда ситуация стабилизируется, государство будет постепенно возвращать средства кредиторам.
Наиболее подходящим вариантом решения проблемы является постепенное погашение долга. Кредитование может осуществляться Центральным банком, средства могут поступать за счет незначительного повышения налоговых ставок, небольшой эмиссии денег и облигаций. Такой подход хорошо срабатывает в краткосрочном периоде.
Источник
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Сбалансированность бюджета[править | править код]
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.
Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.
Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
- Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
- Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
- Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
- Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
- Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
- Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
- Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.
Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.
Причины образования бюджетного дефицита[править | править код]
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
- Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
- Рост неоплаченного государственного долга[1].
- Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
- Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
- Неэффективность финансовой системы государства.
- Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
- Коррупция в государственном секторе.
- Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).
Классификация бюджетного дефицита[править | править код]
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учётом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:
- циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
- структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определённых законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.
Меры по управлению бюджетным дефицитом[править | править код]
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.
- Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
- Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
- Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).
Финансирование бюджетного дефицита[править | править код]
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечёт за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растёт инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечёт за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.
Поэтому законодательство многих стран накладывает жёсткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.
Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определённого срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.
Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:
- Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
- Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
- Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
- Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
- Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
- акции и доли участия в предприятиях,
- земельные участки и объекты природопользования,
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.
Источники финансирования дефицита бюджета[править | править код]
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники[править | править код]
Финансирование дефицита за счёт внутренних источников включает:
- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
- бюджетные кредиты;
- кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- курсовая разница по средствам бюджета;
- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники[править | править код]
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
- средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
- прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Бюджетный дефицит: плюсы и минусы[править | править код]
Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959-1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.
Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создаёт рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.
Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счёт сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.
См. также[править | править код]
- Профицит
- Бюджет
- Платёжный баланс
- Дефицит
Литература[править | править код]
- Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
- Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-X.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Издательство АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
- Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
- Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
- Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
- Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Дата обращения: 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
Ссылки[править | править код]
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Бюджетный дефицит
- Бюджетный дефицит, причины его возникновения
Примечания[править | править код]
Источник