Причина по которой ребенок может быть не подготовлен к школе

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению статья на тему

Развитие ребенка: Подготовка к школе

Основные причины неподготовленности детей

к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению — это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

Тревожность

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей — желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

Негативистическая демонстративность

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования предъявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше ругают, чем не замечают», — извращенно реагирует на внимание и продолжает делать то за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности в том числе и изобразительная.

Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

«Уход реальности»

Это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

Читайте также:  Песок в моче при беременности причины

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе — целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми заключается в обучении видам деятельности, характерным дошкольного возраста — игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию мышления.

В учебную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика.

В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Таким образом, у ребенка возникает чувство беспокойства, это является началом для появления страха и тревоги. Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоциональных, чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они по действием следующих факторов: наличие страхов у родителей (тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов и угроз со стороны взрослых).

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и направленностью, длительным течением или постоянством. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности может спровоцировать появление страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, быть осужденным, наказанным.

Читайте также:  По каким причинам дпс может остановить автомобиль

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справиться с учебной нагрузкой, со временем попадают в ряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако тревожность — это один из предвестников невроза и работа по его преодолению — это работа по психопрофилактике невроза.

После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируется. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью. Сделать это можно с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В, Амен).

Работа учителя или психолога по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающим ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

Все выше сказанные говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.

Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.

Материал взят с сайта https://babyhelp.kiev.ua/?/article/124/478/11112498

Источник

7 причин, по которым первоклашки теряют интерес к школе

Когда малыш поступает в первый класс, родители очень волнуются: подружится ли он с другими ребятами, справится ли с учебной нагрузкой, будет ли хорошо себя вести. Но вот прозвенел первый звонок, и позади несколько недель обучения, и родители замечают, что их ребенок ходит на учебу с неохотой. Рассмотрим самые распространенные причины такого отношения к школе.

ребенок не хочет учиться

Неправильный подход к подготовке к школе

Поступление в первый класс — это важный момент, к которому нужно готовиться заранее. Чтобы первоклассники хорошо учились и легко справлялись с учебными нагрузками, родители стараются подготовить их к школе — учат основам счета, чтения и письма. Такого объема знаний достаточно, чтобы ребенок смог быстро адаптироваться к учебному процессу.

Но иногда родители слишком усердствуют, и пытаются пройти материал первого учебного года еще до школы. В таких случаях дети приходят учиться настолько подготовленными, что им просто не интересно присутствовать на уроках, темы которых они уже изучили. Из-за этого у них полностью пропадает мотивация учиться. Поэтому при подготовке своего ребенка к школе лучше делать акцент на базовых навыках и не пытаться пройти большую часть программы первого класса.

Не сформированы представления о школе

Еще одной частой причиной того, что ребенку не интересно учиться в первом классе, являются неоправдавшиеся ожидания. Каждый дошкольник рисует в своей фантазии определенную картину того, что представляет собой школа. Но вот малыш приходит в первый

класс и понимает, что все совершенно не так, как он себе представлял: учиться скорее сложно, чем весело, уроки длинные, а переменки очень короткие, учителя строгие и ругают за шалости.

Очень важно заранее подготовить ребенка к учебе, объяснить ему реалии школьной жизни, чтобы уберечь его от разочарований. Для этого можно смотреть вместе с ним художественные фильмы, повествующие о буднях учеников младших классов. Так удастся сформировать у дошкольника правильное представление о школе, и придя в первый класс он будет психологически готов к обучению.

первокласснику не интересно в школе

Высокие требования от родителей

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился: получал четверки и пятерки, быстро понимал и запоминал материал, без труда справлялся с любыми заданиями. Но на практике так происходит далеко не всегда. Поступая в первый класс, ребенок испытывает серьезный стресс. Ему приходится одновременно налаживать отношения с одноклассниками и сохранять внимание на уроках. Большинству детей не удается быстро приспособиться, и они теряют интерес к учебному процессу.

Родители не всегда понимают это, и требуют от ребенка большей самоотдачи. Но нужно помнить, что обучение в первом классе направлено скорее на адаптацию к школе и на привитие интереса к учебе. Поэтому взрослым не стоит давить на первоклассника, если у него что-то не получается. Лучше помогать ему с освоением сложных тем, делая акцент на достижениях, а не на неудачах.

Читайте также:  Бензин инжектор что может быть причиной богатой смеси

Неудачный выбор класса или школы

На первый взгляд кажется, что разные школы мало чем отличаются друг от друга, но на самом деле это совсем не так. Даже если два учебных заведения обучают по одной и той же программе, подход преподавателей к учебному процессу может различаться. Если выбирать

школу только по территориальному принципу, не обращая внимания на другие факторы, то это может стать причиной того, что ребенку не захочется в ней учиться.

Не менее важно выбрать класс, в который потом зачислят первоклассника. Лучше заранее познакомиться с преподавателями первых классов, чтобы определиться с выбором. Именно от учителя во многом будет зависеть то, как ребенок будет относиться к образовательному процессу, поэтому выбирать нужно внимательно. Если первокласснику понравится то, как ведет уроки педагог, то он будет заниматься с большим энтузиазмом.

Большая разница в возрасте и уровне знаний

В первые классы обычно зачисляют детей от 6 до 8 лет, и решение о том, когда ребенок пойдет в школу, принимают родители. Из-за этого может случиться так, что большинство одноклассников малыша будет старше или младше его на 1-2 года, а ведь среди маленьких детей такой разрыв в возрасте очень заметен. Если большей части детей 6-7 лет, то восьмилетке может быть скучно на уроках, так как он быстрее других будет справляться с заданиями, а значит ему придется постоянно ждать остальных. Если же первоклассник самый младший в своем классе, то ему сложнее будет догнать других ребят и приспособиться к учебной нагрузке. Именно поэтому при выборе класса не лишним будет уточнить средний возраст будущих одноклассников своего чада.

адаптация ребенка к школе

Отсутствие у первоклассника тяги к знаниям

Подавляющее большинство современных детей не любит учиться — это факт, с которым уже давно согласны учителя. Во многом это связано с массовой доступностью информации: если раньше знания действительно ценились, то сейчас ребята искренне не понимают зачем нужно сидеть над учебниками, если краткое содержание литературного произведения или любая формула по математике легко «гуглится» в интернете.

Невозможно привить ребенку интерес к учебе, если он не понимает зачем учится. Поэтому важнейшая задача родителей — показать как полученные на уроках знания можно применять в повседневной жизни. Нужно объяснить малышу, что все школьные предметы важны:

  • математика не только обучает основам счета, но и тренирует логическое мышление, без которого во взрослой жизни не обойтись;
  • знание родного языка необходимо для общения с окружающими людьми;
  • окружающий мир позволяет лучше узнать природу и научиться жить, не причиняя ей вред;
  • физкультура помогает укрепить организм и делает его более здоровым;
  • и так далее.

Если первоклассник поймет важность школьного образования, то и его мотивация учиться постепенно возрастет.

Психологическая неготовность к обучению

Когда родители готовят ребенка к поступлению в первый класс, они в большей степени обращают внимание на уровень его интеллектуальных способностей, а не на психологическую готовность к обучению в школе. В результате малыш может обладать всеми необходимыми навыками, но не уметь заводить дружбу с другими ребятами или слишком уставать от долгого нахождения на уроке. Все это становится причиной стрессов, из-за которых у ребенка пропадает желание заниматься дома и в школе.

Поэтому важную роль в развитии дошкольников учителя отдают социализации и тренировке усидчивости. Чтобы ребенок легко находил общий язык со сверстниками, достаточно часто гулять с ним на детских площадках, где он сможет научиться общаться со своими ровесниками. Еще лучше, если малыш будет посещать детский сад — тогда он освоит все необходимые социальные навыки еще в раннем возрасте.

А чтобы ребенок смог сохранять сосредоточенность на уроках в школе, нужно приучать его подолгу заниматься лепкой, рисованием, сборкой пазлов и конструкторов. Эти занятия отлично тренируют концентрацию внимания, которая так необходима для успешной учебы. Не менее важно объяснить малышу как нужно вести себя в классе: сохранять тишину на уроках, не отвлекаться самому и не отвлекать своих одноклассников, поднимать руку для того, чтобы ответить учителю или задать ему вопрос. Если объяснить малышу все это заранее, то ему легче будет привыкнуть к учебе в школе.

Источник