Причина не могу догнать
Триста лет на одном месте: почему Россия со времен Петра не может догнать Запад
Несмотря на то, что у нашей страны нет проблем с интеллектом и в избытке креативных людей, но она не хочет, не умеет и не способна на этом зарабатывать.
Известный российский социолог Сергей Белановский опубликовал в своем блоге пост о советских инженерах, о том, почему при всей несомненной талантливости отечественных ученых и инженеров, страна топталась на одном и том же месте. Причем, не только во времена СССР, но и много раньше, и что самое неприятное – до сих пор, как это выяснилось в ходе дискуссии, которая развернулась вокруг этой публикации:
«Какое-то время назад я написал пост о том, как сломанную английскую автоматику в производстве резины заместили ручным трудом. Но эта история еще может иметь какое-то объяснение. Завод «под ключ» был куплен в Англии. Но любой завод помимо основного сырья требует регулярных поставок расходных материалов и комплектации. За них тоже нужно было платить валютой. Эту валюту не выделяли. И это можно понять. Воровать валюту в те годы в таких масштабах, как сейчас, наверное, было нельзя. Но были более мелкие ништяки, которые тогда очень ценились. Например, загранкомандировки.
Поэтому государство считало, что обойдутся и без валюты, как-нибудь вывернутся с помощью импортозамещения. Выворачивались, как могли, в первую очередь замещая автоматизированные и механизированные процессы ручным трудом. Но где-то в середине 70-х годов эта модель себя исчерпала. Люди закончились. Заводы стали нанимать алкашей, один знакомый директор заключил договор со школой глухонемых (они очень скоро его достали своими требованиями немедленно дать квартиру). Кажется, даже договаривались с местами заключения об УДО, если люди согласятся пойти работать на их завод (не знаю, как это оформляли с точки зрения закона).
Где-то в начале 80-х годов на совещании в Главке Миннефтехимпрома СССР я вылез не по рангу и поставил вопрос о том, что на данный момент надо заниматься уже не текучестью кадров, которая упала до 10% и ниже, а дефицитом рабочей силы. Ответом было всеобщее удивление. Начальник главка потребовал принести отчетность. По рукой оказалась профперепись, которую проводили раз в три года. Открыли первую строку и увидели, что на флагмане отрасли «Красном треугольнике» численность промоперсонала падает уже 9 лет подряд! Все зашумели, но замминистра, присутствовавший на совещании вдруг резко прекратил дискуссию, раздраженно сказав, что «это больной вопрос», и не здесь нам его обсуждать. Совещание закрылось. Впрочем, через некоторое время от главка поступило распоряжение «заняться дефицитом». К сожалению, я вскоре после этого ушел в Академию Наук, а во время перестройки наше подразделение, а потом и все министерство упразднили. Началась новая эпоха.
Это был интересный сюжет, но, как ни странно, я хотел рассказать о другом. Главная мысль предыдущего сюжета — нелепая на первый взгляд ситуация имела свое объяснение. Пусть плохое с точки зрения менеджмента, но имела.
А вот сюжет, рассказанный мне моим отцом, электронщиком, еще в 60-е годы (я тогда заканчивал школу) такого объяснения не имеет. Поясняю, что техническая терминология тогда отличалась от современной. Где-то в 50-е годы один американец изобрел так называемые интегральные схемы, когда вместо сборки и пайки электронных схем на текстолитовых пластинах он предложил размещать электронные элементы (конденсаторы, сопротивления и т.п.) непосредственно на кремниевых пластинах. Эффекты миниатюризации и снижения себестоимости превзошли все ожидания. Технология стала стремительно развиваться.
С некоторым опозданием эту технологию стали внедрять и у нас. Но выход годных изделий и, что не менее важно, их надежность в процессе эксплуатации, были ниже плинтуса. А производство — это понятно — имело в первую очередь оборонное значение. И вот в ЦК КПСС — это абсолютно реальная история — собрали группу инженеров и поставили задачу разобраться. Для этого их направили на небольшой опытный завод, предназначенный для отработки новой технологии.
Разобравшись, инженеры пришли в ужас. Например, в помещении, где создавались микросхемы, работал масляный вакуумный насос. При каждом обороте он выбрасывал в воздух мельчайшие капли масла, губительные для микросхем. А на первом этаже во исполнение постановлений того же ЦК КПСС о хозрасчете и самоокупаемости директор наладил производство офисных стульев. Металлические трубки пилили и сгибали прессом. Летела металлическая пыль, проникавшая и в помещение, где изготавливали микросхемы. И т.д. Все это инженеры сообщили директору, но он послал их подальше. Тогда инженеры собрались и решили составить письмо или записку в ЦК КПСС — ведь это же он их туда направил. Но неформально было принято еще одно решение: если после письма на заводе ничего не изменится, они никогда больше не будут пытаться что-то улучшить, ратуя за государственные интересы.
Как можно догадаться, никаких мер принято не было. Инженеры разошлись по своим прежним работам или устроились куда-то еще. Группа распалась.
С тех пор прошло больше 50 лет, но я по-прежнему порой вспоминаю эту историю. Допустим, ситуацию на резиновом производстве можно объяснить. Не оправдать, но объяснить. А как объяснить историю с группой инженеров, о которой рассказывал отец? Их направили из ЦК КПСС, и поставленную задачу они с честью выполнили. Вопрос имел важнейшее производственное и оборонное значение. Информацию направили по назначению. Почему ничего не произошло?
Еще одна загадка. В те времена при всей нелепости экономической системы в СССР существовали сильные научные и инженерные школы. Это признавали и иностранцы. Откуда они брались и как воспроизводились — отдельный интересный вопрос. Может быть, это было своеобразное эхо войны, когда приходилось работать без дураков?
Порой наши ученые и инженеры делали уникальные вещи, но в производство они не шли. Даже в очевидных случаях решения не принимались. Или принимались с очень большим опозданием, когда отчеты западной резидентуры рисовали уж совсем катастрофическую картину. Почему? Почему ЦК КПСС не захотел принять никаких мер во исполнение своего собственного поручения?
В отличие от первой ситуации, у меня (простите за выражение, социолога) нет ответа на этот вопрос. Так он и остался загадкой ушедшей эпохи…»
Этот пост вызвал множество откликов, в которых комментаторы делились своим опытом. Так Николай Качнов рассказал поучительную историю того, как только вмешательство спецслужб помогло решить важнейшую технологическую проблему
«Расскажу тоже историю. Вплоть до 1990-х годов у нас вовсю использовались навесные элементы, которые впаивались. Ну и микросхемы тоже паялись.
И возникала проблема: при перегреве микросхема выходила из строя, большой процент брака, переделка требовала времени (выпаять и снова впаять) снова проверять, снова брак…
Проблему решали методами производственными и научными.
Производственными: местный умелец из хозобслуживания купил в универсаме бытовые настольные вентиляторы, разобрал и прикрутил моторы с пропеллерами к обручам, которые пайщики надевали себе на голову. Охрана труда была в шоке, но снижение брака было важнее.
Научными: работали целые НИИ, писались кандидатские и докторские диссертации, разрабатывались специальные припои, которые позволяли как-то снизить температуру пайки. Получались государственные премии, проводились конференции.
Компетентные органы привозят детальку с иностранной выставки. А там — контактная площадка, пластиковая.
Впаивается площадка, а микросхема в неё вставляется. Вуаля, — пайка при любой температуре. Стоимость решения — мизерная.
Но в данном случае были сделаны оргвыводы, головы полетели. Видимо доклад компетентных органов попал таки на нужный стол…»
Однако, это было скорее исключением из правил, считает Марк Рахковский:
«Три замечания из своей практики работы мастером в цеху металлообработки и сборки газоперекачивающих агрегатов времён проекта «газ-трубы» в 1980-е.
- Была целевая программа устройства инвалидов. У нас работали курьерами и складскими рабочими ДЦПшники и дебилы (в мед.смысле).
- Были специальности на которые брали только глухих и глухонемых. Это слесари по зачистке после сварки внутри больших конструкций и заклепщики работающие с горячими заклепками.
- По поводу бесхозяйственности. В 1983 году меня позвали на «Турбоатомгаз» недалеко от Ленинграда начальником участка тяжёлых станков. Два закупленных швейцарских координатно-расточных станка поставленные в термоконстантный бокс для обеспечения изготовления деталей с точностью до 0,001 мм по нерадивости строителей залило водой и их просто выбросили т.к. шефмонтажники приехав и посмотрев на это отказались производить монтаж, наладку и комплексное опробование данного оборудования…»
Юлия Малахова рассказала печальную историю о судьбе советских инженеров, которые были вынуждены уезжать на Запад, поскольку их работа никому по сути была не нужна:
«Мой отец был инженером электронно-вычислительных систем и даже сделал в конце 60-х сразу же засекреченный миникомпьютер. Так вот на выставку Системотехника 60-70 годы- приезжали со всего мира спецы и вербовали наших инженеров. Отцу поступали предложения уехать в Швейцарию от Barrous, затем в Штаты к IBM, Ford нами интересовался. Отец был патриот и остался. А многие уехали! А школа была блестящая — им преподавали ещё старорежимные ученые, многие прошли школы лучших университетов мира, плюс ребятам умели делать все сами, каждый инженер имел и квалификации , к примеру, фрезеровщика или ещё какой профессии…»
Анастасий Михайлов назвал причину такого положения дел:
«Отсутствие стимула делать что-то хорошо, вот и все. За исключением отдельных индивидуумов, большинству не было дела до всего этого, так как их жизнь в общем-то никак не зависела от того хорошо они работают или плохо. Рабский труд неэффективен — давно известно…»
Сергей Лысиков привел свои аргументы:
«На ваш вопрос: «Почему ЦК КПСС не захотел принять никаких мер во исполнение своего собственного поручения?» жизнь дала давно ответ. Общественная собственность на средства производства всегда приходит в упадок. Частная собственность всегда эффективнее государственной. ЦК КПСС новая технология была не нужна, они же не потребители. Директору завода было выгоднее делать офисные стулья. Коррупции, которая сейчас мотивирует чиновников, тогда не было. Ваши микросхемы были никому не нужны…»
Источник
«Догоняем» пропущенный материал быстро и эффективно.
В каждой семье бывают ситуации, когда нужно догнать несколько тем по школьной программе. Но что делать если ребёнок сильно отстал и надо не просто догонять, а максимально быстро усвоить весь материал за достаточно короткий промежуток времени?
Мы несколько раз сталкивались с этой проблемой с детьми младшего и среднего возраста. И сейчас я хочу поделиться с вами своим опытом.
В начальной школе очень большое количество времени выделяется на отработку полученных знаний. Дети ещё маленькие и сложные темы, которые надо запомнить и применить, встречаются не так часто как в старшей или средней школе. В основном, по учебникам можно заметить очень плавную подготовку к главной теме или правилу.
Например, русский язык второго класса. Сначала объясняется один термин, затем второй. Далее следуют различные упражнения на закрепление и только потом вырисовывается правило, которое необходимо запомнить. Детям не очень понятно. Что за термины? Для чего они? Смею предположить, что с тридцатью детьми может быть это и правильный подход, но для самостоятельного освоения слишком скучный. Если все делать по учебнику, то работы там на неделю, а по факту столько времени тратить не обязательно.
Я брала упражнения уже после главного правила, тем самым пропуская несколько предыдущих второстепенных параграфов, и ребёнок пытался без знания понять какую букву необходимо вставить и почему. И вот тут начинается работа мозга! Но самое главное — чаду надо самостоятельно объяснить свой выбор той или иной буквы. Я была удивлена, но даже отстающий школьник может спокойно догадаться и найди правильный вариант. Дальше я восторженно подтверждаю его верную мысль и мы своими словами формируем правило правописания, которое еще не знаем. Потом возвращаемся ко всем определениям и терминам учебника, проговариваем необходимые слова, запоминаем их и повторяем. Всё! Применяем орфограмму на одном из заданий и в последующие дни закрепляем тему в упражнениях. Если же малыш сам не может догадаться с правописанием, то я даю подсказку на аналогичном примере, а сын по образцу применяет к своему слову. Но с родительской помощью лучше не спешить. Пусть учащийся сам пытается старательно найти решение. Открытие ребёнка запомнится фундаментальнее всех наших разъяснений! Кроме того, если чадо проявляет интерес к какому-то предмету, то, скорее всего, проблем с усвоением в этом направлении будет намного меньше. Этот предмет спокойно можно пройти забегая вперёд на третий и четвёртый класс, и дальше. Это нормально и естественно, а ещё помогает поднять самооценку малыша из отстающего в преуспевающего. Так наш второклассник уже решает примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей. А мне, в свою очередь, не придётся искать к нему подход в пятом классе, когда у сына уже может и не быть такого интереса к данной теме.
Что касается средней школы, то там тоже есть свои тонкости. Для начала родителям надо понимать то, что вся учебная программа построена циклическим способом. Если вы сравните учебники по одному предмету, то убедитесь, что многие темы в следующем классе повторяются. Только с каждым годом они тщательнее раскрываются и дополняется новым материалом. Поэтому, если у подростка нет пробелов в знаниях с предыдущего года, догнать программу будет несложно. Я начинала с того, что просто обозначала тему и ребята рассказывали все что они уже знают. Так мы вспоминали то, что уже известно, понимали что надо доучить и только после этого приступали к изучению новых деталей.
Следующим моментом, который я для себя отмечала, это психотип детей или определение доминирующего органа чувств ребёнка при восприятии информации. Многие подростки уже самостоятельно обозначают как лучше им запоминается параграф, формулы или правило. Что ж, дома как раз это можно попробовать. Если ребёнок визуал, то информацию лучше искать в схемах, рисунках или видео. Аудиалам ищем аудиокниги и весь материал переводим в устную форму. Скороговорки и стихотворные формы запоминания правил для аудиалов подойдут лучше всего. С детьми-кинестетиками требуется все наше творчество и мастерство. Интерактивные музеи и выставки взрослым в помощь. Таким ребятам необходимо не просто услышать или увидеть, а ещё прочувствовать информацию. Всевозможные наборы юного физика подойдут для базовых знаний одноимённого предмета в школе. Если нет возможности покупать, то в интернете бесплатно можно найти массу опытов в домашних условиях. Наша родительская близость и совместное изучение в комфортной обстановке помогут освоить необходимый предмет.
Так по истории или биологии сын читает параграф, смотрит видео и делает рабочую тетрадь. А дочка включает аудио по нужной теме и потом сразу переходит к письменной работе. Рабочие тетради служат в качестве проверки изученного материала. Дети отвечают на вопросы без повторного возвращения к источникам, и это помогает мне оценить уровень их восприятия. Действительно, определение психотипа чада и применение этих понятий позволяет ему находиться в благоприятном состоянии во время обучения, ссылаться на подходящие источники, и работать более эффективно.
Но не стоит забывать, что программа рассчитана и расписана на год для изучения целым классом, а при самостоятельном освоении времени нужно раза в три меньше. Все не так страшно, как кажется!
Автор: Юлия Стаханова
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Трое детей на СО. Как сделать всё правильно и не сойти с ума!
Ребенок и гаджеты. Как не перегнуть палку?
Чем занять свободное время на СО? Мои ошибки.
«Неужели СО лучше школы?» Сколько денег уходит .
Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесь на канал.
Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.
Источник
3 причины, почему Россия никогда не догонит Запад
Уже несколько лет с экрана телевизора нам обещают «прорыв», а его все не видно. Напротив, экономика России напоминает застойное болото. Импортозамещения, по большому счету, не произошло.
Обещаниям райской жизни сопутствовали агрессивные выпады в сторону Запада. Мол, мы всех шапками закидаем, и все нам будут завидовать. Но пока что завидовать приходится россиянам. Как и было испокон веков.
В чем же дело? Что мешает России быть «впереди планеты всей»? Происки НАТО или наша национальная психология?
1. Равнодушие к талантам
На так называемом «загнивающем Западе» трепетно относятся к умным и талантливым людям. Во всех остальных частях света, включая Россию, интеллект и одаренность никогда не были востребованы. Китай смог перестроиться в этом отношении, чем обеспечил себе резкий скачок вперед. А мы — нет.
В США, Англии, Франции человек, проявивший хоть в чем-то способности выше среднего, тут же оказывается в центре внимания. Ему всячески помогают, во всем его поддерживают. Вся система заточена на поиск гениев. Издательства, музыкальные лейблы, киностудии, футбольные клубы имеют обширную сеть скаутов, которые неустанно ищут одаренных людей.
Не дай бог выяснится, что где-то в глубинке есть способный музыкант или футболист, которого они упустили! Скаутам устроят настоящую взбучку, и хорошо, если половину штата не уволят.
В России таланты никто не ищет. Российские художники и спортсмены могут шокировать историями о талантливых людях, которые оказались никому не нужны. Тут важно отметить: речь идет не о способных парнишках. Имеются в виду режиссеры уровня Спилберга и футболисты класса Рональдо.
Отношение к талантам в России не просто равнодушное или презрительное. Оно чудовищное. Любого, кто хоть немного выделится из серой массы, начинают травить и уничтожать.
Не дорожить талантами — значит рыть себе яму. При такой политике мы не только не догоним Запад, но останемся далеко позади. А может, вообще исчезнем. Совсем неспроста у «тупой Америки» двести двадцать шесть нобелевских лауреатов, а у нас — всего двадцать шесть.
2. Ненависть к успешным
В Древнем Новгороде, когда кто-то становился богатым, соседи жгли его дом. Нигде в мире такого больше не было. Это прекрасная иллюстрация к тому, как в России относятся к богатым и успешным.
В США, например, культ состоявшихся людей. Когда американец старается выбиться в люди, его подбадривают, хлопают по плечу: «Давай, у тебя получится». А к бездельникам и алкоголикам отношение презрительное. Но бедных людей, если они работают, никто не унижает.
В нашей стране любят только тех, кто «бухает» и бьет баклуши. Если вчерашний пьяница начнет вести здоровый образ жизни, он потеряет всех друзей. Любой, кто пытается чего-то достичь, вызывает подозрение. Самое смешное, что и к бедным средний россиянин относится без сочувствия. Не потому, что плохо работают. Просто бедняки не могут «кидать понты»: ездить на шикарных машинах, есть в дорогих ресторанах, отдыхать на Ибице.
Зарабатывать много, ничего не делая — вот идеал россиянина. Зато тем, кто добился процветания честным трудом, прощения нет.
3. Слабая экспансия
Русские гордятся, что у нас никогда не было колоний. В этом есть хорошие стороны. Но почему у нас их не было? Потому что Россия попросту боялась их завоевывать. В случае неудачи пострадал бы наш имидж сильной державы. Мы предпочитали не играть, чтобы не проиграть.
Что же получается? Англо-саксы завоевали четыре континента, распространили свою культуру. Английский стал языком международного общения. Не говоря уже об экономических преимуществах. Средний англичанин или американец за ту же работу получает в 3-4 раза больше россиянина.
Мы проиграли войну за мировое влияние. Теперь уже поздно. Куда ни сунься — все занято протестантами. Россия ограничена в плане продвижения своих интересов, своего имиджа, языка, культуры. И, возможно, исправить эту ситуацию уже никогда не удастся.
Источник