При каких причинах могут не поставить на кадастровый учет
Содержание статьи
Причины отказа в постановке на кадастровый учёт — Первая кадастровая
И. Н. Иванеженкова, редактор газеты «Земельная газета», г. Брянск Постановка недвижимости на государственный кадастровый учёт — важный этап, без которого невозможно осуществить дальнейшие операции с земельным участком, домом или прочими, в том числе незавершёнными, постройками. Законодательством предусмотрены определённые требования к заявителю, невыполнение которых может повлечь за собой отказ регистрирующего органа. Рассмотрим все случаи подробно.
ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НАДО
Для начала напомним, что кадастровый учёт — это не что иное, как описание и индивидуализация земельных участков в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Проще говоря, для того чтобы оформить землю под домом и произвести в дальнейшем любую сделку, ей должен быть присвоен уникальный кадастровый номер — как сформированному объекту недвижимости. Присвоение номера предваряется определением границ и выявлением индивидуальных характеристик данного участка, которые отличают его от других и позволяют определить его кадастровую стоимость. В результате постановки на кадастровый учёт собственнику выдаётся кадастровый паспорт участка, что даёт вам право провести государственную регистрацию, после чего вы обретаете возможность купить, продать, обменять, подарить либо сдать данную землю в аренду — словом, распорядиться ею по своему усмотрению. Кроме того, значимость этой процедуры трудно переоценить в том случае, когда возникают недоразумения с соседями. Предположим, при постановке на учёт соседнего участка кадастровый инженер неверно указал границы, в результате чего возникло наложение границ и, как следствие, захват части вашей территории. И если о вашем участке сведения в ГКН уже есть, вам не грозят судебные тяжбы по отвоёвыванию собственности: кадастровый орган выявит это сразу и не позволит допустить ошибку. Таким образом, постановка на кадастровый учёт — верный способ защитить свою недвижимость от нечаянных и тем более намеренных посягательств со стороны.
ЧТО СТАВИМ
Вопросы, связанные с постановкой объектов на кадастровый учёт любой недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства), регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Именно этот документ предписывает необходимость обратиться в кадастровый орган с заявлением о постановке на учёт любого вновь образованного объекта недвижимости. В том случае, если в силу перестройки, перепланировки уникальные характеристики вашего дома или участка меняются, вы обязаны известить об этом кадастровый орган и внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Когда же объект недвижимости прекращает своё существование, за вами остаётся обязанность снова явиться в кадастровую палату и снять объект с учёта. Состав необходимых для кадастрового учета документов и требования к их оформлению описаны в статье 22 данного федерального закона. Однако недавно Минэкономразвития издало приказ, позволяющий упростить сбор бумаг в некоторых случаях. Так, при уточнении границ земельного участка теперь не понадобится предоставлять межевые планы соседних участков: вся информация может быть указана в рамках вашего межевого плана. Упрощается подготовка документов для формирования земель, находящихся под линейными объектами. Прежде всего, это касается участков под линиями электропередач. Большинство таких территорий либо вообще не сформировано, либо описано схематично, без указания координат. Новые правила позволяют избежать главной трудности прежнего порядка, предписывающего практически «проводить дорогу к каждому столбу» — сейчас можно просто считать, что доступ к линейному объекту есть.
ПРИЧИНЫ ОТКАЗА
Все поданные вами документы тщательно проверяются специалистами на предмет наличия, соответствия действительности и правильного оформления. И если обнаружены недочёты, что является нарушением требований закона, процедура постановки на государственный кадастровый учёт может быть приостановлена до устранения выявленных несоответствий, на что закон отводит не более трёх месяцев. В каких же случаях кадастровый орган может вынести решение об отказе в постановке объекта недвижимости на учёт? Рассмотрим основные причины отказа: 1. Если имущество, о кадастровом учёте которого представлено заявление, не является объектом недвижимости. 2. Заявление о кадастровом учёте или необходимые документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям вышеуказанного закона. Форму заявления (утверждена Министерством юстиции РФ) обычно можно найти на стендах в каждом органе кадастрового учёта. Обратите на неё внимание и учите все нюансы при заполнении. Также необходимо, чтобы в заявлении была проставлена личная подпись заявителя или его уполномоченного представителя. 3. Объект недвижимости, о кадастровом учёте которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. 4. Если данный объект недвижимости образован из объекта недвижимости, внесённые в ГКН сведения о котором носят временный характер. 5. Когда с заявлением о кадастровом учёте обратилось ненадлежащее лицо. Например, с заявлением об учёте частей объекта недвижимости вправе обратиться собственники или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Также, в соответствии со статьей 47 закона о кадастре, до 1 января 2013 года при наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершённого строительства допускается внесение в ГКН сведений о местоположении указанных объектов на соответствующем земельном участке на основании заявления о кадастровом учёте, поданного собственником либо его представителем, и межевого плана. При этом оформляется заявление об учёте изменений объекта недвижимости. 6. Если не устранены в срок выявленные в прилагаемых документах несоответствия закону, повлекшие за собой приостановку процесса. 7. Межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.
ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в постановке на учёт земельного участка также в следующих случаях: 1. Если размер образуемого земельного участка или участка, который в результате преобразования сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам участков. В соответствии со статьёй 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. 2. Если к образуемому или изменённому земельному участку не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путём установления сервитута. Под землями общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. При решении этой проблемы в ряде случаев возможно установление частного сервитута, а если сервитут затрагивает интересы целой группы населения, то устанавливаются публичные сервитуты. 3. Одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населённого пункта; 4. Участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель (за исключением установленных федеральным законом случаев).
ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОЩАДИ ИЛИ ГРАНИЦ
При кадастровом учёте в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ вам могут отказать, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. В случае уточнения границ земельного участка орган кадастрового учёта принимает решение об отказе, когда: 1) в результате кадастрового учёта площадь этого земельного участка, определённая в соответствии с установленными законом требованиями, окажется больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; 2) при уточнении указанных границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с законом о кадастре не считается согласованным. Исключением являются случаи признания границ уточнёнными в порядке разрешения земельного спора.
СНЯТИЕ С УЧЁТА
Вам могут отказать даже в снятии с учёта земельного участка, если такой участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учёта (согласно статье 24 вышеозначенного закона).
ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ
Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:
- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учёта документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учёта изменений объектов недвижимости);
- отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтённом.
ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ
Отказать в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях вам могут, ссылаясь на отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).
ЧТО ДАЛЬШЕ
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта, которое вы получите на руки, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 27 закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. В случае неверного составления межевого плана вам вернут его на доработку с указанием рекомендаций об устранении выявленных несоответствий. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта может быть обжаловано в судебном порядке.
Источник
Почему могут отказать в госрегистрации
Что такое отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и как обывателю разобраться в тонкостях регистрационной деятельности?
Во-первых, орган государственной регистрации прав в процессе своей деятельности при осуществлении регистрации прав обязан принять решение по каждому поступившему на регистрацию заявлению. Каким может быть решение регистратора?
В своем большинстве принимаются решения о проведении регистрации. Так, за истекший период 2016 года в отношении объектов недвижимости Омского района было принято 27985 положительных решений о проведении регистрации.
Может быть принято решение о прекращении регистрации в тех случаях, когда заявители в процессе регистрации, но до принятия решения регистратором, представили заявления о ее прекращении, то есть самостоятельно отказываются от проведения регистрации по сделке. Подобные случаи возникают, когда после подписания договора у сторон изменились обстоятельства либо имеются неустранимые в процессе регистрации недостатки, но такие решения составляют только 2,3 процента от общего количества принятых решений.
Еще одна категория принятых регистратором решений — возврат документов без рассмотрения, составляющая всего 0,5 процента от всех заявлений, принятых на регистрацию. Данное решение принимается в случаях отказа в осуществлении кадастрового учета, а также при отсутствии информации об уплате государственной пошлины (п. 5 ст. 13 и п. 4 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).
Во-вторых, не нужно путать отказ в регистрации с отказом в приеме документов, так как на стадии приема документов решение об отказе в регистрации не может быть принято специалистом, который осуществляет прием пакета документов для проведения регистрации. Решение об отказе в регистрации принимается только государственным регистратором и только после проведения правовой экспертизы всех, представленных заявителем, документов и принятия мер для устранения недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации. А отказать в приеме документов может специалист, осуществляющий прием, в одном случае — когда в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные в них исправления, либо документ исполнен карандашом, имеет серьезные повреждения, не позволяющие истолковать его содержание (п. 3 ст. 18 Закона о регистрации).
Остановим внимание на основаниях принятых решений об отказе в государственной регистрации и проанализируем причины таких отказов, поскольку при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество любой гражданин либо юридическое лицо не застрахованы от ситуации, когда имеющиеся недостатки, препятствующие регистрации, влекут за собой решение об отказе в государственной регистрации. Данная категория принятых решений составляет около 2 процентов от общего количества зарегистрированных прав, ограничений, сделок.
Основания для отказа в регистрации предусмотрены статьей 20 Закона о регистрации. Вроде бы достаточно просто принять решение, определив, имеются ли основания для отказа в регистрации, указанные в законе. Однако ситуации бывают разные, и регистратор должен дать оценку не только всем документам, которые представлены для регистрации, но и предусмотреть последствия принятого им решения, в том числе его обоснованность и возможность обжалования решения в судебном порядке.
Первое основание для отказа. Оно звучит так: «Право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав». Как правило, по данному основанию очень редко принимаются решения об отказе, в текущем году их было три, поскольку это как раз те случаи, когда регистрация не предусмотрена законодательством. Если буквально трактовать данную формулировку, то можно сделать вывод о том, что речь идет о различных видах прав на недвижимость, которые делятся на подлежащие регистрации и не подлежащие таковой, а также случаи обращения за регистрацией права на объект, который не относится к недвижимому имуществу.
Следующее основание: «С заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо». Оно является уже более распространенным и обоснованно в тех ситуациях, когда отсутствуют полномочия у представителей для совершения конкретных регистрационных действий. Были случаи, когда представитель обратился за регистрацией, представляя интересы своего доверителя, однако доверенность на момент обращения уже отменена доверителем. По данному основанию также принимаются решения об отказе, когда имеется ошибка в правоустанавливающих документах правообладателя, не позволяющая достоверно определить принадлежность данного правоустанавливающего документа лицу, обратившемуся за регистрацией. Это может быть неправильное написание фамилии, имени и отчества, либо допущены исправления в документе, которые не оговорены надлежащим образом. И в этом случае граждане только в судебном порядке могут установить факт принадлежности правоустанавливающего документа.
А вот, пожалуй, наиболее распространенное и самое ёмкое основание для отказа в регистрации: «Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства». Какие же случаи подпадают под данное основание? В общей массе отказов в регистрации отказы по этому основанию составляют 30 процентов. Очевидно, что несоответствие документов закону по форме и их несоответствие по содержанию, являются разными основаниями для отказа. В практике регистрации это означает, что в отказе должно быть четко указано, по форме или по содержанию документы не соответствуют закону (разумеется, возможны случаи несоответствия и по форме, и по содержанию одновременно).
В каких же случаях принимается решение с основанием отказа, связанным с нарушением формы документов? Так, для регистрации может быть представлен документ, составленный в другом государстве, но не легализованный (отсутствует апостиль), не соблюдена установленная законодательством для отдельных видов сделок нотариальная форма договора, тоже самое относится к необходимости нотариального удостоверения доверенностей на осуществление регистрационных действий.
Теперь обратим внимание на нарушение требований к содержанию документов как основанию отказа в регистрации.
Требования к содержанию можно разделить на две группы. Первая — относится к сведениям, которые в обязательном порядке должны содержаться в правоустанавливающих документах. Эти требования содержатся в ст. 18 Закона о регистрации и Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, должны включать наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их мест нахождения, а также полностью написанные фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства физических лиц. Вторая группа — это основания, которые предусмотрены законодательством, но не соблюдены заявителями. К ним можно отнести: несоблюдение преимущественного права покупки; несоблюдение норм, устанавливающих ограничения, в случае отчуждения земель сельскохозяйственного назначения; отсутствие сведений в договорах об имеющихся ограничениях (обременениях), ненадлежащий правоустанавливающий документ (выписка из похозяйственной книги, декларация об объекте).
Отдельным основанием, и, зачастую, применяемым одновременно с предыдущим, является основание, сформулированное следующим образом: «Не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя». Это основание, как и предыдущее, является распространенным и значительным по количеству, так как составляет 50 процентов от общего количества отказов. В основном не представляются: правоустанавливающие документы; документы о предоставлении земельных участков для создания объектов недвижимости; заявления о государственной регистрации первичного права продавцов о ранее возникшем праве; документы, подтверждающие права собственности продавцов; нотариально удостоверенные согласия супругов; документы об отказе от права преимущественной покупки. В настоящее время появились случаи, когда приняты решения об отказе в регистрации по причине отказа родителей от исполнения обязательств по оформлению прав на несовершеннолетних детей при использовании средств материнского капитала. Имеются решения об отказе в связи с продажей доли постороннему лицу по землям сельскохозяйственного назначения. Новое для данного основания в текущее время — не представляются документы, подтверждающие законность перепланировки либо реконструкции объекта недвижимости. Также регистраторы вынуждены принимать решения об отказе по проблемным объектам долевого строительства, в связи с отсутствием документов для осуществления регистрации прав участников долевого строительства, например, по дому 2 мкр. Врубелево, В 2016 году регистраторами тщательно проверялись распорядительные акты органов местного самоуправления поселений и муниципального района по предоставлению земельных участков, в отделе была налажена работа по взаимодействию с земельными инспекторами Омского района, результатом которой явились 38 решений об отказе в регистрации.
Следующее основание для отказа в регистрации: «Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания». В 2016 году это основание применялось в двух случаях нарушения норм земельного законодательства, когда распоряжения сельских поселений были признаны недействительными в результате проверок и отменены.
Рассмотрим еще одно основание отказа, вытекающее из ст. 20 Закона о регистрации: «Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества». Только в одном случае в 2016 году данное основание являлось причиной отказа в регистрации. Но под это основание подпадают и другие случаи. Термин «не уполномоченный» говорит, прежде всего, о том, что речь идет о лице, которое само не является правообладателем и не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом. Таким образом, данное основание для отказа ориентирует регистрирующий орган на проверку правомерности распоряжения соответствующим правом.
Следующее основание для отказа: «Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий». Данная норма ориентирует регистратора на то, что в правоустанавливающем документе право на объект недвижимости должно быть описано в том состоянии, в котором оно находится на момент составления документа, т.е. со всеми ограничениями и обременениями, зарегистрированными в ЕГРП. На практике имеется только один отказ в регистрации по данному основанию, поскольку заявители заинтересованы в проведении регистрации и принимают все меры для устранения данного основания в процессе проведения правовой экспертизы.
Еще одно основание: «Правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества». Оно тоже является достаточно редким. На практике текущего года во всех случаях заявителями являлись физические лица, желающие оформить права на созданные объекты, однако права на земельный участок у них отсутствовали в связи с истечением срока действия договора аренды.
Основание «Правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» используется для принятия решения об отказе в регистрации нечасто. Данное основание прописано четко и не позволяет его расширительно толковать, соответственно применяется только в указанных случаях.
Следующее основание: «Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами» применяется в случаях, когда правообладатель обратился за регистрацией, а аренда или ипотека уже погашены ранее, либо решением суда правоустанавливающий документ признан недействительным. Бывает, что заявители обращаются с заявлением об отказе от права собственности на земельный участок, однако они уже не являются правообладателями ввиду того, что ранее распорядились объектом.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в государственном кадастре недвижимости. По данному основанию отказывается в тех случаях, когда объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет, но нужно отметить, что на сегодняшний день данная причина не является неустранимой, и решений по данному основанию принято не более десяти.
«Ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе» — это основание было использовано только в одном отказе в регистрации прав по заявлению муниципального образования.
«В государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем» — еще одно основание для принятия решения об отказе в регистрации, которое предусмотрено законом, однако практика по которому в Омском районе отсутствует.
Итак, законом четко определены основания для принятия регистратором решения об отказе в регистрации. Вместе с тем, следует отметить, что со стороны регистратора принимаются все меры, направленные на устранение недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации. Как показывает практика работы и анализ принятых решений об отказе в регистрации, количество отказов — это не показатель работы регистрирующего органа, а прежде всего результат недоработки документов, которые готовятся для оформления юристами, представителями, кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и специалистами других органов. Скажем в дополнение, можно было бы вполне избежать принятия решений об отказе в регистрации нескольких десятков объектов, если бы до момента межевания, постановки на кадастровый учет объектов и подачи документов на регистрацию был бы проверен факт о принадлежности объекта.
И в завершение. Сообщение об отказе подписывается регистратором и направляется заявителю в течение пяти дней после окончания срока рассмотрения заявления.
В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина заявителю не возвращаются. После отказа в государственной регистрации заявитель имеет право на повторное обращение за регистрацией после устранения причин, вызвавших отказ в государственной регистрации, либо обращается в суд. Количество повторных обращений после устранения нарушений законом не регламентировано. Пошлина каждый раз оплачивается заново. Новое обращение имеет смысл только в том случае, если допущенное нарушение устранено.
В зависимости от ситуации в судебных инстанциях можно обжаловать отказ в государственной регистрации или подать иск о признании права в случаях, когда замечания, указанные в сообщении об отказе, устранить невозможно в силу объективных причин.
Если отказ в регистрации суд признает необоснованным и в его решении указано на необходимость провести регистрацию, то регистрация будет осуществляться без заявления, на основании решения суда и ранее поданных документов. В течение 3 дней после поступления решения суда в регистрирующий орган должностное лицо обязано уведомить об этом заявителя и известить о сроках совершения регистрационных действий.
В 2016 году в практике работы Омского отдела судебных решений о признании отказов в регистрации необоснованными принято не было.
Динара Галиаскарова,
начальник Омского отдела
Управления Росреестра
по Омской области,
государственный регистратор.
Источник