Преступность и ее причины могут быть
.
, , , , , , . : , , ?, ? , . . , . , , , — . , , , , . , , (), . , , . , , , . , , . , . . , , . , , .
.
, , , . . , , , , . . , , . . , , . . ( ) , , . . , , . , ; . , . .
, .
, , , .
, , , .
, , , . . , , .
, , . . , , . , , .
, : . , , . , . .
, , , . .
, , .
, , . , , , : , , , , , , . , . . , , . . . , . .
— , , , . . , , , . . , .
: , : , , , , . . , .
. , . , , , . : ? : . .
( ) ( ), , , , .. ( , ). , () , , . , . , , .
.
.
.
, .
(, ) .
, , .
, .
, , , . . : . .
-, — , . , , — — , . . , . , , . , — . .
-, , , , , , .
, , .. , , .. , , . , , . .
, , . , , , , , , . . . . . . , , , , , , .
70- XX , Ȼ , . 15, л .. , — , . , , .. : — ? .
— , : , ? : -, , ; -, , , .
. . , , . . .
, , . : , ?, , , , , , ? , ? , .
. — . . , . , , .
, , , . . , — , . , , :
- ;
- ;
- .
. . , , .
, , , , . , . , , .
, , , , , . . .
. , , . , () , ( ). , , , -, , -, . () ( ). () (, ). , . , . , .
, , , . , , : , , . , , , . , : , . , , , . , — , . , , . . , .
. . , , , , . , , . , , , . , .
, , — . , , , , , , -, — .. , . , , , .., , , , .. .
, . , , , , . , . , , . , , . .
. . , , ( ) . .
. , . , . , , . .
?
, , , . — , , , . , , , . , , , , , . , . : , , , . , . , , , , , , . , , . , , , . ( ) . , , , . , , , . .
: , , . ( ), ( ) ( , ). ( , ). , , .. , , .. , . , , , .
. , . , . , . , . , , . , , , , , . ( ) , , , . . — .
, , .. , — , . , , , , , . , , , , , , , . , , , , . , , . . , .
, , , , . ? . . . , , . , , . , . . , , , , -, — . , .
, — — , . , , ( ). , , : . , , : . , . , , . , , — , , . , .
, .
?
, ?
, . , 90- , , , . -, , ? , . 20 . , ? ? ? , . . , , .
, . ? ? ? ? ? ? ? ? , ?
, , . . , — , , , , . , . , . , , , . : , . , , : . , , , , .
, .
, , , .
, , , . .
. , , , .
, , , .., , , . , , , .
, () , , , , , . , () . , .
, .
() .
, , : , , , . , , , , . . , . , : , . .
, : , , , , , , , .
, , , .
.
.
.
. () , , , , — , .. , : , , . , , . , .
, . , . , : , , , , . : , — .
, .
. . : . , , , .
, , .
, , .
. , , . , , . () . — , .
: — , , .. .
— . , , , , . : , , , .
, . , : , (, ) : , , , .
, , , .
, — , . , . : , ( , ) , , .
, .
() , . , .
-, -, , , , , — . — , .
, , .
, , , .
, . , , .
, , . , . .
1. , , . . . , , , . . . , , . . , .
2. , , , , .
. . , .
3. . , , , .
4. , , , . , .
5. , , — , .
, , . , , , . , () . , .
, , , , . , , . , , . .
. , . , . . ? , , . .
. . , , , ; , , 1 .. . ., 1968. . 70-71.. (.. , .. , .. ) , . . .. , .. , .. , … 2 .., … .. . ., 2000. . 5, 8.. , , , , . , , . , . , : , , , . . . , , . , .. , , , , , , … . .. :
, .
. , . , , . , , .
, .
, , .. , , , . , . . . , , , , .
, , , , . , , . , .
, , , : , . , , . , . : , , , ; . , , , . ( ) , , -, , — . , , , , , , ( ), ( ). . , . , , , , . , , , -. , : ; , , .
, , , .. , : ; , . , .. , . , , 3 .. . ., 1984. . 7-8.. .. .
.. , . , , , , , .
, .. , . , ( , , ). (, , ..). , .. , 4 .. . . 90-91. . : .., .. // . , — . 2009. 12.. .
.. , , . .. , , , . , , , , . , , , . , , , , , .
, .. , , . , , .. , .. , . , , — .5 .. . ., 1996. . 30-31. , .. , , , , , .
, . , , , . — , : . , , , . , . , , , , , , . , , . , .
, , .
, , . , . , . . , , .
, . , , , ( ) . , . .
, , , . , . , , , .
, , . . .
.
, . , . . , , . , , . .
: , , . : , . , . , . , . , . , , , .
. , . , . , , , , , .
— , . , , .
. .
-: , . , .
, . . , . .
. , , , . . — . .
, , , , .
1. .
2. .
3. .
4. . .
5. , .
6. , , .
7. , , , .
8. , , , , .
9. , , , , .
10. , . .
11. , , . , . , . , .
, , , .
.
-.
.
.
, , , , , .
.
1. , (, ) : . .
2. , . , .
3. .
4. , , , , , .. . , , .
.
, , . . , , () . , . , , . , , .
, .
, , , , , . , .
Источник
Причины и условия преступности
Причины преступности — такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.).
Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.
Другими словами, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне — совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.
Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.
Объективные причины преступности – социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.
Условия преступности – это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:
1) сопутствующие условия, – те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;
2) необходимые условия, – без которых событие не могло бы наступить;
3) достаточные условия – комплекс всех необходимых условий.
Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности — это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.
Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.
Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие. Так, совершение преступления, квалифицированного по ст. 264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), выразившегося в совершении автомобильной аварии, когда водитель в дождливую погоду при плохой видимости превысил скорость и не заметил размытого участка дороги. Причина происшествия — превышение скорости и невнимательность водителя; не будь этого, авария бы не случилась. Дождливая погода и плохая видимость — условия происшедшей аварии; сами по себе они не могут ее вызвать, но и без этих условий авария вряд ли произошла бы.
Таким образом, суть условия и его отличие от причины состоит в том, что это явление или процесс, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия. Иными словами, причина порождает следствие, в то время как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.
Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.
Разграничить причины и условия преступности не всегда легко и просто. Такое разграничение больше применимо в отношении индивидуального преступного поведения, где можно с достаточной определенностью разделить, что породило соответствующий поступок индивида, а что лишь обусловило ее совершение. На более высоких уровнях анализа такое разграничение существенно затруднено, ибо в иерархической взаимосвязи те или иные явления и процессы выступают в одном случае в качестве причины, а в другом — как условие.
Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер — не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.
Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация.
1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления). Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.) Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая – является по преимуществу условиями совершения преступлений.
2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные детерминанты классифицируются: на общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.
3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие (бесхозяйственность, плохая профилактическая работа по месту жительства).
4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные. Абсолютно объективных или абсолютно субъективных явлений в обществе не существует. 5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.
6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).
В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.
Причины, влияющие на преступность, могут также быть:
1) общие — система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;
2) специфические — часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий) приводит к преступлению.
Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны — они будут там, где есть общество.
Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:
1) индивидуальном — рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;
2) социологическом — здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;
3) философском — самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).
Источник