Правовые нормы могут закрепляться в виде принципов
Принципы права: их виды и законодательное закрепление
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину
В.К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.
По мнению В.Н. Синюкова, российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину.
Еще один перечень правовых принципов предложен О.И. Цыбулевской. Это социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм.
Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемы представляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципах права вообще не рассматривается.
И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законодатель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции России, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конституция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.
Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.
В ст. 6 ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:
• закон обратной силы не имеет;
• все, что законом не запрещено, дозволено;
• никто не может быть судьей в собственном деле;
• нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
Большинство правовых аксиом закреплено в законе.
Источник
Нормы права, их виды, структура и способы изложения
В норме права формулируется правило поведения.
«Норма» в переводе с латинского языка означает образец, точное предписание.
Норма права — это правило поведения, которое является обязательным для всех лиц. Несоблюдение правовой нормы влечет за собой государственное принуждение.
После опубликования и обнародования правовая норма приобретает государственно-властный характер, т.е. становится обязательной для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, государственными органами.
Правовая норма исходит от государства, им охраняется, поэтому даже если норма права носит характер предписания — все равно ей присущ элемент властности.
Правовая норма всегда носит общий характер, она служит масштабом поведения людей; не имея определенного адресата, она направлена не к конкретному лицу (как, например, при вынесении судебного решения), а к любым лицам, которые вступили, или могут вступить в отношения, регулируемые данной нормой.
Общий характер правовых норм позволяет урегулировать не каждый отдельный случай, а охватить все случаи, факты, отношения.
Нет смысла определять последствия, которые повлечет за собой факт совершения хулиганского поступка — норма права позволяет упорядочить эти отношения путем установления общего предписания.
Норма права обеспечивается силой государственного принуждения.
Виды норм права.
Современная система права складывается из огромного количества правовых норм, так как в обществе действуют многочисленные общественные отношения, в которых и зарождаются нормы права, в конечном счете, отражая все многообразие жизненных ситуаций.
Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.
На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы:
Исходные (учредительные, отправные) нормы и
Нормы – правила поведения.
Исходные (учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак – наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования.
Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие
— действие норм-правил поведения, а также
— законодательную и правоприменительную деятельность.
Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права.
Основное отличие норм-правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а
воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер.
Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды:
— нормы-начала;
— нормы-принципы;
— нормы-задачи;
— нормы-цели;
— нормы-дефиниции.
Нормы-начала – отражают отправные моменты правового регламентирования
общественных отношений,
правового положения человека в государстве,
пределов действия государства,
закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации.
Нормы-принципы – содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение.
Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения.
Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д.
Тот или иной принцип можно выводить из совокупностей статей, т.е. когда содержание одного принципа излагается в нескольких статьях нормативного акта.
И, наконец, тот или иной принцип может следовать (вытекать) из смысла всего нормативно-правового акта.
Нормы-цели — это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которые стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом.
В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами.
В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст.43 УК РФ закреплены цели института наказания.
Нормы-задачи — это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений.
В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно-правового акта или задачи государственных органов.
Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее принципиальное значение. Такова, например, норма, определяющая понятие наказания (ч.1 ст.43 УК РФ).
В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные.
Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения.
Объем правового регулирования предопределяет отраслевое или межотраслевое значение общих норм.
Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором – имеют значение для нескольких отраслей права. Так, закрепленное в ст.51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.
Специальные нормы регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в отдельной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.
Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования.
В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они делятся – на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д.
В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а процессуальные – на вопрос «как регулируют?».
Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Императивные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения.
В императивных нормах в категоричной форме указывается единственный возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному» и т.п.
Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными.
Диспозитивные нормы – это разновидность правовых норм, оставляющие субъектам возможность усмотрения в выборе варианта поведения.
Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договорится о своих взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения и т.д.
Диспозитивные нормы широко представлены в гражданском, семейном и трудовом праве.
Поощрительные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих модель заслуженного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы.
В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращения объема обязанностей).
Широко поощрительные нормы представлены в трудовом, административном и уголовно-исполнительном праве. Более того, принципом уголовно-исполнительного права выступает рациональное применение мер поощрения (ст. 8 УИК РФ).
Рекомендательные нормы – устанавливают варианты наиболее приемлемого для государства и общества поведения. Они в «мягкой» форме указывают на желательное развитие общественных отношений.
В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.
Обязывающие нормы (нормы, определяющие меру должного поведения), то есть обязывающие лицо совершить определенные положительные действия. Например, из положений ст.124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному.
Запрещающие нормы (нормы-запреты), которые устанавливают, что делать нельзя. Все лица должны воздерживаться от запрещенных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну.
Управомочивающие нормы (нормы-разрешения),нормы, определяющие меру возможного поведения. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются.
Разновидностью управомощивающих можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих.
Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер. Между обязанностями и запретами существует тесная логико-генетическая взаимосвязь. Так, обязанность совершать определенное действие эквивалентна запрету не бездействовать при указанных в норме условиях, а любому правомочию всегда сопутствует правовая обязанность.
Нормы права можно классифицировать и по иным основаниям: времени действия и юридической силе.
По времени действия они могут быть постоянными и нормами временного действия
В зависимости от юридической силы они подразделяются на федеральные и региональные нормы права.
В качестве особой разновидности можно выделить нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления.
Федеральные и региональные нормы, в свою очередь, можно подразделить на содержащиеся в законах и подзаконных актах.
Источник
6.
Норма права и её структура
Мельчайшим звеном системы права является правовая норма.
Правовая норма (norma лат. — «правило, образец») — это правило поведения общеобязательного характера, устанавливаемое и обеспечиваемое государством, содержащее дозволение или запрет определённых действий в общественных отношениях.
Классическая правовая норма состоит из нескольких частей.
1. Гипотеза — условие существования правовой нормы (диспозиции).
2. Диспозиция — мера возможного или должного поведения лица (собственно, сама норма).
3. Санкция — ответственность за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение диспозиции.
Санкции бывают:
- уголовно-правовые (штраф, лишение свободы);
- административно-правовые (штраф, лишение прав);
- гражданско-правовые (пени).
Иногда выделяют поощрительные санкции как реакцию на правомерное поведение человека.
Обрати внимание!
Формула нормы права: «Если» (гипотеза) — «то» (диспозиция) — «а в противном случае» (или — «иначе») — (санкция).
Но правовая норма не всегда имеет такую структуру. Сочетание «гипотеза — диспозиция — санкция» встречается не так часто.
Гипотеза, диспозиция и санкция могут содержаться в разных нормативно-правовых актах (вспомни системность), а гипотезу, возможно, вообще придётся домысливать самостоятельно. В уголовном праве, например, нормы вообще состоят из диспозиций и санкций.
Обрати внимание!
В законах нормы права отражены в статьях.
Статья закона — это текст, содержащий конкретную норму права, её часть или несколько норм права одновременно.
Иными словами, норма права может совпадать со статьёй, может быть изложена в нескольких статьях, или же в одной статье может содержаться несколько правовых норм.
Норма права может содержаться не только в ряде статей, но и в нескольких нормативно-правовых актах.
Обрати внимание!
Норма права не всегда равна статье нормативно-правового акта.
1. Правовая норма может состоять из одной диспозиции.
2. Правовая норма может включать в себя гипотезу и диспозицию.
3. Правовая норма может состоять из диспозиции и санкции.
4. Классический вариант правовой нормы.
1. Правительство Российской Федерации имеет в своём составе Председателя, заместителей и федеральных министров (диспозиция) (Ч. (2) ст. (110) Конституции РФ).
2. Если начинает работать Государственная Дума нового созыва (гипотеза), то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция) (Ч. (4) ст. (99) Конституции РФ).
3. При невыполнении требований правил дорожного движения, касающихся обозначения манёвра (диспозиция), нарушитель будет предупреждён или подвержен наложению административного штрафа (санкция) (Ч. (1) ст. (12).(14) КоАП РФ).
4. «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (гипотеза), сопровождающееся нецензурной бранью (диспозиция) в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам (диспозиция), а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (диспозиция), — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (санкция)» (Ст. (20).(1) КоАП РФ).
Обрати внимание!
Диспозиция — это сама норма права.
Без гипотезы норма права бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкций — бессильна.
Источник