Правовые нормы могут иметь письменную форму

Нормы права

Норма права (от лат. norma — мера, правило, образец, стан­дарт) — это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза. Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция. Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция. Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право — это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права — соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение — это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение — это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование — это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение — это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе — нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС: 

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — порядковые номера черт отличия (2).

1)

регулирует общественные отношения

2)

фиксируется в специальных актах

3)

является общеобязательным для исполнения

4)

распространяется на все общество

Источник

Правовая норма: признаки, структура, элементы, виды

Норма права (правовая норма) — это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащая дозволение, либо запрещение, предоставляющая юридические права, либо возлагающая юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

Основные признаки правовой нормы:

— общеобязательная норма поведения;

— устанавливается или санкционируется государством (властное веление);

— предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность;

— охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций. Однако норма право охраняется и другими нормами социального регулирования (мораль, религия, обычай);

— норма права отражает наиболее значимые для общества отношения;

— норма права четкая и научнообоснованная;

— содержит дозволение или запрет;

— элемент единого национального права;

— отлично сформулированное определение (т.е. четко сформулированное и закрепленное в законе);

— это результат проявления коллективной воли законодателей;

— это результат политического компромисса различных социальных институтов;

— блок управляемой информации.

Структура правовой нормы:

Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы:

1. Отправные (учредительные нормы)

2. Нормы правил поведения

Отправные нормыэто нормы, которые путем словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции) закрепляет в законе правовые понятия, правовые нормы.

Нормы правового поведения — это все остальные кроме учредительных, которые, как правило, устанавливают правила поведения людей и ответственность за их не исполнение.

Правовая норма обладает следующими особенностями:

— размещается на различных источниках;

— не всегда имеет установленную структуру.

Чтобы выявить какое-нибудь правило, надо собрать одну собирательную норму. Любая норма права подразделяется на:

гипотезу;

диспозицию;

— санкцию.

Гипотеза — элемент правовой нормы, который указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.

Читайте также:  Суточная норма мочи кошек

Диспозиция — элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов (их права и обязанности, и должные варианты их поведения)

Санкция — это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).

В целом структуру нормы права можно обозначить формулой: «Если» (гипотеза) – «то» (диспозиция) – «а в противном случае» (или – «иначе») (санкция)

Санкции бывают:

— уголовно-правовые (штраф, лишение свободы);

— административно-правовые (штраф, лишение прав);

— гражданско-правовые (пени);

— поощрительные (в науке ряд авторов выделяют такой вид, который определяет меры поощрения за правомерное поведение)

Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно-правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта:

Статья нормативно правового акта — это форма, выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно-правовых актов.

Правовые нормы могут иметь письменную форму

Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов:

— прямой;

— отсылочный;

— бланкетный.

Прямой — когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.

Отсылочный — когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.

Бланкетный — это такой способ, когда в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.

Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта:

— норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части Уголовного кодекса);

— нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или же другого нормативного акта;

— в одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

Виды правовых норм.

1. Отраслевой признак:

— правовая норма конституционного права;

— административного права;

— финансового права;

— земельного права;

— сельскохозяйственного права;

— трудового права;

— гражданского права;

— семейного права;

— уголовного права;

— уголовно-исполнительного права;

— уголовно-процессуального права;

— гражданско-процессуального права;

— международного.

2. В зависимости от выполняемой функции:

— регулятивные предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности;

— охранительные, то есть нормы направленные на установление и регулирование мер юридической ответственности.

Виды регулятивных норм:

— обязывающие;

— запрещающие;

— нормы, которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода;

— управомачивающие (устанавливают права с положительным содержанием).

3. По характеру обязательств:

— императивные (которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений);

— диспозитивные (это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения).

4. По степени определенности:

— абсолютно определенные (это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте);

— относительно определенные (которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы);

— альтернативные (в которых могут использоваться разные виды санкций (это выражается частицей «или»).

Источник

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1.2. Источники права. Нормы права

     Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм. Юридическая наука различает следующие виды форм права:

          — правовой обычай;

          — юридический прецедент, судебный или административный;

          — нормативно – правовой акт;

          — нормативный договор.

     Обычай был основным источником права в догосударственный период. В условиях государственного порядка роль правовых обычаев уменьшилась за счет появления и развития других форм права.

     Обычай – это сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений. Однако не все обычаи становятся правовыми. Правовым обычаем как формой права являются лишь те нормы, руководствоваться которыми разрешено в других источниках.

     Сфера применения обычая  в России традиционно была не очень велика. Только гражданское законодательство закрепило данную форму права. Статья 5 ГК РФ определила обычай делового оборота как источник гражданского права. Гражданское законодательство определило также требования, предъявляемые к обычаям делового оборота, позволяющим им рассматриваться в качестве источника права. Такими признаками являются:

          — не быть предусмотренными законом;

          — не противоречить договору;

          — не противоречить законодательству;

          — может иметь письменное или устное закрепление;

          — сфера применения обычая делового оборота – предпринимательская деятельность.

    Таким образом, обычай делового оборота – это совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закрепленные ни в нормативном правовом акте, ни в договоре, и не противоречащие им. Условием применения данной формы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обычае в диспозитивной норме законодательства на правомочие сторон использовать в конкретных отношениях обычай делового оборота.

     Судебный прецедент традиционно применяется в качестве источника права в странах англо – саксонской правовой семьи.

     Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, обязательное для решения аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по отношению к нему. Для того, чтобы прецедент приобрел обязательный характер необходимо обязательное его опубликование.

     Судебный прецедент признается источником права в таких государствах как Англия, США, Канада, Северная Ирландия и др.

     Решения судов в современных государствах, не относящихся к англо-саксонской правовой системе, не признаются формами права. Суд в таких системах не творит право, а применяет уже существующее в других формах (нормативно-правовой акт, правовой обычай).

Читайте также:  Аск в моче норма у мужчин

     Источником права романно – германской правовой семьи является нормативно – правовой акт.

     Нормативно – правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления…), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Признаками нормативно – правового акта являются:

          — это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру и необходимые реквизиты (дату, номер, наименование и т.п.);

          — издается уполномоченным субъектом. Каждому субъекту предоставлена определенная форма акта, в котором он воплощает свои предписания;

          — правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена специальными нормативными актами, определяющими их правовой статус;

          — регулирует определенную сферу общественных отношений.

     Виды нормативно – правовых актов.

     Классифицировать нормативные акты можно по различным основаниям. Существенное значение имеет классификация нормативных актов по юридической силе и субъектам государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно – правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства и зависит от полномочий органа, его издавшего. В зависимости от юридической силы все нормативные акты можно разделить на две группы: законы и подзаконные нормативные акты.

     Закон – это правовой акт, издаваемый законодательным (Представительным) органом государственной власти. Закону присущи  следующие признаки:

          — принимается законодательным органом или путем референдума;

          — регулирует наиболее важные общественные отношения;

          — обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

          — принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

          — характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования.

     Особое место в системе законов принадлежит Конституции. Конституция – это акт, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества. Конституция обладает учредительным характером, ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных актов государства.

     На основе и в соответствии с Конституцией принимаются все иные законы.  Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты различны по своему содержанию, объему и предмету правового регулирования. Разновидностью федеральных законов является кодекс.

     Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодекс является основным законодательным актом в той или иной сфере, все иные акты данной отрасли права находятся в определенном соотношении с ним. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

     В систему законодательства РФ входят также законы субъектов РФ.  Закон субъекта РФ – это нормативно – правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта Российской федерации  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ.

     Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической  силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.

     Правительство РФ издает постановления. Постановления  принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

     Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

     Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самими законом не установлен другой порядок вступления его в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

          1) если в самом законе об этом сказано;

          2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

               а) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

               б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

               в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

     Подзаконные нормативно – правовые акты. Принимаются органами исполнительной власти в целях детализации положений законодательных актов, а также в целях устранения пробельности в законодательстве. Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической  силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.

     Правительство РФ издает постановления. Постановления  принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

     Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

     Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

     Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся за пределами РФ.

     Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

     По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это, например, иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться  в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства.  НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.

Читайте также:  Какая норма белка в моче при беременности

    Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

    Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

               а) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

               б) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

               в) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

    Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие:

  • это правила поведения людей в обществе;
  • нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому);
  • создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций.

    По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

    По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.

    По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

    По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

    Важнейшее место в системе социальных норм занимают нормы права.

    Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения.

    К признакам нормы права относят:

          1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание  государства относительно возможного и должного поведения людей);

          2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);

          3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

          4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).

     Таким образом, норма права – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

 Структура нормы права.

     В структуру правовой нормы входит три элемента: гипотеза,диспозиция,санкция.

1. Гипотеза правовой нормы. Права и обязанности лиц и организаций, предусмотренные диспозицией правовой нормы, возникают, изменяются и прекраща­ются в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоя­тельств, наличие которых выступает условием осуществления данной нормы. Закрепление условий, при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников обществен­ного отношения, носит название гипотезы правовой нормы.

     Гипотезой могут служить любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором».

2. Диспозиция правовой нормы. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обя­занности как меру поведения, именуется диспозицией.

Диспозиция может относиться к правам и обязанностям, к объекту отношения, его субъектам, документам, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения.

3. Санкция правовой нормы. Соблюдение норм права обеспечивается возможностью приме­нения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмот­ренных законом и в целях защиты интересов общества и государ­ства, прав и свобод граждан и организаций. Та часть правовой нормы, которая содержит меры принуждения за нарушение обязанностей, называется санкцией.

Виды правовых норм.

     По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы права можно подразделить на:

  • учредительные;
  • регулятивные;
  • ох­ранительные;
  • де­финитивные;
  • коллизионные.

     Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

     Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; зап­рещающие.

     Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

     Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

     Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

     По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

     По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

     Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в ре­гулируемом поведении.

    Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий участникам отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей.

    Рекомендательные нормы устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

    По сфере действия нормы права делятся на нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

     Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц (распространяются на всех или на четко обозначенную группу субъектов).

Источник