Подушка безопасности может стать причиной аварии
Содержание статьи
Опасности подушек безопасности
По статистике, сработавшая подушка безопасности снижает смертность в ДТП примерно на 25-30%. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любого современного автомобиля и многие водители безоговорочно ей доверяют. Однако, порой мы забываем или не знаем, а производители умалчивают, что эффективная работа подушки безопасности связана с целым рядом особенностей, при несоблюдении которых результат может оказаться прямо противоположным. Car.ua расскажет, какие опасности таит в себе подушка безопасности и как их избежать.
Как это работает
Основная задача «эирбэга» — в доли секунды замедлить движение человека, не допустив его удара об руль, торпедо, стойки и другие детали автомобиля (в зависимости от того, где находится подушка и в какую часть автомобиля пришелся удар извне). При кажущейся элементарности конструкции, подушка безопасности — плод многих лет инженерных поисков. Причем, большинство компаний продолжают эксперименты в этой области и время от времени внедряют свои новации в серийное производство. Здесь же мы кратко рассмотрим самый распространенный, классический принцип работы подушки безопасности. Упрощенно ее можно разделить на три составляющие:
- сама подушка из тонкой нейлоновой ткани, аккуратно упакованная в руль, торпедо, дверь или даже сиденье;
- датчик, дающий сигнал о необходимости активировать подушку;
- система наполнения подушки газом.
Упрощенная схема работы подушки безопасности
Как только датчик получает сигнал о столкновении, а оно должно быть как минимум эквивалентно удару о кирпичную стену на скорости от 16 до 24 км/час, система наполнения пневмоподушки смешивает азид натрия и нитрата калия, в результате чего выделяется газ, который взрывом надувает подушку безопасности. Впрочем, в максимально надутом состоянии она остается лишь пару мгновений. Газ быстро рассеивается через крошечные отверстия в камере, сдувая подушку, чтобы пассажир мог двигаться.
Знаете ли Вы, что…
…порошок, высыпающийся из подушки безопасности после ее срабатывания — не что иное, как кукурузный крахмал или тальк, который производители используют для сохранения эластичности ткани.
Современные подушки безопасности, как правило, оснащены еще и блоком диагностики, который следит за состоянием всей системы. Если электроника обнаружит проблему, она оповестит об этом водителя. Но и это еще не все. Самая большая польза от большинства блоков диагностики в том, что они оснащены устройствами, способными привести подушку безопасности в действие в том случае, если основной аккумулятор автомобиля будет выведен из строя в момент аварии.
В качестве альтернативы описанному выше механизму работы подушки безопасности, можно, например, привести разработку компании Honda, которая внедрила в свои автомобили технологию i-SRS. Суть ее в том, что подушка раскрывается не мгновенно, а поэтапно — форма «эирбэга» после взрыва пиропатрона задается вспарыванием спиральных швов, подобных страховочным лентам альпинистов. Есть и другие, не менее интересные решения, но заострять на них внимания мы не будем, поскольку основная тема нашего сегодняшнего разговора несколько иная.
Знаете ли Вы, что…
…первый образец подушки безопасности в серийном автомобиле (Oldsmobile Toronado) был представлен в 1972 году, однако популярность «эирбэги» приобрели только в 90-х годах прошлого столетия.
Обратная сторона медали
Сложно поверить, что подушка безопасности, призванная спасать жизни, может таить в себе еще и серьезную угрозу. Увы, но это действительно так. Впрочем, в большинстве случаев пострадавшие сами становимся виновниками получения травм, поскольку не знали или сознательно проигнорировали правила использования подушки безопасности, наивно полагая, что она в любом случае придет на помощь.
Первая и самая главная опасность «эирбэга» — скорость развертывания подушки. Поскольку в момент столкновения на счету каждая тысячная доля секунды, «выстрелить» она должна мгновенно. И она это, как ни странно, делает. Со скоростью до 300 км/час! Хотя в последнее время инженеры стремятся снизить эту безумную скорость, не потеряв, при этом, в эффективности подушки. Система Honda i-SRS с поэтапным раскрытием — пример такой работы.
Скорость выстрела подушки безопасности может достигать 300 км/час
В чем же опасность, спросите Вы? Если в момент столкновения Вы пристегнуты ремнем безопасности — ни в чем. Совокупность двух этих факторов — важнейшее правило выживания в ДТП. Ремень не способен плотно зафиксировать тело в момент столкновения, но он существенно замедляет его движение и ограничивает его амплитуду. Как следствие, подушка безопасности благополучно смягчает удар, сводя к минимуму шансы на получение опасных для жизни травм. Если, конечно, Вы не неслись со скоростью, превышающей адекватную. В этом случае никто ничего Вам обещать не будет. Нужно понимать, что автопроизводители и независимые организации проводят свои краш-тесты, расчеты и измерения на скорости порядка 60 км/час и только с соблюдением всех требований — пристегнутых ремней, правильной посадки и так далее.
Если же ремень безопасности в момент аварии пристегнут не был, а подушка сработала, через мгновение сорвавшийся с места водитель (или пассажир) просто-напросто врежется в выстреливший с сумасшедшей скоростью «эирбэг». В лучшем случае его ждет черепно-мозговая травма. В худшем — перелом шейных позвонков или… ну, Вы сами знаете. И в первую очередь это касается тех «умников», которые считают, что перехитрили систему, протянув ремень за спинкой сиденья или вставив в замок ремня заглушку. На самом деле, обманывают такие горе-водители только себя самих. Не верите? Тогда посмотрите пару видеороликов на YouTube, чтобы начать отдавать себе отчет в том, с какой скоростью «стреляет» подушка безопасности и чем это может обернуться при несоблюдении правил пользования ею.
Умные инженеры, дабы снизить печальную статистику травматизма от подушек безопасности, стали оснащать автомобили датчиками, которые деактивируют подушку, если ремень не пристегнут. С другой стороны, это мало что даст в абсолютном измерении, поскольку не пристегнутый человек все равно имеет не много шансов выжить в ДТП.
Знаете ли Вы, что…
…в 2005 году народный артист РСФСР Николай Караченцов чудом выжил в страшной аварии, однако стал инвалидом и вынужден был заново учиться разговаривать и воспринимать окружающий мир. Актер не был пристегнут ремнем, вследствие чего не сработала и подушка безопасности.
Какими бы умными не были упомянутые выше инженеры и все те, кто заботятся о Вашей безопасности в автомобиле, они не могут предвидеть абсолютно все ситуации. Например, если в момент срабатывания подушки руки водителя были скрещены, скорее всего, переломов ему не избежать. Невозможно искоренить и срабатывание «эирбэга» в ситуациях, когда в этом нет необходимости. К таковым можно отнести попадание колеса в глубокую яму на высокой скорости, падение чего-то тяжелого на капот или незначительный, казалось бы, прыжок автомобиля при попытке быстро перескочить через рельсы.
Увы, бывают и прямо противоположные ситуации: даже при соблюдении всех условий подушка может не раскрыться, и вины владельца автомобиля в этом не будет. Причиной может стать банальная техническая неисправность или производственный брак. И это не редкость. В ленте новостей Car.ua можно найти не одно сообщение об отзыве больших партий машин из-за обнаружившегося дефекта. Причем, происходит это не только с компаниями, выпускающими бюджетные автомобили, но и с премиальными брендами. Единственное, что радует, производители очень ответственно подходят к проблеме безопасности и оперативно вносят изменения в конструкцию своих автомобилей.
Отдельную опасность таят в себе подушки в машинах, уже побывавших в ДТП или купленные на популярных нынче американских (и не только) аукционах. Никто добровольно не расскажет покупателю, «выстреливала» ли когда-нибудь подушка, насколько грамотно она была повторно упакована и есть ли вообще что-нибудь под панелью с надписью «Airbag».
И еще. Серьезному риску получить травмы подвержены водители и пассажиры, которые носят очки. При ударе о подушку стекла легко могут выпасть из оправы или разбиться, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что делать?
Чтобы подушки безопасности стали по-настоящему эффективным средством защиты, необходимо помнить о нескольких простых правилах:
- всегда пристегиваться ремнем безопасности. В противном случае подушка либо не сработает вообще, либо станет дополнительным источником травматизма;
- сидеть в автомобиле нужно так, чтобы расстояние от центра грудины до фронтальной подушки безопасности было не меньше 25 см;
- дети до 12 лет должны перевозиться в соответствующем возрасту автокресле на заднем сиденье. Если же возникла острая необходимость установить автокресло на переднее сиденье, подушку безопасности со стороны пассажира лучше отключить, если такая возможность предусмотрена производителем, либо отодвинуть сиденье максимально назад/
Если уж Вам так сильно не хочется пристегиваться ремнем безопасности и Вы по-прежнему пытаетесь перехитрить систему, хотя прекрасно знаете, чем это чревато, а мы об этом очень подробно рассказывали, поищите в своем автомобиле выключатель подушки безопасности. Обычно он находится в «бардачке». Этим Вы избавите себя от лишних травм, если, конечно, в конце концов Вам удастся не получить их в ДТП иным способом.
Со своей стороны, мы желаем Вам никогда не оказываться в ситуациях, в которых без помощи подушки безопасности не обойтись. Берегите себя!
Источник
Все, что стоит знать о подушке безопасности и ДТП
Практически все современные автомобили оснащаются подушками безопасности (эйрбэгами). В случае аварии они способны минимизировать негативные последствия для водителя и пассажиров. Но только когда приспособление качественное, правильно установлено и точно так же используется.
Действительно ли подушка поможет при ДТП
В пользе эйрбэгов не раз убеждались с помощью краш-тестов. Раскрывшиеся подушки безопасности предохраняют человека от удара о жесткие конструкции автомобиля, когда при резком торможении или столкновении его тело устремляется вперед. Это позволяет избежать тяжелых травм, так как водитель или пассажир врезаются в мягкий мешок.
Исследованиями выявлено, что при корректном использовании подушки снижают смертность в авариях на 25 — 30%. Но они помогут, только если водитель или пассажир будут пристегнуты ремнями безопасности. В ином случае приспособление навредит или станет бесполезным. Важно также, чтобы расстояние от фронтальной подушки до середины грудной клетки человека было не менее 25 см.
Рекомендуем прочитать о штрафе за ремень безопасности. Вы узнаете о том, почему следует ездить с ремнем безопасности, штрафе за отсутствие ремня у водителя и непристегнутый ремень у ребенка.
А здесь подробнее о штрафе за езду без детского кресла.
Виды подушек безопасности
На современных автомобилях устанавливают несколько видов защитных приспособлений:
- Фронтальные. Таких подушек две. Одна располагается на руле и предназначена для защиты водителя. Вторая устанавливается на передней панели салона, она поможет уберечься пассажиру.
- Боковые. Находятся обычно в спинке переднего сиденья. При раскрытии подушки этого типа защищают сторону тела, рядом с которой располагаются.
- Головные. Приспособления при раскрытии имеют вид утолщенных штор. Головные подушки безопасности спрятаны в разных частях крыши. Где именно — зависит от модели автомобиля.
- Коленные. Распространены не так, как предыдущие виды. Коленные защитные устройства при раскрытии располагаются под нижней частью руля и не позволяют травмироваться ногам.
- Центральная. Используется недавно, лишь в некоторых марках машин. Центральные подушки скрыты в подлокотнике сиденья водителя и находящегося рядом с ним пассажирского кресла.
Когда сработает
Подушка безопасности — это целый набор механизмов, которые начинают функционировать при определенных условиях:
- фронтальные раскрываются при лобовом столкновении или иного вида контакте передней части автомобиля с препятствием (отклонение от центральной оси может быть в 30 градусов);
- боковые срабатывают, если машину ударили в правую или левую сторону, или она сама с силой задевает за что-либо.
Для раскрытия необходимо, чтобы управляющий датчик получил сигнал о столкновении. Удар должен быть таким, как если бы машина врезалась на скорости 16 — 24 км/ч в кирпичную стену. При этом сама она может и стоять на месте. Подушка раскроется, если в машину въехало другое ТС. При незначительном ударе этого происходить не должно, так как в «воздушном мешке» нет необходимости.
В некоторых моделях автомобилей приспособление срабатывает только в случае, когда водитель пристегнут ремнем. Для других марок машин это не имеет значения, достаточно лишь удара.
О том, как работает подушка безопасности, смотрите в этом видео:
Может ли сработать самостоятельно
Теоретически подушка не должна раскрываться самопроизвольно. Ведь это делает ее дополнительным фактором угрозы. Если она сработает внезапно и без необходимости, например, от легкого удара по бамперу или колесу, то может стать причиной аварии.
Иногда так и бывает. Но чаще это означает, что приспособление неисправно. Чтобы подушка не сработала там, где не нужно, следует контролировать индикатор всей системы. Если лампочка после заведения двигателя продолжает светиться или мигать, а не загорается и тут же гаснет, это повод проверить эйрбэг.
Ездить по плохим дорогам тоже нужно аккуратнее. Система безопасности может сработать от попадания машины в яму на высокой скорости, падения снежной глыбы на капот или попытки слишком быстро промчаться по «лежачему полицейскому».
Как проверяют подушки безопасности на прочность
Автомобилисту при покупке следует изучить устройство, то есть убедиться, что:
- крышка не имеет вмятин и иных повреждений;
- на самом мешке отсутствуют видимые дефекты;
- все крепления и крюки работают;
- развернутая подушка не перекошена.
Диагностика подушки безопасности мультиметром
Если проверка технически не предусмотрена, необходимо отыскать диагностический разъем. Он располагается под рулевой колонкой. Если включить зажигание и канцелярской скрепкой замкнуть контакты, неисправность устройства обнаружит себя миганием лампочки-индикатора. Такие приспособления следует поменять.
Замена бракованной
Подушка безопасности — не аксессуар автомобиля, а важная комплектующая. Если выяснилось, что она бракованная, покупатель имеет право требовать у продавца возврата денег. В качестве альтернативы можно настаивать на замене машины другим ТС, с работающей системой безопасности. Обнаружение изъяна в течение 10 лет пользования авто не лишает его владельца шанса получения нового ТС. Ведь все это время он подвергал свою жизнь опасности из-за неисправной системы.
Прецедент по делу о некачественных подушках безопасности уже есть. Это история японской компании «Takata», снабдившей ими несколько миллионов машин разных марок. Из-за подушек безопасности 17 человек погибли, а 180 были ранены. В результате огромное количество автомобилей были отозваны, а компания «Takata» обанкротилась.
Экспертиза после ДТП
Дополнительное изучение системы безопасности обычно требуется, если она не сработала. Экспертизу проводят специалисты, способные решить:
- были ли подушки и иные детали исправны;
- если имелись дефекты, то какие;
- что стало причиной их появления;
- должна ли была система безопасности сработать в конкретных обстоятельствах;
- сформировались ли в ходе аварии обязательные для этого условия;
- если подушки сработали, достаточно ли эффективно.
Ответы на возникшие вопросы получают после тщательного исследования. Результатом экспертизы становится заключение. Сама процедура обычно требуется для суда, чтобы вынести решение в деле о ДТП. Она является частью других исследований, помогающих установить обстоятельства происшествия, виновника.
Как восстановить подушку безопасности
Однажды сработавшая система подлежит обязательному обновлению. Подушка — приспособление одноразовое. И при необходимости ее восстановления лучше доверить дело специалистам. Ведь процесс замены отработанного материала — это не только установка нового тканевого мешка, но и работа с датчиками удара, проводами, памятью компьютера и другими вспомогательными элементами.
Если сделать что-то не так, система безопасности во время аварии сыграет совсем не ту роль, которая ожидается.
Рекомендуем прочитать о ДТП на скользкой дороге. Вы узнаете о причинах ДТП в гололед, о том, кто виноват и как доказать невиновность.
А здесь подробнее о том, кто виноват в ДТП с наездом на пешехода.
Защитные автомобильные подушки уже перестали быть атрибутом дорогого автомобиля. Скорее это необходимость, если взглянуть на статистику ДТП со смертельным исходом. Но мало установить систему, нужно следить за ее исправностью и суметь верно воспользоваться в критический момент.
Полезное видео
О том, как заменить подушку безопасности, смотрите в этом видео:
Источник
Может ли подушка безопасности сработать случайно
В наши дни большинство автомобилей отечественного и иностранного производства оборудованы столь полезным и нужным устройством, как подушка безопасности. Это средство защиты помогло сохранить жизнь уже не одной сотне людей во время аварии. Современные производители автотранспортных средств, давно уже начали придерживаться принципа: много подушек безопасности не бывает, чем их больше, тем лучше. Но многие автовладельцы до сих пор не могут понять суть работы этого устройства. Наступило время раскрыть все карты и развенчать часть мифов.
Существует ли риск случайного срабатывания подушки безопасности
В опасной ситуации система воздушной подушки должна предохранить человека от смертельного удара о панель приборов, колесо руля, лобовое стекло и многие другие элементы автомобиля. Но это устройство может сработать не только от удара машины о препятствие…
В случае сильного удара установленные в автомобиле датчики передают модулю, управляющему подушкой, сигнал. Далее специальные алгоритмы определяют, насколько тяжёлым было столкновение. В расчёт берутся следующие параметры: ускорение, скорость движения, рывок, пройденный путь, плотность распределения энергии и многие другие.
Все эти величины влияют на то, произойдёт срабатывание или нет. Если значение этих параметров превышает заданную норму, то управляющий модуль подаст команду раскрыть воздушную подушку. Происходит химическая реакция и в нейлоновый мешок поступает газ (как правило, озон или аргон). После срабатывания подушка медленно сдувается, посредством специальных вентилирующих отверстий.
Справка! Срабатывание системы происходит за очень короткое время, прежде чем человек, находящийся внутри салона ударится обо что-то. Время срабатывания находится в пределах от пятнадцати до тридцати миллисекунд. Каждый из производителей по-своему настраивает этот интервал.
Подушка безопасности должна сработать во время прямого лобового столкновения при скорости, превышающей двадцать два километра в час, реагирует и на касательный удар, направленный в шестидесятиградусном секторе в переднюю часть машины. Но этим не ограничивается.
Подушка запросто срабатывает и при жёстком приземлении автомобиля, когда тот спрыгивает с кочки или холма или от того, что машина упала в кювет. Срабатывание системы может спровоцировать и наезд на бордюр или какой-то другой предмет, обладающий достаточной тяжестью и прочностью. Даже если наехали на кочку или провалились в яму (которыми наши дороги изобилуют).
Как избежать случайного срабатывания подушки безопасности
От воли случая никто не застрахован. Самопроизвольное срабатывание подушки опасно силой удара, который получит находящийся в салоне человек. Если произошла авария, то на то, что у вас сломан нос, вы скорее всего внимания особо не обратите. Но если это произошло в штатной обстановке — мало кому понравится.
Справка! Учитывая столь характерную особенность многих подушек срабатывать ошибочно, большинство автопроизводителей постарались внедрить поэтапное раскрытие подушки. Однако, следует иметь в виду, что такая технология имеется далеко не на каждом автомобиле, поэтому возможность получить удар со скоростью в триста километров в час существует.
Срабатывание подушки безопасности, которое не в силах предусмотреть и предотвратить даже самый талантливый инженер, может произойти по причине «великолепного» качества отечественных дорог, изобилующих ямами. Любой тяжёлый предмет, упавший на капот автомобиля, может также спровоцировать срабатывание. Даже тряска на неровной дороге вполне может стать такой причиной.
Учитывая, насколько потенциально опасной может быть подушка, её лучше совсем выключить. Особенно если в машине часто присутствуют дети, люди преклонного возраста, беременные женщины. Но делая такой шаг, водитель должен осознавать, что теперь вся ответственность за пассажиров ложится исключительно на него.
Избежать случайного срабатывания невозможно, да и сделать что-то для предотвращения такого эффекта мы тоже не можем.
Чтобы избежать травмы при случайном срабатывании подушки, следует придерживаться следующих правил:
- ремни безопасности должны быть пристёгнуты;
- необходимо соблюдать установленный скоростной режим.
Наиболее простым способом блокировки подушек безопасности является выключатель системы безопасности. Обычно он находится либо внутри «бардачка», либо на самой панели приборов. Большинство производителей побеспокоилось о такой мере предосторожности.
В завершение хочется ещё раз сказать, что наша безопасность находится в наших же руках. Если вы не превышаете скорость, всегда будет время среагировать на ухабы на дороге, притормозить. Если не забываете пристёгивать ремни, то никакая случайно сработавшая подушка не нанесёт вам вреда. Будьте внимательны и осторожны на дорогах.
Оцените
(0 баллов, 2 оценок)
Загрузка…
Источник