Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека

Содержание статьи

Отклонение от нормы: болезнь ли?

Почему то большинство людей считают отклонение от нормы болезнью, но является ли она на самом деле таковой, или отклонение от нормы это естественный процесс? Давайте постараемся ответить и на этот вопрос, который весьма актуален в наше время.

lanvin me Отклонение от нормы: болезнь ли?Для начала постараемся разобраться, что есть норма. Норма – это установленное правило или положение вещей, общепринятый порядок, который равняется на среднее значение того или иного явления. Если мы говорим о норме, как о человеческой характеристике, то для нас нормальный человек, это среднестатистический человек по состоянию здоровью, психическому состоянию или внешним признакам. Отклонение от нормы – это не подходящее по тому или иному признаку явление, которое не равняется на средний показатель. Своего рода что-то неестественное.

Имеем ли мы право называть отклонение от нормы болезнью? И что такое болезнь? Не будем вдаваться в научные дебри, и отметим, что болезнь – это возникающие нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, и социальной деятельности живого организма, нередко влияющая так же и на продолжительности жизни организма. Вот что такое болезнь, и как мы видим, с понятием отклонением от нормы имеет мало общего. Болезнь – это разрушающие здоровье причины, в то время как отклонение от нормы вовсе может никак не сказываться на здоровье.

Возьмём, к примеру, такое отклонение от нормы, как шестипалость. Как доказано учёными, шестипалость, вовсе не болезнь, а лишь отклонение от нормы, которое никак не влияет на здоровье человека. Конечно, тут стоят скорее другие аспекты, ведь часто отклонение от нормы принимается нами как болезнь, а к болезням люди относиться с опаской. Люди с отклонением от нормы, не похожие на других, часто подвергаются неприятным последствиям, среди которых эстетические («не похож на других, значит не красивый»), психологические («отклонение от нормы, значит больной на голову») и многие другие.

К сожалению, факт остаётся фактом, и в силу нашего менталитета, мы считаем, что отклонение от нормы сродни болезни, но это вовсе не так. Многие знаменитые люди, которых мы чуть ли не каждый день видим с экранов ТВ, имеют отклонения от нормы, но это не мешало им стать талантливыми актёрами, ведущими, деятелями искусства, культуры и политики. Однако в силу того, что среднестатистическим людям трудно принять отклонения от нормы как нечто естественное, многим людям приходиться скрывать свою «не нормальность», что не может сказаться на их психологическом здоровье.

Но согласитесь, это неправильно. Почему мы относимся так ко всякому отклонению, от привычных для нас стандартов? Может потому, что мы боимся этих самых изменений, ведь часто отклонения от нормы пугают больше, чем как то по-другому влияют на нас. Но это, на самом деле всё глупости, ведь посудите сами, что есть норма в наши дни?  Абсолютно здоровые люди, которых мы считаем «нормальными» и среднестатистическими, могут грабить, убивать или насиловать, в то время как люди с отклонениями от нормы, представляют для нас страх. Правильно ли это? Отклонение от нормы может не представлять никакой опасности, но наше отношение к этому может стать причиной многих придуманных страхов, которые разрушаться в миг, когда мы поймём, что отклонение от нормы, это всего лишь непохожесть на других и не более того.

Старайтесь быть более толерантными и относитесь к тому, что не похоже на то, что Вы привыкли видеть, не со страхом, а с более приятными чувствами.

Источник

Отклоняющееся поведение

схема

Цитата: «Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали» Бальтасар Грасиан-и-Моралес- (испанский писатель и философ XVII в.)

Социальные нормы, которым люди следуют в своих действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между де-виантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения:
1) Биологическое — люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.
2) Психологическое — девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.
3) Социологическое:
— концепция аномии (гр. беззаконие) — девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей;
— теория стигматизации (от гр. stigma — угол, пятно) — девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Читайте также:  Сколько мочи в норме должно выделяться за сутки

Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.

На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие типы девиантного поведения:
1) Инновация (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения) — инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.

2) Ритуализм (отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами) — ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. В результате девиации может сформироваться ревностный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.
3) Ретритизм (отрицание целей и средств как «бегство от действительности») — ретритист (отступник) отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).
4) Бунт, мятеж (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми) — бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д.

Источник

выскажите три предположения о том, почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека? — Есть ответ на shkole.net

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 15939823

Васян Коваль

более месяца назад

Просмотров : 9   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Ну отклвнени в человеческом организме может быть одинственом. 
Смотря какие отклонени. 
Есть такие  которые могут усложнить и испортить жизнь человеку.

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человекаПочему отклонение от нормы может считаться естественным для человека

    Почему отклонение от нормы может считаться естественным для человека

    Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров
    и нажмите кнопку Просмотр анимации.

    Другие вопросы:

    Мари Умняшка

    Тело массой 200 кг,двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью,за 10 сек под действием силы 40H,приобрело скорость 5 м/с. Найти начальную скорость тела?Привести решение задач.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов : 1   

    Онтонио Веселко

    ПОМОМГИТЕ! ЗАДАЧУ РЕШИЛА,А КАК СРАВНИТЬ МАЛЬЧИКА,СТОЯЩЕГО БЕЗ ЛЫЖ НЕ МОГУ ПОНЯТЬ! ПОМОГИТЕ! Мальчик массой 45кг стоит на лыжах.Длина каждой лыжи 1,5м,ширина 10 см.Какое давление оказывает мальчик на снег? Сравните его с давлением,которое производит мальчик,стоящий без лыж.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    Помогите решить, пожалуйста!

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов :    
    Картинок: 1   

    Суррикат Мими

    Доберіть до слова криниця прикметники

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов :    

    Читайте также:  Моча мутная все показатели в норме

    Зачетный Опарыш

    sinx=-√7/3 решите плиз

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов :    

    Источник

    Человек усредненный: почему норма — это главная патология

    Наша жизнь подчинена системе норм: мы точно знаем, сколько часов должны спать, сколько килограммов весить и сколько воды выпивать в день. При этом наше «идеальное я», которое полностью соответствует всем стандартам, все равно остается где-то вне досягаемости. Но что такое нормы и так ли полезно для здоровья их соблюдать? Преподаватель медицинской философии Орхусского университета в Дании Джонатан Шолл убежден, что медицине пора переключиться с единых стандартов на индивидуальные рекомендации. «Теории и практики» публикуют перевод его статьи для Aeon.

    Медицина страдает от такой проблемы, как вариативность. В XIX веке французский физиолог-экспериментатор Клод Бернар утверждал, что индивидуальная изменчивость мешает медицинским заключениям. По его мнению, если бы мы могли доказать, что патология — это просто количественное отклонение от нормы, мы нашли бы ключ к лечению любого человека, вне зависимости от того, насколько он отличается от остальных. В конце концов, если патология — это просто девиация, то проясняется не только цель, но и сам метод терапевтического лечения: вернуть больного человека, орган, клетку или систему обратно в нормальное состояние.

    От этой точки зрения по-прежнему отталкиваются многие биомедицинские исследования; ученые регулярно вмешиваются в работу организмов, клеток, генных сетей, чтобы определить, как эти системы функционируют «нормально». Исследователи нарушают привычные процессы в живых системах, чтобы установить стандарты и найти новые способы лечения.

    Но что мы имеем в виду, когда говорим о нормальной физиологии? Как написала в 2011 году философ Сара Могаддам-Таахери, если мы смотрим на анормальность не как на «сломанную нормальность», а как на качественно другое состояние, то сложно понять, каким образом такие вмешательства могут восстановить здоровье больного.

    В то время как исследователи могут упустить эти тонкости, медицинские философы анализируют нюансы и пытаются дать определение нормы годами. Один мыслительный эксперимент предлагает нам рассмотреть варианты, которые располагаются по краям спектра и не считаются при этом патологиями: зеленый цвет глаз, дальтонизм, очень высокий или очень низкий рост, фотографическую память, обостренный вкус. Им можно противопоставить другие состояния или вариации: которые доставляют неудобства только в определенной среде (например, неспособность восстанавливаться после воздействия ультрафиолета); которые проблематичны только в некоторых культурах или только в определенное время (альбинизм или слуховые галлюцинации); которые настолько экстремальны, что мешают нормальному функционированию всего организма (как болезнь Тея — Сакса).

    Но и с разными проблемами вполне можно жить. Например, существуют люди, которые имеют высокий IQ и ведут нормальную социальную жизнь, несмотря на гидроцефалию — состояние, при котором избыточная жидкость в желудочковой системе головного мозга расширяет череп и часто приводит к серьезным повреждениям. Как нормальность может быть научной концепцией, когда ее спектр настолько широк? И в конце концов, что такое нормальность? Правильно ли мы понимаем это слово? И как соответствовать нормам?

    «Неважно, каким необычным нам кажется индивидуум, — его по-прежнему можно считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде»

    Чешский философ Иржи Ваха в 1978 году систематизировал различные значения нормальности. «Нормальный» может значить частый, то есть наиболее распространенный среди населения, например карие глаза у жителей Средиземноморья или голубые — у скандинавов. «Нормальный» может означать средний в математическом смысле, например средний вес или рост населения — такие данные часто представляют на графиках в виде колоколообразной кривой; или типичный, как можно сказать о представителе группы, популяции или вида. Иногда под «нормальным» имеется в виду соответствующий — без дефектов, недостатков или нарушений, а иногда — оптимальный в плане пика формы, сюда можно включить физическое здоровье или острый ум. Либо слово можно трактовать как идеальный в платоновском значении, когда речь идет о совершенной красоте или совершенном теле. И наконец, есть наше обычное ежедневное использование слова, которое чаще всего находится где-то между всеми этими значениями и образами, от «общепринятого» и «стандартного» до «ожидаемого» и «хорошего».

    В любом случае, использование «нормы» в конкретном значении может привести к серьезным последствиям, особенно если учесть, что в мире привилегированное положение как раз у «нормальных». Какое-то отклонение — от зеленых глаз и голосов в голове до жизни с гидроцефалией — будет ненормальным в той или иной ситуации: нераспространенным, редким, нетипичным, потенциально несоответствующим, неблагоприятным, дефективным в чем-либо, — и необходимо из этого состояния вернуться к норме. Однако считать такие вариации патологией — довольно спорно или просто странно, особенно если они в каком-то смысле полезны.

    Благодаря осознанию этого простого факта многозначность слова «нормальный» в медицине сохранялась столетиями. В XIX веке, когда Бернар определял болезнь как «отклонение от нормы», бельгийский математик Адольф Кетле пробовал изучать человеческое тело с помощью статистики, чтобы выявить закономерности в индивидуальных различиях. Поскольку любой параметр мог стать объектом такого исследования, казалось, что все можно объяснить с помощью средних значений; следовательно, рост, вес, кровяное давление, частота сердцебиений, уровни рождаемости и смертности — все эти показатели можно представить в виде симпатичных кривых.

    В сознании Кетле эти средние значения стали жить собственной жизнью; они больше не были описаниями параметров, но виделись идеалами, на которые нужно равняться. Действительно, ныне вызывающий противоречия индекс массы тела, который часто используется для определения уровня здоровья, изначально назывался индексом Кетле.

    Кетле считал, что эти показатели описывают homme moyen, или «среднего человека», — идеального человека, которого могла бы создать природа; он стоит в самом центре того, что теория вероятности называет распределением Гаусса. В то время как такому человеку совсем не обязательно существовать в реальности, математические значения рассматривались как настоящий стандарт, с помощью которого можно судить об отклонениях от нормы, то есть о недостатках. Следовательно, «индивидуальность стала синонимом ошибки, и усредненный человек представлялся настоящим человеком». Вкупе со взглядами Бернара такой подход стал важным шагом к привилегированному положению нормальности, которое мы наблюдаем сегодня.

    © Peechaya Burroughs

    © Peechaya Burroughs

    В XX веке французский философ Жорж Кангилем представил более современную точку зрения: преследуя концепцию нормальности, ученые XIX столетия не учли, что биология эволюции говорит об изменчивости организмов. В труде «Норма и патология» (1943) Кангилем описывает идею Чарльза Дарвина о том, что организмы устанавливают и поддерживают постоянство, схемы работы и поведения для того, чтобы выживать в изменяющихся обстоятельствах. Кангилем использовал термин «норма» для обозначения различных регулирующих процессов, от внутренней регуляции гормонов до перемен в диете, чтобы напомнить: неважно, каким необычным или далеким от нормы нам кажется индивидуум, — его можно по-прежнему считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде.

    Читайте также:  Какой анализ мочи считается нормой

    В общем, понятие нормальности зависит от контекста. Что нормально для одного, может быть неприемлемо для другого, один и тот же организм может быть нормальным в одной среде и ненормальным — в другой. Только посмотрите на врожденную разницу в способности перерабатывать лактозу или приобретенные различия: скажем, у выносливых спортсменов сердце больше и пульс реже. Такие примеры помогают проиллюстрировать, что среди людей нормальность варьируется и что отличия и даже аномалии — это еще не признак патологии.

    Относительность, которая зависит от окружающей среды, наблюдается повсюду. Есть люди с бессимптомной гипертонией, которые на больших высотах начинают страдать от боли в груди, тошноты и затрудненного дыхания. У разных людей — разные способности по восстановлению после воздействия ультрафиолета: они варьируются от несерьезного повреждения кожи до злокачественных образований и рака. Существует дислексия, которая, по мнению некоторых, должна считаться вредным явлением только там, где чтение является неотъемлемой частью культуры. Даже определенная среда не является ни нормальной, ни ненормальной. Только отношения между индивидуумом и средой определяют грань между нормальными и ненормальными вариациями.

    Нормальность не может быть ни абсолютной, ни универсальной. В то же время, по мнению Кангилема, это не повод отказываться от исследования здоровых и патологических явлений с точки зрения биологии. При этом нам нужно смотреть на здоровье и болезнь, учитывая, что внутри них существуют психологические, поведенческие и структурные закономерности, причинно-следственные связи и биологические нормы. Говоря о нормах, Кангилем предлагает разделить их на «движущие» и «отталкивающие». Движущие нормы выдерживают различные пертурбации и адаптируются к изменяющимся требованиям, они позволяют организму преодолевать препятствия. Движущий ответ иммунитета включает в себя выработку антител, чтобы противостоять враждебным бактериям и токсинам.

    Отталкивающие нормы избегают пертурбаций и ограничивают работу организма; их хрупкость требует строго определенной окружающей среды. Отталкивающий ответ иммунитета на захватчиков извне включает воспаление, которое может привести к гиперчувствительности и экстремальным аллергическим реакциям вплоть до анафилактического шока.

    Индуктивный подход Кангилема противоречит выводам ученых XIX века и самой концепции нормальности как неизменного качества, столь распространенной и сегодня. Вместо того чтобы начать с жесткого определения нормальности, из которого следует понятие ненормальности, метод Кангилема начинает с физиологии и затем ищет теоретические обоснования для объяснения увиденного.

    Такой метод положил начало исследованиям, которые медицинские философы сейчас называют натурализацией. Ответы на вопросы должны появиться благодаря наблюдениям за проявлениями таких качеств, как выносливость (поддержание постоянства в системе, несмотря на изменения), пластичность (перемещение между разными уровнями функциональности), гомеодинамика (компенсация признаков старения) и хрупкость (повышенная чувствительность к изменениям). С помощью этих и других показателей биология — а не идея нормальности — определяет, что характерно для здоровья и болезни.

    «Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным»

    Систематический биологический подход также более применим к изменчивому миру, в котором виды находятся в постоянном движении, а организм и окружающая среда должны быть синхронизированы. В конце концов, системы могут быть устойчивыми или гомеостатичными или хрупкими только при определенных внешних и внутренних условиях. Вы не можете говорить о стойкости иммунитета, генной сети или целого организма, не уточняя при этом множество биологических переменных и параметров окружающей среды. Каждая система уникальна, и ее невозможно отделить от обстановки вокруг. Это приводит нас к вопросу: когда мы говорим о здоровье, это здоровье для кого? Относительно каких внутренних и внешних условий?

    Ответы на эти вопросы критичны для понимания здоровья и лечения болезней. Такой подход может помочь избавиться от самой стигмы болезни, поскольку мы предполагаем, что и здоровье, и болезнь нормальны, они отражают различные закономерности и образ жизни. Болезнь не противоречит природе и не сигнализирует об отсутствии норм — нормы просто другие. Это не значит, что мы должны возвышать болезнь: нам не нужно смотреть на страдания как на благо и способ закалить характер, так же как мы не должны видеть в психических заболеваниях путь к просветлению. Наоборот, как предполагает натурализация, тот факт, что и здоровье, и болезнь являются нормой, не значит, что они равны или неразличимы.

    Взгляд на нашу биологию через призму натурализации дает новую перспективу в отношении здоровых привычек. Хотя философия Кангилема предполагает, что только сам человек способен определить, что идет ему на пользу, это не значит, что здоровье — просто вопрос субъективного выбора или что каждый обладает неограниченной властью в этом вопросе: например, я предпочитаю Х, а ты — Y, следовательно, для меня X — это здоровый выбор. Здоровье человека индивидуально из-за влияния его уникальной жизненной истории и поведения на тело и ум. Так что медицине нужно определять, что предпочтительно для каждого человека в зависимости от его собственной биологии, окружающей среды и образа жизни.

    Все это предполагает, что медицина не должна восстанавливать предыдущие нормы (которых может не существовать) после того, как заболевание и просто время изменили живую систему окончательно. Также она не должна заставлять людей подстраиваться под единые стандарты и методы лечения, которые диктуют органы здравоохранения, поскольку то, что полезно для одного, может уничтожить другого. Вместо этого новая, индивидуальная медицина должна сотрудничать с человеком, чтобы найти новый способ работы, который будет учитывать его уникальную физиологию, а также возможности и ограничения конкретной окружающей среды. Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным.

    Никогда еще взгляд на этот вопрос не был таким критичным, учитывая беспокойства, что медицинские институты патологизируют нормальность: вводят форму лечения, которая учитывает социальные и политические ценности вместо самого заболевания. Идет ли речь о всплеске популярности риталина в школах или о постоянно меняющихся советах по поводу здоровой диеты, кажется, больше всего нам нужна философия медицины, которая ориентируется на интересы пациента и соответствует контексту жизни каждого человека.

    Источник