Почему древнерусское общество уже не могло обойтись нормами обычного права
Источники древнерусского права: обычное право, княжеское законодательство, договоры Руси с Византией, княжеские и церковные уставы.
Курганский государственный
университет
Исторический факультет
Источники древнерусского
права: обычное право, княжеское
законодательство, договоры Руси с
Византией, княжеские и церковные
уставы.
Реферат
Выполнила: Кочергина Екатерина
Проверил: Менщиков В. В.
Курган
2012 год
Древнерусское право
Глава 1. Источники
права
Процесс возникновения права
так же сложен, как и процесс возникновения
государства. И протекают оба этих процесса
одновременно. Если отталкиваться от положения,
что реализация права обеспечивается
государством, то приходится признать,
что право не может возникнуть раньше
государства. Естественно, и в догосударственный
период имелись нормы, регулирующие отношения
в обществе: нормы морали, религиозные
нормы, нормы обычаев. Они соблюдались,
прежде всего, благодаря авторитету традиций,
общественного мнения и религиозных верований.
Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы
наказания со стороны государства.
Обычное право.
Как и у других
народов, один из главных источников права
у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые
правила поведения, формируются уже на
этапе догосударственного развития, в
условиях родоплеменных отношений. Отношение
государства к обычаям племенного строя
было неодинаково. Одни обычаи регулировали
отношения, в которые государство не считало
нужным вмешиваться, предоставляя населению
самому решать, соблюдать их или не соблюдать.
Когда часть обычаев превращается в норму
поведения и общины или их старейшины
начинают принуждать к исполнению этих
норм своих сочленов, можно говорить о
появлении обычного права. Обычное право
выражается в юридических действиях, в
их однообразном повторении. Оно выражается
также в юридических сделках или судебных
и в словесных формулах. Другие обычаи
оказались вредными в новых условиях,
и государство всеми силами стремилось
их изжить. Итак, нормы догосударственного
периода как бы плавно врастают в право.
Среди норм
обычного права, регулирующих имущественные
отношения, выделяются нормы, регулирующие
отношения между купцами. Купцы были связаны
единством профессиональных интересов.
Внутри их сообщества складывались свои
нормы поведения, основанные на солидарности
интересов, взаимном доверии. В ряде случаев
купцы не пользовались сугубо формальными
способами заключения договоров. В результате
из норм обычаев, действовавших в среде
купечества, создавалось торговое обычное
право. В ряде случаев государство издает
специальные нормативно-правовые акты,
включающие нормы торговых обычаев. Из
обычаев торгового оборота, нормативно-правовых
актов, принятых на их основе, постепенно
начинает складываться торговое право,
являющееся подотраслью гражданского.
В области
публичного права нормами обычного права
определялись порядок деятельности органов
государства и их компетенция, порядок
формирования войска, сбор налогов и пр.
Обычное
право как источник права удобен своей
консервативностью: его нормы широко известны
и привычны. Однако экономическое, социальное
и политическое развитие общества требует
урегулирования тех отношений, которые
были неизвестны ранее или способ регулирования
которых должен измениться. Здесь обычное
право как источник права не подходит:
его нормы складываются слишком медленно,
а изменить старые практически невозможно.
В то же время обычное право, не будучи
закреплено в законе, способно изменяться
вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного
права восточных славян относились кровная
месть, круговая порука, умыкание невесты,
многожёнство, особая словесная форма
заключения договора, наследование в кругу
семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в
древнерусском законодательстве уже в
качестве норм публичного права, часть
их видоизменяется, некоторые утрачиваются.
Кровная месть, к примеру, запрещается
в XI в. и заменяется денежным штрафом.
Княжеское
законодательство
Княжеское законодательство как источник
права появляется на Руси в Х в. Уставы
Владимира Святославича, Ярослава, внесли
изменения в действующее финансовое, семейное
и уголовное право.
Устав Владимира определял взаимоотношения
княжеской власти с церковью. Он предусматривал
установление налога в пользу церкви,
так называемой десятины. Во времена Владимира
церковное землевладение ещё не получило
развития, поэтому тогда десятина являлась
основным источником дохода духовенства.
Церковь по Уставу получала право суда
в отношении духовенства и всех людей
подвластных церкви. Кроме того, перечислялись
дела, которые рассматривались церковным
судом в отношении любых лиц. К компетенции
церкви относились главным образом дела
в области семейно-брачных отношений.
Устав Ярослава посвящался главным образом
семейно-брачным отношениям, преступлениям
против семьи и нравственности. Почти
все наказания имущественного характера.
Только в одном случае предусматривалась
смертная казнь — ст. 13 Устава. В этой статье
устанавливалась ответственность мужа
за двоежёнство. Это наказание 40 гривен
в пользу епископа, а незаконная жена заключалась
в монастырь. Если же муж причинял зло
своей законной жене, то в этом случае,
возможно было применение смертной казни.
В Устав Ярослава встречаются статьи,
которые носят ярко выраженный классовый
характер. За изнасилование и оскорбление
женщины устанавливался штраф, размер
которого зависел от положения потерпевшей.
Если потерпевшая была женой или дочерью
боярина, то наибольшая сумма. Если малого
боярина, то меньше, если простого человека,
то ещё меньше.
Договоры
Руси с Византией
Первые известные международные договоры Древней Руси, были заключены
в 911, 944, 971, 1043 годах. Сохранились только
древнерусские тексты договоров, переведённые
с греческого языка на старославянский
и дошедшие в составе «Повести временных лет». Источник
древнерусского права – право византийское,
его рецепция, а через него – частично
и права римского. Принятие христианства
Русью, усвоение христианской культуры,
более тесное общение с Византией и другими
странами произвели настоящий переворот
во всех сферах правовой жизни Древней
Руси. Обычное право во многом прямо противоречило
учению христианской морали и церковному
праву и должно было подвергнуться пересмотру.
С христианством на Русь пришла церковь
со своими каноническими законами, со
своими служителями, начиная с митрополитов-греков
и кончая духовными лицами менее высокого
ранга.
На протяжении двух последующих столетий,
XI и XII , Русь усваивала чужое право, приспосабливая
его к условиям местной жизни. На Русь
в то время хлынул поток переводной греческой
литературы, как светского, так и религиозного
содержания: евангелия, жития святых,
хроники, апокрифические сочинения и пр.,
составлявшие круг чтения средневекового
русского читателя. В этом потоке немаловажное
значение занимали кодексы византийского
права, которые стали изучаться и применяться
и в законотворчестве, и в судебной практике.
Первыми пришли сборники церковного права:
Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика,
Номоканон патриарха Фотия.
Под влиянием византийского права уже
в XI в. все членовредительные и болезненные
наказания уступили место денежным штрафам,
произошли серьезные изменения в семейно-брачном
праве, появились нормы в праве, защищающие
честь и достоинство личности и др.
Переворот, произведенный в древнерусском
обществе и праве христианством и византийским
правом, сказался, в первую очередь, на
положении церкви и церковных людей. Это
нашло отражение в церковных уставах,
принятых русскими князьями. До нас дошли:
Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава,
уставы новгородских князей Всеволода
и Святослава и др. Уставы, таким образом,
позволяли выяснить отношения государства
и церкви, помогали восстановить правовые
нормы, не нашедшие отражения в Русской
Правде. Они являлись ценным источником
изучения права.
Княжеские и церковные уставы
По традиции
«конституирующими» признаются два
документа, в которых обозначена
специфика церковной власти и
границы ее действия. Эти документы
названы «церковными уставами»
и приписываются двум князьям, пользовавшимся
на Руси, наибольшим почетом: первый —
Владимиру Святославичу, крестителю Руси,
а второй — его сыну Ярославу.
Эти два устава
дошли лишь в очень поздних
рукописях, и ученые высказывают
серьезные сомнения насчет того, насколько
точно каждый из них отражает свой оригинал.
Что касается
содержания уставов, то они дополняют
друг друга. Устав Владимира оговаривает,
какие материальные средства гарантируются
церкви в качестве источника для ее существования,
выделяет те категории людей, которые
будут находиться исключительно в юрисдикции
церкви, и перечисляет те разряды преступлений,
которые подлежат церковному суду. В качестве источников использовались
статьи из правовых сборников других славянских
народов. Использовался, например, «Закон
Судный людом» из Болгарии. Значение имели
и Кормчие книги — византийские сборники
церковно-гражданских постановлений,
большей частью относящиеся к области
семейно-брачного права.
Источник
РУССКАЯ ПРАВДА – КОДЕКС ПРАВОВЫХ НОРМ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
23ss23
РУССКАЯ ПРАВДА — памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси создана в период с 1068 по 1072 год., также это сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым. Сохраняла свое значение до XV — XVI веков. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права; является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.
23ss23
Гривна — денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI- XV веках. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент).
Кун — весовая и денежная единица, а также название монет, использовавшихся на Руси в X- XV веках.
Резана — денежная единица Киевской Руси и соседних народов одна резана была равна примерно 1,48 грамм серебра 900-й пробы.
Ногата — денежная единица на Руси.
Гридин — княжеские дружинник, телохранитель князя.
Русин — группа восточнославянского населения, компактно проживающий на западе Украины, востоке Словакии, в юго-восточной Польше, на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии.
Ябедник — представитель княжеской администрации, следивший за сбором налогов и вершивший княжеский суд.
Мечник — дворцовый чин древних русских князей.
Изгой — человек, оказавшийся вне общественных группировок в следствие утраты каких ни будь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство.
Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли.
Холоп — люди несвободного состояния, рабы в Древней Руси.
Колбяги — люди, имеющих родину за пределами Киевской Руси.
Огнищанин — управляющие княжеским хозяйством.
Ладья — транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку.
23ss23
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).
6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
23ss23
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.
13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.
15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23ss23
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.
26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.
28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.
29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.
30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.
23ss23
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
35. А за голубя и курицу 9 кун.
36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.
39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.
41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.
42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост — давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.
43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.
23ss23
https://krimbox.com/
Источник
ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Согласно одному из определений, право – это совокупность правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. Это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем, вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем [12]. Процесс возникновения и становления права в Древнерусском государстве представляет собой сложный многоуровневый и многофакторный процесс.
Правовая культура Древнерусского государства начала складываться в IX веке на основе норм обычного права, договоров Руси с Византией, княжеского законодательства и канонического права [1. С.87]. IX век является своего рода хронологическим рубежом, поскольку в этот период происходит образование Древнерусского государства. Кодификация правовых норм была проведена на Руси в XI веке в Русской Правде, которая содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства и дает представление о правовых, социальных и экономических отношениях на Руси [5. C. 216].
Первая Русская Правда относится к виду «варварских правд», тех видов законов, которые формировались на начальном этапе существования народов, завоевавших Римскую империю. Эти своды норм права были построены по одному типу: включали обычное право, не имели единой структуры и системы, в них были лишь нормы процессуального (формального) права, формы определения права и санкции за правонарушения.
Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей относятся к сборникам канонического права. Это уже более структурированные и систематизированные источники права Древней Руси, которые посвящены уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того времени. Источниками ее происхождения были нормы обычного права и княжеская судебная практика.
В литературе по истории русского права отсутствует единое мнение о происхождении Русской Правды. Одни исследователи полагают, что это не официальный документ, не истинный памятник законодательства, а приватный юридический сборник, составленный неким древнерусским законоведом или их группой для своих личных целей. Вторые полагают, что Русская Правда – это официальный документ, действительное произведение русской законодательной власти, однако испорченное переписчиками. В результате многочисленных переписываний сформировалось большое количество разнообразных вариантов Правды, отличающихся количеством, порядком, а иногда даже текстом статей [6. C. 184 – 185; 10. C.36 — 49].
Одним из источников древнерусского права являются обычаи славян, которые регулировали общественную жизнь в догосударственный период в VI-IX веках. Обычное право представляло собой совокупность неписаных правил поведения (т.е. обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения [4. C.201]. При этом соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода (кровная месть). Обычное право в процессе становления государства «вросло» в его правовую систему и явилось одним из источников ее формирования.
Обычай также лежал в основе еще одного предшественника Русской Правды – Закона русского, о происхождении и сути которого до сих пор идут споры. Закон русский существовал в устной форме и касался, главным образом, экономической стороны жизни [9. С.308 ]. Его история восходит к древней племенной эпохе восточных славян и связывается с варягами, обычаи которых также стали частью повседневной жизни в Древнерусском государстве [6. С 192]. В частности, есть примеры соблюдения обычая в чисто юридической сфере. К таким относится принесение клятвы богам при составлении договоров о соблюдении мира с Константинополем. В Законе русском нашли свое отражение и бытовые традиции, которые вошли потом в Русскую Правду.
В Х веке Закон русский еще применяли в судебной практике и в торговых отношениях, в частности, с Византией. В дальнейшем нормы уголовного права, закрепленные Законом русским, использовали при составлении Русской Правды.
В области уголовного права нормы обычного права функционировали продолжительное время. В начале XI века Ярослав законодательным путем зафиксировал обычай кровной мести, трансформировав и ограничив его. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось также довольно долго, потому что государство не торопилось вмешиваться в область частных отношений. Долгий период законодатель не имел отношения к порядку заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Только конфликты, которые возникали на этой почве, вынуждали государство реагировать на них любыми способами. Особенный смысл имели символы и обряды, которые должны были заставить стороны выполнить обязательство как при помощи хорошо запоминавшихся свидетелям и самим сторонам деяний, так и с опорой на религиозные верования. Наиболее часто использовавшиеся символы в обрядах, сопровождавших заключение договоров, были рукобитье, руковица, ключ, дерн и пр [7. C. 156 – 164]. Но постепенно, развивая экономические связи, последовательность заключения договоров стала проще, символы и обряды из норм права вновь стали частью обычая, к соблюдению которого государство относилось равнодушно.
Из норм обычного права, которые регулировали имущественные отношения, стали выделяться нормы, которые регулировали отношения между купцами. У них были общие профессиональные интересы. В их сообществе формировались нормы поведения, которые основывались на солидарности интересов и взаимном доверии [8. C.133 – 146]. Во многих случаях купцы не пользовались сугубо формальными приёмами заключения договоров. Так формировались обычаи торговли. Значение купечества в жизни государства заставило считаться с этими обычаями, а суды — основываться на них при разрешении споров. В итоге из норм обычаев, которые действовали в области купечества, сформировалось торговое обычное право. В ряде случаев государство создавало специальные нормативно-правовые акты, включая нормы торговых обычаев. Из обычаев торговли, нормативно-правовых актов, которые были приняты на их основе, постепенно начало формироваться торговое право.
Регулирование семейно-брачных отношений до Крещения Руси осуществлялось только обычным правом. Христианство, серьезно относившись к браку и семье, начало непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Но исключенные из права языческие обычаи на протяжении долгого времени соседствовали с нормами церковного права, регулировавшими семейно-брачные отношения в уже христианской Руси. В Русской Правде еще встречаются упоминания о «невенчальных женах». Речь идет о том, что в XI – XII веках еще не все браки заключались при непосредственном участии церкви, многие продолжали заключать браки по старым обычаям. И вот тут как раз важно указание в законе на то, что освещенные церковью браки приравниваются к бракам, заключенным по языческим нормам. Примечательно, что в законе нашло отражение и терпимое отношение к незаконнорожденным детям. В частности, после смерти отца им полагалось на законных основаниях наследство из «прелюбодейной части» [6. C. 194].
Совершенно особенной областью действия норм обычного права стало регулирование отношений внутри общины, а также между общинами. В этой области правовой обычай оставался основополагающим на протяжении всей истории ее существования.
К XI веку древнерусское право вобрало в себя традиционные для славянских племен нормы и традиции, а также впитало ряд характерных черт византийского права. Ко времени письменного оформления права Русь приняла христианство, таким образом, регуляторами правового поля стали выступать, в том числе, и церковные уставы. В этой ситуации, поскольку нормы обычного права существовали только в устной форме, проследить, как они вошли в древнерусское законодательство, можно только предприняв попытку исключить из Русской Правды нормы, характерные церковным уставам, нормы, которые были свойственны Византии, а также исключив все то, что было продиктовано уровнем исторического развития общества того времени.
Обычное право, как источник права, соответствовало древнему обществу своей консервативностью: нормы этого вида права знакомы всем, и к ним привыкло общество. Следование нормам правового обычая обеспечивалось отчасти их сакральным, религиозным характером. Однако экономическое, социальное и политическое развитие общества привело к урегулированию тех взаимоотношений, которые были неизвестны прежде, или способ регулирования которых в силу поменявшихся условий также должен был трансформироваться. В этих обстоятельствах обычное право утратило свои позиции и было вытеснено из нормативно-правовой сферы [3. С.145]. Произошло это, главным образом, за счет распространения византийской правовой традиции, как более универсальной, а также распространения влияния церкви на развитие и закрепление правил и норм взаимоотношений в обществе.
Список литературы
Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
Законодательство Древней Руси. //Российское законодательство X-XX вв.: В 9-тт. – М.: Юрид. Лит., 1984. – Т.1. – С.321-389.
Зимин Α. Α. Κ истории текста Краткой редакции Русской Правды. — Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 7, Μ., 1954.
Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М., 2011.
История России с древнейших времён до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. М.: Проспект, 2010
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1993.
Памятники права Киевского государства X—XII вв. / Сост. А. А. Зимин.
Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952. Вып. I
Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII—X вв.). — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011. — 308 с.
Стратонов И. Α. Κ вопросу ο составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Источник