По уровню нормы характер может быть

Содержание статьи

:

. . . , . . .

. ,

, , , , .

19

:

2

:

2007

( )

( , , , , )

(, )

  • 3
  • 1. 5
    • 1.1. 5
    • 1.2. 6
    • 1.3. 10
  • 2. 15
    • 2.1 15
    • 2.2. 19

1.1.

, . — , . » «, » «. . , , . .. , , — , , .

, — .

— . . , — , .

, . , . ( , ). , . ( ). — , .

, , — , , , ..

1.2.

( . harater — , ). , , .. .[1] , , , , .

, — , » » » «. , , , , , . , , , .

, : ) . . , ; ) , , . ; ) . , , — , .

. , , . , , , .

: — ; — ; — ; — . , , , , , , «» , .. , , .., , , . .[9]

, , , , . , : , . , , . — , «»

, , , — , . , . , . , . , . , , , — .

. ..: «, , , , : , , .»[3,.395]. .

. , , , , .

. , , , , — . , , .

. :

( — , — ..)

( — , — ..)

( — , — ..)

( — , — ..)

( — , — ..)

( — , — ..)

(, , ..)

( — , — ..)

, . , , . , , , . , ( ) .

1.3.

, . , , , . ; . , , , . , , .[11] , . , (, , , .). , , — . , .

, , , . . .., «» , [5,. 403]. , , . , . , , , . , .

— . , , , . — , ; .[3] , .. , , , .

, . , -. , , , , . .

. , . , , — . : , , .

, — , . , . , , , . (, , » «) [3, .403]

. , — . , . , .

, , , . . , , . , , , , , , .

, , . . , , . . , . , , . , » «.

— , . «» .[8] , , , , , , .

, , , «», , . » , » » «

, , , , .

. , , , , . , , .

. , , , .

, , .. , , , , .

:

1) — , .

2) — , , .

2.1

. , , . ( ).

«» , , . , , , , , — .

— , . «» , , , «-» , , .

, . , «» — , , .[1, .113] , : , , . . , .

» «, , , «» «», , «» » » ,- : . «» , , , .[11] » «. , , , , , . — , , , , . , , «» , .[11, .494]

, . , , , .[1, .113] , (, .) . , .

, . .

: , , , , . , .[1, .114]

, , , .

, , . , — .

, , , .

, , . «», «» , .

. «» . , » «, , [1, .115]

, .. , . , , , , » , , «[1, . 115]

, . , , , , .[5, .128]

.[1, .116]

, , , . , , , » » .[9, .304]

, . , .

, , — — , . , , , .

2.2.

— , , .[5, .163]

, . , , , . , . , » «.

» » , «» () , , , .

«» «», «», .. «» ( ) , , .1, .

«, , , » : «», «», «» . , «», «», ., .. . , .., «» «» , . «», , , («» «»).[5, .169]. «» , — , .[6, .205]

«» «» «» . , , , . , , .

«» , «» , . , , , , , , «» , . «» , «» «» , .[6, .240]

» » . , , , , . , , .

, . — , , , . , , , , , . , , , .

, , . , , ( ) . , . «» , «» , , . , » » , , , , .[9, .205]

:

(); (); ( ); (); (, ); (, ); ( ); ( ); ( ); (); ( ); ( ); ( , ).

… . ( 30 90 % ).[8, .311] .. . , .

, . , .

, , . , .., , , , , , . , , , . . , , , .[7, .405]

, , , . . , , , , , «» . , . .

(, ), — , . , , , () — . , .

, , . , , , .[8, .398]

— , , . , , , . , , .

, . , , .[9, .105]

: , — , , , ; , , .

  • . , . . , . .

    [107,2 K], 25.11.2014

  • , , . » «. : , . .

    [903,1 K], 23.11.2012

  • . . . . . , . .

    [18,5 K], 09.10.2006

  • «», . — . , . , .

    [32,2 K], 20.12.2015

  • «» » «. . . . . . .

    [45,1 K], 01.05.2003

  • . . . , . .

    [46,5 K], 04.10.2008

  • . . . . , .

    [77,7 K], 10.04.2011

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Норма в психологии

Нередко люди говорят о ком-то, что он — человек не нормальный или применяют этот эпитет к каким-то действиям и окружающих, даже не задумываясь о том, по каким критериям человеческие поступки, слова и даже мысли можно рассортировать на нормальные и не нормальные. Казалось бы, психология — наука о проявлениях психики, должна иметь ответ на этот вопрос. Но не всё так просто: четкого определения, что такое норма в психологии, быть не может.

Понятие нормы в психологии

Несмотря на многочисленные теории, концепции и дискуссии, понятие нормы в психологии — это до сих пор одно из самых гибких и неустойчивых понятий. Зигмунд Фрейд, Карл Роджерс, Выготский, Джон Уотсон — все они предлагали свое понимание о пределах нормальности, но ни одна идея так и не закрепилась в научном сообществе как единственная верная. А немецкий психолог и философ Уильям Штерн утверждал, что никто не имеет права говорить об анормальности того или иного индивида, даже если он имеет черты не свойственные большинству. Поэтому понятие нормы в психологии не имеет устоявшегося определения.

Разновидности норм в психологии

Для того, чтобы хоть как-то категорировать и прояснить этот не простой вопрос, ученые договорились создать несколько разновидностей норм:

— статистическая;

— социальная;

— функциональная;

— идеальная;

— индивидуальная.

Статистическая норма

Статистическая норма имеет лишь один критерий, а именно — большинство, которому свойственен конкретный признак. Для ее определения существует так называемое нормальное распределение, которое представляется в виде кривой Гаусса.

Читайте также:  Анализ мочи в норме кроме слизи

Суть лежит в том, что крайние значения встречаются гораздо реже, чем среднее, которое и считается стандартным, статистической нормой.

Проблема такого варианта заключается в том, что наиболее часто встречающийся признак не обязательно является однозначно положительным и не означает большей продуктивности. К примеру, при посттравматическом стрессовом расстройстве риск попытки суицида увеличивается до 38%. Конечно, можно сказать, что самоубийство при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) — это статистическая норма. Однако, является ли это той самой нормой, которая оправдывает бездеятельность? Безусловно, нет.

Социальная норма

Нередко правильность поведения человека измеряется тем, насколько социально-приемлемыми являются его поступки. Нагляднее всего проявления этого типа нормы (социальная норма) можно увидеть при формировании гендерных стереотипов. Маленьким мальчикам дарят игрушечные машинки и солдатиков, а девочкам — кукол и пластиковый чайный сервиз. Многочисленные исследования уже показали, что изначально дети выбирают себе игрушки, не соответствующие их гендеру, с такой же частотой, как и условно соответствующие. Позже предпочтение к игрушкам в соответствии с полом формируется у детей благодаря подсказкам родителей.

Социально-приемлемые стандарты нельзя считать нормами психологического здоровья и благополучия по той причине, что они по большей части были сформированы сотни лет назад и не всегда могут соответствовать запросам современного члена общества, что является причиной развития невротических расстройств. Однако, общественное сознание само по себе относительно ригидное и неповоротливое, поэтому многие социальные стереотипы, которые по своей сути представляют пережиток прошлого, существуют до сих пор. А личности, которые не согласны жить по непонятным и не подходящим им правилам, становятся изгоями. Как пример, люди с гомосексуальной ориентацией, которые никак не мешают благополучию того или иного сообщества.

Функциональная норма

Следующий вид — это функциональная норма. Основным ее критерием является продуктивность. Зигмунд Фрейд под этим понятием подразумевал способность поддерживать отношения и работать в достаточно продолжительном периоде, при этом не испытывая сильного дискомфорта. Но такой подход обычно упускает из вида индивидуальные особенности человека. Все люди разные, и то, что один человек выполнит с невероятной легкостью, другой в таких же условиях не сможет реализовать. Интроверты нередко быстро теряют друзей или же совсем не могут выстроить прочные связи с другими людьми, потому что те чувствуют себя обделенными вниманием. Однако с личностью столь же интровертированной, как и он сам, взаимодействие будет куда легче, а, как итог, отношения будут более крепкие.

У человека слишком много индивидуальных особенностей, чтобы утверждать о его нефункциональности, основываясь на результате деятельности в какой-то единственной конкретной среде. Ведь существуют люди, например, которым легче работать в первой половине дня, а другие куда более продуктивны в вечерние часы.

Идеальная норма

Идеальной нормой обычно называют некий универсальный образец человеческого счастья. Попытками ее обозначения являются пирамида Маслоу, а также образ самоактуализирующейся личности К. Роджерса. Эти психологи создали конкретный перечень характеристик, свойственных высоко функциональным людям — идеалу, которому должно стремится все человечество. Подобная утопия терпит свой крах при столкновении с общеизвестным фактом: то, что осчастливит одного, не обязательно даже обрадует другого. Таким образом, человек может потратить огромное количество времени на достижение искусственно созданного идеала, но не быть удовлетворенным желанным результатом.

Индивидуальная норма

Индивидуальная норма (ее также называют субъективной) подразумевают под собой сравнение каких-то черт отдельного человека не с другими людьми, а с тем, к чему он стремится. Любой квалифицированный психолог и психотерапевт всегда ориентируется на запросы своего клиента, а не на собственное представление о том, что он исправил бы в том, кто сидит напротив него в кабинете. Индивидуальные стандарты выражаются в стремлении человека к абсолютно разным результатам в разных аспектах жизнедеятельности. Именно поэтому такое понятие, как индивидуальная норма, не может считаться научным, ведь сформулировать даже какие-то базовые критерии такой нормы не представляется возможным.

Нормы личности в психологии

Проблематика нормы личности в психологии является важным вопросом в разных аспектах жизни не только конкретного человека, но и целого сообщества.

Людям свойственно довольно часто думать о том, а не вышли ли они за границы какой-то нормы, чаще всего социальной. Постоянно следя за тем, как их воспримет общество, многие забывают о собственных потребностях. Это приводит к весьма плачевным последствиям, начиная от неудовлетворенности жизнью, заканчивая тяжелыми психическими заболеваниями. Несомненно, соблюдать границы общественных правил важно, однако не стоит завышать их приоритет. Корень проблемы здесь кроется в отношении самого социума к установленной норме. Ведь тех, кто нарушает правила, принято осуждать, отстранятся от этих людей. Таким образом общество само создает благоприятную среду для возникновения возможных психических заболеваний.

Существует также диаметрально противоположная картина — игнорирование выхода за рамки нормы. Речь идет о тех случаях, когда человек просто не замечает или неосознанно игнорирует тот факт, что он или его близкие вышли за рамки. Особенно трагично это в том случае, если речь идет о нарушениях психического здоровья. Чаще всего это происходит из-за боязни осуждения со стороны. Так, например, Многие матери детей с особенными потребностями игнорируют дисфункцию каких-то психических процессов малыша, убеждая себя, что с ним все в порядке. Это может наблюдаться также в более старшем возрасте, когда меняется поведение уже взрослого ребенка, который начинает обособляться и перестает общаться, говорит о том, что его преследуют или подслушивают, а родители игнорируют проблемы психики потому, что не готовы обратиться за помощью к психотерапевту или психиатру. Это может происходить по многим причинам, но результат один — прежде, чем мать осознает, что ребенку нужна помощь, проявления болезни начинают усугубляться. Лечить ребенка становится сложнее, чем если бы родители обратились раньше.

Читайте также:  Порция мочи в норме

Также и со взрослыми людьми, которые имеют разного разного рода склад личности, эмоционального фона или же мыслительных процессов. Они говорят себе утешительные фразы, что все это временно и скоро пройдет, или, опять же, игнорируют факт того, что какие-то нарушения в области психики мешают им достигать своих целей и функционировать в обществе безо всякого затруднения. Многие элементарно боятся идти к психиатрам или даже психологам, страшась ущерба своей репутации. Результаты такого пренебрежения собственным здоровьем и благополучием не понятны и неутешительны.

Неосведомленность общества на темы психической нормы приводит также к тому, что потребность больного в помощи либо не может быть реализована, либо просто обесценивается. Мало кто знает, как надо себя вести, когда видит человека с обострением психоза или приступом страха и паники, или того, кто вот-вот совершит суицид. Незнание, ровно, как и равнодушие, приводит к плачевным последствиям. Так, многие считают, что депрессия — это ничто иное, как плохое настроение, капризы, неблагодарность или неумение трезво оценивать свое положение. Поэтому это слово часто употребляется с упреком, а когда кто-то хочет сказать, что у него именно клиническая депрессия или же субдепрессия, окружающие воспринимают это как оправдание, но не причину.

Печально так же наблюдать, как некоторые взрослые реагируют на детей с аутизмом или синдромом Дауна, особенно, если учитывать, что эти диагнозы в просторечье используются как оскорбление. Многие родители, видя на детской площадке детей с подобными заболеваниями, относятся к ним, как к источнику какой-то ужасно опасной инфекции, не подпуская к ним свое чадо. И проблема лежит не в том, что особенные дети будут чувствовать себя изгоями, а в том, что отсутствие общения со сверстниками лишь усугубит их болезнь.

Решение всех вышеперечисленных проблем кроется в распространении информации о том, что входит в границы того или иного типа нормы. Ведь именно незнание огромного количества важных факторов заставляет многих отстранятся от тех, кто так отчаянно требует помощи и признания себя, как полноценного члена общества. Кроме того, границы нормы постоянно расширяются, и это позволяет многим людям, которые в прошлом становились изгоями, успешно функционировать в современном социуме. Вспомним паралимпийцев, к примеру.

Немалую роль в восприятии таких людей играет искусство. Если через сериалы, книги и фильмы показывать то, что отклонение от каких-то стандартов и норм не говорит о том, что этот человек плохой, а что он такой же, как и все, общество станет куда более благоприятной средой для каждого из нас.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/norma-v-psixologii/.

Источник

Характер

Хара́ктер (от др.-греч. «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни[1]. Изучением характеров занимается наука характерология. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.

Структура характера[править | править код]

Индивидуальные особенности характера проявляются в отношениях личности[2][3]:

  • к самому себе
  • к окружающим людям
  • к окружающему миру
  • к труду и своему делу
  • к своим и чужим вещам

Выражается подобное отношение через черты характера, которые систематически обнаруживаются в его деятельности, поведении (трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность)[4]; вторая группа черт относится к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер есть система привычных способов поведения в определенных условиях[5][6].

Связь характера с темпераментом[править | править код]

Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений[7][8]. Вследствие взаимодействия физиологического и социального — образуется сплав черт типа темперамента и изменений под воздействием среды, такой сплав называется фенотипом, характером[9][10][11].

Взаимовлияние темперамента и характера: например, влияние темперамента на динамические проявления характера могут отражаться на разном проявлении общительности у сангвиников и флегматиков; в свою очередь характер также может влиять на темперамент путем его сдерживания; исходя из типа темперамента выбирается индивидуальный стиль воспитания нужных свойств характера.

Связь характера с личностью[править | править код]

Существуют различные соотнесения понятий «характер» и «личность»[12]:

  • эти понятия отождествляются
  • характер включается в личность
  • личность включается в структуру характера
  • понятия рассматриваются как пересекающиеся

Для решения этой проблемы предлагается, например, рассматривая черты характера исходить из того, как действует индивид, а рассматривая черты личности — ради чего он действует. Таким образом, при резко выраженных чертах — характер может быть и тормозом развития личности (что отчетливо видно при психопатиях)[12], и своего рода судьбой человека («судьбореализующей тенденцией»[8])[13].

Также предлагается рассматривать личность как включающую в себя характер в «снятом», усложненном виде, как уже духовную особенность человека (особенность его мироощущения: понимания своего места и цели в жизни среди людей и природы), недоступную животным[10].

Читайте также:  Струвиты в моче норма

Характер в психиатрии и психологии[править | править код]

Каждому здоровому характеру в патологии соответствует врожденно-патологических характер (расстройство личности) или характер как крайний вариант нормы (акцентуация)[10].

Свои классификации (типологии) подобного рода характеров выдвигали многие ученые, развивая и уточняя характерологию: теория развития личности (психосексуальное развитие) З. Фрейда (1917), конституционная типология характеров Э. Кречмера (1921), типология К. Юнга (1921), классификация личностей А. Ф. Лазурского (низший, средний и высший уровни) (1921)[14], классификация психопатий П. Б. Ганнушкина (1933), Система соматипирования У. Шелдона (1940), социальные типы характеров Э. Фромма (1947), биоэнергетический анализ А. Лоуэна (1958), модель DISC (1950-е), трёхфакторная теория личности Г. Айзенка («Круг Айзенка») (1959), классификация акцентуированных характеров К. Леонгарда (1968), классификация подростковых акцентуированных характеров А. Е. Личко (1977), а также современные классификации характеров: модель «Большая пятёрка» (1981); классификация характеров М. Е. Бурно[15] (1989), типология личностей Нэнси Мак-Вильямс (1994), методика «7 радикалов» В. В. Пономаренко (2004)[16].

Тесты на определение характера (личностные опросники, типологии)[править | править код]

Из многочисленных методов психодиагностики свойств характера (личности) можно выделить:

Классические (клинические) опросники.[17][18][19][20][21][22]

  • Опросник Леонгарда-Шмишека (диагностики типа акцентуации личности), 1970
  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) А. Е. Личко, 1970
  • Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI),1940
  • Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам, Э. Г. Эйдемиллер

Факторные (психологические) опросники.[23][24]

Популярные тесты.

См. также[править | править код]

  • Темперамент
  • Характерология

Примечания[править | править код]

  1. ↑ С. Рубинштейн. Учение о характере // Основы общей психологии. — Питер, 2017. — С. 622.
  2. ↑ Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / (А. Б. Альмуханова и др.). — Москва : Эксмо, 2007. — 542 с. [1]
  3. ↑ Философская энциклопедия / Глав. ред. Ф. В. Константинов. — Москва : Сов. энциклопедия, 1960. — 5 т. [2]
  4. ↑ Юридическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / (И. Б. Лебедев и др.); под ред. В. Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити : Закон и право, 2012. — 479 с. [3]
  5. ↑ Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. В. Мещерякова, — Олма-пресс. 2004 [4]
  6. ↑ Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — «Академический проект, Деловая книга», 2005. — 848 с.
  7. ↑ Блейхер В. М., Крук И. В. // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. [5]
  8. ↑ 1 2 Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) — М.: Компания БОРГЕС, 2009. — 256 с.
  9. ↑ Большая медицинская энциклопедия: (в 30 т.) / гл. ред. акад. Б. В. Петровский; (Акад. мед. наук СССР). — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, 1974-1989. Т. 25: Теннис — Углекислота. — 1985. — 544 с. [6]
  10. ↑ 1 2 3 Бурно М. Е. О характерах людей: (психотерапевтическая книга / М. Е. Бурно ; Профессиональная Психотерапевтическая Лига. — Изд. 6-е. — Москва : Академический проект, 2014. [7]
  11. ↑ Характер. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Минск.: Харвест, 1998
  12. ↑ 1 2 ЛИЧНОСТЬ: ХАРАКТЕР. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Минск.: Харвест, 1998
  13. ↑ Почему характер — это судьба? // Казакевич А. В. Простые истины, или Как жить в своё удовольствие. / — Изд. 2-е, испр. — Москва : Центрполиграф, 2011. — 351 с.
  14. ↑ Урываев В.А. «Классификация личностей» А.Ф. Лазурского — Теория личности, опередившая время // Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского,. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003, С. 478-487 [8]
  15. ↑ Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Райгородский Д. Я. (ред.-сост.). — Изд. 5-е, доп.. — Самара : Бахрах-М, 2009. — 703 с.; 20 см; ISBN 978-5-94648-079-6 [9]
  16. ↑ Пономаренко В. В. Практическая характерология : методика 7 радикалов / Виктор Пономаренко. — Москва : АСТ, 2019. — 221 с.
  17. ↑ Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005-304 с. С. 166 [10]
  18. ↑ Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения / А. В. Батаршев. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. — 319, [1] с. — (Золотой фонд психотерапии). [11] / 2.2. Многомерные личностные опросники.
  19. ↑ Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов /Овчинников Б. В., Тюряпина И. В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 27 [12]
  20. ↑ Берберян А. С., Акопян Л. С. Творческое самовыражение личности как средство нравственно-ориентированного развития школьника // Ярославский педагогический вестник. 2020. No3 (114). С. 125-133.[13] С. 127
  21. ↑ Теоретические основы психодиагностики / Кононова Т. А., Чихачёв М. В. // Учебное пособие., Новосибирск, 2014. — 119 с. [14] С. 70
  22. ↑ Слотина Т. В. Психология личности // Учебное пособие, Питер. — 2010. 304 с. С. 221 [15]
  23. ↑ Личностные опросники, разработанные на основе факторного анализа // Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006 [16]
  24. ↑ Опросник «Большая пятёрка» // Большой психологический словарь / Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004 [17]

Литература[править | править код]

  • А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. — М., 1990, с. 43-72.

Ссылки[править | править код]

  • Темперамент и характер, Психологический словарь
  • Количественная оценка черт характера человека

Источник