По способу воздействия бюджетно правовая норма может быть

ВИДЫ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Нормы бюджетного права можно объединить в группы, руководствуясь различными критериями. Классификация норм в рамках конкретной отрасли права (ее подотраслей, разделов, правовых институтов) выполняет несколько задач: позволяет охарактеризовать специфику регулирующего воздействия норм права на общественные отношения, определить место норм права в отраслевом правовом регулировании, выявить взаимосвязь различных норм в пределах отрасли права.

Сформулируем классификацию бюджетно-правовых норм по различным критериям.

1. В зависимости от способа воздействия на субъекты бюджетных правоотношений различаются бюджетно-правовые нормы: обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие бюджетно-правовые нормы предусматривают требования к субъектам бюджетных отношений совершить определенные действия. Такие нормы устанавливают обязанности субъектов бюджетного права.

Например, исполняющие бюджет органы власти обязаны использовать бюджетные средства строго по целевому назначению, что следует из закрепленного ст. 38 БК РФ принципа бюджетной системы. Вывод о видах обязанностей субъектов бюджетного права можно сделать на основе анализа ст. 7—9 БК РФ. При этом следует учитывать, что большинство прав субъектов бюджетных правоотношений совпадает с их обязанностями[1].

Так сложилось, что императивные нормы финансового права, «предоставляя субъекту право совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий»[2].

Нормы бюджетного права не предполагают возможности сторонам правоотношения по своему усмотрению изменять содержание своих прав и обязанностей. Обязывающий характер норм бюджетного права обусловлен императивным методом бюджетноправового регулирования. Большинство норм бюджетного права носит императивный характер.

Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы закрепляют права участников бюджетных отношений на совершение тех или иных действий. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в ходе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, но в переделах, определенных нормами права. Примером таких норм выступают нормы, закрепленные ст. 7-9, 153-158, 160.1-160.2-1 и иными статьями БК РФ. При этом следует учитывать отмеченное выше совпадение прав и обязанностей субъектов бюджетного права.

Запрещающие бюджетно-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников бюджетных правоотношений воздержаться от совершения тех или иных действий. Несмотря на значимость запретов для соблюдения финансовой дисциплины, число запрещающих норм в системе бюджетного права невелико. Это объясняется закреплением в бюджетном законодательстве норм прежде всего обязывающего характера в обеспечение целей детально отрегулировать действия субъектов бюджетных правоотношений.

Примером правовой нормы, содержащей запрет, является норма, закрепленная в п. 2 ст. 81 БК РФ: «В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов».

2. По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на две группы: 1) материальные и 2) процессуальные нормы.

Материальные нормы бюджетного права регулируют структуру бюджетного устройства, состав бюджетов бюджетной системы, виды доходов и расходов бюджетов, формы межбюджетных трансфертов, устанавливают бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права (содержатся в отдельных положениях, предусмотренных, например, ст. 1—38, 152 БК РФ). Тем самым материальные нормы бюджетного права формулируют правовые границы бюджетной деятельности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Процессуальные нормы бюджетного права регулируют отношения, складывающиеся в ходе бюджетного процесса, осуществления контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений. Устанавливая организационные (процессуальные) формы реализации норм материального права, процессуальные нормы формулируют механизм бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. В силу этого бюджетно-процессуальные нормы выполняют служебную роль для реализации материальных норм.

Процессуальные нормы содержатся, в основном, в ч. III «Бюджетный процесс в Российской Федерации» БК РФ.

В последнее время процессуальные нормы приобретают все большее значение в бюджетно-правовом регулировании. Это объясняется стремлением государства не просто нормативно констатировать существование тех или иных отношений, опосредующих формирование и функционирование бюджета, но и создать эффективные механизмы реализации прав и обязанностей участников бюджетных правоотношений, их финансовых и организационных интересов. Указанные механизмы проявляются в рамках бюджетного процесса — деятельности по составлению проекта бюджета, его рассмотрению и утверждению в форме правового акта (закона, решения), исполнению бюджета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Данная деятельность включает ряд процедур, операций, требующих регулирования именно процессуальными нормами бюджетного права. При отсутствии процессуальной обеспеченности вряд ли возможен нормальный ход материальных бюджетных правоотношений. Такие тенденции в финансовом праве, включающем бюджетное право, уже давно поставили вопрос выделения процессуальных норм в традиционно непроцессуальных отраслях права[3].

3. В зависимости от функции, выполняемых бюджетно-правовыми нормами, эти нормы подразделяются на две группы: 1) регулятивные и 2) охранительные.

К регулятивным бюджетно-правовым нормам относятся нормы, регулирующие бюджетные отношения путем предоставления их субъектам прав и возложения на них обязанностей. Значение таких норм заключается в том, что они формулируют правовые границы поведения субъектов бюджетных правоотношений. Многие регулятивные бюджетно-правовые нормы являются компетенционными нормами. Их задача — установить позитивные юридические права и обязанности.

К регулятивным бюджетно-правовым нормам, в частности, относятся нормы, содержащиеся, например, в ст. 7—9, 28—38.2, 153—158, 160.1-160.2-1 и иных положениях БК РФ.

К охранительным бюджетно-правовым нормам причисляются нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за нарушения бюджетного законодательства (ст. 306.2 БК РФ).

Большинство норм бюджетного права носит регулятивный характер. Бюджетное право призвано именно упорядочить бюджетную деятельность государства и муниципальных образований и лишь для отдельных ситуаций, связанных с нарушением финансовой дисциплины, предусматривает охранительные мероприятия. Поэтому регулятивные и охранительные нормы бюджетного права тесно связаны друг с другом.

Так, например, ст. 38 БК РФ предусматривает требование использования бюджетных средств по целевому назначению (регулятивная норма).

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств относится к числу оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (охранительная норма).

Читайте также:  Норма общего билирубина в моче у женщин

4. По объему направленности на регулирование бюджетных отношений следует выделять: 1) общие бюджетно-правовые и 2) специальные бюджетно-правовые нормы.

Общие бюджетно-правовые нормы распространяются на различные группы бюджетных правоотношений.

Например, нормы, устанавливающие принципы бюджетной системы.

Специальные бюджетно-правовые нормы регулируют строго определенный вид бюджетных правоотношений.

Например, нормы, регулирующие отношения в рамках бюджетного процесса; нормы, регулирующие межбюджетные отношения; нормы, регулирующие доходы бюджета; нормы, регулирующие расходы бюджета, и др.

5. Среди бюджетно-правовых норм выделяются специализированные нормы. Такие нормы различаются в зависимости от того, какую роль они выполняют в регулировании бюджетных отношений. Специализированные нормы не имеют самостоятельного значения для возникновения правоотношений (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Виды специализированных бюджетно-правовых норм

Дефинитивные бюджетно-правовые нормы предусматривают бюджетно-правовые понятия, категории (например, закрепленные ст. 6 БК РФ).

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее наиболее важные качественные признаки явления (предмета).

Нормы-дефиниции напрямую не определяют поведение субъектов правоотношений. В то же время анализ норм-дефиниций позволяет составить представление об отдельных характеристиках регулируемых отношений.

Нормы-расчеты — это нормы, устанавливающие основные показатели бюджета: объемы доходов и расходов, предельный размер внутреннего и внешнего бюджетного дефицита, объемы фондов межбюджетных трансфертов, доли субъектов Российской Федерации в этих фондах и иные показатели. Они закрепляются в законах о бюджете. Такие нормы содержат числовые показатели индивидуального характера, запланированные бюджетом на конкретный период (ст. 1 Федерального закона о федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. и др.).

В нормах-принципах сформулированы принципы, предъявляемые государством к разного рода бюджетным правоотношениям, понятиям и категориям. Например, глава 5 БК РФ закрепляет принципы бюджетной системы Российской Федерации. Нормы- принципы напрямую не устанавливают права и обязанности субъектов бюджетных отношений. Они по сути являются правовыми требованиями к содержанию бюджетной деятельности государства и муниципальных образований как целостной категории.

Общие бюджетно-правовые нормы фиксируют наиболее общие характеристики бюджетных отношений.

Например, ст. 1 БК РФ предусматривает виды правоотношений, регулируемых Б К РФ, ст. 2 БК РФ — структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.

Оперативные бюджетно-правовые нормы определяют сроки действия норм бюджетного права, вступление их в силу, отмену действующих, продление срока действия норм и т.д.

Например, ст. 1 Федерального закона от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» закрепляет: «Ввести в действие БК Российской Федерации… с 1 января 2000 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие». [4][5]

Первая группа норм содержится в Б К РФ, иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения. Ярко выраженный пример норм второй группы — нормы, содержащиеся в законе, правовом акте о бюджете.

Анализ приведенных классификаций бюджетно-правовых норм позволяет сделать вывод о том, что правовые нормы в системе бюджетного права России разнородны по своему содержанию, упорядочивающему воздействию на бюджетные отношения. Бюджетноправовые нормы различных видов взаимосвязаны между собой. В своей целостной совокупности они составляют инструментарий бюджетно-правового регулирования.

Источник

2.2. Бюджетно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

2.2. Бюджетно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Бюджетное право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность бюджетно-правовых норм, регулирующих бюджетную деятельность государства (муниципальных образований).

Бюджетно-правовая норма — установленное государством и обеспечиваемая мерами государственного принуждения общеобязательное, строго определенное правило поведения в бюджетных отношениях, субъекты которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Бюджетно-правовые нормы выступают «первичной клеточкой» бюджетного права, которые, с одной стороны, обладают общими признаками, составляющими сущность правовой нормы, а с другой стороны — своей спецификой, свойственной бюджетным отношениям.

Схема 14 <1>

———————————
<1> Схема составлена по: Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2016 // СПС «Гарант».

——————————¬
¦Общие признаки правовой нормы¦
LT——————————
¦————————————-¬
++нормативность                       ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++формальная определенность           ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++общеобязательность                  ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++обеспеченность государством         ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++государственно-властный характер    ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++представительно-обязывающий характер¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
L+микросистемность                    ¦
  L————————————-

Нормативность бюджетно-правовой нормы выражается в том, что она «программирует развитие общественных отношений, направляет их в определенное русло. Так, в нормах, сформулированных в законах о бюджетах, программируется будущее движение денежных потоков, их сбор, распределение, расходование, резервирование и т.д.» <1>.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.

Общеобязательный характер означает, что она адресована не конкретному лицу, а неопределенному кругу лиц, т.е. она адресована каждому, кто вступает «в круг ее действия» <1>. Бюджетно-правовые нормы устанавливают правила поведения прежде всего как для участников бюджетного процесса, так и для неучастников бюджетного процесса, что объясняется спецификой регулирования бюджетным правом общественных отношений.
———————————
<1> Там же.

Обеспеченность государством. Реализация бюджетно-правовой нормы предусматривает применение к нарушителю бюджетной дисциплины принудительной силы государства. «Суть обеспеченности заключается в том, что за нарушение нормы права может быть применено государственное принуждение. Однако это качество нельзя понимать упрощенно, будто бы в любом случае реализация предписания нормы права обеспечивается реальным применением мер государственного принуждения. Правило поведения может соблюдаться осознанно и добровольно. К тому же в нем может содержаться правомочие, а не обязанность. В подобных случаях государственное принуждение выступает в роли возможного (как потенциальная возможность применения мер принуждения в случае нарушения норм права), а не действительного реального фактора» <1>. Так, гл. 30 БК РФ предусмотрены меры принуждения в случае нарушения бюджетной дисциплины для специальных субъектов — участников бюджетного процесса.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.

Читайте также:  Анализ мочи норма прозрачность реакция

Государственно-властный характер бюджетно-правовой нормы обусловлен тем, что ее устанавливает и санкционирует государство. Тем самым государство очерчивает круг возможного и должного, разрешенного и запрещенного поведения в бюджетных отношениях.
Представительно-обязывающий характер норм права. Бюджетно-правовая норма предоставляет участникам бюджетных отношений определенные права, но вместе с тем одновременно налагает и юридические обязанности. В бюджетном праве представительно-обязывающий характер нормы воплощается в форме запретов и обязанностей.
Формальная определенность бюджетно-правовой нормы предусматривает, что она закреплена в нормативных актах, которые призваны упорядочивать общественные отношения. В бюджетно-правовой норме благодаря формальной определенности государство закрепляет свою волю и выражает ее в системе субъективных прав и обязанностей. Формальная определенность позволяет бюджетно-правовой норме установить границы должного поведения в бюджетных отношениях.
Микросистемность бюджетно-правовой нормы обусловлена тем, что любая норма права «выступает в виде микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция» <1>. В общем виде связь этих элементов состоит в том, что диспозиция нормы права начинает действовать с момента наступления условий, указанных в гипотезе, и одновременно охраняется от нарушения санкцией, которая предусматривает меры государственного принуждения.
———————————
<1> Там же.

Особенности бюджетно-правовых норм обусловлены предметом и методом правового регулирования в бюджетном праве. Но стоит учитывать, что бюджетное право — это подотрасль финансового права, а соответственно, предмет правового регулирования бюджетного права — составная часть предмета финансового права, как и метод правового регулирования.
Бюджетно-правовые нормы по своему характеру, как правило, являются императивными, т.е. содержат категорические предписания и не предусматривают возможности изменения от волеизъявления одной из сторон общественных отношений. Императивность бюджетно-правовых норм обусловливается содержанием бюджетных отношений, целями, которые достигаются в результате их правового регулирования (обеспечения финансовых интересов государства (муниципального образования), общества в целом).
Бюджетно-правовые нормы можно классифицировать в зависимости от различных оснований.

Схема 15

——————————————————¬
¦В зависимости от социального назначения и роли в    ¦
¦правовой системе бюджетно-правовые нормы делятся на:¦
LT—————————————————-
¦————————————¬
++исходные (отправные, учредительные)¦
¦L————————————
¦————————————¬
L+нормы-правила                      ¦
  L————————————

К исходным (отправным, учредительным) нормам относятся: нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-расчеты. Исходные (отправные, учредительные) бюджетно-правовые нормы не закрепляют прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, не являются правилами поведения и не имеют логической структуры. «Основное отличие норм — правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы — правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер» <1>. К исходным (отправным, учредительным) бюджетно-правовым нормам относятся: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, нормы-расчеты.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.

Нормы-принципы формулируют основные начала функционирования бюджетной системы РФ, бюджетных правоотношений. Такие нормы содержатся, например, в гл. 5 БК РФ, которая закрепляет принципы бюджетной системы.
Нормы-дефиниции <1> предусматривают легальное закрепление правовых понятий и категорий. Так, в ст. 6 БК РФ закреплены основные понятия и термины, применяемые БК РФ.
———————————
<1> «Дефиниция» происходит от латинского definition — определение. В реальной жизни представляет собой суждение, раскрывающее понятие. Раскрывая главное о предмете, они позволяют выделить данный предмет, отличить его от других, предостерегают от смешения понятий, путаницы в рассуждениях (Кириллов В.И. Логика. М., 2001. С. 47, 48).

Нормы-цели определяют цели правового регулирования бюджетной сферы. Так, цели правового регулирования бюджетных отношений закреплены преамбулой БК РФ.
Нормы-расчеты <1> устанавливают количественные показатели доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, порядок расчета межбюджетных трансфертов и т.д.
———————————
<1> Более подробно о нормах-расчетах см.: Комиссарова Е.С. Нормы-расчеты в российском праве: к постановке проблемы научного исследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. N 4 (32). С. 235 — 240.

Нормы-правила также классифицируются по различным основаниям.

Схема 16

——————————————————-¬
¦По степени воздействия бюджетно-правовых норм на      ¦
¦поведение участников бюджетных правоотношений выделяют¦
LT——————————————————
¦——————————————¬
++обязывающие бюджетно-правовые нормы     ¦
¦L——————————————
¦——————————————¬
++запрещающие бюджетно-правовые нормы     ¦
¦L——————————————
¦——————————————¬
L+уполномочивающие бюджетно-правовые нормы¦
  L——————————————

Обязывающие бюджетно-правовые нормы, т.е. нормы, устанавливающие обязанность участников бюджетных правоотношений совершать определенные положительные действия. Например, согласно п. 1 ст. 47.1 БК РФ Министерство финансов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, многие права участников бюджетных правоотношений совпадают с их обязанностями (ст. ст. 7 — 9 БК РФ и др.). Обязывающие бюджетно-правовые нормы не допускают возможности по собственному волеизъявлению участников правоотношения изменять содержание своих прав и обязанностей.
Запрещающие бюджетно-правовые нормы устанавливают запрет на совершение определенных противоправных действий (или бездействия) со стороны участников бюджетных правоотношений. Например, п. 4 ст. 82 БК РФ содержит запрет на использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.
Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы представляют субъектам бюджетного правоотношения право на совершение «положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения» <1>, т.е. нормы, предусматривающие право или возможности самостоятельно принимать решения в бюджетной деятельности. Например, такие нормы закреплены в ст. ст. 7 — 9 БК РФ (при этом стоит учитывать ранее отмеченную особенность); в п. 6.1 ст. 161 БК предусмотрено, что в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде, и др.
———————————
<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.Н. Малько. М., 2001. С. 364.

Читайте также:  Лейкоцитов в моче больше нормы что значит

Схема 17

——————————————-¬
¦По методу правового регулирования         ¦
¦бюджетно-правовые нормы подразделяются на:¦
LT——————————————
¦—————¬
++императивные ¦
¦L—————
¦—————¬
L+диспозитивные¦
  L—————

Императивные нормы моделируют правило поведения в бюджетных правоотношениях, исключают какое-либо отступление или иную трактовку предписания. Большинство норм бюджетного права являются императивными. И как верно отмечено в литературе, императивные нормы, «предоставляя право субъекту совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий» <1>. Например, ст. 50 БК РФ устанавливает нормативы распределения налоговых поступлений в федеральный бюджет.
———————————
<1> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 92.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам бюджетных правоотношений возможность права выбора варианта поведения в пределах закона, т.е. самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Иначе говоря, субъектам бюджетного права предоставляется право в пределах, установленных законом, договориться между собой. Например, бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием). Кроме того, законодательно установлено, что такой договор заключается только в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с взиманием платы за пользование им по ставке, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В частности, диспозитивные бюджетно-правовые нормы применяются при регулировании межбюджетных отношений. Например, п. 4 ст. 137 БК РФ. При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов от налога на доходы физических лиц.
Стоит отметить, что диспозитивные нормы в бюджетном праве носят «условный» характер, поскольку диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, а поэтому его «проникновение» в сферу регулирования бюджетного права «свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов <1>».
———————————
<1> Крохина Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 50.

Схема 18

—————————————————¬
¦В зависимости от характера регулируемых бюджетно-¦
¦правовыми нормами отношений различают            ¦
LT————————————————-
¦———————¬
++материальные нормы  ¦
¦L———————
¦———————¬
L+процессуальные нормы¦
  L———————

Материальные нормы закрепляют материальное содержание бюджета, бюджетное устройство (раздел I БК РФ, за исключением норм о бюджетной классификации), состав доходов и расходов бюджетов, формы межбюджетных трансфертов, бюджетные полномочия субъектов бюджетного права и др.
Процессуальные бюджетно-правовые нормы регламентируют порядок применения и действия норм материального права. Процессуальные бюджетно-правовые нормы закрепляют правила и порядок реализации стадий бюджетного процесса, осуществление бюджетного контроля, порядок применения бюджетного принуждения за бюджетные нарушения и т.д.

Схема 19

——————————————¬
¦По выполняемым функциям бюджетно-правовые¦
¦нормы делятся на:                        ¦
LT——————————————
¦—————¬
++регулятивные  ¦
¦L—————
¦—————¬
L+охранительные ¦
  L—————

Большинство норм бюджетного права являются регулятивными. Регулятивные нормы в бюджетном праве содержат предписания, определяющие права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Например, гл. 18 БК РФ содержит нормы, устанавливающие полномочия участников бюджетного процесса.
Охранительные нормы направлены на защиту функционирования и стабильности бюджетной системы РФ. Они закрепляют порядок применения мер принуждения за бюджетные нарушения.
Возможны и другие классификации бюджетно-правовых норм: по территории и по кругу лиц, на которых распространяется действие бюджетно-правовых норм; по юридической силе, по времени действия и т.д.
Бюджетно-правовая норма-правило, как и любая другая правовая норма, имеет свою структуру.
Логическая структура бюджетно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции и выражается по формуле «если — то — иначе». «Если» — выражается в гипотезе, «то» — в диспозиции, «иначе» — в санкции.
Гипотеза — часть бюджетно-правовой нормы права, указывающая на условия ее действия. Например, абз. 3 п. 2 ст. 93.3 БК РФ предусматривает, что «в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки (гипотеза), остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет (санкция)«.
Диспозиция — часть бюджетно-правовой нормы, закрепляющая само правило поведения субъектов, т.е. права и обязанности участников бюджетного правоотношения (например, ст. 166 БК РФ установлено, что «руководитель Министерства финансов Российской Федерации имеет исключительное право: утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета; вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета… (диспозиция)«.
Санкция — часть бюджетно-правовой нормы, предусматривающая применение к субъекту, нарушившему правило поведения, предусмотренное диспозицией, мер государственного принуждения.
Таким образом, бюджетно-правовые нормы имеют свои особенности, что обусловлено спецификой регулируемых ими общественных отношений, складывающихся в бюджетной деятельности государства (муниципальных образований).

Источник