По нормам сколько уроков может быть в начальной школе

Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

 

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

 

1

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Читайте также:  Амилаза мочи норма у детей амилаз

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.


  • Автор —

    Сафиулина Нурия Романовна

  • 01.03.2016

  •  
    Все консультации автора

Источник

СанПин уроки в начальной школе. — Покупатель прав

При составлении расписания для учеников 1–4 классов руководство школы опирается на нормы СанПин для начальной школы. Учитывается масса аспектов, начиная с нагрузки (умственной, физической), которая допускается для детей до 9-11 лет и заканчивая нормативами часов, которые отводятся для каждого предмета. Соблюдение СанПин необходимо, чтобы облегчить усвоение знаний для школьников и продуктивно дать работать педагогам.

Основные критерии расписания уроков.

Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.

Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.

Критерии уроков:

  • Достаточное количество часов по каждому предмету.
  • Равномерность распределения нагрузки на учителя.
  • Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
  • Организация дополнительных занятий.

Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.

Как правило, сложные уроки, контрольные, новый материал приходятся на середину недели.

Требования к классу и урокам в 2020 — 2021 году.

В 2020-2021 году учебный процесс урегулирован СанПиН 2422821-10 (ГГСВ от 29.12.10 № 189).

В классах для малышей должны соблюдаться следующие саннормативы:

  • Обязательно стоит умывальник, смонтированный согласно росту учащихся с 1 по 4 класс.
  • Мебель, парты, шкафы подбираются и маркируются с учетом требований п. 5.4.
  • Во время перемен класс должен проветриваться, согласно указаниям в пп. 6.2 и 6.6.

Полные требования к санитарно-гигиеническому содержанию и освещению на уроках отражено в параграфах VII и X СанПиН.

Количество уроков в начальной школе.

Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.

Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.

Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

  • С сентября – по 3 урока (35 мин.).
  • С декабря – по 4 урока (35 мин.).
  • С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.

В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.

Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.

Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.

Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.

При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

санпин уроки в начальной школе

4 урока и факультативы

4%

Проголосовало: 100

Часы физической культуры.

По п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10 физкультура в начальных классах может идти как основной урок или факультатив исходя из обязательной трехчасовой загруженности на неделе.

Система интеграции помогает проводить уроки физкультуры в тех школах, где нет нормального оснащения или спортивных залов совсем.

Благодаря ей удается избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (воздух, влажность, температура) и учитывать параметры нагрузки для учеников начальной школы.

Организацию физкультуры упрощает новое дополнение абзц. 3 п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10, которое позволяет проводить урок при наличии бассейна, на лыжах.

В отличие от старших классов школы в с 1 по 4 класс нельзя проводить сдвоенные (спаренные) уроки по основным дисциплинам.

Это приводит к переутомлению, снижению концентрации внимания, капризам и плохому усвоению материала.

Электронное обучение.

В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.

Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.

Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.

Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.

Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.

Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.

Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.

Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.

В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.

Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?

СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).

По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.

Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.

Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.

Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.

По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.

Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.

Заключение.

В начальной школе на выходных не предусмотрены домашние задания (Письмо Минобразования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12).

Про каникулы прямого запрета в СанПин нет, но это можно регулировать на основе ст. 31 Конвенции о правах ребенка, где сказано, что дети имеют право на отдых в каникулы.

Источник

СанПиН: расписание в школе 2020-2021. — Права семей

Составление расписания для школьников должно охватывать
множество аспектов, отвечать требованиям со стороны допустимой нагрузки для каждого
класса, норме часов по каждому предмету. Должны совпадать часы у преподавателей.
Учитываются и другие параметры. Согласно СанПиН,
расписание уроков в школе должно отвечать всем требованиям в целях
облегчения усвоения знаний для учащихся, и продуктивности работы педагогов.

Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии.

Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта
задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат
точкой опоры в распределении предметов.

Что учитывают при составлении расписания:

  • Необходимое количество часов по каждому предмету
    для каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальную
    дневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.

Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.

Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.

Сложные предметы в расписании.

Требования к сложным предметам в расписании школы:

  • Наибольшая активность по дням недели приходится
    на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день
    нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного.
    Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
  • Активность среди дня также приходится на второй
    и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям
    лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти
    часы ставят наиболее сложные предметы.
  • Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним
    урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы,
    поскольку внимание детей будет расфокусировано.
  • Уроки, не требующие серьёзного умственного
    напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.

Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.

Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — по телефону:

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Нормативы по СанПин для школы.

Если вышеупомянутые правила являются базой, на которую следует опираться, составляя расписание, то требования СанПина необходимо выполнять в точности.

Если они будут нарушены, школа может заплатить штраф. Контрольную работы в случае необходимости можно поставить на субботу или понедельник, физкультуру можно провести в начале дня.

Не может же вся школа заниматься спортом в одном зале одновременно. Есть и другие причины отступления от правил.

Например, когда ученики массово болеют ОРЗ и гриппом, занятия отменяют. А после карантина приходится навёрстывать упущенное.

Занятия могут проводиться более интенсивно, нагружаются и первые, и последние дни недели, чтобы успеть пройти материал.

Также отсутствие преподавателей периодически заставляет изменять расписание, отклоняясь от намеченных правил.

Нормы СанПиН не могут быть нарушены, какими бы ни были причины. Согласно СанПиН, расписание звонков в школе не может изменяться в большую стороны.

Часы могут быть сокращены ввиду сокращения учебного времени по определённым обстоятельствам, но увеличение недопустимо.

Количество уроков в школьном расписании.

Так же нельзя увеличивать часы внеурочных занятий для
учеников: в неделю их может быть не больше 10.

Количество уроков у школьников:

  • Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
  • Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
  • 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
  • Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.

Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:

  • Перемена не может длиться больше 30 минут.
  • Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
  • Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
  • Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
  • СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
  • Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
  • Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
  • Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.

Эти требования чётко прописаны в нормативной документации.

Периодически туда вносят корректировки. Так, СанПиН 2.1.7.3550-19 регламентирует обновлённые с 2020 года требования к содержанию классов, обстановке в школе.

В документе описаны требования к температурным режимам в помещениях, и другие важные моменты.

СанПин для школ.

Заключение.

Учитывая все требования СанПин, составление расписания в школах является сложной разносторонней задачей. Необходимо соблюдать требования СанПиН, равномерно распределять нагрузку для комфорта учеников.

Важно угодить педагогам. Основной задачей является, конечно, создать максимально удобный график обучения для школьников.

От этого напрямую зависит их успеваемость, психологический комфорт, здоровье и будущее. Именно поэтому так важно учесть все нюансы, и сделать школьное расписание всесторонне правильным.

Наталья Шереметева

Наталья Шереметева

Эксперты сайта

Задать вопрос

Наталья Сергеевна Шереметева — главный редактор портала Права семей.

Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».
Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».

Источник

Читайте также:  Анализ мочи норма эпителия переходного