По назначению в механизме правового регулирования нормы права могут быть

VI. По назначению и роли норм в механизме правового регулирования.

1. Учредительные (исходные) нормы занимают особое положение в законодательстве, закрепляют основы существующего государственного строя, основы соци­ально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.

К разновидности учредительных (исходных) норм можно отнести: нормы-дефиниции (нормы-опре­деления), нормы-принципы (нормы-декларации).

Дефинитивные нормы содержат определения правовых ка­тегорий и понятий. Например, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Нормы-принципы (нормы-декларации)закрепляют ос­новополагающие идеи, которые лежат в основе государствен­ного строительства и правового регулирования. Например, «Го­сударственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ) или «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Консти­туции РФ).

2. Регулятивные нормы непосредственно устанавливают модель необходимого или нежелательного поведения людей и регулируют общественные отношения, указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализа­ции этих прав и обязанностей, виды и меру государственного обеспечения.

В свою очередь регулятивные нормы также можно разделить исходя из того, в какой форме выражено правило:

А) управомочивающие нормы представляют субъектам пра­во на совершение предусмотренных в них положительных дей­ствий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например, «Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность» (п. 1 ст. 26 Конституции РФ).

Б) обязывающие нормы закрепляют обязанность соверше­ния определенных положительных действий и содержат в своем тексте слова «обязан», «должен». Например, «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конститу­ции РФ).

В) запрещающие нормы запрещают названное в них поведе­ние, которое законом признается правонарушением. Например, «Запрещается создание и деятельность обще­ственных объединений, цели или действия которых направле­ны на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Г) уполномочивающие нормы одновременно содержат и пра­вомочие и обязанность субъекта по совершению определенных действий. Например, «Президент Российской Федерации назна­чает выборы Государственной Думы в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации и федеральным законом» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

3. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических го­сударственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Это большинство статей Особенной части УК РФ или, напри­мер, статья 306 ГК РФ «В случае принятия Российской Федера­цией закона, прекращающего право собственности, убытки, при­чиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством».

4. Коллизионные нормы призваны разрешать конфликт­ные ситуации, в случаях противоречий между различными пра­вовыми нормами. Например, «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

5. Оперативные нормы служат для изъятия устаревших и ввода новых норм. Например, статья 3 Закона о введении в действие части первой ГК РФ «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности»» и т.д.

Источник

Норма права в механизме правового регулирования

Норма права — это первичный элемент и нормативная основа механизма правового регулирования. Норма права представляет собой общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает для субъекта как возможный вариант поведения — субъективные юридические права, так и необходимый вариант поведения — субъективные юридические обязанности или запреты. Специфическая функция норм права заключается в нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что с помощью норм права программируются определенные отношения и вся совокупность юридических средств, используемых для осуществления государственной воли. Непосредственным фактором возникновения норм права с правотворческая деятельность государства.

Специфическая задача нормы права в механизме правового регулирования заключается в том, чтобы:

— определить общий круг людей, на которые она распространяет свое воздействие;

— установить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;

— определить обстоятельства, в которых лицо должно руководствоваться данным правилом поведения;

— раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам в случае невыполнения ими юридических обязанностей1.

Норма права приобретает внешнего выражения в нормативно-правовом акте, который обеспечивает ее действенность.

Нормативно-правовые акты обслуживают нормативную основу механизма правового регулирования. Функции нормативно-правовых актов заключаются главным образом в том, чтобы вводить в правовую систему новые нормы права, обеспечить их изменение или отмену, повысить эффективность их действия.

Читайте также:  Норма мочи у 3 летнего ребенка

нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов) присоединяются акты толкования норм права (интерпретационные акты). Данные акты являются средством, обеспечивающим единообразное понимание и применение действующих норм права. Четкость и эффективность механизма правового регулирования зависит от правильного толкования норм права.

Особая роль юридических фактов в механизме правового регулирования обусловлена тем, что в них выражается специфика метода правового регулирования, которая свойственна определенной отрасли права.

Для уголовного права характерен императивный метод правового регулирования. В целом следует отметить, что данный метод правового регулирования характерен и для всей сферы правоохранительной деятельности. Ресниц обусловливает такие особенности юридических фактов, порождающих уголовные правоотношения:

— во-первых, основанием возникновения уголовных правоотношений является противоправные действия — преступления, составы которых закреплены в нормах Особенной части УК Украины;

— во-вторых, фактически общий юридический факт, порождающий любые уголовные правоотношения, сформулированный в ст. 2 УК Украины, в соответствии с которой основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного УК Украины1. Это общая гипотеза для всех норм уголовного права, содержащихся в Особенной части УК Украины.

Для гражданского права, наоборот, характерно преобладание диспозитивного метода регулирования. То есть участникам гражданских правоотношений законодатель предоставляет право на осуществление активных действий. Это заключается в том, к числу юридических фактов, порождающих гражданские правоотношения, законодатель относит: договоры и другие правомочия; создание литературных, художественных произведений, изобретений и других результатов интеллектуальной, творческой деятельности; нанесение имущественного (материального) и морального вреда другому лицу; другие юридические факты. Учитывая требования ст. 11 ЦК Украины перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей может быть и не предусмотрен актами гражданского законодательства, но гражданские права и обязанности могут возникать по аналогии.

Источник

Элементы механизма правового регулирования и их назначение

Механизм правового регулирования образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях:

1) принципы права, нормы права, нетипичные правовые предписания (специализированные нормы права), объективированные в нормативно-правовых актах;

2) правоотношения, субъективные юридические права и обязанности в их индивидуализации (конкретизации);

3) акты непосредственной реализации прав и обязанностей;

4) акты применения норм права.

Каждый элемент выполняет специфическую роль в регулировании деятельности субъектов и возникающих на ее основе общественных отношений.

Рассмотрим кратко каждый из элементов.

1. Норма права в механизме правового регулирования.

Норма права — изначальный элемент и нормативная основа механизма правового регулирования.

Норма права представляет собой общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает для субъекта как возможный вариант поведения — субъективные юридические права, так и необходимый вариант поведения — субъективные юридические обязанности.

Специфическая задача нормы права в механизме правового регулирования состоит в том, чтобы:

а) определить общий круг людей, на которые она распространяет действие;

б) определить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;

в) определить обстоятельства, при которых лицо должно руководствоваться данным правилом поведения;

г) раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам при неисполнении ими юридических обязанностей.

Обязывающие нормы регламентируют активное поведение обязанных лиц.

Дозволяющие и запрещающие нормы возлагают пассивные обязанности на обязанные лица и разрешают совершение активных действий носителем субъективного права.

Характер регулирующего влияния нормативной основы механизма правового регулирования зависит от того, воздействует ли право путем обязывающего предписания или путем дозволения или запрета.

Норма права получает внешнее выражение в нормативно-правовом акте, который обеспечивает её действенность.

Нормативно-правовые акты обслуживают нормативную основу механизма правового регулирования. Функции нормативно-правовых актов состоят главным образом в том, чтобы ввести в правовую систему новые юридические нормы, обеспечить их изменение или отмену, повысить эффективность их действия.

К нормативно-правовым актам (законам, подзаконным актам) примыкают акты, в которых дается их официальное разъяснение, толкование.

Акты толкования норм права (интерпретационные акты) не содержат новых правоположений, а являются средством, обеспечивающим единообразное понимание и применение действующих нормативных актов. Четкость и эффективность механизма правового регулирования зависят от правильного толкования норм права.

2. Правоотношение в механизме правового урегулирования.

Правоотношение — необходимый элемент механизма правового регулирования, важная ступень осуществления программ, заложенных в нормах права. В правоотношении индивидуализируются положения соответствующей правовой нормы, конкретизируются субъективные юридические права и обязанности определенных субъектов, их полномочия и юридическая ответственность. Индивидуализация общих моделей поведения применительно к конкретным лицам — второй уровень правового регулирования.

Особенности прав, обязанностей, полномочий и ответственности (а отсюда и особенности правоотношений) во многом зависят от характера регулирующего воздействия норм права, в результате которого складываются различные виды правоотношений — регулятивные или охранительные, активные или пассивные.

Таким образом, правоотношения в механизме правового регулирования образуют определенную систему, и только так они обеспечивают перевод общих предписаний норм права в субъективные права и субъективные юридические обязанности, полномочия и юридическую ответственность для конкретных лиц, позволяют достичь исполнения их воли, удовлетворения интересов.

Читайте также:  Если онкомаркеры в норме может ли быть рак яичника

При этом центром общих юридических связей, составляющих основу правоотношений, является правовой статус, в том числе правосубъектность, как первый шаг в конкретизации предписаний норм права на этой стадии.

Правоотношение в механизме правового регулирования выполняет такие функции:

а) определяет конкретный круг лиц, на которые распространяется действие норм права в данный момент;

б) закрепляет конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица;

в) служит условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств (прокуратурой, судом, милицией) с целью обеспечения субъективных прав, обязанностей, ответственности.

Таким образом, правоотношение в механизме правового регулирования — это средство «перевода» общих предписаний юридических норм в плоскость субъективных прав и обязанностей для данных субъектов.

3. Акты непосредственной реализации прав и обязанностей в механизме правового регулирования.

Акты непосредственной реализации прав и обязанностей — фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению (реализации) своих прав и обязанностей.

Возможны два результата реагирования на правовое регулирование:

• активный — совершение дозволяемых действий (например, участвовать в выборах органов власти);

• пассивный — воздержание от запрещенных действий (например, не наносить вред природе).

Если активными действиями реализуются права — имеет место использование правовых норм;

Если активными действиями реализуются обязанности — имеет место исполнение правовых норм.

Если реализация правовых норм, запрещающие какие-либо действия, состоит в воздержании от их совершения — имеет место соблюдение норм права. Например, нормы уголовного права peaлизуются тогда, когда граждане не совершают противоправных действий.

Таким образом, акты непосредственной реализации в формах использования предоставленных нормами права возможностей, исполнения обязывающего правового предписания, соблюдения правовых запретов занимают особое место в механизме правового регулирования, ибо представляют собой его конечную цель.

4. Акты применения норм права в механизме правового регулирования.

В процессе правового регулирования возможна (но не обязательна) стадия применения норм права, которая заключается в издании государственно-властного акта — акта применения норм права, обеспечивающего возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Если субъекты права не в состоянии сами реализовать субъективные права и юридические обязанности, государство в лице компетентных органов осуществляет применение норм права (например, взимание налогов, назначение пенсий, осуществление правосудия).

Акты применения норм права имеют форму решений, распоряжений, приказов, приговоров и т. п. В них персонифицируются общие права и обязанности, а также, если это необходимо, индивидуализируются санкции. Специфика акта применения норм права заключается в том, что индивидуализация осуществляется от лица государства как требование, которое может быть при необходимости выполнено и принудительно.

Акты применения норм права в механизме правового регулирования используются в следующих случаях:

1) когда сами нормы права предусматривают, что индивидуализация прав и обязанностей осуществляется органами государства, должностными лицами, а не участниками отношений. Так, нормами о порядке предоставления отпусков рабочим и служащим предусматривается, что отпуск конкретному лицу предоставляется согласно приказу администрации;

2) когда субъекты регулируемых отношений ведут себя противоправно: нарушают права, не используют обязанности. В этом случае актом применения норм права индивидуализируется юридическая ответственность, предусмотренная нормами права за их нарушение, т. е. устанавливается персональная ответственность правонарушителей.

Во всех случаях акты непосредственной либо опосредованной реализации прав и обязанностей завершают правовое регулирование. Именно здесь происходит «перевод» предписаний юридических норм (сначала выраженных в правах и обязанностях) в фактическое, реальное поведение участников общественных отношений, на которое было направленно правовое регулирование.

Источник

По роли в механизме правового регулирования (специальные (специализированные) нормы)

В массиве норм права существует значительная по объему группа правовых предписаний, которые не являются нормой права как классической модели поведения. В теории права их называют специализированными нормами права. В отличие от классического правила поведения, они:

ü выполняют дополнительную функцию в правовом регулировании;

ü лишены традиционной логической структуры, которая характерна для норм права как классического предписания;

ü выступают как образец, эталон поведения, содержание которого определяется содержанием выполняемой функции.

Специализированные нормы права неодинаковы по своей природе и функциональному назначению. Они могут быть разделены на отправные и другие специализированные нормативные предписания.

Отправные специализированные нормы достаточно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Они охватывают нормы-начала, определяюще-уставные нормы, нормы-фикции, нормы-принципы, нормы-презумпции и т.д. К другим специализированным нормам могут быть отнесены: нормы-сроки, нормы-фикции, нормы-конструкции, оперативные нормы.

Нормы принципы — это правовые предписания, которые закрепляют основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического и государственного жизненного устройства, взаимоотношения государства и личности, формы собственности и др.

Определяюще-уставные нормы — это правовые предписания, которые определяют цели, задачи отдельных институтов и отраслей права.

Нормы-дефиниции — это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий.

Читайте также:  Норма выделяемой мочи за сутки у женщин

Нормы-презумпции — закрепленные в нормативно-правовом акте предположения относительно определенного юридического состояния или явления.

Нормы-сроки — правовые предписания, которые указывают на время наступления или прохождения которого влечет определенные юридические последствия (например, срок исковой давности).

Нормы-фикции — закрепленное в правовых актах нормативное предписание, что условно провозглашает факт или обстоятельство, которое не является установленным.

Нормы-конструкции — это нормативные предписания, которые обобщают сложные по своему составу юридические явления.

2.2. Нормы права по предмету правового регулирования

Нормы права по методу правового регулирования

v Императивные – нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначенные действия.

v Диспозитивные – нормы, предписывающие государством вариант поведения.

Нормы права по характеру правового предписания

Ø Дозволяющие (управомочивающие) – нормы, указывающие на возможность совершать определенные действия.

Ø Обязывающие – нормы, указывающие на необходимость совершать определенные действия.

Ø Запрещающие – нормы, указывающие на необходимость воздерживаться от совершения действий определенного рода.

Нормы права по действию во времени

§ Постоянные

§ Временные

Нормы права по кругу лиц

Общие – распространяются на все население

Специальные – распространяются на определенный круг лиц

Исключительные – делают изъятия из общих и специальных норм

Другие виды норм права

Нормы права по характеру воздействия на личность

o Поощрительные

o Рекомендательные

Нормы права по субординации в правовом регулировании

Норма материального права – норма, являющаяся первичным регулятором общественных отношений.

2.7.3.Норма процессуального права – норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права.

Нормы права по действию в пространстве

Общие

Местные

локальные

Нормы права по субъектам правотворчества

¤ Нормы органов представительной власти

¤ Нормы главы государства

¤ Нормы органов исполнительной власти

¤ Нормы общественных объединений, коммерческих организаций, трудовых коллективов предприятий

Нормы права по функциональной направленности

Регулятивные (правила поведения) – устанавливают права и обязанности субъектов

Охранительные – устанавливают способы юридической ответственности

3. Структура нормы права ( + 4 вопрос)

Диспозиция — это такая часть нормы права, в которой изложено содержание правила поведения. В ней сформулированы права и обязанности, которые субъекты общественных отношений приобретают при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы. В зависимости от степени определенности диспозиция делится на абсолютно определенную и относительно определенную.

Абсолютно определенная диспозиция содержит четко и исчерпывающе изложенное правило, что лишает субъектов общественных отношений возможности выбора вариантов поведения .

Относительно определенная диспозиция содержит общие признаки поведения, в пределах которой могут действовать субъекты.

Санкция — это такая часть нормы права, которая устанавливает невыгодные последствия на случай невыполнения правила, определенного в диспозиции. В зависимости от степени невыгодности последствий санкции подразделяются на штрафные, правовостанавливающие и меры предупредительного воздействия.

Штрафные (карательные) санкции предусматривают наиболее невыгодные последствия для правонарушителя (лишение свободы, лишение родительских прав и т.д.).

Правовостанавливающие санкции направлены не на наказание правонарушителя, а на восстановление предыдущего состояния, исполнения правонарушителем возложенных на него и неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязанностей.

К мерам предупредительного воздействия относят арест имущества, задержания в качестве подозреваемого.

По сфере применения санкции делятся на:

· конституционно-правовые (признание конституционным судом закона таким, что не отвечает конституции);

· гражданско-правовые (признание договора недействительным);

· административно-правовые (штраф, лишение специального права, предоставленного гражданину, например, охоты);

· дисциплинарные (вынесение выговора или увольнения с работы);

· уголовные (исправительные работы, лишение свободы).

По степени определенности различают совершенно определенные и относительно определенные санкции.

Совершенно определенные санкции четко и исчерпывающе указывают на вид и меру государственного принуждения (увольнение с работы, четко определен размер штрафа).

В зависимости от составасанкции делятся на простые, сложные и альтернативные.

v Простые

v Сложные

v Альтернативные

Гипотеза — это такая часть нормы права, которая указывает на те фактические обстоятельства (место, время, положение и т.д.), наличие или отсутствие которых является условием возникновения предусмотренных в диспозиции прав и обязанностей.

В зависимости от своего состава гипотезы делятся на: простые, сложные и альтернативные.

Простые гипотезы указывают на одно обстоятельство как условие действия (например, ребенок, родители которого на момент его рождения являются гражданами Украины (гипотеза), является гражданином Украины).

Сложные гипотезы указывают на два или более обстоятельства (ст. 76 Конституции дает перечень требований, которые ставят перед кандидатом в народные депутаты).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств (ст. 81 Конституции указывает на обстоятельства, которые могут привести к прекращению полномочий народного депутата).

По степени определенности различают совершенно определенные и относительно определенные гипотезы.

Совершенно определенные гипотезы четко и исчерпывающе указывают на обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связано действие нормы

Относительно определенные гипотезы наиболее обще, абстрактно формулируют обстоятельства, которые являются условием действия нормы

Рекомендуемые страницы:

Источник