По методу воздействия административно правовые нормы могут быть
Содержание статьи
Виды административно-правовых норм
Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.
I. По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:
законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных актах представительных органов местного самоуправления;
подзаконные, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных актах губернаторов, глав администраций субъектов РФ, глав местных администраций;
отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;
локальные, содержащиеся в нормативных акты организаций.
II. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;
охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.
В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, а примера вторых — статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющих ответственность за нарушения в области дорожного движения.
III. По предмету регулирования нормы подразделяются на:
материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.
процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.
Например, согласно первой статье Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10], каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а вторая статья данного Закона определяет действия, органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Шестая же статья этого Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и – процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.
IV. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:
обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий;
уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;
стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.
V. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:
императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;
рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.
VI. По содержанию административно правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов – участников регулируемых общественных отношений на:
нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;
нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;
нормы, регламентирующие организацию и деятельность общественных объединений. Это требования к уставу общественных объединений, вопросы создания и ликвидации общественных объединений, отдельные (регулируемые государством) вопросы их деятельности;
нормы, регламентирующие отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.
VII. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:
общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;
внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.
VIII. По территории действия административно-правовые нормы делятся на:
общефедеральные, действующие на всей территории России;
нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации;
местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;
межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях.
IХ. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:
общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах;
межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей;
отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли;
локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.
Примерами общих норм являются положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах. Межотраслевые нормы содержатся, например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1[11] (с последующими изменениями и дополнениями), которые регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы.
Х. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:
срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;
чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения).
ХI. По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:
общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;
специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.
Например, статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (общая норма), в то время как статья 8.32 этого же Кодекса – за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (специальная норма), а статья 11.16 – за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (также специальная норма).
Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут быть содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР, некоторых других актах.
Источник
Онлайн-тесты на oltest.ru: Административное право — все вопросы (22/31)
316. По методу воздействия на поведение субъектов, административно-правовые нормы делятся на:
• обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные
317. По общему правилу дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, в течение …
• 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении
318. По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня …
• поступления жалобы со всеми материалами в суд, в орган, должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать
319. По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона…
• действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения
320. По общему правилу, срок, в течение которого гражданин может обратиться с жалобой в суд за восстановлением своих нарушенных прав, начиная со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, составляет:
• 3 месяца
321. По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:
• материальные и процессуальные
322. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено:
• определение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если дело не относится к компетенции к компетенции данного судьи, органа, должностного лица
• постановление о назначении административного наказания
• постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
323. По результатам рассмотрения жалобы на постановление о наложении административного наказания могут быть вынесены некоторые из следующих решений:
• жалоба остается без удовлетворения, а постановление — без изменений
• изменяется мера наказания в сторону его уменьшения
• постановление отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение
• постановление отменяется, и дело прекращается
324. По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на:
• нормативные, индивидуальные, смешанные, общие
325. По характеру должностных обязанностей государственные служащие делятся на:
• руководителей, специалистов, технических исполнителей, вспомогательно-обслуживающий персонал
326. Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?
• да
327. Подразделения ГИБДД, ОМОНа, патрульно-постовой службы относятся к одной из подсистем органов внутренних дел, а именно к:
• полиции общественной безопасности
328. Полномочия, связанные с вопросами реституции культурных ценностей, отнесены к ведению:
• Министерства культуры РФ
329. Полномочиями по лицензированию государственных и негосударственных телерадиовещательных организаций обладает:
• Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
330. Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
• органами внутренних дел
• пограничными органами
Источник
Виды административно-правовых норм и способы их реализации
Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.
1. Нормы административного права по целевому назначению:
— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).
— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).
— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).
— Вводящие в действие другие нормы.
2. По способу правового воздействия:
— Обязывающие (содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).
— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).
Это нормы, содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений
— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)
— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
По юридическому содержанию:
— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей).
— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений).
Их, в свою очередь можно поделить на:
a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).
b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).
c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).
4. По уровню обобщенности правила:
— Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).
— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.
— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)
5. По территории применения:
— Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).
— Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).
— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).
— Административно-правовые нормы учреждений.
6. По времени действия:
— Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).
— Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).
7. По кругу адресатов:
— Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).
— Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)
Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) административно-правовой статус граждан;
б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
в) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
г) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
д) административно-правовой статус общественных объединений;
е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
По объему регулирования:
а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).
б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).
в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
8. По порядку принятия:
— Принятые в порядке единоначалия.
— Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.
— Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.
— Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.
У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.
Способы реализации административно-правовых норм:
— исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)
— соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)
— использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)
— применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.
Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).
Понятие и признаки административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.
Источник