По методу воздействия административно правовые нормы могут быть

Виды административно-правовых норм

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.

I. По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:

законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных актах представительных органов местного самоуправления;

подзаконные, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных актах губернаторов, глав администраций субъектов РФ, глав местных администраций;

отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

локальные, содержащиеся в нормативных акты организаций.

II. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:

регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, а примера вторых — статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющих ответственность за нарушения в области дорожного движения.

III. По предмету регулирования нормы подразделяются на:

материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.

процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.

Например, согласно первой статье Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10], каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а вторая статья данного Закона определяет действия, органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Шестая же статья этого Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и – процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.

IV. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:

обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий;

уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.

V. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:

императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;

рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

По методу воздействия административно правовые нормы могут быть

VI. По содержанию административно правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов – участников регулируемых общественных отношений на:

нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;

нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность общественных объединений. Это требования к уставу общественных объединений, вопросы создания и ликвидации общественных объединений, отдельные (регулируемые государством) вопросы их деятельности;

Читайте также:  Уровень креатинина в моче норма у мужчин

нормы, регламентирующие отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.

VII. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:

общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.

VIII. По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

общефедеральные, действующие на всей территории России;

нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации;

местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;

межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях.

IХ. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах;

межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей;

отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли;

локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.

Примерами общих норм являются положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах. Межотраслевые нормы содержатся, например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1[11] (с последующими изменениями и дополнениями), которые регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы.

Х. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:

срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения).

ХI. По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;

специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.

Например, статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (общая норма), в то время как статья 8.32 этого же Кодекса – за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (специальная норма), а статья 11.16 – за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (также специальная норма).

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут быть содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР, некоторых других актах.

Источник

Онлайн-тесты на oltest.ru: Административное право — все вопросы (22/31)

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоАдминистративное правовопросы316-330

316. По методу воздействия на поведение субъектов, административно-правовые нормы делятся на:
обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные

317. По общему правилу дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, в течение …
15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении

318. По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня …
поступления жалобы со всеми материалами в суд, в орган, должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать

319. По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона…
действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения

320. По общему правилу, срок, в течение которого гражданин может обратиться с жалобой в суд за восстановлением своих нарушенных прав, начиная со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, составляет:
3 месяца

Читайте также:  Анализ мочи по ничипоренко расшифровка норма таблица

321. По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:
материальные и процессуальные

322. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено:
определение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если дело не относится к компетенции к компетенции данного судьи, органа, должностного лица
постановление о назначении административного наказания
постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

323. По результатам рассмотрения жалобы на постановление о наложении административного наказания могут быть вынесены некоторые из следующих решений:
жалоба остается без удовлетворения, а постановление — без изменений
изменяется мера наказания в сторону его уменьшения
постановление отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение
постановление отменяется, и дело прекращается

324. По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на:
нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

325. По характеру должностных обязанностей государственные служащие делятся на:
руководителей, специалистов, технических исполнителей, вспомогательно-обслуживающий персонал

326. Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?
да

327. Подразделения ГИБДД, ОМОНа, патрульно-постовой службы относятся к одной из подсистем органов внутренних дел, а именно к:
полиции общественной безопасности

328. Полномочия, связанные с вопросами реституции культурных ценностей, отнесены к ведению:
Министерства культуры РФ

329. Полномочиями по лицензированию государственных и негосударственных телерадиовещательных организаций обладает:
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

330. Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
органами внутренних дел
пограничными органами

Источник

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

— Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений

— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).

По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).

c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

—  Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

Читайте также:  Нормы биохимических показателей крови и мочи

— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

—  Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

— Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

— Административно-правовые нормы учреждений.

По методу воздействия административно правовые нормы могут быть

6. По времени действия:

— Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

— Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

— Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

— Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

— Принятые в порядке единоначалия.

— Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.

— Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

— Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

— исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

— соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

— использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

— применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Источник