По методу правового регулирования правовые нормы могут быть
Содержание статьи
Классификация норм права по методу правового регулирования.
Норма права — это исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права), которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Юридическая норма — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения.
Далеко не все нормативные установки являются юридическими нормами. Одновременно многие юридические нормы (организационные, организационно-технические и многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом. С этой точки зрения правом является лишь позитивное право, то есть только то, что выражено в законодательстве.
Естественное право — это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на жизнь и так далее). Позитивное право — это та часть социальных норм, которая выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных государством. И позитивное право не отрицает естественного права, с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними.
Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством и приобретающие исключительно регулирующие возможности. Юридическая норма обладает следующими признаками:
Ø Норма права — это норма позитивного права, регулирующая отношения в позитивном праве.
Ø Формальная определенность нормы права, норма права носит формализованный характер. Это означает то, что это правило поведения, выраженное государством и имеется источник, где закреплена норма. Содержание правовой нормы излагается и существует только в формально закрепленном виде.
Ø Определенность норм права. В нормах права правило поведения изложено в самых главных, существенных чертах. Отличается четким детальным изложением и точностью. Здесь отражается вид общественных отношений, регулируемый нормами права. Здесь имеется в виду регулирование отношений в определенной отрасли права: в гражданском, административном, уголовном праве и тому подобному.
Ø Общеобязательность норм права означает то, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и не зависит от того, какого субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.
Ø Принудительность означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права — это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении.
Ø Регулятивной особенностью юридических норм является то, что они указывают на возможное или должное поведение.
Право состоит из норм, которые не персонифицированы, обращены к заранее неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократную реализацию в фактических отношениях.
Однако в нормах права указываются существенные черты того отношения, для регулирования которого они существуют. В общем, юридические нормы здесь играют роль обеспечителя нормативной регламентации общественных отношений.
По методу правового регулирования нормы права делятся на:
ü Императивные — это категоричные веления, которые предписывают строго определенные поступки, точно определяют права и обязанности и не допускают никаких отклонений от предписанного.
Эти нормы не предполагают инициативы и самостоятельности граждан в установлении собственных правил регулировании общественных отношений, они рассчитаны на строгое соблюдение законодательных предписаний. Например, ст. 70 СК: «Лишение родительских прав производится в судебном порядке».
ü Диспозитивные — это нормы, которые содержат как бы два предписания: первое дает лицам возможность самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения, а второе носит категоричный характер и вступает в действие при отсутствии согласия сторон. Такие нормы действуют лишь в том случае, если лица самостоятельно не установят иные, собственные правила поведения, они предполагают инициативу и самостоятельность граждан в установлении собственных правил.
Внешними отличительными признаками таких норм являются фразы типа «если договором или соглашением сторон не установлено иное», «при отсутствии соглашения», «если стороны не договорятся об ином» и др. Например, ст. 81 СК РФ: при отсутствия соглашения родителей алименты взыскиваются в судебном порядке.
ü Поощрительные — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом.
Цель — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания).
ü Рекомендательные — это нормы, представляющие пожелания законодателя. Они обязательны для ознакомления, но не обязательны для исполнения. Такие нормы адресуются чаще всего негосударственным предприятиям, общественным объединениям и предлагают возможные (и желательные для законодателя) варианты поведения. Примеры можно найти в указах Президента.
К императивным нормам относятся запрещающие и часть обязывающих норм, к диспозитивным — управомочивающие и часть обязывающих.
03-2. Виды правонарушений.
Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений — однородные группы правонарушений, различающиеся в зависимости от характера вредных последствий и объектов посягательств.
Правонарушения классифицируются по двум главным основаниям: по их характеру и степени общественной опасности.
По характеру правонарушения делятся на уголовные, административные, гражданские и дисциплинарные.
По степени общественной опасности правонарушения характеризуются как преступления, к которым относятся уголовные правонарушения и проступки, включающие административные, гражданские и дисциплинарные правонарушения.
Преступлением признается предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние, посягающее на личность, права и свободы граждан, правопорядок, экономическую систему, собственность, государственное управление и иные значимые общественные отношения.
Преступления характеризуются следующими основными чертами.
1. Преступления — наиболее общественно опасные правонарушения. Их особая общественная опасность заключается в том, что они посягают на наиболее важные и главные общественные отношения и социальные ценности, такие, как конституционный государственный строй, жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, правосудие и др. Преступления причиняют людям и обществу тяжкий вред.
2. Субъектом преступления могут быть только физические дееспособные лица. Юридические лица не могут совершать преступления и нести уголовную ответственность.
3. Перечень всех преступлений указан в уголовном законе — Уголовном кодексе. Правонарушения по своим признакам (например, общественной опасности), хотя и подпадающие под преступления, но не указанные в уголовном кодексе, не являются преступлениями.
4. Лицо, совершившее уголовное правонарушение, является преступником. Оно подвергается уголовному наказанию, признается судимым, что влечет для него определенные негативные последствия. Например, судимость учитывается при назначении наказания при совершении нового преступления.
5. Уголовные правонарушения совершаются независимо от того, состоит ли правонарушитель в правовых или иных отношениях с тем юридическим или физическим лицом, в отношении которого совершено преступление. Уголовное правонарушение разрушает положительные социальные связи правонарушителя с обществом, государством, гражданами, юридическими лицами и порождает отрицательные, преступные отношения.
Проступки также являются общественно опасными деяниями. Однако их опасность менее значительна по сравнению с уголовными правонарушениями. Объектами правонарушений — поступков являются административные, имущественные и трудовые отношения, не представляющие большой общественной опасности. Так, административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, отношение собственности, права и свободы граждан, порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность.
Административное правонарушение характеризуются следующими чертами.
1. Объект административного правонарушения совпадает с объектом уголовных правонарушений. Однако само деяние менее опасно, поскольку причиняет меньший вред общественным отношениям и социальным ценностям. Так, например, нарушение правил пожарной безопасности может быть и уголовным, и административным правонарушением. Уголовным оно является в том случае, если повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или его смерть. К административным относятся правонарушения, не повлекшие названных последствий.
2. Административные правонарушения могут совершать физические деликтоспособные лица — граждане и руководящие работники предприятий и учреждений. Ответственность за административные правонарушения предусмотрена административным, финансовым, налоговым, экологическим и другим законодательством.
3. Административные нарушения могут совершаться субъектами правонарушения, как правило, не находящимися в правоотношениях с теми, чьи права нарушены. Подавляющее их количество составляют нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, норм санитарии и др.
Гражданские правонарушения — это незаконные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Они характеризуются следующими чертами:
1. Неимущественные отношения регулируются в основном нормами гражданского, семейного и земельного законодательства.
2. Гражданские правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении договорных обязательств, причинении имущественного вреда, заключении сделок, противоречащих закону
3. Субъект гражданского правонарушения, как правило, состоит в договорных правоотношениях с юридическим и физическим лицом, права которого нарушены, возможно и бездоговорное причинение вреда.
4. Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане, предприятия, учреждения, другие юридические лица и их должностные лица.
5. Вред, причиняемый гражданским правонарушением, носит имущественный характер и наносится конкретному юридическому или физическому лицу. Он представляет собой уменьшение количества его материальных ценностей. Как правило, он выражается в порче имущества, неоплате поставленных по договору товаров, невозврата долга и т.п.
6. Гражданским правонарушением признается также причинение нематериального, морального вреда, например распространение не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство человека, порочащих деловую репутацию хозяйствующего юридического лица, или частного предпринимателя.
Дисциплинарные правонарушения направлены против трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, наносят вред нормальному функционированию различных государственных, хозяйственных, учебных и других учреждений и предприятий.
К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение приказов и распоряжений начальников. Основные черты дисциплинарных правонарушений:
1. Они совершаются физическими лицами — работниками предприятий и учреждений.
2. Субъекты этих правонарушений состоят в трудовых правоотношениях с юридическими лицами или предпринимателями без образования юридического лица, права которых нарушаются.
3. Объектом трудовых правонарушений является нормальная деятельность юридических лиц, или соответственно предпринимателей без образования юридического лица.
Выделяются также процессуальные, исполнительные и международные правонарушения.
К процессуальным относятся нарушения норм уголовного, гражданского и арбитражного процессуального права. Они выражаются в нарушении порядка проведения обыска, подачи жалобы, предъявлении иска, заявлении ходатайства, предусмотренного процессуальным законодательством. Субъектами этих правонарушений являются юридические и физические лица, обращающиеся с иском в судебные органы, следователи, а также участники судебного процесса.
Исполнительные правонарушения представляют собой действия, противоречащие нормам уголовно-исполнительного права, законодательству о порядке исполнения решений судов по гражданским делам. Субъектами этих правонарушений являются судебные приставы-исполнители, работники пенитенциарных учреждений, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
К международным относятся нарушения норм международного права и собственных обязательств государств, причиняющих ущерб другим государствам или мировому сообществу. Например, преступными являются пиратство, работорговля, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относятся нарушение прав международных представительств, торговых обязательств и др. Субъектами международных правонарушений являются физические и юридические лица — предприятия и организации, а также в целом государства, которые не выполняют нормы международного права, межгосударственные договоры и соглашения.
Источник
5. По методу правового регулирования:
императивные — категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
диспозитивные — устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
поощрительные — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
рекомендательные — устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование — поощрение; игнорирование — негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
^ обязывающие — предписывают субъектам совершить определенные действия;
^ управомочивающие — предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать
положительные действия; ^ запрещающие — устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
По кругу лиц:
^ общие — распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного
государства;
^ специальные — распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-
нодорожников.
9. Специализированные нормы:
^ компенсационные — направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и
морального характера;
^ коллизионные — предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-
разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов: У относительно-определенные;
^ бланкетные;
^ отсылочные
11. По степени определенности.
^ абсолютно определенные — не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все
условия их действия оговорены в тексте; ^ относительно определенные — не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
^ альтернативные.
Структура нормы права — совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять: ^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».
Гипотеза- указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;
сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ
устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают
совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;
» альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.
Диспозиция- содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного
и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
»абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция- называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП);
альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
кумулятивные — допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник