По какой причине вассал мог быть лишен земли
«Исторический ералаш» (игра по истории Средних веков для учащихся 6-х классов)
Конкурс 1 Давайте познакомимся.
Ребята должны придумать название и эмблему своей команде.
Конкурс 2. По странам Древнего мира
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не верный, то право ответа переходит к той команде, которая первой подняла руку.
- В вавилонских мифах бога Луны зовут Син. Этим же словом обозначается двузначное число. Чему оно равно? (30)
- Швейцарский историк М. Райц, изучив древнюю технологию кузнечного ремесла, пришел к выводу, что мышьяк, содержащийся в руде, был виной тому, что древние боги кузнечного дела, например Гефест у греков, Вулкан у римлян или Воланд у германцев, имели один и тот же недостаток. Какой ? (хромота — один из признаков отравления мышьяком)
- Рецепт древних египтян: смешать 1 гр каменной соли, 2 гр сушеной мяты, 1 гр толчённого ириса и 20 зёрнышек перца» . порошок для этой цели существует и сегодня, хотя чаще используют пастообразные смеси. Для какой цели производили египтяне этот порошок? (чистить зубы)
- Мужчины и женщины Древнего Египта одевались почти одинаково. Поэтому на барельефах, где художники изображали много фигур, использовался один приём, чтобы женские и мужские фигурки не перепутать. Какой приём использовали древние мастера?
- Однажды Спарта заплатила огромный штраф, за то, что её воин вошел в этот город вооруженным. Как назывался этот город? ( Олимпия, нельзя заходить вооруженным)
- Граник, Исс, Гавгамелы, Тир… Кому эти географические названия принесли бессмертие? (Александру Македонскому)
- Он велел снять с себя мерку, чтобы вырыть могилу, принести воды и дров, чтобы управиться с телом и при этом всхлипывал и повторял: «Какой великий артист пропадает!». Кто был этим артистом? (Нерон)
- В атриуме — внутреннем крытом дворике древнеримского жилища — сверху на крыше находился имплувий, а под ним сооружался комплювий. Чем он украшался? (фонтаном)
- Не пропали, не забылись в веках название учителей различных специальностей в Древнем Риме. Учитель языкознания — грамматик, учитель чтения — литератор. Какое устройство получило своё название по имени древнеримского учителя математики? (калькулятор)
- В Древнем Риме эмблемой мира была птичка, которая свила своё гнездо в шлеме бога войны Марса. Она и сейчас используется как символ мира. Назовите эту птицу (голубка)
- Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия. Или ещё используют слово античный, а что оно означает? (древний)
- Три богини поссорились из — за этого фрукта, а позже, по преданиям греков, это послужило поводом для войны. Из — за какого фрукта произошла ссора? (яблоко)
Конкурс 3. Черный ящик
Команды угадывают предмет, находящийся в черном ящике по — порядку. Ещё по два вопроса ведущему может задать команда, если её не удалось определить предмет по данным подсказкам. Но ведущий имеет права отвечать только «Да» или «Нет». Если команда называет предмет с первой подсказки, она получает 3 балла, со второй — 2 балла, с 3 — 1 балл, далее — 0, 5 балла.
- Этот предмет связан с мифологией древних греков.
- Ветреный бог
- Воздушная сладость
(Зефир)
- Этот цвет в России считался символом правопорядка
- Этот цвет входит в состав Российского флага
- Это цвет лилии — символа королевской власти во Франции
(Белый)
- Этим украшали храмы
- В Византии из — за этого предмета разгорелась борьба между их почитателями и борцами с ними
- Это изображение Бога Богоматери, святых и различных библейских сцен, выполненных особой живописной техникой на гладкой деревянной доске.
(Икона)
- Его создали два просветителя
- Его создали для славян
- Создатели этого провозглашены равноопостальными святыми, то есть равными самим апостолам
(Алфавит)
- Его имел каждый рыцарь
- Позже он стал визитной карточкой целых родов, городов и даже стран
- Чтобы его правильно прочесть существует целая наука
(Герб)
- Это заставило горожан ценить каждый момент жизни
- Это устанавливали на башнях города
- Сначала они были водяными, песочными, а потом стали механическими
(Часы)
Конкурс 4 капитанов. (Буриме)
Капитанам даётся слова, нужно сочинить стихи, опираясь на них.
Ороль Пароль Беда Победа | Страна Война Конь Огонь |
Рыцарь Турнир Командир Уходил | Пахать Засевать Поливать Убирать |
Конкурс 5. Кто против кого сражался?
Команды получают таблицу, которую должна заполнить. При выполнении задания учитывается и правильность ответов, и скорость. За каждый правильный ответ 2 балла.
Год | Место сражения | Кто против кого сражался |
480 г до н э | Остров Саламин | |
480 г до н э | Фермопильский проход | |
333 г до н э | Исс | |
476 | Рим | |
486 | Суассон | |
1066 | Гастингс | |
630 | Мекка |
Муххамад, греческий флот, 300 спартанцев, персидское войско, Хлодвиг, Александр Македонский, жители города Мекка, персидский флот, Вильгельм Завоеватель, наместник Галлии, Гарольд, персидское войско, Ромул Августул, Одоакр.
Конкурс 6 .Что было, то было…
Команды отвечают на вопросы. Право ответа получает та команда, которая первой подняла руку. За каждый правильный ответ 1 балл.
- На территорию Римской империи германцы переселились:
А) в 3 в Б) в 4 — 6 в В) в 7 — 9 вв
- Военному вождю франков подчинялось:
А) несколько племён Б) только одно племя В) население всё страны
- Первый сборник законов франков был составлен в годы правления:
А) Хлодвига Б) Карла Великого В) Пипина Короткого
- На территории Франции викинги основали область:
А) Бургундию Б) Гасконь В) Нормандию
- Западные славяне — это:
А) белорусы Б) поляки В) хорваты
- Кирилл и Мефодий — первые славянские просветители были выходцами из:
А) Польши Б) Византии В) Болгарии
- Салическая правда — это:
А) коллекция монет франков Б) сборник законов франков В) летопись славян
- В 10 — 11 вв на территории Скандинавии норманны образовали королевство:
А) Бельгия Б) Норвегия В) Голландия
- Что такое сословия?
- Что такое натуральное хозяйство?
- Что такое феод?
- В начале средневековья города переживали упадок:
А) да Б) нет
- Ратуша — это:
А) здание городского совета Б) собор В) рыночная площадь
- Сколько дней в году должен был служить вассал сеньору:
А) 2 месяца Б) 40 дней В) пол — года
- В «феодальную лестницу» не входили:
А) пэры Б) бароны В) крестьяне
- Самая главная башня замка:
А) сторожевая Б) донжон В) вертикальная
- По какой причине вассал мог быть лишен земли:
А) если он перестал служить господину Б) по старости
В) если он не мог её обрабатывать
- Как называлось хозяйство феодала, где работали зависимые крестьяне:
А) усадьба Б) сеньория В) феод
- Объединение крестьян одной деревни:
А) цех Б) союз В) община
- Принудительные обязанности крестьян:
А) повинности Б) штрафы В) налоги
- Гильдия — это объединение:
А) ремесленников Б) подмастерьев В) купцов
- Правила, обязательные для всех членов цеха:
А) устав Б) шедевр В) условия
- Разделение церквей произошло:
А) 1055 Б) 1054 В) 1045
- Анафема — это
А) проклятие Б) сожжение на костре В) отлучение от церкви
- Король, который не принял участие в Крестовых походах:
А) Ричард Львиное Сердце Б) Фридрих Барбаросса В) Василий Балгаробойца
- В переводе слово «инквизиция» означает
А) суд Б) расследование В) помилование
- Что означает в переводе название монашеского ордена доминиканцы:
А) братья — проповедники Б) нищие В) псы господни
Конкурс 7. Как это понимать?
Наивысшая оценка за ответ 3 балла. Объясните, откуда пошло это выражение и что оно означало:
- Что с возу упало, то пропало
- Городской воздух делает свободным
- Нет земли без сеньора
Конкурс 8. Историческая пантомима
Команды по — очереди берут листы, где написано задание. Кого или что изобразить пантомимой. Оценивается точность исполнения, т.е. насколько быстро соперники узнают, о чём идет речь .Наивысший балл за конкурс 5.
Занятия представителей I сословия | Занятия представителей II сословия | Занятия представителей III сословия |
Покажите пантомиму на тему «В мастерской ремесленника» | Покажите пантомиму «На рыночной площади» | Покажите пантомиму на тему «В хижине крестьянина» |
Пантомима «Корабль пустыни» | Пантомима «Посвящение в рыцари» | Пантомима «Разделение церквей» |
Жюри подводит итоги конкурсов. Награждает победителей
Литература:
- Анашина А. Н. День истории в школе — М., 2008
- Ведюшкин В. А. История Средних веков — М., 2003
- Ведюшкин В. А., Шевченко Н. И Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков»
Источник