По какой причине может измениться скорость тела если
Физика 9 кл. Второй закон Ньютона
Подробности
Просмотров: 109
1. Что является причиной изменения скорости тела?
Причиной изменения скорости тела является действие на это тело других тел.
2. Что является причиной ускоренного движения тела?
Причиной возникновения ускоренного движения тела является действие на это тело других тел, т.е. действия силы.
Когда на тело действует сразу несколько сил, то оно движется с ускорением, если равнодействующая этих сил не равна нулю.
3. Что такое сила? В чем измеряется сила?
В физике действие одного тела на другое, действие, которое вызывает ускорение, называют силой.
Сила — векторная величина и измеряется в ньютонах (1Н).
В СИ за единицу силы 1Н принимается сила, сообщающая телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы.
1 Н = 1 кг • 1 м/с2 = 1 кг • м/с2.
4. Как на примерах показать, что чем больше приложенная к телу сила, тем больше сообщаемое этой силой ускорение?
Чем больше будет равнодействующая приложенных к телу сил, тем большее ускорение получит при этом тело.
Например:
—
чем сильнее футболист бьёт ногой по лежащему на поле мячу, тем большее ускорение приобретает при этом мяч и тем большую скорость он успевает набрать за те доли секунды, пока взаимодействует с ногой футболиста.
О
приобретённой мячом скорости можно судить по тому, насколько далеко он отлетает после удара.
5. Как на опытах показать взаимосвязь массы, силы и ускорения?
а) Ускорения, получаемые телами, зависят от массы этих тел.
Есть два одинаковых воздушных шарика.
В один из них вложим маленькую бусинку такого веса, чтобы шарик вместе с бусинкой мог взлететь.
Наполним оба шарика гелием до одного и того же объёма.
Расположим шарики на одной и той же высоте (ближе к полу) и отпустим.
Шарик с бусинкой достигнет потолка позже.
Значит, под действием одной и той же равнодействующей силы, равной разности действующих на шарики архимедовой силы и силы сопротивления воздуха, шарик без груза получил большее ускорение, т.к. одно и то же расстояние (до потолка) он прошёл за меньший промежуток времени.
Значит, его скорость росла быстрее, и ускорение его движения больше.
б) К легкоподвижной тележке с укреплёнными на ней маленькой капельницей и двумя одинаковыми лёгкими вентиляторами привязана нить, перекинутая через блок.
К другому концу нити прикреплён груз, компенсирущий силу трения, действующую на тележку.
Общая масса тележки известна.
Вдоль траектории движения тележки расположена бумажная лента.
Откроем кран и включим вентиляторы.
Винты взаимодействуют с воздухом и толкают тележку с постоянной силой к краю стола.
На бумажной ленте остаются следы капель, падающих через равные промежутки времени.
В конце дорожки вентиляторы выключают.
Расстояния между соседними метками от падавших капель будут относиться как ряд нечётных последовательных чисел (1 : 3 : 5 : 7 : 9…).
Значит, под действием постоянной силы тележка двигалась равноускоренно.
Зная расстояние между крайними каплями на ленте (модуль вектора перемещения) и время движения тележки, рассчитаем модуль ускорения.
Так как s = at2/2
тогда ускорение: a = 2s/t2
Удвоим массу всей тележки, поставив на нее гирю, такой же добавочной гирей компенсируем силу трения.
Повторим опыт.
Масса системы стала вдвое больше, а ускорение уменьшилось в 2 раза.
Значит, ускорения, сообщаемые телам одной и той же постоянной силой (действие вентиляторов), обратно пропорциональны массам этих тел.
Установим взаимосвязь между ускорением и силой, сообщающей телу это ускорение.
Для этого снимем добавленные гири.
Включим только один вентилятор, в результате чего на тележку будет действовать в 2 раза меньшая сила.
В результате опыта, при уменьшении силы в 2 раза ускорение тоже уменьшается в 2 раза.
Значит, ускорение, с которым движется тело постоянной массы, прямо пропорционально приложенной к этому телу силе, в результате которой возникает ускорение.
Количественная взаимосвязь между массой тела, ускорением и приложенных к телу силой называется вторым законом Ньютона.
6. Как сформулировать второй закон Ньютона? Какой математической формулой он выражается?
Второй закон Ньютона:
Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Во втором законе Ньютона под телом подразумевается материальная точка, движение которой рассматривается в инерциальной системе отсчёта.
Формула второго закона Ньютона в векторном виде:
На тело может действовать одновременно несколько сил.
Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу (точке) сил, называется равнодействующей или результирующей силой.
В формуле второго закона Ньютона под силой надо понимать результирующую (иначе равнодействующую) силу.
Для решения задач используют формулу второго закона Ньютона в скалярном виде:
ax = Fx : m
где
ахи Fx— проекции векторов ускорения и силы на ось X,
а и F — модули этих векторов.
7. Что можно сказать о направлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?
Вектор ускорения совпадает по направлению с вектором равнодействующей приложенных к телу сил.
Следующая страница — смотреть
Назад в «Оглавление» — смотреть
Источник
Почему изменяется скорость движения тела? Инерция
Конспект урока по физике по теме
«Почему изменяется скорость движения тела? Инерция.»
7 класс
Цель обучения: получение представлений о взаимодействии как причине изменения скорости тела; усвоение физической сущности понятия «инерция»; формирование практических умения объяснять проявление инерции в природе, технике и быту.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний проводится в ходе опроса учащихся
Учитель предлагает учащимся сыграть в мини-игру «Мозговой штурм»:
Какое движение называется равномерным прямолинейным? Неравномерным (переменным)?
Как долго тело может сохранять скорость постоянной, т.е. двигаться равномерно прямолинейно?
Как найти среднюю скорость при неравномерном движении?
Проблемный вопрос
Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке – вперед?
Изучение нового материала
Учитель предлагает учащимся проанализировать отличия между равномерным и неравномерным прямолинейным движениями. После проделывает опыты с легкоподвижными тележками. По результатам анализа этих опытов учащиеся совместно с учителем формируют следующие выводы:
Причиной изменения скорости движения тела является действие на него других тел.
Изменение скорости движения тела проходит только в течении промежутка времени, пока на тело действуют другие тела.
Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в состоянии покоя, либо движется равномерно и прямолинейно (по инерции).
Изменить состояние покоя или движения тела можно только воздействием на него другого тела или тел.
Свойство тело сохранять состояние покоя или равномерное прямолинейное движение (сохранять свою скорость неизменной) при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.
Физкультминутка
Мозговой штурм
Учащиеся разделяются на команды. Каждая команда вытягивает вопрос в конверте. Если прозвучал неверный ответ, право отвечать переходит к другой команде.
Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если пассажиры вдруг отклонились вправо?
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?
Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?
Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?
Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.
С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
Почему споткнувшись человек, падает по направлению Движения?
Спрыгивая с некоторой высоты и становясь на землю, человек подгибает ноги в коленях. Почему?
Что труднее: сдвинуть вагон с места или уже сдвинутый вагон двигать равномерно? Почему?
Что будет с всадникам, скачущем на лошади, если лошадь внезапно остановится?
* Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?
* В чем основная причина разрушений при землетрясении?
Закрепление знаний
Задача- шутка (устно)
Как в вагоне метро «вычислить» пассажиров, плохо знающих явление инерции?
Рефлексия
Нравится ли вам работать на уроках физики? Какие приемы вы используете для лучшего усвоения учебного материала?
Дом.задание
Результат урока
Учащиеся должны понимать сущность и результат взаимодействия тел и приводить соответствующие примеры; знать сущность и уметь раскрыть понятия инерции; приводить и объяснять примеры движения тел по инерции.
Источник