По какой причине могут отказать в венчании
Содержание статьи
Отказали в венчании. Что делать?
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться. Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).
Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым). Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг. Я пытался спросить у него: «Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?» На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком… В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.
И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным. И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь — не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять «открывать свою церковь» (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал вопросы, а вместо ответов получил вот это…. И что Вы посоветуете — всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как…… а можно и наоборот)! Спасибо!
Отвечает игумен Андрей (Мороз):
Уважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.
Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита. Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете. Возможно, те условности, о которых говорят священники — не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.
А теперь в качестве размышления. Если признать полную аутентичность передаваемых Вами собеседований с духовенством, то, конечно, причины для Вашей досады есть. Во-первых, Вам приходится общаться с реальными людьми, у которых есть чёткая позиция (у первого священника — меркантильная, у второго — вероятно, по-своему миссионерская), и Вам приходится принимать эту позицию в расчёт. Могу предположить, что Вам ближе позиция первого священника, который венчает с хором. Этот тип близок многим нашим современникам, которые считают, что храм со всем происходящим в нем — не более как супермаркет духовных приобретений, парикмахерской благодатных причесываний или ресторан обрядовых блюд. Если придерживаться такой позиции, то платите, сколько напишут в счете, и делайте, что хотите. Но, правильно ли так поступать?
Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью. То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.
Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?
А это означает, что надо пойти и найти такой храм, в котором вы со своей супругой станете постоянными прихожанами, где будут знать, что Вы по воскресеньям бываете за богослужениями, бываете причастниками Тела и Крови Христовой, имеете добрую совесть. И уже после этого можно попросить, чтобы было совершено ожидаемое Вами венчание.
В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.
Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака. В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат». Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!
Читайте также:
Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фото Юлии Маквейчук
Загрузка…
Источник
В каких случаях в венчании может быть отказано или даже остановлено совершение Таинства брака
Зимний мясоед — пора свадеб. Поэтому хочется поговорить о венчании и его нюансах.
Опытные священники перед совершением Таинства брака ( венчанием) как правило, проводят собеседования с брачующимися и узнают все тонкости для принятия решения, можно ли венчать согласно канонам эту пару или нет. Но бывает и так, что подобная беседа не была проведена и наступил день венчания. Давайте рассмотрим, кого венчать нельзя и в каких случаях в венчании может быть отказано или даже остановлено совершение Таинства брака.
Фото: Яндекс Картинки
Зимний мясоед — пора свадеб. Поэтому хочется поговорить о венчании и его нюансах. Итак, в венчании может быть отказано по канону или даже остановлено совершение Таинство брака если:
1. Жених и невеста состоят в кровном родстве до 4-ко колена или имеют духовное родство ( восприемники, кумовья)
2. Являются сводными братом и сестрой или родственны по какой-либо родительской линии.
3. Если мужчина имеет сан или один из брачующихся дал монашеские обеты.
4. Если один из брачующихся уже состоит в церковном браке но по определённым причинам скрыл это, что выяснилось уже в храме — тогда совершение Таинства брака должно быть вообще остановлено до устранения препятствия к браку правящим архиереем. Это касается и случаев, если во время венчания выяснится, что один из брачующихся не крещённый.
Фото: Яндекс Картинки
Раньше был благочестивый обычай, когда священник до венчания, на обручении спрашивал сначала молодых, а потом родственников — не обещались ли молодые другому ( другой), а у присутствующих — известны ли им причины, мешающие этому браку. Если да, то пусть говорят сейчас или уже никогда. Но продолжим рассматривать причины, по которым в венчании может быть отказано или даже остановлено совершение Таинства брака.
5. Если уже после начала службы выяснится, что один из молодожёнов официально признан недееспособным, Например, по причине психического расстройства или заболевания.
6. Если при обручении ( первая часть венчания) выяснится, что один из брачующихся » обещался другому ( другой) — то есть давал церковные обеты, был помолвлен или обручён.
7. Если выяснится, что кто-то из молодых крещён в иной вере или некрещён вовсе.
8. Если невеста » в положении» или, того хуже, пришла венчаться в » критические дни».
Фото: Яндекс Картинки
В подобных случаях служащий священник должен руководствоваться строго Типиконом ( Церковным уставом) и здравым смыслом чтобы определить, возможно ли продолжение совершение Таинства или совершение Таинства брака должно быть остановлено до устранения причин, повлёкших подобные последствия. Поэтому желательно задать все эти вопросы брачующимся перед венчанием, а если препятствия к совершению Таинства брака возникли после беседы, то молодожёны должны предупредить священника до начала службы, чтобы не пришлось останавливать совершение таинства брака.
Фото: Яндекс Картинки
Написано эксклюзивно для канала Православный Репортёр.
Большая просьба подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях.
Любые совпадения текстов в целом, дубляжи или повторения ( кроме обусловленных и отмеченных цитат) являются случайными. Фотоматериалы взяты из личных архивов или исключительно открытых источников в интернете с указанием авторства снимков и соблюдением авторских прав. Просьба дочитывать материалы до конца, подписываться на канал, репостить в соцсетях и рассказывать о канале друзьям и знакомым!
Ещё по теме:
В последние времена Москва провалится в подземное море — пророчества святых
В РЖД изучают эффективность внедрения биометрии для идентификации пассажиров
В России разрабатывается система распознавания человека по силуэту
В Москве вновь замироточила Казанская икона Божией Матери
Анахореты как основатели современного монашества
В 2020 году будет произведена перепись населения в России, Белоруссии и на Украине
Икона Спорительница Хлебов
Как соблюдать посты нездоровым людям
Какими должны быть крестные родители по канонам церкви
Как приготовить грибной плов
Как построить первую исповедь
О постах
26 сентября день памяти обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Как приготовить морковный торт
Икона Пресвятой Богородицы Прибавление Ума
Огурцы по-монастырски без стерилизации
Мой рецепт котлет по-архиерейски
22 сентября день памяти Иосифа Волоцкого
Монастырская пастила
Карп по-монастырски
Положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халпократийском храме
С канала сняты все ограничения
Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста Господня
Источник
В каких случаях священник не имеет права венчать?
Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.
Священник не имеет права совершать Таинство Брака только в том случае, если его заключение противоречит нормам канонического права.
Самым главным препятствием для заключения брака является отсутствие добровольного согласия со стороны жениха и невесты, ведь одно из самых главных условий брака – взаимное согласие на него. Именно поэтому перед началом собственно последования Таинства Брака священник обращается к вступающим в него с вопросом о добровольности и отсутствии принуждения со стороны кого бы то ни было.
Препятствие для заключения брака – близкие родственные связи между женихом и невестой. Согласно канонам, невозможно заключение брака между кровными родственниками вплоть до седьмой степени, также запрещены браки в случае непрямого родства (то есть родственные связи, возникшие в результате браков), но уже до четвертой степени в случае двоюродного или троюродного родства.
Препятствием к браку является также телесная или душевная болезнь, делающая жениха или невесту неспособными к брачной жизни. Кроме этого, священник на основании канонов может отказать желающим венчаться в случае, если они не достигли брачного возраста или уже вышли из него. Нижняя возрастная граница решением церковных законодательных органов определена в 17 лет для невесты и 18 для жениха. Верхняя, находящая свое основание в правилах святителя Василия Великого, – 70 для невесты и 80 для жениха.
Христианский брак, безусловно, моногамен, то есть лицо, уже состоящее в браке, не может вступить во второй брак. Именно с этим связан второй вопрос священнослужителя перед венчанием.
Отдельно стоит рассмотреть случаи второго и третьего брака. Если один из супругов умирает, церковные правила разрешают вдовцу или вдове вступить во второй брак. Однако этот брак рассматривается уже как снисхождение к человеческой немощи. Третий же брак при повторном вдовстве рассматривается лишь как послабление, которое лучше, чем открытый блуд. Четвертый брак после третьего вдовства запрещен категорически.
Кроме этого, отдельного анализа требует вопрос венчания людей, ранее состоявших в браке, который завершен не смертью одного из супругов, а расторжением брака. Согласно учению Христа Спасителя, брак как установление Божественное не может быть расторгнут людьми. Евангелие указывает нам на вескую причину для расторжения брака по прямому указанию Господа – это прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности. По сути такое предательство является не чем иным, как смертью брака. Исходя из этого, церковное законодательство утвердило связанные с ним причины, которые следует рассматривать как аналогию смерти одного из супругов или предательства. «Основы социальной концепции» как современный канонический документ указывают, что, кроме прелюбодеяния и вступления в новый брак одного из супругов, достаточными и законными причинами для расторжения брака являются: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Однако, как указывают «Основы социальной концепции», «развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для ‟подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».
В связи с тем, что сейчас в нашей стране церковный брак не имеет юридической силы, согласно церковным постановлениям, гражданская регистрация брака в ЗАГСе или другом уполномоченном представительстве должна предшествовать церковному обряду венчания. Это сделано потому, что гражданские постановления о браке во многом связаны с церковными и вступление пары в гражданский брак позволяет избегать венчания тайных полигамных браков, когда одна из сторон уже связана брачными обетами. Поэтому священнослужители не имеют законного основания для совершения венчания над людьми, не оформившими свои отношения в органах государственной власти и не зарегистрировавшими свой брак.
Источник
Православное венчание не для всех
В наши дни многие желают освятить свой брак в церкви, но не всем известно, что при некоторых обстоятельствах над человеком нельзя совершать таинство венчания.
Иногда из-за этого случаются курьезы — с просьбой обвенчать их к священнику обращаются люди, некрещеные или уже состоящие в браке с другими лицами. В каких еще случаях в венчании откажут?
Первый и главный пункт, из которого нужно исходить, решая вопрос о том, нужно ли и можно ли человеку венчаться, — это его отношение к вере. В православной Церкви венчание, как и все остальные таинства, совершается только над православными христианами.
Если, например, человек был крещен в православии в детстве, но сейчас не считает себя верующим или считает себя принадлежащим к другой религии, венчать его нельзя.
«Так уж и быть, я согласен просто постоять рядом с любимой в церкви» или «это такой красивый обряд, хор поет, свечи горят, священник машет кадилом» — это не основания для совершения над человеком церковного таинства. Основанием для этого может быть только личная вера во Христа.
В последние годы в Московском Патриархате все чаще отказываются от сложившейся в советское время порочной практики совершения таинств над людьми без испытания их веры, но за фиксированную плату.
Сегодня во многих храмах откажутся венчать тех людей, которые, хотя и крещены, ничего не знают о вере и не участвуют в церковной жизни. Но это не значит, что такой паре просто укажут на дверь.
Там, где от венчающихся требуют знания хотя бы основ православия, предусмотрены курсы или беседы, на которых можно подготовиться к таинству венчания или крещения. Пренебрегать ими не стоит: ведь прежде чем произнести обеты венчания, стоит хотя бы выяснить, чем это чревато впоследствии.
Иногда, в виде исключения, таинство венчания в Русской православной церкви совершается над парами, где один из супругов православный, а другой — католик или традиционный протестант, например, англиканин или лютеранин. Эта практика пошла от династических браков, в которых жених и невеста принадлежали к разным европейским императорским домам, но в то же время единство в вере от них не требовалось.
Например, великая княгиня Елизавета Феодоровна вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь лютеранкой, и только уже позднее по собственной воле перешла в православие. В наши дни, если ваш избранник католик или протестант и вы желаете обвенчаться с ним в православной Церкви, для этого потребуется письменное разрешение правящего архиерея.
Читайте также: Если супруг не верующий, но любящий
Венчаться или нет — вот в чем вопрос
Фото: AP
Во-вторых, жених и невеста, желающие обвенчаться по православному обряду, должны быть совершенно свободны, то есть не связаны никакими обязательствами с третьими, четвертыми и так далее лицами.
В чин венчания входит и такой вопрос: «Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)». Именно поэтому в храмах Русской православной церкви для совершения венчания обязательно требуется свидетельство о заключении брака из загса — бывали трагикомические случаи, когда мужчина венчался в церкви с любовницей, состоя при этом в законном браке с ничего не подозревающей женой.
Кроме того, следует помнить, что православная Церковь не признает за своими чадами права на неограниченное количество попыток создания семьи. Законными, с точки зрения канонического права, считаются только три брака.
Причем, вопреки бытующему в народе мнению, что Церковь якобы признает законными только венчанные браки, браками считаются и заключенные в загсе, и даже браки «гражданские», не зарегистрированные нигде, но существующие по факту. То есть, например, брак женщины, которая с первым мужем не расписывалась, но прожила вместе три года, со вторым расписалась в загсе, а потом развелась, а с третьим решила обвенчаться, считается третьим, а не первым.
Второй и третий браки в православии считаются снисхождением к человеческой немощи, и в том случае, если брак не первый для обоих супругов, чин венчания совершается с меньшей торжественностью и содержит покаянные молитвы. Если же хотя бы для одного из супругов брак первый, их венчают как первобрачных, со всеми подобающими почестями.
Но даже второй брак Церковь считает позволительным не для каждого разведенного человека. Если первый распался из-за супружеской измены, то заключение нового брачного союза разрешается только пострадавшей стороне, то есть тому, кто сохранил верность.
Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. До начала XX века повторный брак для совершившего прелюбодеяние в России был вообще запрещен. И
только решением Святейшего Синода от 18 мая 1904 года супругу-изменнику разрешалось лишь один раз вступить в новое супружество после семилетней церковной епитимии, которая могла быть сокращена до двух лет.
Читайте также: Венчание: практические советы
Само собой разумеется, что брак не может быть заключен между людьми, которые в силу физических или психических причин не способны к брачному сожительству — например, тяжелыми умственно отсталыми или евнухами. Но это не относится к инвалидам — семьи слепых, глухих или людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вполне успешно адаптируются в обществе, любят друг друга и воспитывают детей. Кроме того, не стоит путать неспособность к исполнению супружеского долга и неспособность иметь детей — брак с человеком, страдающим бесплодием, не запрещен никакими церковными канонами.
Вступление в брак запрещено для монахов или монахинь, давших обеты безбрачия, а также для дьяконов и священников после рукоположения в сан. Так что на симпатичных клириков не стоит заглядываться.
В прежние времена существовали возрастные ограничения для вступления в брак. Но сегодня их нижняя планка поднялась до того возраста, в котором брак юного создания уже будет зарегистрирован в загсе согласно действующему в стране законодательству, а верхняя потеряла практический смысл. Если пара 80-летних стариков, проживших всю жизнь в согласии, пожелает на закате дней обвенчаться в церкви, им вряд ли откажут.
Пункт, согласно которому брак может быть совершен только при добровольном согласии жениха и невесты, в наши дни потерял актуальность. Сегодня вряд ли кого-нибудь ведут под венец силком. Благословение родителей тоже не обязательно — вполне может оказаться, что дети верующие, а их отцы и матери — атеисты. Как при этом они будут благословлять своих чад иконой?
Церковь запрещает браки при различных степенях родства. Между тем, обвенчаться с отцом или матерью вашего крестника теперь можно. Необходимо только обратитесь к правящему архиерею.
Источник