По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Добыча нефти и газа

Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.

Стреловые самоходные краны по сравнению с другими грузоподъёмными кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.

Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (ГПМ), в основном, связаны:

— с непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;

— с возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;

— с высыпанием части груза;

— с падением ГПМ;

— с наездом и ударами при столкновении с передвижными ГПМ.

Производство работ грузовыми кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее — 0,5- 1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью грузоподъемных кранов.

Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями: не проводится дополнительный инструктаж, не оформляются наряды-допуски, не ограждаются места работы и т.д. Подобное отношение может привести к самым тяжелым несчастным случаям. Работы следует проводить грузовыми кранами не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда.Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа АСОН, сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи.

Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров — неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.

Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.

Аварии кранов чаще всего проходят без несчастных случаев. Проводя оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:

· опрокидывание крана;

· повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки;

· дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов.

Безопасность работы ГПМ обеспечивается:

— расчётом и конструкцией крановых механизмов;

— расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;

— подбором тормозом;

— определением устойчивости кранов;

— расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;

— определением опасной зоны при работе ГПМ;

— подбором и расчётом устройств безопасности.

Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:

Читайте также:  Не могу в контакт причина

· неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;

· умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;

· перегрузки кранов при подъеме грузов;

· допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;

· эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;

· установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;

· отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;

· не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

· человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;

· допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.

Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат расследованию и учёту органами Ростехнадзора.

Возникновение опасности, связанной с травмированием человека вследствие падения груза грузоподъёмной машины представлено.

Источник

Категория:

Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:

Потеря устойчивости кранов

Читать далее:

Потеря устойчивости кранов

Запас устойчивое кранов регламентируется требованиями Госгортехнадзора. Все передвижные и свободно стоящие стреловые краны должны быть устойчивы как при работе, так и в нерабочем состоянии.

В рабочем и нерабочем состоянии центр тяжести крана не должен выходить за пределы опорного контура, определяемого расположением ходовых колес, гусеничным ходом или опорной плитой. Марой запаса устойчивости являются коэффициенты грузовой и собственной устойчивости крана.

Коэффициент грузовой устойчивости -отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого весом всех частей жрана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровая нагрузка, инерционные силы, возникающие при пуске или торможении механизмов подъема, поворота и передвижения крана) и влияния наибольшего допустимого при работе крана уклона, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же ребра,- должен быть не менее 1,15-Коэффициент грузовой устойчивости без учета указанных дополнительных нагрузок и уклона пути должен быть не менее

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Определение числового значения коэффициента грузовой устойчивости должно производиться при направлении стрелы перпендикулярно ребру опрокидывания, а также под углом 45° с учетом дополнительных касательных инерционных сил, возникающих при торможении механизма поворота крана.

Коэффициент собственной устойчивости (коэффициент устойчивости крана без рабочего груза) — отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона пути в сторону опрокидывания относительно ребра опрокидывания, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительно того же ребра опрокидывания,- должен также быть не менее 1,15.

Числовое значение коэффициента собственной устойчивости определяют при наиболее неблагоприятном положении крана относительно действия ветра. Определение числовых значений коэффициентов грузовой и собственной устойчивости производится по формулам, приведенным в приложении 2 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора.

Аварийные повреждения при эксплуатации кранов происходят главным образом из-за потери устойчивости. Наибольшее число случаев падения приходится на железнодорожные, автомобильные и гусеничные краны, так как они обладают небольшими запасами устойчивости (по сравнению с портальными, башенными и др.), и сравнительно небольшая перегрузка их ведет к аварии.

На рис. 1, 2, 3 показаны некоторые случаи падения и опрокидыв ания кранов.

Основными причинами аварий, связанных с потерей устойчивости, в результате которых происходит падение, опрокидывание назад и соскакивание кранов с рельсов, являются:

— падение крана из-за перегрузки при данном вылете стрелы (подъем лруза, превышающего грузоподъемность крана, защемление груза, задевание его за комингс люка трюма, неправильная установка стрелы, неиспользование выносных опор);

— падение крана в результате отклонения грузовых канатов от вертикали (захват груза, расположенного за пределами вылета стрелы, раскачивание груза, оттягивание каната отходящим судном или автомашиной);

— опрокидывание крана назад (внезапная разгрузка при минимальном вылете стрелы, столкновение и запрокидывание стрелы на кабину крана, неправильные приемы ремонта и монтажа);

— падение крана из-за неисправности подкрановых путей (работа на временных путях, осадка грунта, работа на криволинейных участках пути);

Читайте также:  Может одна нога быть толще другой причины

— падение крана вследствие угона ветром (отсутствие или неисправность рельсовых захватов, тормозов, внезапный шквал);

— падение крана в результате дефектов ходовых частей крана (разрушение узлов крепления ходовых тележек, деформация ног портала, наезд на препятствие при отсутствии предохранительных щитков);

— падение крана из-за столкновения кранов (столкновение соседних кранов или с маневровым железнодорожным составом). Большой процент аварий (свыше 25%) происходит из-за нарушения технических правил и инструкций.

По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Рис. 1. Портальный кран после падения при столкновении с другим

По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Рис. 2. Опрокидывание гусеничного крана вследствие перегрузки

По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Рис. 3. Опрокидывание железнодорожного крана вследствие перегрузки

Значительно меньше аварий кранов бывает из-за дефектов самих конструкций и устройств, а также из-за износа узлов и деталей. Авариями вследствие износа являются обрыв канатов, поломка осей, валов, передач и других ответственных деталей.

Наибольшее число аварийных повреждений из общего числа аварий, связанных с потерей устойчивости, приходится на повреждения стреловых устройств.

Повреждение стреловых устройств

Основными причинами повреждения стреловых устройств (падение, запрокидывание или деформация стрел при их разрушении и повреждении других частей крана) являются:

— перегрузка из-за подъема груза выше грузоподъемности крана, защемление груза, резкое торможение при опускании груза или стрелы, задевание груза за комингс люка трюма, отсутствие или неисправность ограничителей грузоподъемности;

— отклонение грузовых канатов от вертикали в сторону, вперед или назад при подъеме, повороте и подтаскивании груза;

— неисправность и неправильная регулировка механизмов (тормозов), неправильное переключение рычагов, неисправность воздушной (системы управления;

— (конструктивные дефекты стреловых устройств: недостаточная жесткость металлоконструкции и крепления узлов, преждевременный (ненормальный) износ, отсутствие или ненадежность в работе концевых выключателей;

— внезапная разгрузка от груза (обрыв грузового каната), воздействие шквального ветфа;

— неправильные приемы ремонта и монтажа. Наибольшее повреждение стреловых устройств наблюдается у портальных кранов, так как они работают на интенсивных режимах, а при больших вылетах и длине стрел значительно усложняется маневрирование и управление краном.

По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Рис. 4. Схема нагрузок, действующих на стрелу крана при вертикальном и наклонном направлениях грузового каната

Среди указанных причин повреждения стрел главное место занимает перегрузка и отклонение грузовых канатов от вертикали (свыше 40%).

Наиболее часто от перегрузки получают повреждения стрелы портальных и плавучих кранов, которые как раз обладают большими запасами устойчивости. У железнодорожных, гусеничных и башенных кранов еще до того, как наступает разрушение стрелы, как правило, нарушается устойчивость.

Отклонение канатов от вертикали чаще всего происходит при захвате груза, расположенного вне радиуса стрелы. Отклонение вперед, назад или в сторону вызывает резкое перераспределение нагрузок, появление новых дополнительных усилий, сжимающих (или растягивающих) и изгибающих стрелу.

При расчете стрелы и механизма вылета действие силы S» в канатах хотя и учитывается, но в пределах угла а, обычно не превышающего 10-15° (при учете отклонений свыше указанных углов конструкции стрел получились бы очень тяжелыми и громоздкими). В связи с этим подъем груза при значительных отклонениях каната от вертикали может вызвать большую перегрузку механизмов и металлоконструкции стрелы, часто приводящую к аварийным повреждениям стрел. Поэтому требованиями Гоагортехнадзора и «Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов» категорически запрещается производить подъем груза, если грузовой канат не сохраняет вертикального положения.

По каким причинам может произойти опрокидывание крана

Рис. 5. Поломка стрелы в результате подъема груза, находящегося в стороне от плоскости симметрии стрелы

Значительная часть аварий происходит от задевания грейферами за комингс люка при выносе груза из трюма, в особенности, когда применяются грейферы необтекаемой формы.

Частым видом аварии является запрокидывание стрел, когда стрела поднимается близко к вертикали, и, переходя ее, падает назад, на каркас и на кабину крана. При этом сильно разрушаются стрелы, кабина, противовес и другие части крана. Запрокидывание чаще всего может произойти у кранов с неуравновешенной стрелой (краны I группы) и шаряирно-сочле-ненной укосиной с гибкой оттяжкой (краны V группы). Без исправных ограничителей стрелы и подъема груза краны с неуравновешенной стрелой допускать к работе очень опасно. Кроме этого, для предупреждения запрокидывания стрел для кранов I группы запрещается совмещение изменения вылета стрелы с другими рабочими движениями, нельзя допускать внезапной разгрузки крана сбрасыванием груза, выдергиванием из-под груза стропа и т. д.

Читайте также:  Месячные не могут начаться причины

Нормальная эксплуатация стреловых устройств зависит от конструктивных особенностей, хорошего технического состояния кранов и правильных приемов управления ими.

Значительное число аварий неуравновешенных стрел (кранов I группы) происходит при интенсивных перегрузочных работах из-за конструктивных дефектов и неисправностей механизмов. К таким дефектам и неисправностям относятся: наличие на стреловых барабанах тормозов открытого тина; недостаточное натяжение лент тормозов; неисправность храпового останова стрелового барабана; ослабление узла крепления каната на стреловом барабане; неисправность пневматической системы ( недостаточное давление, возникновение противодавления в цилиндре толкателя фрикциона стрелового барабана); конструктивный недостаток концевых ограничителей подъема малого и большого крюков.

На рис. 4, 5 показаны случаи аварийных повреждений стрел.

Кроме указанных аварийных повреждений стреловых устройств при интенсивной и длительной эксплуатации кранов (обычно свыше пяти лет), часто имеют место усталостные и коррозионные повреждения металлоконструкций и деталей механизмов.

Безопасная эксплуатация и предупреждение аварийных повреждений стреловых устройств кранов в значительной мере могут быть обеспечены применением предохранительных и сигнализационных устройств (концевых выключателей, ограничителей грузоподъемности, противоугонных захватов, световых и звуковых сигнализационных устройств).

Рекламные предложения:

Читать далее: Техника безопасности при эксплуатации кранов

Категория: — Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник

Наклонился или упал манипулятор: как избежать опрокидывания КМУ при подъеме груза

С ситуацией, когда манипулятор наклонился при подъеме груза, сталкивается наверняка каждый машинист. Почему это происходит? Как исправить ситуацию? Что сделать, если манипулятор упал, и как этого избежать? На эти и другие вопросы дадим ответ в статье.

В этой статье поговорим о двух важных аспектах, касающихся эксплуатации грузоподъемной техники. Это грузоподъемность крана и опрокидывание техники. Причины для возникновения внештатных ситуаций, как правило, кроются в грубом нарушении техники безопасности при работе с крановым оборудованием. Рассмотрим возможное развитие событий на примере такой машины, как манипулятор.

Значительный показатель грузоподъемности обеспечивается за счет собственного веса машины. Установка на базе манипулятора тяжелых противовесов придает ей дополнительную устойчивость. Но это совсем не значит, что, взяв КМУ средней грузоподъемности, можно сэкономить за счет превышения допустимых норм.

Нередки случаи, когда исполнители сталкиваются со стремлением заказчика использовать манипулятор для перемещения грузов с несколько большей массой, чем штатная грузоподъемность. Обычно это мотивируют запасом прочности, установленным производителем.

Действительно, на заводах по производству КМУ выходной контроль грузоподъемности осуществляется с люфтом + 25 % к заявленным цифрам. Но нужно понимать, что испытания производятся в условиях цеха, вне природных и почвенных факторов, на абсолютно новой технике, причем в состоянии покоя.

Кроме того, следует понимать, что допустимый вес груза обозначен с учетом массы самого подъемного оборудования. Поэтому КМУ, которому разрешено поднимать 5 тонн, реально поднимает 6, с учетом гуська, части стрелы и т.д. В процессе работы определяется реальная грузоподъемность манипулятора при разных вариантах вылета стрелы. Чем выше ее подъем и чем больше вылет, тем меньше будет вес груза, который кран безболезненно сможет поднять. Разумеется, превышение допустимого предела грузоподъемности — одна из главных причин, по которой манипулятор наклонился или упал.

Основные причины опрокидывания

Грузоподъемность не соответствует заявленной.

Чтобы манипулятор наклонился или упал, может хватить даже небольшого превышения грузоподъемности. А если незначительное увеличение допустимой массы груза накладывается на перечисленные далее факторы, это может стать причиной опрокидывания КМУ.

  • Скорость ветра на площадке не соответствует рабочим условиям техники.

Обычно о сильных ветрах предупреждают через специальные службы, но, если предупреждение не объявлено, за повышенной скоростью потоков воздуха нужно следить на месте работ. Часто сильные и резкие порывы ветра могут стать причиной того, что манипулятор упал или наклонился.

  • Не установлены или установлены неправильно выносные опоры.

Это самая распространенная причина, по которой манипулятор может опрокинуться или наклониться. Площадка под автокраном не организована должным образом: заметны провалы, под автокраном грунт ощутимо просел.

Все расчеты, необходимые для того, чтобы правильно определить — какой КМУ нужен на объекте, каким образом решить вопрос универсально, чтобы использовать его на разных участках, — должны быть сделаны перед заключением договора аренды на технику. Тогда она отработает эффективно и с высоким КПД.

Ранее мы писали о технике безопасности при работе крана-манипулятора.

Источник