По каким причинам может быть распущен парламент

Основания роспуска парламента

Почти во всех странах с парламентско-монархической формой государственного правления, а также в Австрии, Ирландии, Исландии, на Мальте и в Финляндии, которые являются парламентскими республиками, основания роспуска парламента в основном законе не установлены.

При наличии контрассигнования глава государства может распустить парламент почти в любой момент, хотя на практике его соответствующие действия обусловлены общественными реалиями и их оценкой правительством. Такой характер роспуска не говорит о какой-то зависимости парламента от правительства, а является отражением органической взаимосвязи между ними, свойственный парламентском правлению.

Основания роспуска не установлены и в такой стране со смешанной республиканской формой государственного правления, как Франция, а также в Казахстане.

В парламентских республиках, в большинстве стран со смешанной республиканской формой государственного правления, а также в постсоветских странах, форма правления которых только внешне похожа на смешанной республиканской, президент уполномочен распускать парламент преимущественно из двух или одного конкретного основания.

Во-первых, президент должен (обязанность) или может (право) распустить парламент, если не достигнут положительный результат в применении парламентских процедур замещения должности премьер-министра или формирование персонального состава правительства, включая случаи, когда парламент отказал в доверии новосформированному правительства.

Во-вторых, основанием возможного роспуска есть выражение парламентом недоверия премьер-министру или правительству в целом (в отдельных странах — двух- или трехразовое) или отказ в доверии действующему правительству. При этом иногда оговаривается, что роспуск парламента может производиться как альтернатива отставке правительства.

Однако такая альтернатива предусмотрена не всегда, и во многих соответствующих странах следствием выражения недоверия или отказа в доверии правительству признано его обязательную отставку.

Существуют и другие основания роспуска парламента, которые в разных странах обычно добавляются к рассмотренным.

Например, в Греции президент может распустить парламент по предложению правительства с целью «обновления народного мандата» для принятия решения по вопросу «исключительной важности» (ст. 41 Конституции).

Как отмечалось, в Бельгии, Дании, Исландии, Люксембурге и Нидерландах роспуске парламента является составной процедуры частичной ревизии конституции. Парламент, который принял решение на перспективу о внесении соответствующих изменений, распускается, и изменения возникают объектом деятельности его следующего созыва.

В Болгарии и Испании роспуске парламента происходит в случае принятия им решения на перспективу по пересмотру конституции или внесении изменений в некоторые ее разделов, а в Болгарии и по принятию новой конституции.

В приведенных случаях роспуск парламента в общем смысле подобен самороспуска, ведь члены парламента, голосуя за решение о перспективах ревизии основного закона, осознают его последствия.

В ряде стран роспуске парламента возможно или обязательным за его неспособности принять конкретное решение или вообще реализовывать свои полномочия, причем такая неспособность определяется в конституциях по-разному.

В Эстонии президент уполномочен распускать парламент, если за истечением двух месяцев от начала бюджетного года государственный бюджет не был принят, в Хорватии — если парламент не принял бюджет в течение ста двадцати дней после его внесения на рассмотрение, в Венгрии — если парламент не принял бюджет до определенной даты.

В Греции, Молдавии и ЮАР парламент распускается в случае неспособности избрать президента, а в Туркменистан! — В случае неспособности сформировать состав определенных органов парламента.

В других странах фактическая недееспособность парламента как основание его возможного или обязательного роспуска определена более общее.

Например, в Черногории парламент может быть распущен, если «длительное время» не осуществляет свои полномочия. В Молдове роспуске парламента обусловлен «блокировкой принятия законов» в течение трех месяцев.

В Словакии и Чехии причиной роспуска соответственно парламента и нижней палаты может быть их неспособность принимать решения в течение трех месяцев одной сессии, не была прервана, а также если сессия была прервана на срок больший, чем допускается основным законом.

В Армении парламент может быть распущен, если в течение трех месяцев очередной сессии он или не примет решение по проекту закона, определенного правительством неотложным, или не примет какого-либо решения по вопросам, которые им обсуждаются, или вообще не проводились заседания самого парламента.

В одних странах роспуске парламента означает досрочном прекращении полномочной деятельности парламента в конкретном персональном составе и деятельности каждого из его членов.

В других странах соответствующий состав продолжает полномочную деятельность определенное время после роспуска. В таком случае деятельность распущенного парламента прекращается с обнародованием результатов внеочередных выборов или с первым заседанием парламента нового созыва.

В испано и португалоязычных странах в парламенте образуют специальную комиссию, которая функционирует в период после роспуска парламента и до начала работы его новоизбранного состава.

В конституциях обычно оговариваются ограничения по распущенного парламента, который продолжает свою полномочную деятельность, или по специальной комиссии в осуществлении некоторых важных полномочий. Таким парламентом не может быть реализован ряд важных полномочий, в частности внесены изменения в основной закон.

По общему правилу, парламент не распускают во время действия режима военного или чрезвычайного положения, с началом импичмента или подобных процедур, при рассмотрении парламентом вопроса о недоверии правительству и в некоторых других случаях. Иногда соответствующие оговорки формулируются в основном законе.

Во многих странах конституция содержит ограничения по роспуску парламента, связанные со сроками полномочий президента и парламента.

В Уругвае президент в течение срока своих полномочий может быть только один раз распустить парламент в связи с выражением недоверия отдельным членам правительства. В Австрии и Таиланде глава государства уполномоченный распустить нижнюю палату с одной и той же основания один раз в течение созыва.

Читайте также:  Причины в моче обнаруживают бактерии

Чаще всего оговаривается невозможность роспуска парламента в последние шесть месяцев срока полномочий президента (Беларусь, Армения, Италия, Казахстан, Литва, Молдова, Португалия, Россия, Румыния и Словакия). В Болгарии соответствующий срок составляет три месяца, а в Кабо-Верде и Уругвае — один год.

В Чехии и Черногории не могут быть распущены соответственно нижняя палата и парламент в последние три месяца периода мандата их депутатов, а в Перу — парламент в последний год его конкретного созыва.

Иногда роспуске парламента не допускается в течение определенного срока после очередных или внеочередных выборов или после первого заседания парламента нового созыва: в ЮАР — в течение трех лет, в Андорре, Беларуси, Греции, Испании, Казахстане, Марокко, России и Франции — одного года, в Анголе , Грузии, Литве, Португалии и Восточного Тимора — шести месяцев, в Черногории — трех месяцев.

В Молдове и Румынии возможен только один роспуске парламента в течение конкретного календарного года.

Конституционная фиксация ограничений по роспуску парламента обусловлена ​​попытками обеспечить стабильное функционирование не только законодательного органа, но и государственного механизма в целом.

Источник

Роспуск парламента

Понятие «роспуск парламента», исторические факты

Определение 1

Роспуск парламента – это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначения новых выборов, он является одним из средств разрешения правительственного (политического) кризиса либо назначения выборов на более подходящее время.

Роспуск парламента подразумевает прекращение его деятельности в государствах с парламентскими и смешанными формами правления, которое сопровождается назначением новых выборов.

Институт роспуска парламента представляет собой один из основных элементов конституционного механизма реализации государственной власти. Этот институт закреплен в конституциях всех европейских стран. Институт роспуска парламента помогает реализовать принцип разделения властей. При этом глава государства отправляют действующий парламент в отставку и назначает новые выборы.

Практика роспуска парламента наблюдается уже в Средние века. Так, в 1356 году во Франции по инициативе дофина Карла были распущены Генеральные штаты. В результате Генеральные штаты отказались подчиняться и подняли в Париже восстание. Карл был вынужден принять Великий мартовский ордонанс – законодательный документ об ограничении во Франции исполнительной власти.

В Новое время парламент распускался во многих странах мира:

  • дважды распускал парламент Карл I (1629 и 1640 гг.);
  • разгон парламента Кромвелем, или Прайдова чистка в Англии (1648 г.);
  • роспуск долгого парламента в Англии (1653 г.);
  • роспуск английского парламента Уильямом Питтом младшим (1784 г.);
  • роспуск немецкого парламента в 1848 г.;
  • роспуск парламента Наполеоном III Бонапартом в 1851 г.;
  • роспуск парламента в Венгрии (1861 г.);
  • роспуск парламента в Японии (1895 г.).

Замечание 1

Огромное влияние на историческое развитие Франции оказал роспуск парламента Людовиком XVI 23 июня 1789 г. Король объявил о роспуске Национального собрание, в ответ на что в Париже началось восстание, переросшее в Великую Французскую революцию.

Много раз распускался парламент на протяжении XX – XXI вв.: роспуск Первой и Второй Государственной Думы Российской империи (1906 и 1907 гг.); роспуск Четвертой Государственной Думы в 1917 г.; роспуск В.И. Лениным Учредительного собрания в 1918 г.; роспуски парламентов в Бельгии (1961 г.), Конго (1963 г.), Германии (1972, 1982, 2005 гг.), России (1993 г.), Молдовы (2009 г.), Киргизии (2007 г.), Казахстана и Латвии (2011 г.), Армении (2018 г.) и др. Несколько раз распускался парламент в Украине (2007, 2008, 2014 гг.).

Как проходит роспуск парламента

В соответствии с конституциями стран и действующим законодательство парламент должен прекратить свою деятельность с истечением срока его полномочий, избранием нового состава и началом его работы. Досрочный роспуск парламента допускается не во всех странах и только при наличии определенных условий. В Италии, например, допускается роспуск обеих палат, но рассматривается вопрос о роспуске какой-то из палат (чаще всего, нижней).

Право роспуска парламента принадлежит главе государства. В некоторых странах (Венгрия) возможен самороспуск парламента. Обычно парламент не может быть распущен в условиях особого, чрезвычайного или военного положения, за несколько месяцев до окончания полномочий парламента, до окончания срока полномочий президента. Иногда возможно только строго определенное число роспусков парламента за какой-то определенный период или перед роспуском парламента предусмотрено проведение соответствующего референдума.

Наиболее типичные основания для роспуска парламента (в разных странах):

  • выражение парламентом недоверия правительству;
  • неоднократное выражение парламентом недоверия правительству за определенный период;
  • неоднократное отклонение парламентом рекомендованной кандидатуры премьер-министра;
  • отказ правительства в доверии парламенту;
  • неспособность сформировать правительство в указанный срок;
  • непринятие в установленные сроки государственного бюджета и др.

Роспуск парламента в монархиях и парламентских республиках осуществляется по представлению правительством главой государства, при иных формах правления – по собственному усмотрению.

Особенности роспуска парламента в России

Роспуск Государственной Думы – это крайнее средство преодоления разногласий между исполнительной и законодательной властями: Правительством и Государственной Думой. Если разного рода согласительные процедуры между этими ветвями власти к положительному результату не привели, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (на основании Конституции страны, в которой указано, что глава государства должен обеспечить согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти. И отставка Правительства, и роспуск Государственной Думы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными конституционными формами ответственности за свою деятельность.

В российском парламенте существует возможность роспуска только Государственной Думы (одной палаты). Закрепление данного правомочия за Президентом обусловлено его полномочием обеспечить согласованное функционирование государственной власти.

Замечание 2

Президент не обладает абсолютным правом роспуска Государственной Думы. Роспуск Думы Президентом возможен только в случаях, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно с Конституцией, Президент России имеет право в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством страны (досрочное прекращение деятельности палаты). Институт роспуска парламента предусмотрен на случаи проявления непримиримых разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Этот институт обладает определенным устрашающим воздействием на Государственную Думу, что может побудить ее пойти на компромисс.

Читайте также:  Причины от которых может зависеть климат

Порядок роспуска Государственной Думы отражен в ст. 1009 Конституции РФ.

В Конституции закреплено (ч. 2 ст. 109), что в случае роспуска Думы Президент назначает дату выборов для того, чтобы вновь избранная Государственная Дума смогла собраться не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска предыдущей.

Источник

Статья 109 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 109 Конституции РФ гласит:

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 109 КРФ

1. Роспуск главой государства парламента или его нижней палаты — конституционное средство разрешения правительственного кризиса, вызванного конфликтом между законодательной и исполнительной властью или невозможностью в течение длительного времени сформировать правительство, пользующееся поддержкой парламентского большинства. Институт такого роспуска представляет собой характерную черту парламентарной или смешанной формы правления. Лишь президентские республики (США, Мексика, Бразилия и др.) не знают этого института. Роспуск парламента или его нижней палаты — это баланс их права выражать недоверие правительству, влекущее его отставку. Посредством роспуска и последующих выборов избирателям предоставляется возможность разрешить конфликт между властями: в зависимости от того, какие партии одержат победу на выборах, решится вопрос о том, сохранится прежний глава правительства (а следовательно, во многом и остальной его состав) или будет заменен новым.

У нас попытка создания в 1991 г. формы правления, близкой к американской, успеха не имела. Низкий уровень политической культуры общества привел к тому, что законодательная и исполнительная власть не сумели наладить сотрудничество, оказались неспособными к компромиссам, и конфликт между ними чуть не вызвал в 1993 г. гражданскую войну. Конституционных же выходов из возникшего тупика не было. Поэтому при разработке действующей Конституции РФ было решено такие выходы создать, и одним из них стал институт роспуска Государственной Думы Президентом РФ. Это полномочие Президента записано в п. «б» ст. 84 Конституции и урегулировано в ее ст. 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3 и 4) в связи с формированием Правительства РФ и его взаимоотношениями с Государственной Думой (см. комм. к этим статьям). Из формулировки комментируемой части можно сделать вывод, что во всех указанных в Конституции РФ случаях досрочный роспуск Государственной Думы зависит от усмотрения Президента, однако это верно только применительно к ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, тогда как часть 4 ст. 111 недвусмысленно обязывает Президента распустить Государственную Думу, если она трижды отклонит предложение Президента о кандидатуре Председателя Правительства.

Из Конституции неясно, с какого момента прекращаются полномочия Государственной Думы в случае ее роспуска: может ли она сохранять их до начала работы следующей Государственной Думы, как предусмотрено на случай истечения срока ее полномочий в ч. 4 ст. 99 Конституции (см. комм. к ней)? Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П по делу о толковании ст. 84 (п. «б»), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции РФ (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787) указал в п. 1 резолютивной части, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

2. Комментируемая часть представляет собой конституционную гарантию того, что страна в случае роспуска Государственной Думы не будет долгое время оставаться без законодательного органа. Совет Федерации роспуску не подлежит, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции, тогда как законодательная функция Федерального Собрания после роспуска Государственной Думы не может осуществляться.

Чтобы был соблюден установленный в комментируемой части четырехмесячный срок, не позднее которого вновь избранная Государственная Дума должна начать работу, необходимо, чтобы выборы были проведены не позднее чем через три месяца после роспуска, ибо, согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, на свое первое заседание Государственная Дума должна собраться на 30-й день после избрания. С учетом этой даты должна планироваться избирательная кампания.

ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. и доп.) урегулировал сроки и порядок назначения выборов, включая досрочные выборы в Государственную Думу, которые должны проводиться в случае ее роспуска. Из ч. 7-9 ст. 10 этого ФЗ следует, что решение о назначении выборов в Государственную Думу должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов эти сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на треть. Если же Президент РФ не назначит выборы в указанные сроки, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом. Это ее решение публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока для официального опубликования решения о назначении выборов. А если и ЦИК РФ не назначит в установленный для нее срок выборы либо если она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном в данном ФЗ, Верховный Суд РФ по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого Президент, а в случае его отсутствия ЦИК должны назначить выборы.

Читайте также:  Причина дурного запаха мочи

Соответственно ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.) установил в ч. 1 ст. 6, что проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и данным ФЗ, является обязательным. В ч. 2 и 3 этой статьи изложены приведенные выше положения, вытекающие из ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а согласно ее ч. 4-7 при роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы ее депутатов, эти выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение ЦИК о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Конечно, ситуация, связанная с неназначением досрочных выборов депутатов Государственной Думы одновременно с ее роспуском, практически почти невероятна, и все же представляется, что, случись она, правильнее было бы считать указ о досрочном роспуске Государственной Думы, не предусматривающий назначения новых выборов ее депутатов в установленный законом срок, ничтожным. Это было бы лучше, чем возлагать на ЦИК РФ осуществление конституционного полномочия Президента РФ.

3. В комментируемой части содержится первое ограничение возможности роспуска Государственной Думы. В течение года после избрания Государственной Думы она не может быть распущена, если выразит недоверие Правительству РФ или откажет ему в доверии (см. комм. к ч. 3 и 4 ст. 117). Очевидно, что в этих случаях Президент РФ должен принять отставку Правительства или уволить его в отставку, если оно само в отставку не подаст.

Государственная Дума подлежит в этот период роспуску только в случае, если трижды отклонит представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства (см. комм. к ч. 4 ст. 111).

4. Комментируемая часть означает второе ограничение возможности роспуска Государственной Думы. Роспуск невозможен после того, как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комм. к ст. 93 и п. «ж» ч. 1 ст. 103). Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок. Если Президент отрешен от должности, то, естественно, распускать Государственную Думу он не может. То же относится и к Председателю Правительства РФ, который в случае отрешения Президента от должности, а также в иных случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, замещает его (см. комм. к ч. 3 ст. 92). Если же Президент остался в должности, то после соответствующего постановления Совета Федерации или истечения указанного в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячного срока его полномочие распускать в установленных случаях Государственную Думу восстанавливается.

5. В комментируемой части установлены еще два ограничения возможности роспуска Государственной Думы.

Первое из них имеет силу в период действия военного или чрезвычайного положения. Очевидно, что в условиях, когда в силу чрезвычайных обстоятельств полномочия исполнительной власти расширяются, особенно важно, чтобы существовал серьезный противовес ей в лице полноценной законодательной власти. В такой период парламент должен особенно тщательно следить за тем, чтобы военное или чрезвычайное положение длилось не дольше необходимого времени и чтобы исполнительная власть оставалась в рамках Конституции РФ и федеральных законов, включая федеральные конституционные законы.

Следует подчеркнуть, что полномочие Президента распускать в установленных случаях Государственную Думу приостанавливается только в том случае, если военное или чрезвычайное положение объявлено на всей территории Российской Федерации, а не на ее части.

Другое ограничение, предусмотренное в комментируемой части, относится к последним шести месяцам пребывания Президента РФ в должности. Данная конституционная норма имеет целью избавить конфликтующего с парламентом Президента от искушения перед оставлением своей должности «хлопнуть дверью» и заставить страну проводить в короткий срок две избирательные кампании с частичным наложением одной на другую или совместить парламентские и президентские выборы. Это серьезно осложнило бы положение и кандидатов, и избирателей, да и общую ситуацию в стране.

Источник