По каким причинам могут внести в реестр недобросовестных поставщиков
Содержание статьи
Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ?
Включение в РНП может стать серьезным испытанием как для опытных участников, так и для начинающих. Для первых — это риск потерять часть заказов и прибыли. Для вторых — повод отказаться от дальнейшего участия в госзакупках. На каких этапах участникам нужно быть особенно внимательными?
Причины включения в РНП при заключении контракта
Казалось бы, все идет хорошо: компания одержала долгожданную победу в конкурентной процедуре и готовится выполнить заказ. Но если не соблюсти условия подписания госконтракта, итог может быть неутешителен — заказчик обязан направить информацию об «уклоняющемся» участнике в федеральную антимонопольную службу. После рассмотрения ситуации ФАС может принять решение внести поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Какие факторы могут препятствовать заключению госконтракта?
Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась. В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).
Технический сбой. Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка. Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать. С 2020 года доказать свою правоту поможет плагин Независимый регистратор, который фиксирует все действия ЭТП и поставщика.
Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.
Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ. Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.
Причины включения в РНП при выполнении контракта
Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту. Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте). Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.
Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Автор статей в Контур.Закупках
Источник
Реестр недобросовестных поставщиков: определение и понятие, правовые последствия включения в реестр
Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.
Что это такое и что грозит за попадание в него?
Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия
Реестр недобросовестных поставщиков — это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.
Ведение Реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере государственных закупок» возложено на исполнительный орган государственной власти, на который возложены функции контроля за осуществлением государственных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба, в которой существуют специальные подразделения, ответственные за ведение такого реестра.
Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто — нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных. Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.
В настоящее время все данные перенесены в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере государственных закупок, а доступ можно получить путем обращения к сайту zakupki.gov.ru.
Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.
Причины включения в РНП
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков — это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков происходит в тех случаях, когда нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок.
К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:
- уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
- неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
- ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.
К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:
- поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
- исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
- превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.
Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.
Правовые последствия для исполнителя
Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.
Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице — последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.
К числу основных негативных последствий относятся:
- запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
- в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
- заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.
Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.
Процедура внесения сведений
Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.
Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:
- Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
- Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
- Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
- По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.
Сведения вносятся в РНП на срок не менее двух лет. Однако если будет установлен факт повторного нарушения действующего законодательства или условий другого заключенного контракта, срок нахождения в РНП может быть продлен.
Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП
Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков — это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.
На сегодняшний день привлечение государственного или муниципального заказчика к ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление информации Федеральной антимонопольной службе для включения исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.
Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.
Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.
Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.
Реестр недобросовестных поставщиков — это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства. Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы. Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.
Источник
Включение организации в реестр недобросовестных поставщиков: причины,процедура, последствия
Последнее обновление: 11.02.2020
Организации попадают в число лишенных доверия аутсайдеров по ряду причин. Данное явление затруднит деятельность на рынке, поскольку моментально произойдет включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Формирование системы отношений «заказчик-поставщик»
В мире бизнеса, деловых отношений для урегулирования взаимных обязательств используется заключение контрактов или договоров. Правило позволяет четко разграничить права, обязанности сторон, определить:
- сроки, объем, порядок поставок;
- номенклатуру (что поставлять);
- ответственных лиц, представляющих интересы подрядчика и заказчика;
- данные для связи (адрес, электронная почта, номер телефона);
- дополнительные позиции, включая гарантийный срок эксплуатации, условия возврата или отказа.
Условия проведения соискания потенциального партнера должны обеспечить равные права для всех участников, здоровую конкуренцию и максимальную прозрачность процедуры. В случае невыполнения одного из указанных требований компания имеет право расторгнуть отношения, подать жалобу, потребовать занесения контрагента в список неблагонадежных исполнителей. Меры воздействия могут предусматривать и судебную практику привлечения к ответственности поставщика услуг, предприятия по заявлению заказчика.
Что такое реестр недобросовестных поставщиков
Для правого регулирования процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков разработаны два ФЗ под номерами 44 и 223. Они включают критерии, основания для признания контрагента нарушившим установленные правила, нормы. После проведения аукциона, тендера на победителя возлагаются определенные обязательства, подлежащие неукоснительному выполнению.
Злостное уклонение от ответственности влечет за собой процесс включения в РНП, причем строго согласно букве российских законов.
Постановление для данного направления действует с 2012 года, в нем оговорены правила обращения, меры воздействия на нарушителей. Понятие РНП введено для упрощения обозначения группы нарушителей законодательных требований.
Уполномоченный орган по ведению реестра
Для контроля за внесением информации на государственном уровне на основании жалоб заказчика, формирования перечня недобросовестных поставщиков, создана ФАС, антимонопольная служба РФ (не путать с ФНС). В субъектах Федерации подобные функции переданы местным органам управления. Это 2 официально уполномоченные структуры, обязанные выполнять записи в РНП.
Основания для внесения в РНП
Организации, которым «посчастливилось» оказаться в РНП должны знать о поводах, причинах подобных действий со стороны ФАС. Они включают:
- Немотивированный односторонний отказ исполнителя от оформления документального подтверждения взятых на себя обязательств (контракта, договора).
- Уклонение от следования требованиям заключенного контракта.
- Привлечение третьей стороны (судебное расследование) по инициативе заказчика для разрыва отношений при выявлении у исполнителя критических нарушений.
- Отказ контрактодержателя от продолжения работы (расторжение контракта) из-за грубых ошибок, невыполнения обязательств подрядчиком.
Чтобы избежать попадания в «черный список», необходимо неукоснительно соблюдать договоренности и обязательства, установленные между сторонами-партнерами.
Какова процедура включения в реестр
ФАС не только обобщает сведения о недобросовестных поставщиках, но и отправляет их в реестр. Регламент действий, случаи, подпадающие под требования законодательства для создания негативной истории подрядчика, включения в РНП:
- Разрыв отношений, инициированный заказчиком, стандартным образом или в судебном порядке. Контрактодержатель обязан подать в антимонопольный комитет данные на основании требований статьи 104 44-ФЗ. В пакет документов включается письмо с аргументированным изложением причин произошедшего, прикладывается решение суда (копия). Время, отпущенное на данные действия — 3 дня (началом отсчета является дата расторжения контракта).
- Победитель торгов, аукциона отказался от оформления договорных обязательств. По условиям сделки право на выполнение работ переходит к следующему участнику. Тогда от заказчика требуется подтвердить данное обстоятельство, передать антимонопольщикам требуемый ФЗ объем информации. В отправление входит выписка с протокольным решением о рассмотрении заявок участников. Ее полноценной заменой является заключение о проведении аукциона, аналогичные по смыслу документы, свидетельства отказа победителя торгов заключать контракт. Это следует сделать по истечении 3 дней после оформления договорных обязательств с участником под номером 2.
- Сложнее других выглядит ситуация с единственным участником аукциона. При отказе последнего от продолжения сотрудничества заказчик в течение 5 суток направляет в ФАС уведомление, добавляя требуемые протокольные выписки, заключения.
Срок рассмотрения, проверки документов для сотрудников антимонопольного ведомства определен в 10 дней. Отсчет начинается не с момента отправки, а с даты получения письма.
В экстренных ситуациях, когда поданная информация не позволяет принять окончательное решение, в адрес заказчика будет направлен запрос на предоставление дополнительных данных. И уже после этого исполнитель гарантированно попадает в РНП.
Включаемая в реестр информация
Много вопросов связано с тем, что включает информация в реестре недобросовестных поставщиков. Каждая запись имеет уникальную кодификацию, по которой на сайте госуслуг в разделе «Закупки» легко найти проштрафившегося исполнителя. Там же будут данные:
- полное наименование организации, включая тип ответственности (ООО, ЗАО, ПАО) и уникальное название. Для физлица в этой строке размещаются ФИО;
- ИНН для российских резидентов, его аналог для иностранцев;
- КПП, специальный код, дополняющий информацию о налогоплательщике;
- страна регистрации;
- физический адрес полностью, включая почтовый индекс;
- учредитель;
- ИКЗ, идентификатор операции закупки;
- информация об учредителе — ФИО, ИНН;
- причина внесения в реестр;
- наименование органа, осуществлявшего регистрацию в РНП;
- дата включения и год выхода из «черного списка».
Кроме того, может содержаться информация о сумме контракта, сроках проведения аукциона, номер лота, наименование и номенклатура планируемой поставки. Все эти данные находятся в открытом доступе, посмотреть их может любой желающий, бесплатно. Таковы требования, изложенные в статье 104 44-ФЗ, они должны неукоснительно соблюдаться.
Список документов и условия подачи
Для формирования базы данных РНП на портале госуслуг в обязанности заказчика входит информирование ФАС о нарушителе, своевременная подача требуемых сведений. В них содержатся: наименование исполнителя, ИНН, физический адрес, вид операции, сроки проведения торгов. Непременно приводится причина для включения подрядчика в реестр. При судебном расторжении контрактных обязательств указывается дата проведения заседания, прикладывается решение (копия) суда с подписями и печатями.
Обязательно потребуются данные об условиях проведения торгов, перечне участников. Выписки, справки из протоколов заседаний, на которых проводился выбор поставщика, фиксировалось завершение торгов по закупке, также входят в перечень предоставляемых данных.
Пакет документов подается в четко ограниченный период времени, обычно он составляет от 3 до 5 дней. Более подробно указанные требования представлены в ч.3 статьи 104 44-ФЗ.
Заявление и ответственность за его неподачу
Заявитель направляет данные в 2 вариантах — на бумажном носителе или в электронном виде (с цифровой подписью). За несвоевременную подачу данных, предоставление ложной информации предусматривается штраф до 20 тысяч рублей.
В какие сроки ФАС рассматривает обращение
Антимонопольный комитет намеренно ограничен в сроках рассмотрения жалоб и заявлений. Это связано с обеспечением законности, соблюдением требований 44-ФЗ. Стандартный срок для принятия решения составляет 10 дней. Если сотрудникам ФАС не хватает полученных данных, в адрес заказчика направляется соответствующее письмо с просьбой разъяснить указанные обстоятельства.
Санкции за предоставление ложной информации
Не стоит полагать, что ответственность по законодательству работает в одном направлении, сосредоточена на получении компромата на поставщиков любыми способами. Предусмотрены правовые нормы и для заказчиков, причем довольно строгие. Если последние попытаются направить недостоверные данные, скрыть факт заключения контракта с недобросовестным исполнителем, на них налагается штраф в размере:
- 15 тысяч рублей для чиновников при исполнении;
- 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 107 44-ФЗ, нарушителям законодательства грозит дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственности. Попадают под описанные условия и операторы электронных онлайн-площадок, на которых проводились торги (в случае вмешательства, сознательного искажения информации).
Частые нарушения со стороны заказчиков
Все нарушения заказчиками правил процедуры разделяются на 2 группы. К первой относится срыв сроков подачи данных. Грозит финансовыми потерями в размере от 20 до 30 тысяч рублей и выше. Вторым строгим нарушением считается подача искаженной информации (документов, справок) о поставщике. Карается штрафом в пределах 30-50 тысяч рублей.
Правовые последствия для поставщика
Недобросовестный поставщик, уличенный в злостном уклонении от выполнения договорных обязательств, автоматически подпадает под действие процессуально-правовой системы РФ.
Ему грозит дисциплинарная и уголовная ответственность, при расторжении контракта в судебном порядке истец может потребовать возмещение морального ущерба, потерь, связанных с упущенными возможностями. При этом поставщик имеет право подавать апелляцию, на оспаривание решения, если у него найдется достаточно аргументов для отстаивания своей точки зрения, и он еще не включен в РНП.
Поставщик с меткой «недобросовестный» существенно теряет в шансах на участие в торгах на период продолжительностью в 2 года (с момента зачисления в реестр). Кроме процедуры закупки по требованиям 44-ФЗ проводятся коммерческие тендеры, согласно регламенту, изложенному в 223-ФЗ. Так, даже оказавшийся в РНП поставщик, может попытаться разместить заявку по данной процедуре, если в условиях торгов нет строго оговоренного пункта касательно «черного списка» по 44-ФЗ. В противном случае, если организатор закупки указал необходимым требованием отсутствие участников в реестре по недобросовестным поставщикам, то дорога для таких участников закрыта.
Судебная практика
После подачи материалов об инциденте с поставщиком производится рассмотрение информации. Решение принимается комиссионно, не исключено его обжалование в судебном порядке. Судьями принимается во внимание тот факт, что и ФАС допускает ошибки. Поэтому при вынесении вердикта изучаются все точки зрения, обстоятельства, степень вины исполнителя. В судебной практике существуют случаи, когда решение о назначении «наказания», включении в РНП принималось необъективно.
Уклонением от выполнения контрактных обязательств признается такой поступок, который свидетельствует о прямом нарушении законодательных требований, а не декларативное заявление заказчика. Классическим является пример с включением поставщика в реестр на основании фактов:
- Заказчик не получил от исполнителя в оговоренный срок заверенный электронной подписью проект контракта.
- Отсутствует (не предоставлен) протокол разногласий.
Ввиду этого данные подрядчика, как уклонившегося от оформления контрактных обязательств, переданы ФАС для внесения в реестр. По итогу судебного разбирательства было установлено, что сбой в системе произошел по независящим от организации поставщика обстоятельствам. Вынесенное антимонопольщиками решение признали недействительным.
Неустойчивое соединение, плохая работа электронных программных продуктов — не редкость. Они способны повлиять на заключение контракта, связь с заказчиком. Если исполнитель предоставит в суд доказательства того, что «уклонение» произошло именно по указанным причинам, он имеет шанс обжаловать решение ФАС.
Подача жалобы поставщиком
Подача возражений, жалобы участником торгов осуществляется в письменном виде, с приложением доказательного материала, на основании изложенных в статье 105 44-ФЗ положений. Подписывается документ заявителем или его уполномоченным представителем. В последнем случае основанием для рассмотрения жалобы является нотариально оформленная доверенность. Орган, в который следует подавать документ для обжалования, наделен правом вернуть его без рассмотрения. К определению типичных обстоятельств подобных действий относятся:
- Поставщик (доверенное лицо) не подтвердил жалобу личной подписью.
- Текст, изложенные доводы противоречат действующему законодательству (44-ФЗ).
- Истек установленный срок подачи.
- Решение по изложенной в жалобе причине ее подачи принято ранее.
Стандартный период времени на возврат без рассмотрения составляет 2 рабочих дня.
Где можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков?
РНП находится в открытом доступе на портале https://zakupki.gov.ru, в ЕИС, в подразделе «Контроль и аудит». Доступ к нему не ограничен как для заказчиков, так и для исполнителей. Единственное необходимое условие — наличие действующего подключения к сети интернет. Вся информация бесплатна, не требует регистрации или заполнения сложных, запутанных форм поиска.
Как проверить организацию на нахождение в РНП?
Заказчику доступно выявление недобросовестных поставщиков по реестру, в реестре по ИНН. Следует на выбор ввести в поисковую форму ФИО учредителя, ИНН (соответствующий ему код для иностранных поставщиков), идентификатор операции (если он известен). Подходит также информация об организации, выносившей решение о включении исполнителя в РНП. По любому из указанных критериев поисковая машина осуществит проверку наличия компании в «черном списке».
Если поиск не дал результатов, следует изменить условия, ввести больше данных. Настраиваемые фильтры — РНП по 44-ФЗ или 223 (одновременно, поочередно) также упрощают задачу. Отсутствие информации означает, что данная организация в России в реестре не состоит.
Как автоматически проверить сведения из РНП
В информационный портал встроена функция автоматической оценки поставщика на присутствие в РНП. Делать ничего не нужно, поскольку в процессе формирования протокола выбора поставщика программно выполняется его проверка на лояльность. Это же относится ко второму участнику аукциона, если возникнет такая необходимость. Когда будет сохраняться итоговая запись о завершении торгов, одновременно проводится поиск исполнителей по «черным спискам».
При наличии результата заказчик немедленно получит сообщение. Во время настройки электронного аукциона допускается ввести условие «без присутствия в РНП». Тогда заявки поставщиков с выявленными нарушениями подлежат отклонению, допускать таких участников к закупкам нельзя.
Срок нахождения в реестре и как выйти из него досрочно
Стандартная продолжительность «заключения» для штрафников равна 2 годам. Досрочное исключение из РНП допускается по факту кассации, обжалования судебного решения для физлица, организации-поставщику. Иные законные способы не предусмотрены.
Как стать участником торгов, если вас внесли в РНП?
Без вступления в конфликт с действующим законодательством принять участие в торгах реально по 2 причинам:
- проведение коммерческих закупок на основании требований 223-ФЗ;
- организатор аукциона не акцентировал в условиях присутствие организации в РНП по 44-ФЗ.
Иных легальных вариантов не предусмотрено.
По-другому избавиться от последствий сорванных договорных обязательств нельзя. Сменить фирму, зарегистрировать другую компанию без восстановления деловой репутации также невозможно.
Что делать, чтобы не попасть в РНП
Чтобы сохранять с потенциальными заказчиками здоровые партнерские отношения, не попасть в «штрафной список», необходимо следовать простым правилам:
- Внимательно изучать условия электронных торгов, взвешивать свои возможности соразмерно с требованиями заказчика.
- Не допускать в документах, декларациях наличия неправдивой, искаженной информации, противоречащей законодательству, требованиям процедуры «Закупки».
- Соблюдать положения договоров и контрактов, включая полномочия заказчика расторгнуть отношения при выявлении нарушений.
- Признавать за заказчиком право на выбор исполнителя по собственным критериям соответствия. Они не должны противоречить общепринятым требованиям.
- Прибегать к отстаиванию своей позиции там, где это уместно. ФАС тоже допускает ошибки, принять объективное решение в сложной ситуации поможет обращение в суд.
- Действовать в рамках законов РФ, в правовом поле, не допуская перехода на личности, оскорбления.
- Избегать заведомо конфликтных ситуаций, судебных расследований. Завершение суда в пользу заказчика автоматически влечет включение в РНП по инициативе последнего.
Также стоит исключить работу по «черным» и «серым» схемам. Открытая, честная деятельность дает не только возможность получать положительный опыт ведения бизнеса, но и несет залог успеха, безукоризненной деловой репутации.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Источник