По каким причинам информация может быть неактуальной
Содержание статьи
Правописание «неактуально»: когда писать слитно и раздельно, грамматика, примеры
Слово «неактуально» в подавляющем большинстве случаев пишется слитно, поскольку является краткой формой прилагательного «неактуальный» в среднем роде («оно неактуально»). Ориентироваться здесь на словесные конструкции типа «вдаль – в даль»; «вдали – в дали»; «навстречу – на встречу»; «пораньше – по ранее»; «по-своему – по своему»; «тоже – то же», и т.п., неуместно, так как исходное в данном случае слово «актуальный» не имя существительное, местоимение, наречие или частица, но прилагательное, причём не качественное, называющее свойства предметов, а относительное, описывающее отношения между ними. Отношение предполагает действие, поэтому в речи прилагательное «неактуально» зачастую используется как наречие и предикатив (см. далее, о значениях слова).
Когда «не актуально» разделяется
Писать «не актуально» раздельно нужно по общим для приставочных наречий правилам, но с учётом того, что краткие прилагательные всё же изменяются по родам и числам («он неактуален»; «она неактуальна», «оно неактуально», «они неактуальны»), а противоположное полному по значению имеет сравнительную степень («актуальнее»):
- При кратном отрицании, то есть с усилением противительного значения повтором (повторами): «Ваше извинение запоздало, оно не искренне, не актуально»; «Эти данные не актуальны, не полны, не достоверны».
- В сильном согласительном (положительном) смысле, в утвердительных предложениях с отрицанием отрицания антитезой, противопоставлением: «Ваше прибытие не актуально, но более чем своевременно», то есть якобы «сверхактуально». Для проверки применяем так называемую интерпозицию – вставляем в разорванное «не актуально» союз «только» или «просто»: «… не просто актуально, но … своевременно». Смысл предложения не изменился, значит, раздельное написание использовано верно.
- В сравнительно-предположительных (вопросительно-сравнительных) предложениях с частицами «бы», «ли» и, возможно, согласующим глаголом «было», в качестве рассоединённого «не актуально» используется обратное с частицей «не»: «Не актуально <ли> <было> бы нам проехаться в горы, на лыжах покататься?»; «Алевтина Геннадьевна, проверьте, пожалуйста, не актуальнее ли прежних окажутся условия нового поставщика?» Частичные синонимы «желательно», «своевременно» (к исходной форме), «желательнее», «лучше» (к сравнительной степени).
Золотое правило
И тем не менее, запомните: писать «неактуально» слитно правильно в совершенно любом случае, поскольку это всё-таки не наречие. В приведенных выше примерах воссоединение «не актуально» в одно целое может немного подпортить стилистику (гладкость речи), но не более того.
Поэтому если есть сомнения – просто пишите «неактуально» одним словом.
Пояснение к правописанию
Поскольку средний род тоже весьма относителен (лишён мужских и женских признаков), то краткие формы среднего рода относительных прилагательных обладают также синтаксическими признаками наречий. В частности, они легко соотносятся с глаголами (действиями), и очень трудно, или вовсе не соотносятся с предметами – именами существительными и личными местоимениями. «Делать неправильно», тут всё сразу понятно. Но что бы означало «дом неправильно» или «я неправильно»? Тут нужны полные формы: «дом неправильный» или «я неправильный». Поэтому со словами «<не>адекватно», «<не>актуально», «<не>годно», «<не>действенно», «<не>действительно», «<не>достаточно», «<не>интересно», «<не>корректно», «<не>верно», «<не>нужно», «<не>обдуманно», «<не>осмысленно», «<не>правильно», «<не>разумно, «<не>пригодно», «<не>уместно», «<не>умно» и подобными им в живой речи следует обращаться как с наречиями, помня всё же, что, в отличие от совершенно неизменяемых наречий такие слова могут менять число, способны изменить свой род и восходить в сравнительную и даже превосходную степени.
Значение
Прилагательное «неактуально» в русском языке наделено двумя значениями:
- Употребляется в качестве определительного наречия сравнения и уподобления, означающего непригодность, ненужность чего-то или кого-то в настоящее время, на текущий момент: «Массовое бумажное книгоиздание ныне неактуально ввиду развития электронных средств информации и повсеместно уступает малотиражной печати по требованию (print on demand)»; «Rolling Stones продолжают концертировать и записываться, но в сущности они давно уж неактуальны». Частичные синонимы, только в среднем роде «неинтересно», «ненужно», «недейственно», «недействительно». «невостребовано <невостребован, невостребована, невостребованы>» могут стать полными синонимами, если будут признаны нормативными в русском языке.
- Используется как предикатив, то есть слово или выражение, само по себе, независимо от построения предложения с ним, придающее высказыванию определённую эмоциональную окраску и/или выражающее авторскую оценку события, субъекта, явления. На письме в данном значении отделяется запятыми: «Жениться не подумываешь? – Неактуально, до тридцати ещё топать и топать, и постоянной работы нет». Синоним «ненужно».
Грамматика слова
«неактуально» – краткая форма прилагательного «неактуальный» в единственном числе женского рода. Несклоняемое слово. Состоит из приставки «не-», корня «-актуаль-», суффиксов «-н-» и «-о». Постановка ударения и разделение переносами не-ак-ту-а́ль-но.
***
© ПишемПравильно.ру
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Источник
Свойства информации в конкурентной разведке
Свойства информации – это ни что иное как признаки информации – ее качественные характеристики. Эти свойства тесно взаимосвязаны между собой:
— Объективность-Субъективность;
— Достоверность-Недостоверность;
— Полнота-Неполнота;
— Актуальность-Неактуальность;
— Ценность-Бесполезность;
— Понятность-Непонятность.
Объективность информации.
«Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.»
Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 22 градуса по Цельсию” — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов.Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как, преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.
Достоверность информации.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
· преднамеренное искажение (дезинформация);
· искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
· непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).
Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Актуальность (своевременность) информации.
Актуальность (своевременность) информации – это важность, существенность для настоящего времени. Пример. Сообщение “Сейчас на улице идет дождь” актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который собирается остаться дома.
Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например, предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей.Полезность информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Пример. Сообщение “Завтра будет контрольная по математике” полезно ученику – он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура, и он не пойдет в школу.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
Понятность информации.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика не знакомого с нотной грамотой эта информация будет просто непонятна.
С уважением!
Нежданов Игорь Юрьевич
Источник
Свойства информации
Свойства информации — это не что иное, как признаки информации — ее качественные характеристики.
Эти свойства тесно взаимосвязаны:
- объективность — субъективность,
- достоверность — недостоверность,
- полнота — неполнота,
- актуальность — неактуальность,
- ценность — бесполезность,
- понятность — непонятность.
Объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.
Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положения дел.
Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна. Объективная информация всегда достоверна; но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
- непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).
Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, и полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может принести к ошибочному выводу или решению.
Актуальность (своевременность) информации — это важное, существенность для настоящего времени.
Пример. Сообщение «Сейчас на улице идет дождь» актуально для человека, который собирается идти на улицу, и неактуально для человека, который собирается остаться дома. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Пример. Сообщение «Завтра будет контрольная по математике» полезно ученику — он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура и он не пойдет в школу.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
Понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика, незнакомого с нотной грамотой, эта информация будет просто непонятна.
Источник
Свойства информации
Объективность информации
Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Демонстрационный материал — объективность. (Flash — ролик).
После просмотра Flash — ролика придумайте примеры объективных и необъективных сообщений и запишите их в рабочую тетрадь.
Достоверность информации.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
Преднамеренное искажение (дезинформация);
Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
Демонстрационный материал — достоверность.(Flash — ролик).
После просмотра Flash — ролика придумайте примеры сообщений в которых информация будет достоверной и запишите их в рабочую тетрадь.
Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Демонстрационный материал — полнота. (Flash — ролик).
После просмотра Flash — ролика придумайте примеры сообщений в которых информация будет полной и неполной и запишите их в рабочую тетрадь.
Актуальность информации
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Демонстрационный материал — актуальность.(Flash — ролик).
Придумайте свои примеры изменения актуальности информации во времени и запишите их в рабочую тетрадь.
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Демонстрационный материал — ценность.(Flash — ролик).
Придумайте свои примеры сообщений в которых применяется свойство полезной и бесполезной информации и запишите их в рабочую тетрадь.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
Синергетический эффект
Опорный конспект для ученика.
Свойства информации
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Закрепление.
Приведите примеры:
достоверной, но необъективной информации;
объективной, но недостоверной информации;
полной, достоверной, но бесполезной информации;
неактуальной информации;
актуальной, но непонятной информации.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.
Проверь себя:
Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
В следующем примере определите свойства встречающейся информации:
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Выучить опорный конспект.
Источник