По каким причинам информация может быть неактуальной

Правописание «неактуально»: когда писать слитно и раздельно, грамматика, примеры

Слово «неактуально» в подавляющем большинстве случаев пишется слитно, поскольку является краткой формой прилагательного «неактуальный» в среднем роде («оно неактуально»). Ориентироваться здесь на словесные конструкции типа «вдаль – в даль»; «вдали – в дали»; «навстречу – на встречу»; «пораньше – по ранее»; «по-своему – по своему»; «тоже – то же», и т.п., неуместно, так как исходное в данном случае слово «актуальный» не имя существительное, местоимение, наречие или частица, но прилагательное, причём не качественное, называющее свойства предметов, а относительное, описывающее отношения между ними. Отношение предполагает действие, поэтому в речи прилагательное «неактуально» зачастую используется как наречие и предикатив (см. далее, о значениях слова).

Когда «не актуально» разделяется

Писать «не актуально» раздельно нужно по общим для приставочных наречий правилам, но с учётом того, что краткие прилагательные всё же изменяются по родам и числам («он неактуален»; «она неактуальна», «оно неактуально», «они неактуальны»), а противоположное полному по значению имеет сравнительную степень («актуальнее»):

  • При кратном отрицании, то есть с усилением противительного значения повтором (повторами): «Ваше извинение запоздало, оно не искренне, не актуально»; «Эти данные не актуальны, не полны, не достоверны».
  • В сильном согласительном (положительном) смысле, в утвердительных предложениях с отрицанием отрицания антитезой, противопоставлением: «Ваше прибытие не актуально, но более чем своевременно», то есть якобы «сверхактуально». Для проверки применяем так называемую интерпозицию – вставляем в разорванное «не актуально» союз «только» или «просто»: «… не просто актуально, носвоевременно». Смысл предложения не изменился, значит, раздельное написание использовано верно.
  • В сравнительно-предположительных (вопросительно-сравнительных) предложениях с частицами «бы», «ли» и, возможно, согласующим глаголом «было», в качестве рассоединённого «не актуально» используется обратное с частицей «не»: «Не актуально <ли> <было> бы нам проехаться в горы, на лыжах покататься?»; «Алевтина Геннадьевна, проверьте, пожалуйста, не актуальнее ли прежних окажутся условия нового поставщика?» Частичные синонимы «желательно», «своевременно» (к исходной форме), «желательнее», «лучше» (к сравнительной степени).

Золотое правило

И тем не менее, запомните: писать «неактуально» слитно правильно в совершенно любом случае, поскольку это всё-таки не наречие. В приведенных выше примерах воссоединение «не актуально» в одно целое может немного подпортить стилистику (гладкость речи), но не более того.

Поэтому если есть сомнения – просто пишите «неактуально» одним словом.

Пояснение к правописанию

Поскольку средний род тоже весьма относителен (лишён мужских и женских признаков), то краткие формы среднего рода относительных прилагательных обладают также синтаксическими признаками наречий. В частности, они легко соотносятся с глаголами (действиями), и очень трудно, или вовсе не соотносятся с предметами – именами существительными и личными местоимениями. «Делать неправильно», тут всё сразу понятно. Но что бы означало «дом неправильно» или «я неправильно»? Тут нужны полные формы: «дом неправильный» или «я неправильный». Поэтому со словами «<не>адекватно», «<не>актуально», «<не>годно», «<не>действенно», «<не>действительно», «<не>достаточно», «<не>интересно», «<не>корректно», «<не>верно», «<не>нужно», «<не>обдуманно», «<не>осмысленно», «<не>правильно», «<не>разумно, «<не>пригодно», «<не>уместно», «<не>умно» и подобными им в живой речи следует обращаться как с наречиями, помня всё же, что, в отличие от совершенно неизменяемых наречий такие слова могут менять число, способны изменить свой род и восходить в сравнительную и даже превосходную степени.

Значение

Прилагательное «неактуально» в русском языке наделено двумя значениями:

  1. Употребляется в качестве определительного наречия сравнения и уподобления, означающего непригодность, ненужность чего-то или кого-то в настоящее время, на текущий момент: «Массовое бумажное книгоиздание ныне неактуально ввиду развития электронных средств информации и повсеместно уступает малотиражной печати по требованию (print on demand)»; «Rolling Stones продолжают концертировать и записываться, но в сущности они давно уж неактуальны». Частичные синонимы, только в среднем роде «неинтересно», «ненужно», «недейственно», «недействительно». «невостребовано <невостребован, невостребована, невостребованы могут стать полными синонимами, если будут признаны нормативными в русском языке.
  2. Используется как предикатив, то есть слово или выражение, само по себе, независимо от построения предложения с ним, придающее высказыванию определённую эмоциональную окраску и/или выражающее авторскую оценку события, субъекта, явления. На письме в данном значении отделяется запятыми: «Жениться не подумываешь? – Неактуально, до тридцати ещё топать и топать, и постоянной работы нет». Синоним «ненужно».

Грамматика слова

«неактуально» – краткая форма прилагательного «неактуальный» в единственном числе женского рода. Несклоняемое слово. Состоит из приставки «не-», корня «-актуаль-», суффиксов «-н-» и «-о». Постановка ударения и разделение переносами не-ак-ту-а́ль-но.

Читайте также:  Болезнь астма может быть причиной инвалидности

***

© ПишемПравильно.ру

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Источник

Свойства информации в конкурентной разведке

Свойства информации – это ни что иное как признаки информации – ее качественные характеристики. Эти свойства тесно взаимосвязаны между собой:

— Объективность-Субъективность;
— Достоверность-Недостоверность;
— Полнота-Неполнота;
— Актуальность-Неактуальность;
— Ценность-Бесполезность;
— Понятность-Непонятность.

Объективность информации.

«Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.»

Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 22 градуса по Цельсию” — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов.Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как, преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.

Достоверность информации.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

· преднамеренное искажение (дезинформация);

· искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);

· непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).

Полнота информации.

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации.

Актуальность (своевременность) информации – это важность, существенность для настоящего времени. Пример. Сообщение “Сейчас на улице идет дождь” актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который собирается остаться дома.

Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например, предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность информации.

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей.Полезность информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Пример. Сообщение “Завтра будет контрольная по математике” полезно ученику – он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура, и он не пойдет в школу.

Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Читайте также:  Из за чего может быть рвотный рефлекс по утрам причины у взрослых

Понятность информации.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика не знакомого с нотной грамотой эта информация будет просто непонятна.

С уважением!
Нежданов Игорь Юрьевич

Источник

Свойства информации

Свойства информации — это не что иное, как признаки информации — ее качественные характеристики.

Эти свойства тесно взаимосвязаны:

  • объективность — субъективность,
  • достоверность — недостоверность,
  • полнота — неполнота,
  • актуальность — неактуальность,
  • ценность — бесполезность,
  • понятность — непонятность.

Объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положения дел.

Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна. Объективная информация всегда достоверна; но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).

Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, и полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может принести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации — это важное, существенность для настоящего времени.

Пример. Сообщение «Сейчас на улице идет дождь» актуально для человека, который собирается идти на улицу, и неактуально для человека, который собирается остаться дома. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Пример. Сообщение «Завтра будет контрольная по математике» полезно ученику — он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура и он не пойдет в школу.

Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика, незнакомого с нотной грамотой, эта информация будет просто непонятна.

Источник

Свойства информации

Объективность информации

Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

Демонстрационный материал — объективность. (Flash — ролик).

Читайте также:  По какой причине может садится аккумулятор в машине

После просмотра Flash — ролика придумайте примеры объективных и необъективных сообщений и запишите их в рабочую тетрадь.

Достоверность информации.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  • Преднамеренное искажение (дезинформация);

  • Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);

  • Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

Демонстрационный материал — достоверность.(Flash — ролик).

После просмотра Flash — ролика придумайте примеры сообщений в которых информация будет достоверной и запишите их в рабочую тетрадь.

Полнота информации.

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

Демонстрационный материал — полнота. (Flash — ролик).

После просмотра Flash — ролика придумайте примеры сообщений в которых информация будет полной и неполной и запишите их в рабочую тетрадь.

Актуальность информации

Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Демонстрационный материал — актуальность.(Flash — ролик).

Придумайте свои примеры изменения актуальности информации во времени и запишите их в рабочую тетрадь.

Полезность или бесполезность (ценность) информации.

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Демонстрационный материал — ценность.(Flash — ролик).

Придумайте свои примеры сообщений в которых применяется свойство полезной и бесполезной информации и запишите их в рабочую тетрадь.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Синергетический эффект

Опорный конспект для ученика.

Свойства информации

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Закрепление.

Приведите примеры:

  • достоверной, но необъективной информации;

  • объективной, но недостоверной информации;

  • полной, достоверной, но бесполезной информации;

  • неактуальной информации;

  • актуальной, но непонятной информации.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.

Проверь себя:

  1. Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.

  2. Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.

  3. Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.

  4. В следующем примере определите свойства встречающейся информации:

Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

  1. Выучить опорный конспект.

Источник