По характеру толкования норм права оно может быть
Содержание статьи
Понятие и виды толкования норм права
Толкование норм права — о его понятии и видах мы подробно рассказываем в нашей статье. Все, что нужно для ответа на экзамене — назначение, способы, функции, субъекты, результаты толкования. Как обычно, теоретический материал сопровождается наглядными примерами и инфографикой.
Толкование норм права: понятие
Приведем понятие толкования норм права: это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.
Толкование правовых норм производится в целях их наиболее правильной реализации, совершенствования и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.
Процесс толкования норм права состоит из двух взаимосвязанных частей:
- уяснение — внутренний мыслительный процесс толкующего субъекта (интерпретатора), цель которого — понимание и объяснение правовой нормы для самого себя. На этом этапе интерпретатор исследует саму норму, ее правовые связи (т.е. ее взаимосвязь с другими правовыми нормами), ее внеправовые связи с другими общественными явлениями;
- разъяснение — передача интерпретатором смысла правовой нормы другим заинтересованным лицам.
Функции толкования
Рассмотрим основные цели, которые преследует толкование правовых норм как вид деятельности.
Познавательная
В ходе уяснения интерпретатор сам для себя раскрывает содержание и смысл правовой нормы, в ходе разъяснения эти знания передаются заинтересованному кругу лиц.
Конкретизационная
В процессе толкования правовые нормы уточняются с учетом обстоятельств конкретной ситуации, после сопоставления с иными нормами законодательства.
Регламентирующая
По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.
Правообеспечительная
Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.
Сигнализаторская
Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.
Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.
Виды толкования норм права
Толкование норм права может подразделяться на различные виды по ряду признаков. Мы рассмотрим самые основные из них.
Виды толкования норм права по субъектам
В зависимости от статуса интерпретатора толкование норм права по субъектам делится на официальное и неофициальное.
Официальное толкование норм права
Этот вид толкования отличается тем, что дается компетентными государственными органами или должностными лицами (их полномочие толковать закрепляется в нормативных актах). Официальное толкование норма права обладает обязательным характером для прочих субъектов, является юридически значимым и вызывает правовые последствия. В свою очередь делится на:
- Нормативное — разъяснения носят общий характер и могут в дальнейшем быть применены к неограниченному количеству случаев, возникающих на практике. Такого рода толкование норм необходимо при неясности или неоднозначности выражения воли законодателя, систематических ошибках использования содержания правовых норм правоприменителями и т.д. Нормативное толкование дифференцируется на:
- аутентичное (авторское) — собственное толкование нормы права органом, такую норму издавшим;
- легальное (разрешенное, делегированное). Что является легальным толкованием норм права? Это разъяснение нормы права компетентным органом по поручению субъекта, издавшего толкуемую норму права, или в случае, когда такое полномочие предоставлено компетентному органу законодателем. Например, ст. 126 Конституции РФ дает право Верховному Суду РФ разъяснять вопросы судебной практики и т.д.;
- Казуальное — разъяснения относятся к одному конкретному случаю и обязательно для применения лишь в этой конкретной ситуации. Необходимость толкования такого рода возникает, если правоприменитель неверно применил нормы права в определенном споре. Хотя казуальное толкование норм обязательно применять только в описываемом конкретном случае, в иных спорах при подобных обстоятельствах такое разъяснение может быть использовано правоприменителем по аналогии.
Обратите внимание! Официальное толкование также может быть подразделено по субъектам на:
- судебное — дается судами;
- административное — производится исполнительными органами (например, разъяснения Минтруда, ФАС, ФНС, Минфина и т.д.).
Неофициальное толкование норм права — осуществляется субъектами, не обладающими официальным статусом и полномочиями толковать нормы права. Такое толкование не имеет юридических последствий и дается в форме рекомендаций, советов и т.д. Делится на следующие подвиды:
- Обыденное — может быть дано любым субъектом без официального статуса, включая любого гражданина, физлица, в обыденной жизни.
- Профессиональное — дается лицами, имеющими специальные знания или образование (например, юристы, адвокаты, специалисты узкого профиля и т.д.).
- Доктринальное — производится научно-исследовательскими организациями, учеными в научных статьях, профессиональной литературе, при экспертизе проектов законов и т.д. Основой для выделения данного подвида толкования служит не степень знания норм права, а профессиональная деятельность интерпретатора.
Неофициальное толкование может быть как письменным, так и устным.
Виды толкования норм права по объему
В зависимости от объема толкование подразделяется на следующие виды.
- Буквальное толкование норм права — означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство правовых норм толкуется буквально;
- Распространительное — содержание толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Другое название — расширительное толкование норм права. Например, ст. 19 Конституции РФ. Текст нормы гласит, что все равны перед законом и судом. Слово «закон» здесь нужно толковать в расширенном смысле, т.к. иные подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства и т.д. также имеются в виду);
- Ограничительное — содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Например, ст. 167 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Сила данной нормы не охватывает случаи умышленного уничтожения или повреждения военного имущества, т.к. в этом отношении имеется специальная статья 346 УК РФ.
Виды по способам толкования норм права
- Грамматическое толкование — производится на основе грамматического анализа текста нормы, статьи, такую норму содержащей, текста нормативного акта. Сначала уясняется значение всех слов текста, далее устанавливается смысл предложений, а затем — всего текста;
- Логическое толкование — в его основе лежит установление смысла нормы с использованием законов логики. Для сравнения, грамматическое толкование преследует целью установление буквального смысла текста, логическое же — выявление смысла, который законодатель намеревался выразить в тексте нормы. Например, к необходимости расширительного толкования нормы интерпретатор может прийти как раз по итогам логического анализа текста;
- Систематическое толкование — смысл нормы уясняется путем сопоставления текса конкретной нормы с иными нормами законодательства. Например, могут быть выявлены специальные нормы по отношению к общей, поэтому ограничивается сфера применения анализируемой нормы и т.д.;
- Историко-политическое толкование — базируется на том убеждении, что истинный смысл правовой нормы не может быть установлен без понимания сути порождающих ее правоотношений. Правильное и полное практическое применение нормы невозможно без выяснения ее политического, социального и экономического содержания;
- Специально-юридическое толкование — представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. От грамматического данный способ отличается тем, что в нём толкуются не отдельные слова и выражения, не их сочетания, а целые юридические понятия;
- Телеологическое (целевое) толкование — уяснение цели принятия именно данной нормы;
- Функциональное — учет условий и факторов, при которых реализуются нормы.
Акты толкования норм права
Акт толкования норм права — это официальный документ, направленный на установление смысла и содержания норм права. Акты толкования издаются компетентными госорганами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством, публикуются в официальных источниках.
У таких документов есть свои специфические признаки:
- не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
- не имеет самостоятельного значения и должен действовать в комплексе с толкуемыми нормами;
- обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
- носит государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям, в т.ч.:
- По внешней форме:
- устные (это могут быть разъяснения как представителя уполномоченного органа, так и комментарии любого физлица, например);
- письменные (постановления пленумов ВС РФ, официальные письма компетентных госорганов, разъяснения в учебниках и др.);
- По юридической значимости:
- акты нормативного толкования — распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер (например, постановления пленума ВС РФ и др.);
- акты казуального толкования — относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Например, акты судов апелляционной или кассационной инстанций, отменяющие решения нижестоящих судов, разъясняют, в чем ошибки применения правовых норм последними в конкретных случаях;
- По субъектам толкования:
- аутентичные — акт принимает и толкует один и тот же субъект. Например, министерство издает приказ и толкут его в форме рекомендаций по исполнению;
- легальные — норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, ВС РФ толкует законы, принимаемые парламентом и др.);
- В зависимости от сферы права, которой относится толкуемая норма:
- уголовно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по уголовным делам);
- административно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам, возникающим у судов при применении особенной части КоАП РФ);
- гражданско-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам применения некоторых норм ГК РФ);
- конституционно-правовые (например, определения Конституционного суда) и др.;
- В зависимости от органов, дающих толкование:
- акты органов госвласти (постановления Правительства РФ, разъяснения от ведомств);
- акты судебных органов (постановления пленума ВС РФ, определения КС РФ, акты судов различных инстанций);
- акты органов прокуратуры (информационные письма и обзоры практик Генпрокуратуры) и др.
- В зависимости от характера толкуемых норм:
- материальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГК РФ);
- процессуальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГПК РФ).
Неправильное толкование норм права
Неправильное толкование норм права, как правило, влечет негативные правовые последствия минимум для одной из сторон спорных правоотношений. Учитывая, что правоприменители могут опираться на существующую практику, даже единичная ошибка в толковании той или иной нормы, ранее допущенная иным правоприменителем, может стать общераспространенной.
Так, неверное истолкование закона считается неправильным применением норм материального права и выступает одним из оснований для отмены или изменения решения суда (п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ и др.).
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое толкование норм права, из каких процессов состоит эта процедура. Мы изучили виды и способы толкования, их основное предназначение.
Источник
Виды толкования норм права
Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту.
Толкование по объему. Заметим, объемом толкования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы. На основании результатов анализа правовой нормы лицо, осуществляющее толкование, приходит к определенному выводу, в частности, к пониманию того, что изложение воли законодателя может не всегда совпадать с ее «буквальным», текстовым содержанием. В этой связи различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
Буквальное (адекватное) толкование — это самый распространенный вид толкования, имеющий место тогда, когда «дух» и «буква» закона совпадают. Здесь воля законодателя устанавливается в полном смысле с нормой права. Иными словами, такое толкование полностью (точно) соответствует тексту нормы, ее смыслу. Это значит, что применение после грамматического анализа всех иных способов толкования приводит к таким же выводам, какие вытекают из буквального текста [58].
Таких норм, достаточно отчетливо выражающих волю законодателя, абсолютное большинство. Например, в ст. 399 ГК РФ сказано: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Или в ст. 32 Конституции РФ четко зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут избирать только граждане России. Как видно, действительное содержание (смысл) этих правовых положений точно соответствует их текстуальному выражению. Именно в этой связи говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона и соответственно о буквальном толковании официального текста. Буквальное толкование не порождает споров, разногласий, что свидетельствует о том, что, как правило, воля, цели и интересы законодателя достаточно точно формулируются в законе.
Распространительное толкование — толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.
Главное в этом виде толкования — результат, констатация того, что действительное содержание нормы права значительно шире (объемнее) ее текстуального выражения («буквы» закона). Так, ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…». Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.
Обратим также внимание на содержание ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится: «все равны перед законом и судом». Вместе с тем здесь слово «закон» необходимо трактовать распространительно, поскольку кроме законов есть и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), предписания которых в равной мере распространяются на всех или определенные категории граждан и иных лиц.
В учебной литературе отмечается, что все нормы, содержащие слова «другие», «и т.д.», «иные», «прочие», т.е. формирующие определенный перечень, предполагают распространительное толкование[59].
Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.
В процессе такого толкования трактовка законодательного текста сужается и доводится до ее действительного смысла. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей. Очевидно, не все дети обязаны следовать этому предписанию. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав. Или: в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Понятно, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Главное здесь в том, что по смыслу указанных правовых предписаний видна необходимость ограничить действие правовой нормы более узкими рамками.
Отметим, что ни расширительное, ни ограничительное толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, поскольку в процессе толкования устанавливается воля законодателя.При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица, осуществляющего толкование. Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.
Толкование по субъекту. В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование.
1. Официальное толкование — исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.
Особенности официального толкования:
1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;
2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;
3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);
4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;
5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.
Можно сказать, что такое толкование, по сути, официальная «установка» относительно того, как правильно понимать конкретную норму. Подобная «установка» может содержаться, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязательных для нижестоящих судов.
С учетом этого категория «официальное толкование» позволяет обратить внимание на следующее:
а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это — высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др. (Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты, в которых могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения);
б) основная цель официального толкования-разъяснения — обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;
в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;
г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования — интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).
Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.
Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель — обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний. Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами. В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона. К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.
Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование — разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст. 285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.
Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.
Легальное толкование (разрешенное, делегированное) — осуществляемое не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами по специальному на то полномочию, делегированному им государством. Такое толкование подзаконно и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, поручено. Так, Конституционный Суд РФ, не являясь правотворческим органом, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, содержащееся в его решениях. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.
Казуальное (индивидуальное) толкование также относится к официальному виду. Такое толкование, судя по названию, не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъектам. Известно, что слово «казус» означает случай, отдельную ситуацию. В этой связи можно сказать так: казуальное толкование — официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами по конкретному случаю. Также толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное.
Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными. Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.
Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.
Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения — правильное рассмотрение определенной правовой ситуации. Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.
В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.
Неофициальное толкование — толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений. Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий. Отмечается, что влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит главным образом от его правильности и убедительности (компетентности). Некоторые разновидности неофициального толкования оказывают существенное влияние на практику применения норм права.[60]
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).
Обыденное толкование — это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни, в быту, а также публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.
Профессиональное толкование — предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах. Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий[61].
Доктринальное толкование (от слова «доктрина» — наука) дается учеными в области права. Оно содержится в неофициальных трудах — монографиях, научных статьях, комментариях, публичных выступлениях и т.д. Доктринальное толкование законов лежит в основе официальной правотолковательной практики, оказывает на нее прямое (когда, например, выводы научной интерпретации какого-либо нормативного акта учитываются при его новой редакции) и косвенное влияние (когда официальный субъект толкования придерживается определенной научной позиции в теории толкования права)[62].
Рассмотренный вид деятельности оказывает существенное влияние на правотворческий и правоорганизационный процессы. В частности, высшие судебные инстанции, например, Конституционный Суд Российской Федерации, активно привлекает ученых-правоведов, иных специалистов более узкого профиля, чье заключение учитывается при разрешении наиболее сложных дел, связанных с применением гражданского, налогового, финансового законодательства и др. Позиции экспертов, привлекаемых для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ направлены на уяснение смысла оспариваемого явления. Разъяснения, даваемые экспертами Суда, выходят за рамки простой экспертизы, то есть квалификации. К примеру, экспертное заключение ведущего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Б.Т. Безлепкина по делу о проверке конституционности ст. 232, ч. 4 ст. 248 и ст. 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержит ответы на 12 вопросов судьи докладчика Т.Г. Морщаковой. Существенно, что в ответах не только излагаются аргументы в пользу той или иной авторской позиции, они выходят на серьезные научные умозаключения с анализом эволюции правовых принципов, выявления правовой природы института возвращения дела для производства дополнительного расследования, пересмотра всей системы уголовно-процессуального законодательства[63].
Источник