По характеру содержащихся предписаний нормы конституции могут быть

Тесты по конституционному праву с ответами

Тесты по конституционному праву РФ

+ правильный ответ

1. Правительство РФ имеет право издавать:

+ постановления и распоряжения;

— постановления и указы;

— распоряжения и протоколы.

2 — Тест. Правом толкования Конституции РФ обладает:

+ Конституционный Суд РФ;

— Президент РФ и Правительство РФ;

— Федеральное Собрание РФ.

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?

+ Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

— Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;

— Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

4. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах, является:

+ нормой конкретного (непосредственного) действия;

— нормой-принципом;

— нормой-целью.

5. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:

+ управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

— императивные и диспозитивные;

— постоянные и временные.

6. Какое утверждение неверно?

+ Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

— Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.

— Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

7. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства — это:

+ основы конституционного строя;

— верховенство Конституции РФ над другими законами;

— содержание конституционно-правовых отношений.

8. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

+ Человек, его права и свободы;

— Целостность и неприкосновенность территории РФ;

— Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

9. Что понимается под государственным суверенитетом?

+ Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

— Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;

— Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

10. Конституционная правоспособность — это:

+ признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

— закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

— предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

11. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:

+ гражданство;

— юридическую ответственность;

— конституционные гарантии.

12. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:

+ к личным правам и свободам;

— к политическим правам;

— к социальным правам.

13. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:

+ унитарные, федеративные и конфедерации;

— монархии, республики и теократии;

— тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тест — 14. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:

+ Конституции РФ;

— Указа Президента РФ;

— На усмотрение правоприменительного органа.

15. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

+ 19;

— 20;

— 17.

16. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:

+ Государственной Думы;

— Совета Федерации;

— Президента РФ.

17. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:

+ мажоритарная система относительного большинства;

— мажоритарная система квалифицированного большинства;

— мажоритарная система абсолютного большинства.

18. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов — это:

+ избирательный участок;

— избирательный округ;

— избирательная комиссия.

19. Как называется вступительная часть Конституции РФ?

+ Преамбула;

— Введение;

— Вступление.

20. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?

+ Конституции РФ и федеральному закону;

— Президенту РФ и его указам;

— Правительству РФ.

21. Какое из утверждений неверно?

+ Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

— Население само определяет структуру органов местной власти;

— Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

22. Кем утверждается военная доктрина РФ?

+ Президентом РФ;

— Правительством РФ;

— Федеральным Собранием РФ.

23. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?

+ За особо тяжкие преступления против жизни;

— За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;

-За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

24. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

+ Оплачиваемый ежегодный отпуск;

— Ежеквартальная премия по результатам работы;

— Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

25. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?

+ Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;

— Россия — президентская республика;

— России — парламентская республика.

26. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?

+ Только республики;

— Республики и автономные округа;

— Республики, автономные округа и автономные области.

27. Создание каких условий является целью политики социального государства?

+ Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

— Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;

— Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

28. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?

+ Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

— Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;

— Факт подписания закона Президентом РФ.

29. Кем образуется счетная Палата РФ?

+ Советом Федерации и Государственной Думой;

— Президентом РФ;

— Правительством РФ.

30. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?

+ Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

— Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

— Объявление амнистии.

31 — тест. Источники конституционного права

+ действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

Читайте также:  Свинец в моче норма

— исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.

— Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

Тест. 32. Предметом конституционного права является:

+ фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

— Основной Закон государства — Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;

— общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

33. Конституционное право РФ как отрасль — это:

+ система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

— право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;

— комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

34. Всенародное голосование называется:

+ референдумом;

— манифестом;

— митингом.

35. Каково второе название конституционного права?

+ Государственное право;

— Административное право;

— Гражданское право.

36 — тест. Основным конституционным правом человека является право:

+ на жизнь;

— на объединение;

— на свободу слова.

37. К источникам конституционного права относится:

+ нормативный правовой акт;

— практика системы арбитражных судов;

— научная доктрина.

38. Объявление амнистии относится к компетенции:

+ Государственной Думы РФ;

— Правительства РФ;

— Президента РФ.

39. Конституционный Суд имеет право:

+ толковать Основной Закон государства;

— осуществлять помилование и объявлять амнистию;

— вносить поправки в Конституцию РФ.

40. Субъектом конституционного права РФ не является:

+ административно-территориальная единица другого государства;

— субъект РФ;

— лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

Тест. 41. Отношения, регулируемые конституционным правом:

+ составляют его предмет;

— являются его источниками;

— служат его функциями.

42. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, — это:

+ предвыборная агитация;

— представительная демократия;

— законодательная инициатива.

43. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:

+ демонстрацией;

— пикетом;

— забастовкой.

44. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:

+ Правительство;

— Совет Федерации;

— Администрация Президента.

45. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?

+ Прокуратура РФ;

— Министерство внутренних дел РФ;

— Верховный Суд РФ.

46. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?

+ Вид на жительство;

— Разрешение на работу;

— Паспорт гражданина РФ.

47. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

+ Военное положение;

— Тоталитарный режим;

— Чрезвычайное положение.

48. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:

+ бипатридом;

— апатридом;

— иностранным гражданином.

49. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?

+ нормативно-правовой акт;

— гражданский договор;

— Постановление Правительства РФ.

50. Какой этап законодательного процесса является первым?

+ Законодательная инициатива;

— Рассмотрение в первом чтении;

— Внесение поправок.

51. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:

+ гражданством;

— подданством;

— демократией.

52. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?

+ 85;

— 89;

— 87.

53. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?

+ Республика;

— Автономная область;

— Город федерального значения.

54. Государственный аппарат является частью:

+ механизма государства;

— Администрации Президента РФ;

— правового статуса субъекта конституционного права.

55. Кем может заполняться избирательный бюллетень?

+ Только самим избирателем;

— Членом избирательной комиссии;

— Кандидатом на выборную должность.

56. Фальсификация итогов референдума — это нарушение закона, за которое предусмотрена:

+ уголовная ответственность;

— административная ответственность;

— гражданско-правовая ответственность.

57. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:

+ 35 лет;

— 30 лет;

— 40 лет.

Источник

Классификация конституционно-правовых норм по характеру предписания и другим основаниям.

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые нормы классифицируются:

1) По содержанию или по закрепляемому и регулируемому ими объекту, т.е. по кругу регулируемых общественных отношенийконституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, а также формы непосредственной демократии. Внутри этих крупных группировок (государственно-правовых институтов) выделяются и другие близкие и взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, например, порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации, юридические свойства принимаемых этими органами нормативных правовых актов и др.

2) Конституционно-правовые нормы могут быть разделены по форме их выражения или по источникам, т.е. по характеру и юридической силе актов, в которых они содержатся.- Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма и места правовых актов данного вида в общей системе нормативно-правовых актов.

Наиболее значимые по форме и уровню правового регулирования нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.Конституционные нормы отличаются от иных конституционно-правовых норм своей особой юридической природой, т.е. они имеют свой только им присущий предмет правового регулирования, которым являются конституционные отношения, как важнейшие конституционно-правовые отношения. Особый предмет регулирования определяет и иные особенности конституционных норм: их высшая юридическая сила по сравнению с иными конституционно-правовыми нормами и нормами иных отраслей права (ч. 1 ст. 15 Конституции); их наиболее высокая стабильность по сравнению с другими правовыми нормами (ст. ст. 135 и 136 Конституции).

В конституционное право, как мы уже говорили, входят все конституционные нормы. Однако государственное право не исчерпывается конституционными нормами. Многие его нормы устанавливаются федеральными законами (федеральным конституционным законом и собственно федеральным законом), содержатся в отдельных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации; государственно-правовые нормы содержатся также в конституциях республик и уставах иных субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, а также в актах, принимаемых на референдумах.

Юридическая сила конституционно-правовых норм не всегда зависит от вертикальной иерархии правовых актов, в которых они выражены. Их юридическая сила обусловливается федеративным характером Российского государства, характером взаимоотношений между соответствующими государственными органами, особым правовым положением органов местного самоуправления (ст. 76, ч. 2 ст. 85, 90, ст.115 Конституции).

3. Конституционно-правовые нормы могут подразделяться по территории действия.- Поэтому признаку различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; на территории субъектов Российской Федерации; на территории, подчиненной соответствующим органам местного самоуправления; а также на территориях, в пределах которых действует режим чрезвычайного или военного положения. Эти нормы регулируют отношения на основе конституционно установленного разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Есть и такие государственно-правовые нормы, которые регулируют сравнительно узкий и специфический круг общественных отношений. К примеру, Регламенты палат Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности соответствующих органов по реализации ими своих конституционных полномочий.

4. Конституционно-правовые нормы отличаются по действию их во времени. — В этом случае государственно-правовые нормы подразделяются на нормы постоянные, временные, исключительные.

Большинство конституционно-правовых норма — постоянные, т.е. у них неопределенный срок действия — Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции субъектов Федерации, уставы других субъектов и др.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях Конституции Российской Федерации (раздел второй), которые регулируют переход от действовавшего состояния, до вступления в силу нового нормативного акта. Временными также были Указы Президента РФ от 11 декабря 1993 г. об утверждении Положения о Государственном флаге Российской Федерации и от 30 ноября 1993 г. об утверждении Положения о Государственном гербе Российской Федерации. Названные указы действовали до принятия соответствующих федеральных конституционных законов, которыми должна утверждаться новая государственная символика (ст. 70 Конституции). Такие федеральные конституционные законы были приняты 29 декабря 2000 г.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайного положения при наличии чрезвычайных обстоятельств, а также на случай военного положения. Такими нормами устанавливаются ограничения на действие отдельных постоянных норм, и предусматривается возможность временного правового регулирования отдельных групп общественных отношений.

5. Конституционно-правовые нормы отличаются по характеру регулятивного воздействия или по характеру содержащихся в них предписаний.- Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в конституционно-правовой норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. В общей теории права известно деление правовых норм по этому признаку на три группы: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий и условия реализации. При общей принципиальной оценке конституционно-правовых норм есть все основания основную их массу отнести к управомочивающим. Эти нормы определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71-73 Конституции), компетенцию государственных органов (например, ст. 103 определяет компетенцию Государственной Думы, а ст. 114 — компетенцию Правительства). Этими нормами закрепляются также права, свободы человека и гражданина и др. Управомочивающая норма более лаконична, однако она полностью учитывает широкую степень усмотрения, которая свойственна, например, представительным (законодательным) органам государственной власти при определении направления своей работы.

Обязывающая норма предписывает субъекту право совершать определенные (положительные) действия конкретным способом, соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует ее требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант поведения, чем тот, который предусмотрен в норме. Например, статья 58 Конституции устанавливает: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»; в статье 106 Конституции сказано: «Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые государственной Думой законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов…», а также по другим вопросам, перечисленным в этой статье.

Запрещающие нормы (нормы-запреты),содержат в своих предписаниях требования воздержаться от определенного поведения, запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «не в праве» и т.д. Так, в ч. 1 74 Конституции установлено: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». В п. 2 ст. 97 Конституции сказано: «Одно и то же лицо не может одновременно является членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы».

Определение вида конституционно-правовых норм по характеру содержащихся в них предписаний важно при их применении для точного понимания содержащихся в них предписаний, границ и объема прав и обязанностей субъектов регулируемых отношений.

6. конституционно-правовые нормы можно различать по степени определенности содержащихся в них предписаний. — В теории права нормы по этому основанию делятся на три большие группы: императивные, т.е. категорические, диспозитивные и рекомендательные.

Императивныминазываются такие нормы, которые предусматривают для участников правоотношения только один вариант поведения. Для императивных норм характерна однозначность, исключение многовариантности действий, строгое следование субъекта правоотношения предписываемому. Так, в ч. 1 ст.16 Конституции сказано: «Положения настоящей главы (речь идет о главе 1-й) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией». Особо выразительны в этом отношении нормы, посвященные исключительным полномочиям (предметам ведения) Российской Федерации — ст. 71, государственных органов Российской Федерации — ст. ст. 102 и 103 Конституции, определяющие полномочия палат Федерального Собрания; ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установившая предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления.

Диспозитивныминазываются нормы, которые дают сторонам правоотношения урегулировать свои взаимоотношения. Если же они этого не сделали, то действует правило, установленное диспозитивной нормой. Эти нормы допускают возможность альтернативы, т.е. различных вариантов поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в ч. 2 статьи 85 Конституции содержится положение о том, что Президент Российской Федерации «в праве приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» при указанных в этой статье обстоятельствах, в частности «в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации»… и др.; в ч. 1 статьи 117 Конституции предусматривается возможность Правительства Российской Федерации подать в отставку.

О рекомендательномхарактере конституционно -правовой нормы можно судить по таким включаемым в нее терминам, как «рекомендовать», «целесообразно», «желательно» и т.п. Такие рекомендации содержатся, например, в Регламенте Самарской Губернской Думы в разделе VI «Этика и ответственность депутата Думы». В ней содержатся рекомендации депутату «воздержаться от действий, заявлений и поступков, компрометирующих его самого, избирателей и Думу», «использовать предоставленную информацию для извлечения личной выгоды» и др. Рекомендуется также в виде меры воздействия, «принести извинения или отказаться от публично сделанного заявления». Целый ряд рекомендаций содержится и в Регламенте Государственной Думы. В федеральном конституционном законе «О военном положении» от 31 января 2002 г. также содержится целый ряд рекомендаций, которые выражены в форме «может быть введено», «могут быть введены» те или иные ограничения на свободное передвижение товаров, иной режим трудовой деятельности и др. (статья 8).

7. По назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы можно подразделить на материальные и процессуальные. Такое подразделение связано с тем, какую служебную роль выполняют соответствующие нормы и на какие стороны деятельности субъекта они воздействуют. Поводом и основанием для деления конституционно-правовых норм на материальные и процессуальные является их цель.Материальнаягруппа конституционно-правовых норм направлена на то, чтобы закрепить правовой статус участников конституционно-правовых отношений, урегулировать содержание правил поведения, т.е. отвечают на вопрос можно или что нужно делать или не делать.

Процессуальныеконституционно-правовые нормы касаются порядка реализации материальных конституционно-правовых норм, включая в себя приемы и способы достижения задач, возложенных на них Конституцией и федеральными законами: организацию работы представительных органов, процедуру принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов; порядок организации и проведения выборов любого уровня. Нормативными актами, которыми регулируется тот или иной процесс в названных случаях являются Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы, регламенты представительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления; федеральные законодательные акты о выборах и соответствующие законодательные акты субъектов Федерации. Процессуальными по своей природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности (ст. 93 Конституции) и др.

В отличие от гражданского и уголовного права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно связанные отрасли — уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно- процессуальное право, конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Отдельные конституционные нормы содержат одновременно и материальные, и процессуальные нормы. Так, положения ч.ч. 1, 4 ст. 105 Конституции о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальным нормами. Вместе с тем в этой же статье имеются процессуальные нормы, а именно, правила о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации. Эти конституционные нормы составили основу для регламентов каждой из палат Федерального Собрания. А вот федеральные законы о выборах содержат одновременно и нормы материального и процессуального права. Поэтому в науке и практике все больше утверждается термин — «избирательный процесс», а отдельные субъекты Федерации приняли нормативные акты с названием — «Избирательный кодекс». Преобладание в государственном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в ней процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм.

8. Классификация конституционно-правовых норм содействует правильному их пониманию и практическому применению. Однако этим не завершается характеристика особенностей конституционно-правовых норм.

Наряду с указанными особенностями, конституционно-правовые нормы группируются и по правовым институтам.

Правовой институт- это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу. Правовой институт — это основа отрасли права. Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты. При этом юридическое своеобразие той или иной государственно-правовой нормы обнаруживается с учетом особенностей всего комплекса норм соответствующей их группы. Таким образом, если система права складывается из отраслей права, то сами отрасли права состоят из правовых институтов.

Понятие правового института может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию правовых норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований.

Между институтами внутри отрасли права могут существовать отдельные субординации, соподчинения. «Дробные» части правового института образуют подразделения, которые называются субинститутами или подинститутами. В тех же случаях, когда наблюдается подобная «многоэтажность», всегда существует завершающее звено — институт, объединяющий группу институтов и подинститутов, который может быть назван генеральным институтом.В качестве конституционно-правового генерального института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина и другие комплексные нормы, выступающие как главные части системы отрасли государственного права (федеративное устройство, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления).

В правовом институте объединяются нормы самого разного вида с учетом той классификации, о чем мы говорили ранее. В него могут входить нормы Конституции и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории и времени действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Например, институт основ правового положения человека и гражданина представляет собой весьма обширный генеральный институт. В него включаются ряд субинститутов — институт гражданства, институт основных прав и свобод, институт основных обязанностей, институт правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. В свою очередь, внутри каждого из названных субинститутов имеются более мелкие его звенья — институт приобретения российского гражданства, институт выхода из российского гражданства, институт права граждан на объединение и др.

Из сказанного следует, что в правовой теории и практике не сложилось другого понятия для обозначения более узкого круга взаимосвязанных правовых норм. В этом случае применяется расширительное толкование понятия — субинститут. Полагаем, что эту группу обособленных частей субинститута следовало бы именовать группой частных институтов. В результате, конституционно-правовые институты можно было бы классифицировать на генеральные, субинституты и частные конституционно-правовые институты.

Читайте также:  Норма мочи у животных

Источник