По характеру причин конфликты могут быть
Содержание статьи
Причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
- различия в целях;
- плохая координация или ее отсутствие;
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
- различия в восприятии;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- различия ожидания;
- различия в ценностях и представлениях;
- различия в потребностях;
- неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Рисунок 3 — Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
- неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
- нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
- недооценка фактов и их значения;
- ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
- слухи;
- невольная дезинформация;
- посторонние факты или группы фактов;
- подозрение в умышленной утайке фактов;
- вопросы качества;
- вопросы количества;
- вопросы «лучшего доказательства»;
- ценность авторитетных источников;
- спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
- произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
- угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
- задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
- постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
- кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
- безответственно;
- непредсказуемо;
- насильственно либо вызывает страх;
- неуместно, грубо, преувеличенно;
- эксплуатирует отношения;
- нарушает обещание;
- не оправдывает положительных ожиданий;
- эгоистично;
- является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- основа отношений (принудительные/добровольные);
- ценность отношений для различных сторон;
- совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
- ожидания от взаимоотношений;
- вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
- длительность отношений;
- сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
- важность взаимоотношений;
- обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
- дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
- уровень авторитетности и доверия;
- баланс сил в отношениях;
- негативный остаток от предыдущих конфликтов;
- история отношений;
- ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Пример 1. Конфликт взаимоотношений
В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.
Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.
Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.
Пример 2. Важность фактора отношений
Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.
Директор завода его выслушал, но предложение не принял.
Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
- системы верований и поведения всего общества;
- общие нормативные ценности;
- групповые системы верований и поведения;
- профессиональные ценности и нужды;
- культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
- идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
- традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
- представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
- терпимость в отношении других ценностей;
- в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
- методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
- отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
- этические аспекты ситуации.
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
- численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
- природа законной власти;
- географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
- структура подотчетности;
- возраст;
- статус, права и роли женщин и мужчин;
- религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
- роль традиций;
- фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
- законодательство;
- политика/принципы и образы действий;
- существование первичных и/или вторичных референтных групп;
- системы безопасности;
- система передачи сведений;
- системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
- понятие собственности;
- договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
- роль религии, ее ритуалы;
- линии подотчетности;
- компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
- мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
- различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
- доступность техники и эффективность ее применения;
- фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
- частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях
После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.
Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов
В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.
Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.
Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.
Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.
Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции
В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.
Источник
Какие бывают конфликты
Существуют разные варианты классификации конфликтов. Они разбивают все виды конфликтов на классы по какому-то определенному признаку: по составу участников конфликта, по длительности конфликта, по его причинам, по формам протекания конфликта и др.
Итак давайте подробнее остановимся на каждой классификации.
1. По длительности:
— кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
— длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
— затяжные (бессрочные, пока не найдется конструктивное решение).
2. По проявлению:
— скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
— частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
— открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер).
3. По конфликтогенам:
— конфликты интересов,
— конфликты целей,
— конфликты ценностей,
— конфликты подходов и др.
4. По причине возникновения:
— естественные (возникшие без целенаправленного воздействия);
— преднамеренные (ставшие следствием целенаправленного воздействия).
5. По характеру причин:
— объективные (порождены объективными причинами, разрешаются чаще всего конструктивно);
— субъективные (порождены объективными, личностными причинами и, как правило, разрешаются деструктивно).
6. По организационной структуре:
— вертикальные (начальник-подчиненный);
— горизонтальные (без иерархических отношений);
— смешанные.
7. По уровню очевидности:
— скрытые;
— маскируемые;
— явные.
8. По ценностям:
— «плюс-плюс» (выбор из двух благоприятных вариантов);
— «минус-минус» (выбор из двух неблагоприятных вариантов);
— «плюс-минус» (выбор из неблагоприятного и благоприятного вариантов).
9. Открытость:
— Открытый конфликт — разногласия относятся к производственной сфере и выражают различные пути, ведущие к одной цели. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе и относительно безобиден.
— Скрытый конфликт основан на человеческих взаимоотношениях и является наиболее опасным, так как может осложнить отношения в коллективе.
10. По сферам проявления:
— экономические конфликты;
— идеологические конфликты;
— социально-бытовые конфликты;
— семейно-бытовые конфликты.
11. По степени длительности и напряженности:
— бурные быстротекущие конфликты (возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон);
— острые длительные конфликты (возникают при наличии глубоких противоречий);
— слабовыраженные и вялотекущие конфликты (связаны с не острыми противоречиями или пассивность одной из сторон);
— слабовыраженные и быстротекущие конфликты (связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер).
12. По предмету:
— реалистичные (предметные) конфликты (имеют четкий предмет);
— нереалистичные (беспредметные) конфликты (не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта).
13. По сторонам конфликта:
— внутриличностные
— межличностные
— между индивидом и группой
— внутригрупповые
— межгрупповые
Внутриличностный конфликт – его носителем является отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности. Причины переживаний – противоречивые стремления, мотивы, интересы, ценности личности. Т.е. внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека, между действительностью и возможностью.
Межличностный конфликт – это столкновение между людьми в процессе их взаимодействия. Например: противоречие между начальником и подчиненным по поводу размера зарплаты; противоборство между пассажирами в общественном транспорте и др. Причины конфликтов могут быть самые разные. Большое значение здесь имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики.
Для возникновения межличностного конфликта необходимо одновременное наличие 3-х условий: противоречия в межличностном взаимодействии, противодействия оппонентов, переживания ими выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.
Конфликт между индивидом и группой – очень похож на межличностный. Но в то же время потенциальная возможность конфликта здесь высокая, т.к. группа организована определенным образом, имеет формального или неформального лидера, имеет структуру. Если конфликт конструктивный, то связь личности с группой укрепляется. Если конфликт деструктивный, то происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.
Внутригрупповой конфликт – это конфликт между микрогруппами в коллективе, или личностью и микрогруппой, или личностью и всем коллективом. Причины конфликта – противоположность целей сторон, сохранение или усиление своего социально-группового статуса, групповое доминирование, личная неприязнь друг друга, престиж, авторитет и др.
Межгрупповой конфликт – это столкновение интересов различных групп. Причины конфликта: экономические, политические, религиозные, классовые, этнические и др.
14. По результатам:
— Дисфункциональные конфликты — последствием таких конфликтов являются осложнения межличностных отношений и отсутствие результатов по проблемным вопросам.
— Функциональные конфликты помогают участникам трудового процесса лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.
15. По социальным последствиям:
— конструктивные конфликты (в их основе лежат объективные противоречия, такие конфликты способствуют развитию организации);
— деструктивные конфликты (в их основе лежат субъективные причины, такие конфликты создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).
С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Ирина Базан
Читайте также: «Понятие конфликта»
Интересные статьи на сайте
Источник