По характеру предписания нормы права могут быть

Нормы права: понятие, признаки и виды. — ТГП ответы

Норма
права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,
установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее
общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного
принуждения.

К
признакам нормы права относятся:

 1. Общеобязательность

 2. Формальная определенность — выражается в
письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко
определять рамки деяний субъектов.

 3. Выраженность в виде
госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами
либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного
воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

 4. Неперсонифицированность — она воплощается в
безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество
жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не
конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

 5. Системность

 6. Неоднократность или многократность действия

 7. Возможность государственного принуждения

 8. Представительно-обязательный характер

 9. Микросистемность, т.е упорядоченность
элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды
норм права:

 1) в зависимости от содержания они
подразделяются на:

 исходные нормы, которые определяют основы
правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,
направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;
дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и
т.п.);

 общие нормы, которые присущи общей части той
или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов
соответствующей отрасли права;

 специальные нормы, которые относятся к
отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо
определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей
и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные
условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

 2) в зависимости от предмета правового
регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,
административные, земельные и т.п.;

 3) в зависимости от их характера — на
материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные
(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 4) в зависимости от методов правового
регулирования делятся на:

 императивные (содержащие властные
предписания);

 диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

 поощрительные (стимулирующие социально
полезное поведение);

 рекомендательные (предлагающие наиболее
приемлемый для государства и общества вариант поведения);

 5) в зависимости от времени действия — на
постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении
чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

 6) в зависимости от функций — на регулятивные
(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,
например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,
президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных
субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные
восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических
средств защиты);

 7) в зависимости от круга лиц, на которых
распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в
отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально
распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц —
пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

 8) в зависимости от степени определенности
элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права
и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия
несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и
исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно
определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции
статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы
уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных
вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных
обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания —
лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 9) в зависимости от сферы действия — на
общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы
Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории
субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на
территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

 10) в зависимости от юридической силы — на
правовые нормы законов и подзаконных актов;

 11) в зависимости от способа правового
регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать
определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения
обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные
положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,
возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить
определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать
хищения);

 12) в зависимости от субъектов правотворчества
— на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)
органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами
местного самоуправления).

 Таким образом, нормы права многообразны. Это
связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны
регулировать.

Источник

Классификация норм права

Все нормы права выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой однородные явления, а с другой стороны, как значительно отличающиеся друг от друга по своему содержанию категории. В силу этого всестороннее познание правовых норм предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и изучение их особенных – видовых и индивидуальных отличий. Достижению этих целей служит классификация правовых норм, в основу которой могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и других отраслей права.

Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материального и процессуального права.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

Читайте также:  Расшифровка общего анализа мочи норма показатели

Процессуальные правовые нормы носят организационный характер. Предписания этих норм регламентируют порядок и определяют процедуру, в рамках которой происходит реализация норм материального права, разрешение споров о праве, а также определение и осуществление юридической ответственности за правонарушения.[384]

2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы – категорические, властные, строго обязательные веления, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения, при реализации которых не допускается отступлений от предписанного варианта поведения и иной его трактовки.

Диспозитивные нормы закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъекту может быть предложено выбрать один из нескольких вариантов возможного поведения (альтернативные нормы) либо сформулировать возможную модель поведения, в пределах законных средств, самостоятельно (относительно-определенные нормы).

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).

Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом они, в свою очередь, подразделяются на:

а) регулятивные нормы (они устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве);

б) охранительные нормы (они предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер государственного принуждения);

Исходные (специализированные) нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся:

а) нормы-принципы закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей).

б) нормы-цели определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

По характеру предписания нормы права могут быть

в) нормы-дефиниции содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».[385]

4. По действию в пространстве различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы закрепленные в Конституции РФ).

Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обособленного территориального образования (правила поведения, закрепленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ, муниципальных образований и т. п.).

5. По характеру властных предписаний нормы делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы права определяют правила возможного поведения субъектов.

Предписывающие нормы права устанавливают правила должного поведения субъектов.

Запрещающие нормы обязывают субъектов воздерживаться от совершения определенных деяний, признанных законодателем противоправными.

4. Способы изложения норм права
в статьях нормативно-правовых актов

Норма права сама по себе представляет в достаточной степени абстрактное явление и не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника права. Для того чтобы приобрести реальную юридическую силу, норма должна получить свое внешнее выражение (формально-юридическое закрепление). В России основной формой выражения норм права являются нормативно-правовые акты. Таким образом, норма права приобретает юридическую силу посредством закрепления ее в соответствующей статье нормативно-правового акта. При этом норма права не всегда совпадает со статьей нормативно-правового акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется, во-первых, необходимостью лаконичного, экономичного изложения юридического текста (поэтому, например, если диспозиции ряда норм совпадают, отличаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона); во-вторых, требованием удобства в обращении с нормативным материалом.

В связи с этим соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта предполагает следующие возможности:

– все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;

– в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

– элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов.

Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме (к примеру, ст.65 ГПК РФ гласит «…если требование суда о предоставлении письменного доказательства не выполнено (гипотеза) по причинам, признанным судом неуважительными (диспозиция), виновные должностные лица и граждане, участвующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти МРОТ (санкция)»);

2) отсылочный способ – в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другая часть этой же статьи, другая статья этого же нормативно-правового акта, другой нормативно-правовой акт (к примеру, ст. 25 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны … дела особого производства, перечисленные в статье 245 настоящего Кодекса»; ст. 62 ГПК РФ гласит: «За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет ответственность по статье 182 УК РСФСР (ст. 308 УК РФ)»);

3) бланкетный способ – в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции. (К примеру, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем… правил дорожного движения… повлекшее по неосторожности причинение… вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет…». В данном примере в статье нормативно-правового акта определяется сам факт существования правил дорожного движения и определяются виды и меры юридической ответственности за их нарушение, вместе с тем в самой статье ничего не сказано о непосредственном содержании правил дорожного движения, предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения).

Читайте также:  Норма относительной плотности мочи при беременности

Источник

По характеру предписания.

· управомочивающие,

· обязывающие

· запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.

Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Реализация Конституции РФ во многом обусловлена характером и особенностями юридической природы конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы – это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие.

Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Особенность норм конституционного права обуславливается их отраслевой принадлежностью, определяется предметом самой отрасли права.

Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм. Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Отличительными чертами конституционно-правовых норм являются: 1) комплексный характер, что однако не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);

2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования;

3) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены; среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы

4) основополагающий источник – Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;

5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-дефиниции);

Читайте также:  Лейкоциты в моче норма грудной ребенок

6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства);

7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ)[5].

Классификация конституционно-правовых норм позволяет подвергнуть их всестороннему анализу, выявить присущие им особенности.

особенностями структуры; в отличии от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют три структурных элемента:
гипотезу (условие при котором применяется данное правило поведения – гипотезой – действия всех конституционно-правовых норм (поскольку в основе их регулятивного назначения лежат отношения, связанные с государственной властью) является принадлежность власти народу. ), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на последствия исполнения обязанности), в статьях нормативно — правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формируются, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных отраслей (уголовного, административного и т.д.); Однако в конституционно-правовых нормах очень редко встречается классическое изложение гипотезы, как, например, во второй норме п.2 ст. 54 Конституции: «Если после совершения правонарушений ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Классификация возможна по следующим основаниям:

а) по содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством и т. д.;

б) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте закреплена та или иная норма, от места нормативного акта данного вида в общей системе правовых актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;

в) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:

– императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику конституционных отношений (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ);

– диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом (ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 117 Конституции РФ);

г) по назначению в механизме правового регулирования:

– материальные, закрепляющие основу правоотношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ);

– процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ);

д) по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах территорий муниципальных образований;

е) по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие[6]. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

Конституционно-правовые нормы работают не только в одной отрасли права, они охватывают всю систему национального права и непосредственно действуют в других отраслях права в двух случаях:

1) если нормы отдельной отрасли пробельные (напр., принцип презумпции невиновности не был закреплен в УПК РСФСР, но действовал непосредственно на основе конституционных положений (ст. 49 Конституции РФ));

2) если норма конкретной отрасли права противоречит конституционно-правовой норме (нормам).

Таким образом, конституционно-правовые нормы занимают центральное место в конституционном праве, служат основной формой регулирования конституционно-правовых отношений.

Определенный правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуют конституционно-правовыми институтами.

Конституционно-правовой институт есть совокупность согласованных норм конституционного права, регулирующих наиболее схожие, однородные отношения в пределах данной отрасли права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – согласованность и однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Совокупность конституционных институтов образует систему конституционного права. Система конституционного права – это объединенная организационным и функциональным единством совокупность его институтов, образующих отрасль конституционного права.

В системе конституционного права России принято выделять следующие институты, которые составляют основы элементов отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: учение о конституции; основы конституционного строя; основы правового статуса личности; избирательную систему; федеративное устройство государства; систему государственной власти и систему местного самоуправления. Также выделяются подотрасли конституционного права, например, таковыми некоторые ученые признают парламентское право, избирательное право. Не так давно от конституционного права «отпочковалось» муниципальное право, выделившись в самостоятельную отрасль российского права.

7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание). Юридические факты.

Конституционно-правовое отношение — возникающее на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права

структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

2. содержание;

3. объект.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник