Отсутствие координации между слухом и голосом может послужить причиной
Содержание статьи
оординация между музыкальным слухом и голосом
Проблемы чистого интонирования
Автор: Беловодова Инна Николаевна, преподаватель хора и вокала. Место работы: МОУДОД «РДШИ», р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района.
Координация между музыкальным слухом и голосом. Методическое пособие
Цель: Познакомить с методами налаживания координации слуха и голоса.
Эта работа будет полезна учителям музыки, музыкальным руководителям, а также всем тем, кто имеет отношение к обучению детей пению.
Многим учителям пения приходится сталкиваться с таким явлением на практике, когда, прослушивая детей, поступающих в хор, они слышат, как дети поют какую-либо песню, выбранную по своему желанию: одни на низких тонах, грудным голосом, другие, напротив, — на высоких тонах, фальцетом.
При этом первые, как правило, имеют более ограниченный звуковысотный диапазон, так как, когда голосовые складки при сокращении мышц, заложенных внутри них, делаются толстыми и короткими, то они становятся более инертными, то есть менее податливыми к различным внутренним изменениям по длине и жесткости, что определяет частоту собственного тона любой колебательной системы. Поэтому в данном случае звуковысотный диапазон весьма ограничен по сравнению с противоположным режимом работы, когда голосовые складки, осуществляя колебания лишь своими утонченными краями, легко меняют свои параметры по длине и жесткости за счет их внешних растягивателей. А поскольку высота тона зависит от этих параметров, то, следовательно, диапазон голоса по звуковысотной шкале находится в прямой зависимости от мобильности изменений длины и жесткости голосовых складок.
В грудном режиме фонации эта мобильность минимальная. Отсюда становится ясным, почему дети с грудным типом регулировок «гудят» в пределах 2-3 звуков, имея часто неплохой звуковысотный слух. Такой ребенок обычно слышит, что он поет не тот звук по высоте, что задан учителе, а спеть его правильно не может, так как ему пока не удается иной тип управления голосовыми складками, необходимый для воспроизведения более высоких тонов. В этом и проявляется нарушение координации между слухом и голосом, о котором часто упоминается в методической литературе как одной из причин существования так называемых «гудошников».
Из практики работы с детьми хорошо известно, что налаживание этой координации происходит относительно быстро и в подавляющем большинстве случаев весьма успешно, если не других каких-либо патологических причин неверной интонации. Ребенок «гудящий» в грудном регистре, как правило, где-то на низких тонах, начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий, если обучение начинается с тех тонов, которые даны ему от природы, то есть с примарной зоны звучания голоса данного ученика. В дальнейшем звуковысотный диапазон постепенно расширяется методом повторения отдельных звуков или коротких попевок по полутонам вверх и вниз от примарной зоны.
Однако существует и другой, более эффективный метод, когда перескочив на октаву вверх от примарных тонов голоса ученика, его просят пропеть какой-либо звук тоненьким голосом, как бы пропищать его. Это делается для того, чтобы настроить голос ребенка сразу на другой регистр, фальцетный, поскольку пропищать тоненьким голосом можно только используя краевое колебание.
Интересен тот факт, что спеть звук на полтона выше своей примарной зоны ученик не может, а перескочив сразу на 5-6 тонов выше, другой манерой звукообразования, за счет работы другой мышечной системы начинает правильно воспроизводить заданные тоны по высоте. Этот факт свидетельствует о том, что гортань ребенка не может пока гибко приспособиться к постепенной смене степени активности различных групп мышц. Ей легче резко переключиться с одной мышечной системы управления на другую (с внутренней на внешнюю), нежели координировать их совместную работу, как это происходит во время микстового звучания голоса.
В работе с фальшиво поющими детьми полезны, например, певческие задания, составленный с учетом примарной зоны (повторить зов птицы, спетый учителем, придать ему новую интонацию и т.д.); создание ситуации, при которой «непоющие» дети активно слушают музыку; приемы атаки звуков верхнего регистра (спеть, как колокольчик, маленький воробушек) для того, чтобы исключить перенос низкого разговорного голоса в пение; пропевание отдельных звуков про себя на слоги «ля» и «то», благодаря которым в голосовом аппарате происходят небольшие движения и осуществляется подготовка к пению вслух; исполнение мелодии песни на слоги «ля» и «то» с закрытым ртом, тихо и отрывисто и, наконец, со словами.
Наряду с перечисленными приемами важна последовательная работа по исправлению интонации у фальшиво поющих детей. Она осуществляется поэтапно. Сначала даются упражнения на овладение певческими навыками (легато, мягкая атака, свободная артикуляция). Затем, на втором этапе (5-10 занятий), осуществляется дифференцированное обучение по группам (например, фальшиво поющие слушают чистое, выразительное пение товарищей, затем поют про себя и вслух, подражая пению хорошо интонирующих ребят). На этом этапе фальшиво поющие ребята подключаются к разучиванию песен. Сначала первый куплет учитель поет вслух, а все ребята про себя. Потом весь класс поет куплет, на слог, например, «лю».
Успеху в работе с фальшиво поющими детьми способствует также то, что их сажают рядом с чисто интонирующими, используют графическое изображение мелодии песни, элементы движений.
За последние годы все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях.
Психологами давно установлено, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалении, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэтому результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники», — дети, не координирующие голос со слухом, почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Считается, что этим должна заниматься школа, но практика показывает, хотя бы на элементарном уровне, музыкальным образованием не занимаются ни в начальной, ни в средней школе. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создает различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.
Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, «белыми воронами», и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии – эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Во всех этих случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между слухом и голосом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам.
Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти «примарную звуковую зону», удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров.
На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники» в музыкальной школы
Духовно — нравственное воспитание на уроках музыки
Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения
Биография Гнесиной
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика
Источник
SOS, друзья-музыканты!!! Координация между слухом и голосом — возможно ли в 18 лет?? [Архив] — ForumKlassika.Ru
Просмотр полной версии : SOS, друзья-музыканты!!! Координация между слухом и голосом — возможно ли в 18 лет??
Маргарита Ситникова
05.06.2015, 14:55
Я учусь в музыкальном колледже, на теоретическом отделении. Учусь прекрасно, единственная проблема — сольфеджио. 🙄
У меня жуткая проблема — отсутствие координации между слухом и голосом. Если кто знаком с методикой преподавания сольфеджио, таких детей еще называют «гудошниками».Только то дети, а то я, мне уже 18, и возможно ли вообще решить эту проблему, я не знаю. Хотелось бы услышать мнение профессионалов. Друзья, помогите, пожалуйста!! Мне нужна определенность — смогу за два года или нет?
У меня есть такие ученики. Что я делаю:
1 — объясняю им, что горло — это струна.
2 — во время слушания мелодии на ф-но прошу прикасаться своим пальцем к той части горла, где, по их мнению, должна эта нота находиться (по аналогии с гитарой или скрипкой).
3 — т.е. выше нота — выше палец на горле и наоборот.
4 — когда прошу петь эту ноту, то тоже прикасаться к горлу в то же место.
ученики обычно в таких случаях поют нужную ноту.
Основная ошибка всех учителей: они просят СЛУШАТЬ ноту. Но слух только констатирует, что нота спета не правильно. Нужно её ЧУВСТВОВАТЬ. Певцу нужно чувствовать ноту горолом, т.е. понимать её положение в голосе, как на струне.
Чтобы учителя не упали в обморок, наблюдая Ваши тычки пальцем в горло, нужно делать так:
1 — прикасаться к горлу не кончиком пальца, а его боковой стороной (указательный палец).
2- делать это нужно «как бы невзначай, между прочим».
Потренируйтесь так делать дома:
сами сыграйте одной рукой ноту на ф-но, а другой найдите нужную точку на горле и спойте эту ноту.
Никакие другие варианты не помогают.
Никакие другие варианты не помогают.
Есть намного лучший вариант, считаю- ультимативный — с помощью мелодики :
https://www.mediafire.com/listen/mx36vr2t9u5im07/experiment.mp3
— особенно слушать с 2:20
Объясняю происходящее : испытуемая И.- секретарша в колледже,31 год , в жизни не пела , координация между голосом и слухом рандомальная. Мой изначальный тезис был ,что каждый способен гудеть на фиксированной высоте , и что- то должно активно направить это гудение на соответствие услышанному звуку — в унисон или октаву. Пение напрямую в мелодику с нажатой клавишей вызывает звук инструмента; образуются две звуковые волны, которые или соответствуют друг другу , или сталкиваются между собой.Столкновение между ними создает интерференцию , прямиком отдающуюся в уши и черепную кость- что вызывает не слишком приятное ощущение ( но не беспокойтесь- это не опасно!)Интерференцию может ощущать любой , даже глухой человек , ведь это вибрация.
Потребовалось объяснить И. , что значит ниже и выше для голосовых связок — путем сравнения со звуком сирены и ее имитацией. Затем объяснил , что эффект совпадения звука голоса и мелодики создаст ощущение падение шарика в лузу. Это сработало — последний питч в последний момент был уже точен, хотя и не устойчив .
Интересен эффект мелодики на тех , кто имеют нормальный муз. слух , и даже абсолютный- они поют питчи ЕЩЕ ТОЧНЕЕ!
В общем, Магарита, спешите приобрести НАСТРОЕННУЮ мелодику — она спасет Вас и Вашу душу!
PS По мнению нек-рых муз. психологов, мой метод является переворотом в области развития звуковысотного и гармонического слуха.
PS 2 Интерференция между голосом и ф-но для контроля очень слабая, уж лучше использовать звук органа безобертонового регистра. В традиционном обучении музыке в Индии , насчитывающей неск. тысяч лет для развития муз. слуха и сольфеджироания используются дроны , исполняеые на ситаре или гармониуме.
Есть намного лучший вариант, считаю- ультимативный — с помощью мелодики :
Чтобы научиться петь с помощью мелодики, а потом спокойно петь на уроках сольфеджио — нужно время. Для каждого ученика своё. Человек должен запомнить, как петь ту ноту, которую он слышит. Ведь на уроках сольфеджио помощника в виде мелодики не будет. Мой метод позволяет уже сегодня петь чисто на уроке сольфеджио, т.к. помощником выступает палец, прикасающийся к горлу.
Чтобы научиться петь с помощью мелодики, а потом спокойно петь на уроках сольфеджио — нужно время.
Да ,нужно время ; в случае немузыкальной испытуемой И. — 12 минут .
Я учусь в музыкальном колледже, на теоретическом отделении. Учусь прекрасно, единственная проблема — сольфеджио. 🙄
У меня жуткая проблема — отсутствие координации между слухом и голосом. Если кто знаком с методикой преподавания сольфеджио, таких детей еще называют «гудошниками».Только то дети, а то я, мне уже 18, и возможно ли вообще решить эту проблему, я не знаю. Хотелось бы услышать мнение профессионалов. Друзья, помогите, пожалуйста!! Мне нужна определенность — смогу за два года или нет?
А как Вы добрались до 18 лет, не умея, по сути, петь??:-o Да еще в музыкальном заведении…
А как Вы добрались до 18 лет, не умея, по сути, петь??:-o Да еще в музыкальном заведении…
Вот так теперь принимают в музыкальные колледжи… 🙄
Мне нужна определенность — смогу за два года или нет?Нужно позаниматься с опытным сольфеджистом в частном порядке. Полного отсутствия координации не бывает, куда-то Вы да попадаете. Репетитор определит, с какими интервалами у Вас туго, для этого есть спец.упражнения. Стандартные из них — мычание, распевки, опевание ступеней гаммы.
Хочу предупредить — никаких чудо-методик не существует. Вам нужно больше петь, не взирая ни на что :-).
Маргарита Ситникова
06.06.2015, 18:11
А как Вы добрались до 18 лет, не умея, по сути, петь??:-o Да еще в музыкальном заведении…
Дело в том, что заниматься музыкой я начала довольно поздно — в 12 лет и делала упор на специальность, заниматься сольф. было некогда да тогда, собственно говоря, и незачем. Когда я решила. куда буду поступать, времени оставалось мало, и ничего исправить мы не успели. А на вступительных экзаменах у меня все показатели, кроме сольф., были очень высокими, по музлит так вообще почти стопроцентными. Разумеется,при нынешнем недоборе меня приняли.Ну, и вот.
Маргарита, если у Вас есть желание связаться через скайп, я покажу практически как это работает. и работает безотказно.
Дело в том, что заниматься музыкой я начала довольно поздно — в 12 лет и делала упор на специальность, заниматься сольф. было некогда да тогда, собственно говоря, и незачем. Когда я решила. куда буду поступать, времени оставалось мало, и ничего исправить мы не успели. А на вступительных экзаменах у меня все показатели, кроме сольф., были очень высокими, по музлит так вообще почти стопроцентными. Разумеется,при нынешнем недоборе меня приняли.Ну, и вот.
А в хоре Вы пробовали петь?
Маргарита Ситникова
06.06.2015, 18:18
Нужно позаниматься с опытным сольфеджистом в частном порядке. Полного отсутствия координации не бывает, куда-то Вы да попадаете. Репетитор определит, с какими интервалами у Вас туго, для этого есть спец.упражнения. Стандартные из них — мычание, распевки, опевание ступеней гаммы.
Хочу предупредить — никаких чудо-методик не существует. Вам нужно больше петь, не взирая ни на что :-).
Спасибо! С репетитором я заниматься не смогу, но Ваши слова успокоили. Надеюсь, Ваш совет «больше петь» мне поможет». И чудо-методикам я не верю, не раз уже «обжигалась». На методиках по развитию абсолютного слуха преимущественно.:-?:roll:
Маргарита Ситникова
06.06.2015, 18:23
А в хоре Вы пробовали петь?
Только в церковном. В ДМШ я была по спец. домристкой, соответственно играла в оркестре, а в колледже нет такой возможности.
Спасибо! И чудо-методикам я не верю, не раз уже «обжигалась». На методиках по развитию абсолютного слуха преимущественно.:-?:roll:»Чудес не бывает , а гение творения их является человек». Незнание- не беда , но воинственное, да еще с идеологической подкладкой — это как?
Спасибо! С репетитором я заниматься не смогу, но Ваши слова успокоили. Надеюсь, Ваш совет «больше петь» мне поможет».
Можно заниматься и самостоятельно, хотя это гораздо менее эффективно. особенно если вам надо «быстро что-то наверстать».
Вам понадобится клавишный инструмент и тюнер.
Прежде всего нужно определиться с Вашим комфортным диапазоном — какие нижнюю и верхнюю ноты Вы можете более-менее эффективно брать. Обычно это не менее двух октав. Затем от приблизительной середины диапазона (или приближенной к ней ноты до) вам нужно идти сначала вверх, затем вниз, выполняя упражнения.
Стандартные упражнения примерно такие: мычание (пение с закрытым ртом) по ступеням хроматической гаммы,
распевки ми-мэ-ма-мо-му (слоги можно комбинировать в удобном порядке) по ступеням хроматики, сначала на одной ноте, потом вверх-вниз по звукам мажорного трезвучия на каждой ступени (звучит — до-ми-соль-ми-до, Вы поете — ми-мэ-ма-мо-му и т.д.);
пение мажорной гаммы от каждой ступени хроматики, называя ноты, вверх и вниз, завершать пением простого арпеджио (до-ми-соль-до1-соль-ми-до); (однако есть мнение, что нужно хорошо освоиться в до мажоре, а потом уже идти в другие тональности по мере добавления знаков)
опевание ступеней (си-до, ре-до; — ре-ми, фа-ми; — фа-соль, ля-соль; — си-до1, ре1-до1)
пение интервалов по нарастающей: сначала повторять, потом пытаться спеть интервал от данной ноты.
пение звуков аккордов (для Вас это уже высший пилотаж 🙂 особенно на слух)
и т.д.
Еще развитию пения способствует активное музицирование, особенно на инструментах с не фиксированной высотой тонов (фортепиано, гитара, домра — нет) — например, духовых, струнных смычковых и т.д. Блокфлейта — довольно бюджетный инструмент, но помочь может.
И чудо-методикам я не верю, не раз уже «обжигалась». На методиках по развитию абсолютного слуха преимущественно.:-?:roll:
Абсолютный слух не имеет отношения к координации слуха с голосом. У Ипполитова-Иванова был абсолютный слух, но он не попадал в ноты.
У Ипполитова-Иванова был абсолютный слух, но он не попадал в ноты.
Но был ректором Московской консерватории. Так что не заморачивайтесь…
Но был ректором Московской консерватории. Так что не заморачивайтесь…
… мало того — еще и сколько вокальных вещей написал…
… мало того — еще и сколько вокальных вещей написал…
Неужели и сам пел?
Неужели и сам пел?
Не-а! Даже не пытался. Ему супруги хватало. 😆
Вы поете — ми-мэ-ма-мо-му и т.д.);
Отрабатывается также по кошачьему : Миэаоу 😛
Можно попробовать слегка прижать ладони (ладонь) к ушам и попеть таким образом. Звуки слышатся иначе, более ярко. Многим «гудошникам» это помогает.
Уважаемые форумчане, простите, что вклиниваюсь в чужую тему. У меня тоже проблема с попаданием в ноты, точнее, получается через два раза на третий. При этом совсем не могу сознательно изменить высоту голоса. Т.е. смотрю по тюнеру промахнулся на пол тона ниже, а «подтянуться» не могу.
Ну и конечно я престарелый ученик мне 29.
У меня тоже проблема с попаданием в ноты, точнее, получается через два раза на третий. При этом совсем не могу сознательно изменить высоту голоса. Т.е. смотрю по тюнеру промахнулся на пол тона ниже, а «подтянуться» не могу.
.
Если Вы можете голосом изобразить сирену вверх -вниз на максимальном для Вас диапазоне (не верю , что Вы разговариваете на одной ноте,) то мелодика поможет решить проблему(в отличие от тех приемов , которые ее не решили ).
Уважаемые форумчане, простите, что вклиниваюсь в чужую тему. У меня тоже проблема с попаданием в ноты, точнее, получается через два раза на третий. При этом совсем не могу сознательно изменить высоту голоса. Т.е. смотрю по тюнеру промахнулся на пол тона ниже, а «подтянуться» не могу.
Ну и конечно я престарелый ученик мне 29.
Рецепт всё тот же.
https://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=104851&p=1549884&viewfull=1#post1549884
Нет царского пути в геометрии 😆
Рецепт всё тот же.
https://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=104851&p=1549884&viewfull=1#post1549884
Нет царского пути в геометрии 😆
Готов спорить с Вами на 3000руб. , что по моему методу результат будет гораздо быстрее , чем по Вашему:solution:
Уважаемый NbP, а можно попробовать вместо мелодики использовать губную гармонь?
Уважаемый NbP, а можно попробовать вместо мелодики использовать губную гармонь?Вы можете попробовать , однако тут есть существенные разницы:
На мелодике Вы видите клавиши , слышите их звучание и поете одновременно : симультанно работает тактильная, визуальная , слуховая и мускульная память; на гармонике задействует практически только слуховая и тактильная память.
Желательно чтобы хотя бы часть звуков инструмента была в диапазоне Вашего голоса ( кстати Вы знаете точно какой Ваш самый низкий и самый высокий звуки , которые Вы можете петь вечером? Они для Вас не случайные , но постоянные.Найдите их точно на ф-но.).
Регистр обычной альтовой мелодики начинается от Фа малой октавы ; многие гармоники начинаются от До или Фа 1-й октавы.
А вот это серьезнее :конструкция мелодики включает короткий мундштук, вставляющийся в рот. Он вибрирует вместе с корпусом инструмента , и вибрация отдается в голове- как у любого духового инструмента. У гармоники этот эффект тоже есть , но намного слабее — проверил , сравнивая оба инструмента.
Сила гармоники в том , что она лучше всего передает артикуляцию речи по сравнению с любыми другими инструментами; мелодика в этом смысле стоит после .
Во всяком случае, уважаемый caneton, стоит попробовать- вдруг получится , и тогда Вы можете записать на Ваше имя новый патент !)) А так с мелодикой это гарантированно .
Если кто-то желает это оспаривать , должен сначала заиметь инструмент , затем — опыт работы с ним. Вот это научный подход !
Powered by vBulletin® Version 4.2.3 Copyright © 2021 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot
Источник