Отношения могут быть урегулированы нормами международных

Норма международного права

Норма международного права — это общеобязательное правило деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права в международных отношениях[1].

Как и другие правовые нормы, международные нормы рассчитаны на неоднократное применение и могут выполняться добровольно или с помощью принуждения[2]. Особенностью международно-правовых норм является тот факт, что они устанавливаются самими субъектами международного права[3].

Особенности[править | править код]

Международно-правовые нормы отличаются от норм внутригосударственных. Основными их особенностями являются:

  • Предметом регулирования являются межгосударственные и иные международные отношения.
  • Международно-правовые нормы создаются в результате согласования позиций и интересов государств (метод «согласования воли»). Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам[4].
  • Формой закрепления норм международного права являются не властные предписания (закон), а источники, соответствующие согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций).
  • Нормы международного права создаются самими государствами (индивидуально или коллективно) и адресованы они также самим государствам. Особое значение имеет добровольный характер их реализации[1].
  • Международно-правовые нормы обычно не сочетают в себе классическую структуру из гипотезы, диспозиции и санкции[5].

Формирование[править | править код]

Нормы международного права, вне зависимости от формы закрепления (международный договор или обычай), формируются самими субъектами международного права (и прежде всего государствами) посредством согласования интересов и позиций. При этом сам процесс согласования воли проходит через два этапа[6]:

  1. Субъекты достигают согласия относительно содержания правила поведения;
  2. Субъекты выражают свою волю на обязательность данного правила поведения для них. Такое согласие на обязательность может выражаться заключением договора или же постоянной всеобщей практикой — единообразной деятельностью субъектов (обычай).

Виды[править | править код]

По форме:

  • Договорные (документально закреплённые).
  • Обычные (документально не закреплённые).

По предмету регулирования:

  • Нормы права международных договоров;
  • Нормы космического права;
  • Нормы международного воздушного права;
  • Нормы международного уголовного права и др. в зависимости от конкретной подотрасли международного права.

По сфере действия:

  • Универсальные — нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права[7].
  • Локальные — нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в рамках одного региона или, касающиеся ограниченного числа субъектов международного права[8].

По юридической силе:

  • Императивные (jus cogens) — универсальные нормы, отклонение от которых признаётся недопустимым всем мировым сообществом.
  • Диспозитивные

См. также[править | править код]

  • Jus cogens
  • Источники международного права

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 93.
  2. ↑ Лукашук, 2005, с. 60.
  3. ↑ Бекяшев, 2003, с. 11.
  4. ↑ Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. — 2010. — № 6. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  5. ↑ Глебов И. Н. Международное право. — М.: Издательство: Дрофа, 2006. — с. 37.
  6. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 94.
  7. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 96.
  8. ↑ Бекяшев, 2003, с. 13.

Литература[править | править код]

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 783 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Бекяшев К.И. Международное публичное право. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2003. — 640 с. — 4000 экз. — ISBN 5-98032-026-1. Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Лукашук И.И. Международное право:общая часть. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с. — ISBN 5-466-00103-1. (недоступная ссылка)

Источник

Международные правоотношения: понятие, элементы.

Вопросы к экзамену по Международному праву

Понятие, сущность международного права и его особенности.

МП — это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юри­дических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) со­глашения между ними и обеспечиваемых принужде­нием, формы, характер и пределы которого опреде­ляются в межгосударственных соглашениях.

Сущностьлюбой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимо­отношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения со­блюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

ОсобенностиМП можно проследить при его сравне­нии с внутригосударственным правом:

по способу образования норм.Нормы внутригосу­дарственного права создаются национальными органа­ми государств. Нормы же МП создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем согла­шения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов МП;

по субъектам.Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, орга­ны государства, субъектами МП — суверенные государ­ства, борющиеся за создание самостоятельного госу­дарства, нации и народы, межд. организации и некото­рые государственные образования, например Ватикан;

по предмету регулирования.Внутригосударствен­ное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смыс­ле слова;

по источникам права.Нормы межд. и внутригосудар­ственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулирова­ны в виде законов, постановлений, указов и т. п., межд.-правовые — в виде межд. договоров, обычаев, ре­шений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;

по способу реализации норм.Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государст­ва. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм, в силу того что в межд. отношениях отсутствует образова­ние, стоящее над межд.-правовыми субъектами, произ­водится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

Функции МП.

• Координирующая — с ее помощью субъекты МП уста­навливают стандарты поведения между собой.

• Регулятивная — нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не ослож­нять их.

Читайте также:  Общий анализ мочи у грудничка норма и расшифровка результатов таблица

• Обеспечительная — МП содержит нормы об ответст­венности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.

• Охранительная — существуют механизмы, защищаю­щие законные права и интересы субъектов МП.

Источники международного права, их общая характеристика

Источники МП понимаются в двух значениях: в мате­риальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выраже­ние нормы права). Источники МПпредставляют собой признанные государствами формы воплощения резуль­татов согласования государственной воли, формы фик­сации межд.-правовых норм. Все источники МП разделя­ются на две основные группы: основные и вспомога­тельные средства создания межд.-правовых норм.

К основным относятся:

1) межд. договоры,устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:

общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;

специальные договоры с ограниченным числом участ­ников;

2) межд. обычайкак доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Межд. обычай — такое правило поведения субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания,

Отношения могут быть урегулированы нормами международных

обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.

Между договором и обычаем существует тесное взаи­модействие. Обычная норма может превратиться в дого­ворную путем закрепления ее в межд. договоре. Дого­ворная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее при­знание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками МП не может быть какой-то жесткой границы.

К межд. правотворчеству в качестве вспомога­тельного источникапривлекается внутригосударствен­ное право. Особая роль принадлежит односторонним ак­там государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника МПпризнаются в англоязычных государст­вах. Однако как вспомогательный источник права реше­ния Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обыч­ных норм.

Особое место в межд.-правовой системе принад­лежит доктринам МП.Большое значение при этом име­ет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее док­трина согласно российской теории права — только вспо­могательное средство для определения норм.

Международные правоотношения: понятие, элементы.

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения — отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, со­держание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники право­отношений, имеющие международные субъективные права и юриди­ческие обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, между­народные организации, государствоподобные образования, юриди­ческие лица (предприятия и организации), физические лица (граж­дане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образова­ния, чье поведение регулируется нормами международного права.

Содержание правоотношений образуют международные субъек­тивные права и юридические обязанности участников.

Субъективное право — это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право — это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность — это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юриди­ческой обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предме­ты материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), пове­дение субъектов правоотношений (действие или бездействие), ре­зультаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произве­денный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фак­тов.

Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возник­новение, изменение или прекращение международных правоотноше­ний. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе междуна­родно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотноше­ний. Действия могут быть правомерными и противоправными (пра­вонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разно­образны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международ­ные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отноше­ния, возникающие на основе норм международного права, устанав­ливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомер­ного поведения субъектов и предназначены для восстановления на­рушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоот­ношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоот­ношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют про­цедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные право­отношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются международные правоотношения в собст­венном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотноше­ния — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессроч­ные правоотношения (например, при заключении бессрочного дого­вора между государствами).

Источник

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: понятия, структура и классификация

Понятие нормы международного права

Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма (МПН) — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами. МПН закреплены в источниках МП.

Читайте также:  Анализ мочи по нечипоренко норма 13 лет

Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это:

1) предметом регулирования МПН являются межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

2) МПН создаются через согласование позиций государств;

3) форма закрепления (существования) МПН, соответствует согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);

4) обеспечение реализации МПН, как правило, производится самими создателями этих норм или посредством созданных ими международных организаций и органов.

Нормы МП создаются самими субъектами, прежде всего государствами.

Создание норм МП представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий два этапа:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) выражение субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания МПН.

Вместе с тем существуют МПН, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность МПН означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;

3) дача субъектами МП согласия на юр. обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы МП образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится, прежде всего, указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.

Отношения могут быть урегулированы нормами международных

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты МП чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых МП по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов — гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по заколу, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы МП указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам 1993 г. определяет, что статус беженца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-правовых нормах вообще. Санкцию практически любой международно-правовой нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения международных обязательств: нарушение соответствующих предписаний и запретов влечет за собой ответственность нарушителя (конкретного субъекта международного права), мера и средства реализации которой определяются на основе международного соглашения.

Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Читайте также:  Результаты анализа мочи у грудничка норма

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в МП. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном содействии в предотвращении таможенных правонарушений, «таможенное законодательство» — это все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения; «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По функциям в системе международные нормы делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение 6 месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы МП.

Универсальные нормы охватывают своим участием большинство государств мира и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др.

Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).

Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между Украиной и КНР о выдаче преступников). В большинстве случаев они содержатся в двухсторонних договорах.

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По юридической силе — на: императивные и диспозитивные.

Императивные нормы не допускают отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признают действительными противоречащие им обычаи и договора.

Диспо­зитивные нормы допускают отступления от универсальных норм по соглашению во взаимоотноше­ниях сторон.

По способу создания и форме существования, т.е. по источнику — на: обычные, договорные и вспомогательные.

Обыч­ные нормы создаются на основе молчаливого согласия.

Договорные нормы создаются на основе межгосударственного письменного соглашения.

Вспомогательные нормы создаются на основе решений международных организаций.

По характеру субъективных прав и обязанностей на: обязывающие, уполномочивающие, запрещающие и отсылающие.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение конкретных действий или на воздержание от них.

Отсылающие нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылающая норма может отсылать и к неправовым актам (например, к рекомендационной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силою.

За сроком действия — на: срочные и бессрочные.

Существование срочных норм определяется или чёткими временными границами либо зависимостью от наступления или не наступления каких-либо юридических фактов.

Бессрочные нормы характерны для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

Реализация международно-правовых норм

Международно-правовые нормы действуют лишь, когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него), МПН тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаше всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

В форме использования чаше всего реализуются нормы-правомочия. Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, «Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции». Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой — предоставляет физическим и юр. лицам право использовать ее положения в необходимых случаях.

Темы, выносящиеся на самостоятельное рассмотрение:

· Создание норм МП

· Кодификация норм МП

· Толкование норм МП

· Реализация норм МП

Источник