От содержания нормы таможенного права могут быть

Нормы таможенного права

Норма таможенного права — это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любая правовая норма, норма таможенного права состоит из гипотезы (условие применения конкретного правила), диспозиции (само правило поведения) и санкции (ответственность за нарушенное правило). ТК ТС не содержит санкций за нарушений норм таможенного права. Они предусмотрены уголовным и административным законодательством государств — участников таможенного союза. Особенности норм таможенного права связаны со спецификой отношений, урегулированных данными нормами — общественных отношений в сфере таможенного дела.

Виды таможенных норм:

1. По характеру правил поведения участников таможенных отношений:материальные и процессуальные(материальные нормы регулируют структуру таможенного законодательства, права и обязанности юридических и физических лиц в области таможенного дела, т.е. правовое положение участников таможенных правоотношений; а процессуальные регламентируют порядок и действие норм материального права).

2. По направленности поведения участников таможенных отношений:обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

3. По степени определенности выражения в нормах правил поведения участников таможенных отношений:определенные и неопределенные, или бланкетные (определенная норма таможенного права точно формулирует правило поведения и определяет его исполнителей, неопределенные (бланкетные) норм содержат отсылки к нормам таможенного права государств-участников таможенного союза или к нормам иных отраслей права).

Толкование норм таможенного права может осуществляться специально уполномоченными на это государственными органами и лицами (официальное или легальное), либо иными лицами (неофициальное или доктринальное). Неофициальное толкование не является обязательным.

Применение норм таможенного права реализуется в практической деятельности участников таможенных отношений, в ходе которой субъекты таможенных отношений должны строго придерживаться норм таможенного законодательства и воздерживаться от неправомерных действий или действий, направленных на осуществление неправомерных целей.

Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругулиц:

Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на единую таможенную территорию таможенного союза (включая исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и ст.7 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Нормы таможенного права применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (не менее месяца со дня официального опубликования), и не имеют обратной силы, за исключением случаев, если прямо предусматривают это, или если это предусмотрено законами или международными договорами.

Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами, перечень которых указан в гл. 45 ТК ТС.

Источник

Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Реферат: Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Понятие и виды таможенно-правовых норм

Норма таможенного права представляет собой писанное правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность таможенных норм составляет предмет и содержание самого таможенного права как формирующейся юридической науки. Отдельно взятая норма таможенного права, группа таких норм — это еще не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, — прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества» [1]. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Читайте также:  Нормы анализа мочи взрослого человека

Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Правительства Беларуси.

В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.

В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию [2].

В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.

По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.

Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой и реализуемых конкретными субъектами при перемещении товаров через таможенную границу.

По направленности поведения участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности. Подобные нормы можно называть обязывающими таможенно-правовыми нормами. Например, ст. 173 ТК констатирует: «При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим кодексом». Эта норма предписывает декларанту совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой таможенного права.

Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 176 ТК гласит о том, что в процессе изменения или дополнения таможенной декларации нельзя расширять или сужать ее действия. При этом, должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе, по поручению или по просьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять и дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех данных, которые отнесены к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации. Следовательно, эта статья запрещает расширять или сужать сферу действия декларации при ее изменении или дополнении, а также запрещает производить какие-либо действия сотрудникам таможенных органов помимо таможенной декларации; в противном случае наступят меры административного наказания. Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.

Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права. Например, ст. 226 ТК устанавливает, что в целях таможенного оформления таможенные органы имеют право брать пробы и образцы товаров и производить их исследование (экспертизу), если они не управомочены в это время совершать также иные действия. Следовательно, указанная статья устанавливает управомочивающую норму таможенного права.

Нормы таможенного права могут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных правоотношений.

Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.

Источник

Нормы таможенного права

Определение 1

Современная норма таможенного права — это санкционированное или установленное государством правило, которое направляется с целью регулирования отношений, возникших в сфере российского таможенного права.

Сегодня можно определить некоторые виды системы таможенных норм:

  • Нормы, установленные по характеру правил поведения всех участников таможенных отношений. Необходимо говорить о процессуальных и материальных отношениях.
  • Нормы, установленные по направленности поведения всех присутствующих участников. Как правило, это управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы отношений.
  • Нормы, установленные по степени определенности выражений в современных нормах поведения системы таможенных отношений.
Читайте также:  Норма остаточной мочи при исследовании

Признаки норм таможенного права

Как и все государственные правовые нормы, система таможенных прав наделена и характеризуется своими определенными признаками:

  • Во-первых, это всеобщность. Иными словами, это определенные нормы, которые могут распространяться без исключения на всех участников правовых отношений.
  • Во-вторых, это общеобязательность. Это нормы права, которые являются обязательными для выполнения всеми участниками правовых отношений.
  • В-третьих, это установленная юридическая ответственность. Такая ответственность наступает за неисполнение системы норм таможенного права. Юридическая ответственность наступает в результате Уголовного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации .

Стоит также отметить, что имеющаяся совокупность правовых норм, проходит процесс регулирования через определенный круг взаимосвязанных и однородных отношений среди общественности. Кроме того, существуют таможенные и правовые нормы, которые регулируются на основании государственных документов и постановления правительства страны и президентом Российской Федерации:

  • Во-первых, это материальные нормы. Эти нормы закрепляют обязанности и объем установленных прав. Эти нормы также влияют на ответственность субъектов системы таможенных правовых отношений.
  • Во-вторых, это процессуальные нормы. Такие нормы определяют порядок, который формирует реализацию юридических прав и обязанностей.
  • В-третьих, это процедурные нормы. Эти нормы могут устанавливать различные правотворческие, материальные и процессуальные процедуры.

Продолжительность действия таможенного права

В соответствии с установленными нормами, российское таможенное право может классифицироваться на основании своей продолжительности действия правовых отношений:

  • Постоянные правовые отношения таможенных норм Российской Федерации. Такие нормы могут длиться все то время, пока существуют субъекты, где они приняты, на территории Российской Федерации.
  • Временные правовые отношения таможенных норм Российской Федерации. Эти нормы могут существовать все то время, пока не выполнены иные действия, предусмотренные на основании законодательных актов и норм.

Замечание 1

Состав современных норм таможенных правоотношений подразделяется на три основных показателя: субъект, объект и содержание. Субъектом таможенного права может выступать исключительно лицо, участвующее в таможенных правоотношениях на основании юридических норм. Предметом таможенного права определены цели, которые поставлены субъектами.

Содержание же норм таможенного права может быть не только материальным, но и юридическим. Материальное содержание — это фактическое поведение определенного субъекта таможенного права. Юридическое содержание — это мера должного или дозволенного поведения.

Источник

Понятие, структура и особенности норм таможенного права.

Сложно не согласиться с мнением И.В.Тимошенко в том, что «…Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли».[55]

Под нормой таможенного права принято понимать установленное государством правило, регулирующее общественные отношения в сфере таможенного дела.[56]

Структура нормы таможенного права, традиционно состоит из:

— гипотезы (определяет, при каких условиях применяется конкретное таможенное правило);

— диспозиции (само правило поведения);

— санкции (ответственность, наступающая в сфере таможенного дела согласно КоАП РФ или УК РФ).[57]

Нормы таможенного права обладают общими признаками правовых норм и особенными (специальными) признаками. Говоря об общих признаках ном таможенного права следует сказать, что как и любые правовые нормы они имеют следующие признаки:

— всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

— общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;

— юридическая ответственность, т.е. за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность.[58]

Особенные признаки норм таможенного права связаны со спецификой отношений, урегулированных данными нормами. Эти особенности вытекают из специфики тех общественных отношений, которые регулируются таможенным правом. Специфика же указанных общественных отношений заключается в том, что они складываются в сфере таможенного дела, которое связано с перемещением товаров через таможенную границу.[59] Также учеными подчеркивается, специфика норм таможенного права связанная с тем, что они «…разработаны на основе предписаний международных договоров, участниками которых является Россия. Иными словами, они имеют широкую международно-правовую основу. Они вобрали в себя требования, предъявляемые международным сообществом участникам общественных отношений в сфере таможенного дела».[60]

Виды таможенных норм.

Нормы таможенного права можно классифицировать по различным критериям. Например, К.А.Бекяшев и Е.Г.Моисеев выделяют их следующим образом:

1. По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений нормы подразделяются на:

— материальные;

— процессуальные.

2. По направленности поведения участников таможенных отношений:

— обязывающие;

— запрещающие;

— управомочивающие.

3. По степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных отношений:

Читайте также:  Сколько норма оксалатов в моче у ребенка

— определенные;

— неопределенные (или бланкетные).[61]

И.В.Тимошенко помимо бланкетных в классификации норм таможенного права абсолютно обоснованно выделяет и отсылочные.[62] В отличие от бланкетных норм, которые отсылают к другим отраслям права, отсылочные нормы отсылают к другой норме того же нормативного акта, в котором находится и сама отсылочная норма. В Таможенном кодексе РФ немало отсылочных норм. Так, например ст.13 ТК РФ отсылает к ст.16 ТК РФ, ст.21 ТК РФ отсылает сразу к нескольким нормам — ст.ст.98, 113, 145 и 231 ТК РФ, ст.34 ТК РФ к ст.37, ст.72 ТК РФ к ст.ст.73-76 и т.д.

Источники таможенного права.

В таможенном праве довольно широкий круг источников. О.Ю.Бакаева давая общую характеристику источникам таможенного права отметила: «Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила о таможенном деле и его элементах. Таким образом, источник таможенного права (как и любой другой отрасли) должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальными. Они выступают в качестве юридических фактов и порождают, изменяют или прекращают конкретные правовые отношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретном предписании субъектам, в регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения)».[63]

Систему источников таможенного права в целом принято считать следующим образом:

— Конституция Российской Федерации;

— международные договоры и соглашения;

— федеральные законы (кодифицированные — Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.; иные текущие законы: Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»);

— подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития РФ, Минфина России, ФТС России).[64]

Нужно отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза[65] и утраты силы ТК РФ система источников таможенного права несколько изменится. Появятся такие новые источники как:

— Таможенный кодекс таможенного союза;

— решения Межгосударственного Совета глав государств таможенного союза;

— решения Межгосударственного Совета глав правительств таможенного союза;

— решения Комиссии таможенного союза;

— Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ЛЕКЦИЯ 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Вопросы лекции:

Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.

Структура таможенных правоотношений.

Субъекты таможенных правоотношений.

Высшие органы таможенного союза как субъект таможенных правоотношений.

Таможенные органы РФ как субъекты таможенных правоотношений в свете нового таможенного законодательства.

Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.[66]

К особенностям таможенных правоотношений относят:

1) возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках;

2) индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты — носители юридических прав и обязанностей;

3) возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением;

4) имеют публичный характер;

5) охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов.[67]

И.В.Тимошенко подчеркивает, что таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России;

в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним; отношения, связанные с изменением таможенного режима ранее ввезенных В Россию товаров и др.).[68]

Виды таможенных правоотношений в юридической литературе выделяют по различным критериям. Например, И.В.Тимошенко классифицирует их на:

— материальные и процессуальные;

— первичные и вторичные;

— возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

— порождаемые правомерными и неправомерными фактами;

— иные виды.[69]

Источник