Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть ответ
04. Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных. Совокупность факторов, вызывающих гибель особей, популяций и видов в целом
Биологическое разнообразие может быть разделено на три категории:
- генетическое разнообразие,
- разнообразие видов,
- разнообразие экосистем.
Генетическое — это разнообразие видов внутри одного вида. Видовое разнообразие видов — внутри одного региона. Разнообразие экосистем — разнообразие мест обитания, биотических сообществ и экологических процессов в биосфере.
Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистемы и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, и в первую очередь, антропогенных. Снижение биоразнообразия приводит:
- к разрушению сложившихся экологических связей,
- деградации природных сообществ,
- к нарушению их гомеостаза,
- в конечном счете, — к их уничтожению.
Поддержание биоразнообразия необходимо по многим причинам, не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от жизнедеятельности других видов: уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промышленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносит определенный вклад в красоту и богатство окружающего нас мира.
На земле имеется около 10 млн видов живых организмов. Даны же названия только 1,4 млн. видов. Так, тропический пояс нашей планеты характеризуется наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтожения лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех районах. Ежегодно уничтожаются около 17 млн. га тропических лесов (территория Болгарии). Такие темпы уничтожения тропических лесов обрекают до 8 % видов на вымирание, которые обитают в этих лесах. Леса умеренного климата тоже претерпевают аналогичную картину. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
Разрушение мест обитания — не единственная причина снижения биоразнообразия. Большое значение имеют такие явления и понятия как фрагментация и интродукция.
Пример фрагментации, для выживания журавлей одно большое озеро имеет значительно большое значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Или некоторым хищникам (волки) для охоты нужны обширные территории.
Важную роль в этом процессе может играть интродукция — перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции — появление колорадского жука в Европе и кролика в Австрии.
Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных следующие:
- нарушение среды обитания;
- чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;
- интродукция (акклиматизация) чуждых видов;
- прямое уничтожение с целью защиты продукции;
- случайное (непреднамеренное) уничтожение;
- загрязнение среды.
Нарушение среды обитания вследствие вырубки лесов, распашки степей и залежных земель, осушения болот, зарегулирования стока, создания водохранилищ и других антропогенных воздействий коренным образом меняет условия размножения диких животных, пути их миграции, что весьма негативно отражается на их численности и выживании.
Прокладка газопровода без учета миграции оленей в тундре привела к тому, что животные стали сбиваться перед трубой в огромные стада, и ничто не могло их заставить свернуть с векового пути. В результате погибли многие тысячи животных.
Под добыванием имеется в виду как прямое преследование и нарушение структуры популяции (охота), так и любое другое изъятие животных и растений из природной среды для различных целей.
В Российской Федерации отмечается снижение численности ряда охотничьих видов животных, что связано в первую очередь с нынешней социально-экономической ситуацией и возросшей их незаконной добычей. Чрезмерная добыча служит главной причиной сокращения и численности крупных млекопитающих (слонов, носорогов и др.) в странах Африки и Азии. Негативные воздействия такого фактора снижения численности как чрезмерное добывание проявляется и по отношению к другим представителям животного мира. Например, запасы восточно-балтийской трески в настоящее время находятся на таком низком уровне, которого не отмечалось за всю историю изучения этого вида на Балтике
Третьей по важности причиной сокращения численности и исчезновения видов животных является интродукция (акклиматизация) чуждых видов. Описаны многочисленные случаи вымирания аборигенных (коренных) видов из-за влияния на них завезенных видов животных или растений. Есть еще больше примеров, когда местные виды из-за вторжения «пришельцев» находятся на грани исчезновения. Широко известны в нашей стране примеры негативного влияния американской норки на местный вид — европейскую норку, канадского бобра — на европейского, ондатры на выхухоль, и т. д.
Другие причины снижения численности и исчезновения животных:
- прямое их уничтожение для защиты сельскохозяйственной продукции и промысловых объектов (гибель хищных птиц, сусликов, ластоногих, койотов и др.);
- случайное (непреднамеренное) уничтожение (на автомобильных дорогах, в ходе военных действий, при кошении трав, на линиях электропередач, при зарегулировании водного стока и т. д.);
- загрязнение среды (пестицидами, нефтью и нефтепродуктами, атмосферными загрязнителями, свинцом и другими токсикантами).
Приведем только два примера, связанных с сокращением видов животных из-за непреднамеренного воздействия человека. В результате строительства гидротехнических плотин в русле реки Волга полностью ликвидированы нерестилища лососевых рыб (белорыбицы) и проходной сельди, а площади распространения осетровых рыб сократились до 400 га, что составляет 12% от прежнего нерестового фонда в Волго-Ахтубинской пойме.
Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что в природе, как правило, действуют одновременно несколько факторов, вызывающих гибель особей, популяций и видов в целом. При взаимодействии они могут приводить к серьезным негативным результатам даже при малой степени выраженности каждого из них.
Истинная причина вымирания — это те условия, которые приводят численность вида на критический уровень и продолжают действовать в течение жизни нескольких поколений. Из всего разнообразия внешних условий для каждого вида живых существ можно выделить отдельные факторы, которые принято разделять на биотические, связанные с другими видами (объекты питания, хищники, паразиты, конкуренты и т. п.), и абиотические, факторы неживой природы (температура, влажность, свет, соленость и т. п.).
Как правило, только один из факторов оказывается главным ограничителем численности интересующего нас вида. Такой фактор называется лимитирующим.
Источник
тесты по биологии и экологии 11 класс тест по биологии (11 класс) по теме
Тематические тесты к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме
«Основы эволюции» и «Основы экологии
1. Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»
1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).
2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).
3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).
4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).
5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).
6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).
7) Плотность внешней среды большая в … (воде).
8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).
9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).
10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).
2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»
1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией;
б) паразитизмом;
в) комменсализмом;
г) аменсализмом.
Ответ: в).
2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
а) комменсализмом;
б) мутуализмом;
в) протокооперацией;
г) нейтрализмом.
Ответ: б).
3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
Ответ: в).
4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
а) хищничеством;
б) симбиозом;
в) аменсализмом;
г) паразитизмом.
Ответ: г).
5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений;
б) полезно-нейтральных отношений;
в) полезно-вредных отношений;
г) взаимовредных отношений.
Ответ: б).
6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартирантством;
г) акклиматизацией.
Ответ: в).
7) Отношения «паразит — хозяин» состоят в том, что паразит:
а) не оказывает существенного влияния на хозяина;
б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину;
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
Ответ: г).
8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
а) паразитизмом;
б) комменсализмом;
в) симбиозом;
г) сапрофитизмом.
Ответ: в).
9) Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
Ответ: в).
10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
а) основным хозяином;
б) промежуточным хозяином;
в) переносчиком;
г) паразитом.
Ответ: а).
3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»
Выберите правильные суждения.
1) Внутривидовые отношения — механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
5) Территориальное поведение у животных — способ регуляции численности популяции.
6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.
8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
9) Самоизреживание у елей — это пример межвидовой конкуренции.
10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.
Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.
4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ
1. Тестирование.
1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:
а) быстро растущих;
б) находящихся в стабильном состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.
Ответ: в).
2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:
а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;
б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;
в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;
г) популяция достигает максимальных размеров.
Ответ: г).
3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность популяции;
г) обилие популяции.
Ответ: в).
4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, — это:
а) индекс численности;
б) обилие популяции;
в) плотность популяции;
г) экологическая пирамида.
Ответ: б).
5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
б) возрастным спектром популяции;
в) физиологической плодовитостью;
г) экологической рождаемостью.
Ответ: б).
6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:
а) из одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.
Ответ: г).
7) Популяцию характеризуют следующие свойства:
а) рождаемость, смертность;
б) площадь территории;
в) распределение в пространстве;
г) среда обитания, условия жизни.
Ответ: а).
8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах;
б) для медико-санитарной службы;
в) в рыболовстве.
Ответ: а).
9) Возрастная структура популяции:
а) определяется внешними условиями;
б) не зависит от жизненного цикла вида;
в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
г) зависит от размеров популяции.
Ответ: в).
10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции одного вида;
в) две популяции двух видов;
г) одну популяцию двух видов.
Ответ: в).
5. Тестирование по теме «Динамика популяции»
1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
а) паразитизма;
б) накопления отходов жизнедеятельности;
в) хищничества;
г) суровой зимы.
Ответ: б).
2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.
Ответ: б).
3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:
а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;
в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;
г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.
Ответ: г).
4) Если n — число организмов, t — время, то формула ∆n/∆t означает:
а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;
б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;
в) скорость роста популяции в процентах;
г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.
Ответ: б).
5) Колебания численности популяции связаны:
а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);
б) с загрязнением окружающей среды;
в) со средой обитания;
г) с уровнем организации организмов.
Ответ: а).
6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
а) связь с другими популяциями;
б) связь между особями популяции;
в) их высокая численность;
г) колебания численности популяций.
Ответ: в).
7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:
а) из-за благоприятного здесь климата;
б) более снежных зим;
в) более влажного климата;
г) отсутствия врагов этого насекомого.
Ответ: г).
8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:
а) полный запрет на охоту;
б) вселение их в новую экосистему;
в) регуляция численности частичным запретом на охоту;
г) полное уничтожение их врагов.
Ответ: в).
9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется по сезонам;
г) колеблется по годам.
Ответ: б).
10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:
а) сокращается;
б) увеличивается;
в) изменяется по сезонам года;
г) поддерживается на определенном уровне.
Ответ: г).
6. Тестирование по теме «Структура сообщества»
1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
а) экосистему;
б) биосферу;
в) сообщество;
г) агроценоз.
Ответ: а).
2) Примером природной экосистемы служит:
а) пшеничное поле;
б) оранжерея;
в) дубрава;
г) теплица.
Ответ: в).
3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
а) ее изменения;
б) ее устойчивости;
в) ее закономерного развития;
г) конкуренции видов.
Ответ: б).
4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:
а) колебания численности растительноядных;
б) межвидовая борьба;
в) чрезмерное размножение хищников;
г) разрушение мест обитания животных.
Ответ: г).
5) Почему дубраву считают биогеоценозом?
а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;
б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;
в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;
г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.
Ответ: г).
6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
а) березовой рощи;
б) экваториального леса;
в) дубравы;
г) тайги.
Ответ: б).
7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:
а) тропического леса;
б) степи;
в) широколиственного леса;
г) тундры.
Ответ: г).
8) Ярусное строение фитоценоза:
а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;
б) не имеет никакого значения для растений;
в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;
г) приводит к уменьшению видового разнообразия.
Ответ: а).
9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:
а) возрастающее потребление ресурсов;
б) эволюционное старение видов;
в) расселение видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:
а) видовой состав, видовое разнообразие;
б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;
в) экологические взаимодействия организмов.
Ответ: а).
7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»
1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:
а) продуцент;
б) консумент I порядка;
в) консумент II порядка;
г) редуцент.
Ответ: б).
2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют разнообразную кормовую базу.
Ответ: а).
3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:
а) к автотрофам;
б) гетеротрофам;
в) продуцентам;
г) хемотрофам.
Ответ: б).
4) Азотфиксирующие бактерии относятся:
а) к продуцентам;
б) консументам I порядка;
в) консументам II порядка;
г) редуцентам.
Ответ: а).
5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
б) на Земле существует огромное разнообразие растений;
в) растения расселились во все среды обитания;
г) численность растений каждого вида очень высокая.
Ответ: а).
6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
а) динамичность;
б) целостность;
в) смену;
г) сходство с агроценозом.
Ответ: б).
7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:
а) обмена веществ;
б) круговорота веществ;
в) пищевых связей;
г) территориальных связей.
Ответ: б).
8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:
а) саморегуляция;
б) обмен веществ и энергии;
в) колебание численности популяций;
г) круговорот веществ.
Ответ: г).
9) Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
Ответ: г).
10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:
а) реакции, протекающие в земных недрах;
б) органические вещества тел животных;
в) солнечное излучение;
г) хемосинтезирующие организмы.
Ответ: в).
8. Тестирование по теме « Экологические пирамиды»
1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
Ответ: в).
2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) изменяется по синусоидному графику (циклически).
Ответ: а).
3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:
а) экологической пирамидой массы;
б) экологической пирамидой энергии;
в) цепью питания;
г) саморегуляцией.
Ответ: в).
4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
а) бактерии;
б) грибы;
в) животные;
г) растения.
Ответ: г).
5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:
а) круговоротом веществ;
б) правилом экологической пирамиды;
в) развитием экосистемы;
г) законом превращения энергии.
Ответ: б).
6) Перевернутая пирамида численности характерна для:
а) водных экосистем;
б) наземных экосистем;
в) не встречается вообще;
г) почвенных биоценозов.
Ответ: а).
7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:
а) 10 %;
б) 90 %;
в) 0 %;
г) 20 %.
Ответ: б).
8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:
а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;
б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;
в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;
г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.
Ответ: г).
9) Пирамида численности отражает:
а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;
б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;
в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.
Ответ: а).
10) Большое разнообразие видов в экосистеме — основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …
а) устойчивого развития экосистем;
б) колебания численности популяций;
в) появления новых видов;
г) расселения видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
9. Тестирование по теме «Экологическая сукцессия»
1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи — лишайники — травянистые растения;
б) лишайники — травянистые растения — мхи;
в) лишайники — мхи — травянистые растения;
г) травянистые растения — мхи — лишайники.
Ответ: в).
2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животных;
б) уменьшение видового разнообразия организмов;
в) уменьшение биомассы органического вещества;
г) увеличение чистой продукции сообщества.
Ответ: а).
3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:
а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;
б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;
в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;
г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.
Ответ: г).
4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?
а) деревья; в) кустарники;
б) лишайники; г) лисицы.
Ответ: б).
5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, — это причина:
а) вымирания видов;
б) колебания численности популяций;
в) смены экосистем;
г) биологического прогресса.
Ответ: в).
6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
а) сезонные изменения в природе;
б) изменения погодных условий;
в) колебания численности популяций одного вида;
г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.
Ответ: г).
7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:
а) антропогенный;
б) биотический;
в) лимитирующий;
г) метеорологический.
Ответ: а).
8) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
а) отмирание надземных частей растений летом;
б) изменение активности животных в течение суток;
в) распашка земель;
г) бурное развитие растительности зимой.
Ответ: в).
9) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:
а) к повреждению подроста деревьев;
б) уплотнению почвы;
в) исчезновению луговых трав;
г) исчезновению лесных трав.
Ответ: в).
10) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:
а) недостаток пищи;
б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;
в) сезонные изменения в природе;
г) приливы и отливы.
Ответ: б).
Источник