Обычная норма отменить норму закона может в римском праве

Обычное право и законы как источник римского права

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

— mores maiorum — обычаи предков;

— usus — обычная практика;

— arii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

— arii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

— consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:

— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

— выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

— выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

— воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая — «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Обычная норма отменить норму закона может в римском праве

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Читайте также:  Объем мочи у кота в норме

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Виды законов:

— lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

— lex minus quam perfecta — влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

— lex imperfecta — без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания — plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

— lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

— plebiscitum — указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права — jus vetus.

Источник

Обычное право и закон

Обычное право — древнейшая форма образования римского права.

Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право — неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

1. mores maiorum — обычаи предков;

2. usus — обычная практика;

3. arii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

4. arii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

5. consuetudo — обычай в императорский период. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Значение обычаев:

— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

— выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

— выражать однообразную практику;

— воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия.

Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.

Законы — имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:

1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;

2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;

Читайте также:  Если мазок в норме может ли быть инфекция

3. он был доведен до сведения граждан — выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;

4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима — земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Законы XII таблиц — свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.

Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:

Обычная норма отменить норму закона может в римском праве

-о вызове в суд,

-о вершении исков,

— о долговом рабстве,

— о порядке манципации при сделках,

— о завещании и семейных делах,

— о пользовании земельным участком,

— о воровстве,

— о личном оскорблении,

— об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),

— о порядке похорон и церемоний,

— о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.

Одной из норм, содержащихся в XII таблицах является правило Талиона (суть: «Око за око, зуб — за зуб»).

Виды законов:

1. Plebiscitium — в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Примеры подобного рода законов:

— законы XII таблиц;

— Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);

— Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.

2.В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената — сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора — конституциями.

Примеры подобного рода законов:

— Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);

— Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).

3. Конституции приобретают наименование leges(что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:

А) эдикты — общие распоряжения, обращенные ко всему населению;

Б) рескрипты — распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);

В) мандаты — инструкции, которые императоры давали чиновникам;

Г) декреты — решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам

Источник

(3)

I

1. . 2. . 3. . 4. . 5.

1.

1. XII fons onrnis publici privatique iuris . , ; , .

, ( ), : 1) ; 2) , () ; 3) .

2. .

, , . (). .

3. , , , , , .

( ), :

1) ; 2) ( ; , , ; ); 3) ; 4) (). . , 24.

4. . , (. , 5, . 49); ..; : ( I . .. I …), (III . ..), ( II …), (IV . ..); (); (III . ..), (I …)1 ; ( , I . ..); : , ; (, , .); .

, , (, , , ), (, , . , 79 . ..) .. ( XIX .) Corpus inscriptionum latinarum ( ); , , , . 7 . (1909 .) (Bruns. Fontes iuris romani). .

, . () , -, , , ( , , ..); -, . , ; , (212 . .., Constitutio Antonina) . : L.MitteisundU.Wilcken. Grundzuge und Chrestomathie der Papyruskunde (4 ). Leipzig, 1912; P.M.Meyer. Juristische Papyri, Erklarung von Urkunden zur Einfuhlung in die Juristische Papyruskunde, Berlin,1920. . — (1908 .); . — (1911 .).

( ..).

2.

1. (. 5, . 5) (ius scriptum) (ius non scriptum). , . , . , ( ); , , , , .

2. , . , , — , , .

, , , , .

, , , , , .

3. . : mores maiorum ( ), usus ( ); : arii pontificum (, ); arii magistratuum (, ) ., consuetude ().

: , , ( ). , () leges regiae ( , 50 ), . XII (V . ..) , -, ( ).

, . . , , . , , . , 1, ? , , , in desuetudinem abiit ( ); desuetudo 11 (iniuria).

( , .8.52.2.) , .

4. leges. . , — ; : (), . , 3 4. , , , . 11 2 : lex Poetelia ( ),1V. .., , ; lex Aquilia ( ), 111. .., ; lex Falcidia ( ),1. .., (. , .V111,.V, 4) .

, , . ( ..) , , (). , legisvice, , , , orationes ad senatum. senatusconsultum Macedonianum (1…), ; senatusconsultum Velleianum (1…), , .

, : , , (legibus solutus est, D.1,3,31). , , : ) , (, , , . 3); ) ( );

.) , ; ) . leges; : leges generales, sanctio pragmatica .

3.

1. , , .

dico () . , ( ) . 1 , : 1) ( , , , , ) ( ) , 2) , ( ).

, , , , , .. , , .

, , , , , ( 2 lex annua, ). , , ( , , edictum tralaticium).

2. III . .. ; . , -, .

, , , . , , , . , . , , , , , . , . , , .

, , , , ..; praetor ius facere non potest () ; , (3.32) ,

— . , , . , ( , ), . : , ; , imperium, , .

3. . , , , . , iuris civilis adiuvandi gratia, . , , , , , . : ( iuris civilis supplendi gratia). , , , , , , . , , (iuris civilis corrigendi gratia). , , ( , . , . IV, 1, . 3), , , , , . . ; , ( ), (Gai, 3,32), nudum ius, , , , .

, , , . ( ), .

(D.I. 1.8) , .

4. , , ius civile, , , ius honorarium ( honores, , .. ) i ius praetorium , .

5. ( ), , , , , .

legitimus (), , ; , legitima hereditas, , (bonorum possessio,CM. , . VIII); indicium legitimum , (imperium) ; actus legitimi .. , , , , iustae causae (, ) , legitimae causae .. ius . legitimus , ( , . , 5,.) , ; , ( ) legitimum tempus ( , ., . V, . III, 3, . 4; in integrum. restitutio, , ., ., 5, .), legitimae usurae ( ) ..

6. , , (, , iusus, , , .).

7. . 1 , , ( 51 . ..) , . , , . ; , imperium, ..

8. , , . , , .

II … , . (edictum perpetuum) ; .

( ) . ( 2.10.3) , . (VI …).

, . 2.

1 , 1- , 6

2 ,In Verrem 2,1, 42, 109. (27) Lex annuaria

1 Cicero, Ad Atticum, VI.I.15.

2 . : Lenel . Edictum perpetuum, 1883; ( 2T.),L’editperpetuel, 1901-1903 ( ).

4.

1. respondere, cavere, agere, scribere. respondere , , : cavere — .., , ( scribere ); , agere ( ).

2. (), , (interpretatio), . , ( ) (legis actiohes), , , . , ( ) ius Flavianum. — ( , ). . . . ( ) . , . , , , — (auctoritas iurisprudentium, ). , , , .

, , .

3. ( ..) . , ( , ).

( )^ , . , , , , . , , , .

, . , , (ius publice respondendi). , , : , ius respondendi ( ex auctoritate principis). , , . , , . , , . .

, , : D.50.17.1, Paulus: ex regula ius sumatur sed ex iure quod est regula fiat ( , , , , ; , , , , ); D.I.3.24, Celsus: incivile est nisi tola lege perspecta una aliqua particula eius proposita iudicare vel respondere ( , , , — ),.

, . , , ( instituere, ), , , ( instruere).

4. : (II . ..), , , , , , , ius civile nindaverunt, (D.1.2.2.39), (I . ..), , .

, , . : ( , ) ( , ).

, : (- -; ); ( ); ( Edictum perpetuum. ., 3, .8);

( ); . ( IIIII …) , , .

, .

III . V . , , , , , ; , , , — , . , . , ; , , . Epitome , , , , IV …

, , IV . . , . , , ( V .) : , . , , , , , ( , — ).

5. — , ( , ) .

-, , ( ). , , libri ad Sabinum ( , , .).

(libri ad edictum), , , , .

, , , .. ( , . 5, . 4).

. ; ( , , 300 ); , (regulae), (sententiae); .

(, .), () . , .

5.

1. ,

1. .

, . , , III . IV …:

Codex Gregorianus, (I1 …) III … Codex Hennogenianus, , ( IV …).

2. V … : II Codex Theodosianus ( ), , . 16 , , . , , .

3. ( V …) ( ) . : , , . , , leges, ius (, , ). : LexRomana Wisigothorum ( ), Edictum THeodorid ( ). Lex Roinana Burgundionum ( ).

, leges ius. : Fragmenta Vaticana, , ( XIX .) , IV V .. . , , , ; Collatio legum Romanarum et Mosaicarum — V . ., , , , , .

II.

4. II , VI … . , . , , . , .

, leges ( , II ) ius ( ). , , . , , ( , ).

5. . ( ) ( ).

. , 528 , 529 ( ).

530 ius, . 533 Digesta () Pandectae ( ) . , , 50 , .

533 , . , ; .

. , 50 , . 534 (), 12 , .

6. . , . . , VI … , , , .

, , , , (. , ., . III, 1, . 4). , — , . , mancipatio, traditio. .

, . . , , , , II III ., VI .: — II VI . , , . , . .

( ) ; , , ..

, , . (1.7.2), , , 1- . , principis auctoritate . , (1,98) , populi auctoritate, . , : VI . ; , , , .

, .

: , , .

7. : ) , ( libri ad Sabinum; , ); ) , (libri ad edictuin); ) , .

8. , , , , . ( ) , (.. ). , ( ).

, , Corpus iuris civilis ( ).

. — , , IX ., .

, ( lex Romana Wisigothoruin). , , . — XI . . XI (VI VII . . .), . — ( ).

9. , Corpus iuris civilis, . : I.(), D. (), . (), N. (). ( ) , ( ), ( ). ( ) ( ), . , ‘ , principium; . (.. principium, ). , , : D.4.8.9.2 , 4- , 8- , 9- , 2. I. (.. lex) fr., (.. fragmentum), : I. 9. 2. D. 4. 8.

, ( ) . : 1.2.22.1 , 2- , 22- , 1.

, : 28,. 4, 2 28- , 4- (caput), 2.

(3)

Читайте также:  Норма суточного объема мочи у ребенка это

Источник