Нормы таможенного права могут содержаться
Содержание статьи
Нормы таможенного права
Норма таможенного права — это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любая правовая норма, норма таможенного права состоит из гипотезы (условие применения конкретного правила), диспозиции (само правило поведения) и санкции (ответственность за нарушенное правило). ТК ТС не содержит санкций за нарушений норм таможенного права. Они предусмотрены уголовным и административным законодательством государств — участников таможенного союза. Особенности норм таможенного права связаны со спецификой отношений, урегулированных данными нормами — общественных отношений в сфере таможенного дела.
Виды таможенных норм:
1. По характеру правил поведения участников таможенных отношений:материальные и процессуальные(материальные нормы регулируют структуру таможенного законодательства, права и обязанности юридических и физических лиц в области таможенного дела, т.е. правовое положение участников таможенных правоотношений; а процессуальные регламентируют порядок и действие норм материального права).
2. По направленности поведения участников таможенных отношений:обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
3. По степени определенности выражения в нормах правил поведения участников таможенных отношений:определенные и неопределенные, или бланкетные (определенная норма таможенного права точно формулирует правило поведения и определяет его исполнителей, неопределенные (бланкетные) норм содержат отсылки к нормам таможенного права государств-участников таможенного союза или к нормам иных отраслей права).
Толкование норм таможенного права может осуществляться специально уполномоченными на это государственными органами и лицами (официальное или легальное), либо иными лицами (неофициальное или доктринальное). Неофициальное толкование не является обязательным.
Применение норм таможенного права реализуется в практической деятельности участников таможенных отношений, в ходе которой субъекты таможенных отношений должны строго придерживаться норм таможенного законодательства и воздерживаться от неправомерных действий или действий, направленных на осуществление неправомерных целей.
Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругулиц:
Территориальное пространство действия таможенных правовых норм распространяется на единую таможенную территорию таможенного союза (включая исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).
При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и ст.7 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Нормы таможенного права применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (не менее месяца со дня официального опубликования), и не имеют обратной силы, за исключением случаев, если прямо предусматривают это, или если это предусмотрено законами или международными договорами.
Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами, перечень которых указан в гл. 45 ТК ТС.
Источник
Нормы таможенного права
Определение 1
Современная норма таможенного права – это санкционированное или установленное государством правило, которое направляется с целью регулирования отношений, возникших в сфере российского таможенного права.
Сегодня можно определить некоторые виды системы таможенных норм:
- Нормы, установленные по характеру правил поведения всех участников таможенных отношений. Необходимо говорить о процессуальных и материальных отношениях.
- Нормы, установленные по направленности поведения всех присутствующих участников. Как правило, это управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы отношений.
- Нормы, установленные по степени определенности выражений в современных нормах поведения системы таможенных отношений.
Признаки норм таможенного права
Как и все государственные правовые нормы, система таможенных прав наделена и характеризуется своими определенными признаками:
- Во-первых, это всеобщность. Иными словами, это определенные нормы, которые могут распространяться без исключения на всех участников правовых отношений.
- Во-вторых, это общеобязательность. Это нормы права, которые являются обязательными для выполнения всеми участниками правовых отношений.
- В-третьих, это установленная юридическая ответственность. Такая ответственность наступает за неисполнение системы норм таможенного права. Юридическая ответственность наступает в результате Уголовного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
Стоит также отметить, что имеющаяся совокупность правовых норм, проходит процесс регулирования через определенный круг взаимосвязанных и однородных отношений среди общественности. Кроме того, существуют таможенные и правовые нормы, которые регулируются на основании государственных документов и постановления правительства страны и президентом Российской Федерации:
- Во-первых, это материальные нормы. Эти нормы закрепляют обязанности и объем установленных прав. Эти нормы также влияют на ответственность субъектов системы таможенных правовых отношений.
- Во-вторых, это процессуальные нормы. Такие нормы определяют порядок, который формирует реализацию юридических прав и обязанностей.
- В-третьих, это процедурные нормы. Эти нормы могут устанавливать различные правотворческие, материальные и процессуальные процедуры.
Продолжительность действия таможенного права
В соответствии с установленными нормами, российское таможенное право может классифицироваться на основании своей продолжительности действия правовых отношений:
- Постоянные правовые отношения таможенных норм Российской Федерации. Такие нормы могут длиться все то время, пока существуют субъекты, где они приняты, на территории Российской Федерации.
- Временные правовые отношения таможенных норм Российской Федерации. Эти нормы могут существовать все то время, пока не выполнены иные действия, предусмотренные на основании законодательных актов и норм.
Замечание 1
Состав современных норм таможенных правоотношений подразделяется на три основных показателя: субъект, объект и содержание. Субъектом таможенного права может выступать исключительно лицо, участвующее в таможенных правоотношениях на основании юридических норм. Предметом таможенного права определены цели, которые поставлены субъектами.
Содержание же норм таможенного права может быть не только материальным, но и юридическим. Материальное содержание – это фактическое поведение определенного субъекта таможенного права. Юридическое содержание – это мера должного или дозволенного поведения.
Источник
Понятие и нормы таможенного права
Таможенное право представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в Российской Федерации. Осуществление таможенного дела невозможно без правового регулирования отношений, возникающих в данной области. Для изучения, исследования, совершенствования и практического применения как таможенного законодательства, так и всего комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и используется понятие таможенного права.
Таможенное право объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данные правила содержатся в ТК, а также в иных федеральных законах, затрагивающих отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Таким образом, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином – «таможенное дело».
В качестве основных методов правового регулирования в теории права выделяют:
- предписывающий (императивный) метод,
- дозволительный (диспозитивный) метод.
Основным для таможенного права является императивный метод, т. е. метод властных предписаний: лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области.
Пределы диспозитивного метода существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т. е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов.
Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т. е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают в таможенном праве значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить:
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
- на управомочивающие;
- обязывающие;
- запрещающие.
Управомочивающими нормами выступают нормы, наделяющие участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру). Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа он должен предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату). К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (в частности, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).
В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, определяющая круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи ТК содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи ТК или других актов. При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения в таможенном праве преобладают императивные нормы, т. е. нормы, не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Такого рода нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм ТК выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.
Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности так называемых диспозитивных норм. В частности, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный ТК, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать и норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары, само определяет свои действия.
По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы. Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений. Бланкетные нормы, т. е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, в таможенном праве не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. В частности, ТК содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу.
Система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и соответственно порядок осуществления таможенного контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или его часть, возможно статья. ТК рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения. В круг таких нормативных правовых актов могут входить указы Президента РФ, которые не должны противоречить ТК и иным законам. На основании и во исполнение норм ТК и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.
Похожие статьи
Источник
Понятие, структура и особенности норм таможенного права.
Сложно не согласиться с мнением И.В.Тимошенко в том, что «…Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли».[55]
Под нормой таможенного права принято понимать установленное государством правило, регулирующее общественные отношения в сфере таможенного дела.[56]
Структура нормы таможенного права, традиционно состоит из:
— гипотезы (определяет, при каких условиях применяется конкретное таможенное правило);
— диспозиции (само правило поведения);
— санкции (ответственность, наступающая в сфере таможенного дела согласно КоАП РФ или УК РФ).[57]
Нормы таможенного права обладают общими признаками правовых норм и особенными (специальными) признаками. Говоря об общих признаках ном таможенного права следует сказать, что как и любые правовые нормы они имеют следующие признаки:
— всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
— общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;
— юридическая ответственность, т.е. за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность.[58]
Особенные признаки норм таможенного права связаны со спецификой отношений, урегулированных данными нормами. Эти особенности вытекают из специфики тех общественных отношений, которые регулируются таможенным правом. Специфика же указанных общественных отношений заключается в том, что они складываются в сфере таможенного дела, которое связано с перемещением товаров через таможенную границу.[59] Также учеными подчеркивается, специфика норм таможенного права связанная с тем, что они «…разработаны на основе предписаний международных договоров, участниками которых является Россия. Иными словами, они имеют широкую международно-правовую основу. Они вобрали в себя требования, предъявляемые международным сообществом участникам общественных отношений в сфере таможенного дела».[60]
Виды таможенных норм.
Нормы таможенного права можно классифицировать по различным критериям. Например, К.А.Бекяшев и Е.Г.Моисеев выделяют их следующим образом:
1. По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений нормы подразделяются на:
— материальные;
— процессуальные.
2. По направленности поведения участников таможенных отношений:
— обязывающие;
— запрещающие;
— управомочивающие.
3. По степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных отношений:
— определенные;
— неопределенные (или бланкетные).[61]
И.В.Тимошенко помимо бланкетных в классификации норм таможенного права абсолютно обоснованно выделяет и отсылочные.[62] В отличие от бланкетных норм, которые отсылают к другим отраслям права, отсылочные нормы отсылают к другой норме того же нормативного акта, в котором находится и сама отсылочная норма. В Таможенном кодексе РФ немало отсылочных норм. Так, например ст.13 ТК РФ отсылает к ст.16 ТК РФ, ст.21 ТК РФ отсылает сразу к нескольким нормам – ст.ст.98, 113, 145 и 231 ТК РФ, ст.34 ТК РФ к ст.37, ст.72 ТК РФ к ст.ст.73-76 и т.д.
Источники таможенного права.
В таможенном праве довольно широкий круг источников. О.Ю.Бакаева давая общую характеристику источникам таможенного права отметила: «Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила о таможенном деле и его элементах. Таким образом, источник таможенного права (как и любой другой отрасли) должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальными. Они выступают в качестве юридических фактов и порождают, изменяют или прекращают конкретные правовые отношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретном предписании субъектам, в регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения)».[63]
Систему источников таможенного права в целом принято считать следующим образом:
— Конституция Российской Федерации;
— международные договоры и соглашения;
— федеральные законы (кодифицированные – Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.; иные текущие законы: Закон РФ «О таможенном тарифе», ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»);
— подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития РФ, Минфина России, ФТС России).[64]
Нужно отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза[65] и утраты силы ТК РФ система источников таможенного права несколько изменится. Появятся такие новые источники как:
— Таможенный кодекс таможенного союза;
— решения Межгосударственного Совета глав государств таможенного союза;
— решения Межгосударственного Совета глав правительств таможенного союза;
— решения Комиссии таможенного союза;
— Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
ЛЕКЦИЯ 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Вопросы лекции:
Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.
Структура таможенных правоотношений.
Субъекты таможенных правоотношений.
Высшие органы таможенного союза как субъект таможенных правоотношений.
Таможенные органы РФ как субъекты таможенных правоотношений в свете нового таможенного законодательства.
Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений.
Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.[66]
К особенностям таможенных правоотношений относят:
1) возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках;
2) индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей;
3) возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением;
4) имеют публичный характер;
5) охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов.[67]
И.В.Тимошенко подчеркивает, что таможенно-правовые отношения могут возникать:
а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);
б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости – и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России;
в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним; отношения, связанные с изменением таможенного режима ранее ввезенных В Россию товаров и др.).[68]
Виды таможенных правоотношений в юридической литературе выделяют по различным критериям. Например, И.В.Тимошенко классифицирует их на:
— материальные и процессуальные;
— первичные и вторичные;
— возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
— порождаемые правомерными и неправомерными фактами;
— иные виды.[69]
Источник