Нормы публичного права могли быть изменены соглашением сторон
Содержание статьи
Соглашения в публичном праве
Характеристика понятия соглашения в России
Прежде чем перейти к разъяснению понятия соглашений в публичном праве, стоит выяснить, что представляет собой термин «соглашение» в общей теории и правовой практике.
Замечание 1
Так, соглашение можно назвать тождественным по отношению к такому понятию, как «договор». Данные термины обозначаются в качестве синонимов не только в различного рода толковых словарях, но и в положениях, предусмотренных действующим российским законодательством.
Статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматривает договор как устанавливающее, изменяющее и прекращающее права и обязанности сторон соглашение.
Трудовое законодательство России дает для соглашений наиболее подробное описание. Закон о коллективных договорах и соглашениях раскрывает термин «соглашение» в качестве правового акта, регулирующего трудовые и социальные отношения работодателя и работника. Кроме того, обозначаются отдельные виды соглашений: генеральные, тарифные, отраслевые, межотраслевые, региональные, территориальные, профессиональные тарифные и другие. Указывается также, что трудовой договор может быть заключен и письменно, и устно, тогда как соглашение можно заключить исключительно в письменной форме.
Основываясь на вышеизложенном, некоторые теоретики и практики вносят свои предложения по поводу разграничения понятий «договор» и «соглашение». В поддержание своей позиции они приводят следующие факты:
- в практической сфере заключение большей части договоров происходит без проведения переговоров;
- проведение переговоров при заключении соглашения обязательно;
- как правило, договор составляется одной стороной, а вторая лишь ставит свою подпись;
- соглашение рассматривается как акт, основанный на взаимном согласии сторон;
- договор заключается по наиболее значимым вопросам, например договор купли-продажи, договор подряда, договор поставки и т.д.;
- соглашения относятся к отношениям в большей степени формального характера, например, соглашение о расторжении договора , соглашение о взаиморасчете и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что в науке соглашение рассматривается в качестве средства, позволяющее субъектам правоотношений изменить или дополнить уже существующие между ними правоотношения.
Публично-правовые соглашения
Определение 1
Соглашение в публичном праве — это заключенный между сторонами публичных правоотношений акт согласия по определенному вопросу, входящему в область регулирования публичного права.
Соглашения являются неотъемлемой частью публичного права. Они позволяют обеспечить согласование интересов, позиций и действий государств, различных властных структур, наций, общественных организаций, народностей и т.д. При этом согласованность является первоосновой в ходе интеграции происходящих в настоящий этап времени процессов, охвативших экономическую, политическую, социальную, военную, культурную, экологическую, научную сферы жизнедеятельности.
Вопрос о методах регулирования посредством заключения соглашений, как внутри государств, так и вовне, стал ощущаться наиболее масштабно и остро. Публичные соглашения вышли на арену общественной жизни, в сочетании с договорами частноправового характера.
Признаки соглашений в публичном праве
Прежде чем выделить признаки соглашений в публичном праве, стоит отметить признаки, которые присущи всем соглашениям:
- соглашения заключаются добровольно, позволяя сторонам правоотношения свободно изъявлять свою волю;
- стороны равны друг перед другом как партнеры;
- соглашение основывается на согласии сторон по всем аспектам соглашения, прежде всего, по существенным моментам;
- в большинстве случаев, соглашение носит возмездный, эквивалентный характер;
- за ненадлежащие исполнение или неисполнение обязательств по соглашению на сторон возлагается взаимная ответственность;
- законодательство придает соглашениям юридическую силу.
Соглашения, которые заключаются в сфере публичного права, обладают определенными специфическими признаками.
Субъект соглашений. В качестве субъекта соглашений выступает участник публичных правоотношений, который обладает властными полномочиями. Наиболее типичными субъектами в данном случае являются: государство, государственные органы и (или) должностные лица, муниципальные органы власти, представители партий, международные организации. Вторая сторона соглашения может носить другой статус, но при этом она должна являться носителем властных функций в публичной сфере, например, к таковым относятся государственные корпорации.
Предмет соглашений. В данном случае речь идет о том, что предметом соглашений в публичном праве выступают вопросы управления, власти, саморегулирования, которые допускают регулирование посредством заключения соглашений, а не только общеправовое регулирование.
Обязательства сторон. В соглашениях публичного характера обязательства сторон являются своеобразными. В них предопределена саморегуляция сторон их конституционным статусом, в наиболее жесткой степени. При этом объем добровольности и их собственного усмотрения при определении предмета соглашений не снижается. Соглашения содержат нормы-намерения, нормы-цели, нормы-действия, нормы-согласования, нормы-предостережения, нормы-программы, нормы-воздержания, нормы-координаторы.
Классификация соглашений в публичном праве
В юридической науке существуют различные классификации публично-правовых соглашений. Предлагается рассмотреть одну из них:
- соглашения по разграничению компетенции;
- управленческо-функциональные соглашения;
- соглашения о делегировании полномочий;
- программно-политические соглашения;
- соглашения между государственными и негосударственными организациями;
- международные соглашения.
Замечание 2
В данной классификации прослеживается сочетание различных критериев соглашений публично-правового характера, охватывая их внутреннюю и внешнюю сферу.
Источник
Что такое публичное право
Публичное право — это большая группа юридических норм, регулирующих правоотношения, в которых в качестве по крайней мере одного из субъектов выступают государство, общество, органы власти. Какие отрасли относятся к публичному праву? В чем отличие публичного права от частного? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Публичное право: определение
Перед тем как дать определение такому понятию, как публичное право, вспомним некоторые юридические термины:
- Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Например, выделяют такие отрасли права, как семейное, уголовное, трудовое, корпоративное, конституционное и др. (эта тема детально раскрыта в нашей статье «Критерии деления системы права на отрасли»).
- Публичные правоотношения — это правоотношения, возникающие между или с участием публичных субъектов: государства, органов власти, общества, должностных лиц и др.
Таким образом, публичное право — это совокупность юридических отраслей, в сфере регулирования которых находятся т. н. публичные правоотношения (а какие именно правовые отрасли охватывает публичное право, примеры рассмотрим далее).
Для сравнения, относящиеся к частному праву юридические отрасли включают те правовые нормы, которые регламентируют сферу имущественных и неимущественных правоотношений между частными субъектами — гражданами и юридическими лицами. Следует иметь в виду, что публичные субъекты тоже могут быть участниками частных правоотношений, если они выступают в таких правоотношениях уже как частные лица.
Например, муниципалитет заключил с коммерческой организацией договор на оказание услуг. В этом случае субъекты правоотношений являются равноправными партнерами, между ними нет соподчиненности и т. п.
Характерные черты публичной отрасли права
Выделим следующие специфические признаки публичного права:
- Нормы направлены на удовлетворение публичных, общественных, государственных интересов.
- Как минимум одной из сторон правоотношений является публичный субъект (государство, орган власти, должностное лицо и т. п.).
- Участники таких правоотношений обычно находятся в неравном, соподчиненном положении (т. е. наделены неравным правовым статусом). Однако могут быть и исключения. Например, правоотношения, возникающие между главами двух регионов, между двумя главными прокурорами из разных субъектов РФ и т. п.
- Реализация норм предполагает возможность воздействия одного из субъектов правоотношений на другого с применением власти, силы, авторитета.
- Нормы преимущественно императивного характера. Предписания публичного права не могут быть изменены соглашением сторон.
- Нормы предполагают одностороннее волеизъявление субъектов.
Важно! Деление отраслей права на публичное и частное достаточно условно. Практически в любых правоотношениях можно выделить признаки как публичного, так и частного права. Например, правоотношения при расторжении брака можно отнести к сфере частного права. Уплата госпошлины за регистрационные действия при этом — уже публичные правоотношения и т. п.
Рекомендуем! Сравнение признаков норм частного и публичного права мы проводим в нашей статье «Что такое частное право».
Защита публичных прав
Еще одно различие между нормами публичного и частного права кроется в особенностях защиты публичных и частных интересов, в т. ч. в суде.
В случае нарушения норм публичного права и если задеты именно публичные интересы, государство / его представители обязаны инициировать судебное разбирательство независимо от правового статуса пострадавшего и даже если никто из участников правонарушения пострадавшим себя не признает.
Например, частное лицо передало взятку должностному лицу. Фактически никто из этих двух субъектов может и не считать себя пострадавшим, однако при этом ущемляются интересы общества. В связи с этим уголовное дело должно быть возбуждено в любом случае.
Для сравнения, между сторонами частных правоотношений возник спор: поставщик нарушил сроки поставки и отказывается платить неустойку. Заказчик сам определяет, закрыть глаза на такое несоблюдение условий договора или обратиться в суд за защитой.
Другая ситуация: ФНС взыскала с ИП излишний налог, с чем ИП несогласен. В данном случае нарушены права частного лица, пусть и в рамках публичных отношений. Поэтому частное лицо само решит, обратиться ли в суд за защитой.
Источники публичного права
Источниками публичного права являются:
- Конституция РФ;
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- федеральные конституционные и федеральные законы;
- постановления органов исполнительной власти;
- внутригосударственные и международные декларации, соглашения;
- публично-правовые договоры;
- законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству РФ;
- Указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты Конституционного суда РФ;
- акты Верховного суда РФ.
Рекомендуем! В нашей статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА» мы рассказываем, каким образом соотносится юридическая сила НПА.
Отрасли публичного права
К отраслям публичного права относятся те группы правовых норм, которые:
- обеспечивают защиту общественных отношений от наиболее общественно опасных посягательств;
- определяют правовое регулирование административных правоотношений в РФ;
- регулируют сферу международных отношений с участием публичных субъектов;
- регламентируют прочие сферы правоотношений с участием публичных субъектов и т. д.
К сфере публичного права относятся, например:
- уголовное право;
- налоговое право;
- финансовое право;
- конституционное право;
- экологическое право;
- уголовно-процессуальное право;
- уголовно-исполнительное право;
- гражданско-процессуальное право;
- административное право;
- международное публичное право;
- арбитражно-процессуальное право и др.
Обратите внимание! Данный список отраслей права, относимых к публичному, не является исчерпывающим и может быть как дополнен, так и сокращен — в зависимости от обстоятельств, при которых нормы применяются.
Нормы частного и публичного права дополняют друг друга, и между ними не установлено субординации. Нельзя говорить, что нормы публичного права главенствуют над нормами частного, как и наоборот.
Нельзя четко разграничить сферы публичного и частного права — во многих отраслях их элементы сочетаются.
Самый яркий пример — земельное право, в котором часто используется административный метод по причине высокой ценности объекта (земли) для общества. Еще один пример — семейное право, где есть как частноправовые институты (режим супружеской собственности), так и публично-правовые элементы (лишение родительских прав).
***
Итак, нормы публичного права регулируют сферу публичных, общественных, государственных отношений и направлены на удовлетворение интересов народа, общества и государства. Нормы публичного права обычно носят императивный характер, и регламентированные ими правоотношения не могут быть изменены по соглашению сторон. Разграничение юридических норм, что относится к публичному праву, а что — к частному, проводится весьма условно.
Источник
1. КОММЕНТАРИЙ К СЕНТЕНЦИИ ПАПИНИАНА: «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНО ДОГОВОРАМИ ЧАСТНЫХ ЛИЦ» (D. 2. 14. 38)
Похожие главы из других работ:
Дисквалификация как вид административного наказания
2. Субъекты, в отношении которых может быть применена дисквалификация
Дисквалификация может применяться к следующим субъектам административной ответственности (часть 3 статья 3.11 КоАП): · к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы; · к лицам…
Значимость частного и публичного права в повседневной деятельности
ГЛАВА III. Публичное право. Предмет и структура публичного право. Появления «публичного право» в отраслях право.
…
Исполнительное производство
Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
Статья 79 ФЗ «об исполнительном производстве» гласит: 1. Взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество…
Методологическая база правотворческого процесса
4. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное право
Две крупные системные структуры международного права — публичная и частная — оказывают основополагающее влияние и на политические, и на хозяйственные, и на личностно-правовые функции международного права…
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Глава I. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ КАК СУБЪЕКТ,К КОТОРОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНОУГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
…
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Глава I. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ КАК СУБЪЕКТ,К КОТОРОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНО УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
…
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
Вопрос 1. В каких случаях ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, может быть возложена на его родителей (супругов), лишенных родительских прав?
Ответ. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними, закреплена в ст. 1075 ГК РФ…
Ответственность за нарушение договорных обязательств. Правовые вопросы оплаты труда
1.1.5 В каких случаях должник может быть привлечен к ответственности?
В тех случаях, когда должник, который несет ответственность по общему правилу, т.е. при наличии вины, не может быть привлечен к ответственности, поскольку имела место невозможность исполнения обязательства в силу случайных обстоятельств…
Правовая охрана сельскохозяйственных земель
2. В каком порядке может быть изъят земельный участок у собственника этого участка при использовании земли не по целевому назначению
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) закрепляет обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков…
Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ
3.2 Что тайной быть не может? Что можно засекретить?
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, указан в ст.5 Закона N 98-ФЗ. Так, Законом запрещено скрывать данные, содержащиеся в учредительных документах, о должностных лицах…
Правосудие по гражданским делам. Трудовые споры
Вопрос 4: В течение какого срока может быть исполнено постановление о назначении административного наказания?
Сроки предъявления к исполнению исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов…
Пределы свободы мнений и свободы творчества
2. Ограничения свободы мнений — у каких идеологий не может быть права на жизнь?
Начать следует с того, что свобода мнений, точнее отдельные его проявления, как и любое право человека, гарантированное Конституцией может быть ограничено для защиты общественно важных ценностей в случае если, лицо злоупотребляет ими…
Проблема смертной казни в современном мире
4. Категория осужденных, к которым может быть применена смертная казнь. категория осужденных, которым смертная казнь не может назначаться
На основании статьи 59 УК РФ » Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам…
Совершенствование норм института рабочего времени
2. Условия, при которых продолжительность рабочего времени может быть сокращена
Выше указывалось, что установленная нормальная продолжительность работы в течение одной рабочей недели должна быть не более 40 часов в неделю. (ч. 1), ст. 3, ч. 1, 2 ст. 91 Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1…
Трудовой коллектив. Понятие представителей трудового коллектива. Статус индивидуального предпринимателя
2.1.2 Кто может быть индивидуальным предпринимателем?
Индивидуальными предпринимателями могут быть: · дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия; · граждане РФ, не достигшие совершеннолетнего возраста, при условии: 1. Согласия родителей…
Источник
Юристу
11 апреля
Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» (далее — Постановление N 16) дал рекомендации по вопросу о том, в каких случаях стороны могут изменять соглашением предусмотренные в норме правила, а в каких — нет. Нормы, правила которых стороны не могут изменить соглашением, являются императивными. Диспозитивные нормы — это те, правила которых стороны вправе изменить в договоре.
При согласовании условий договоров сторонам необходимо руководствоваться данными разъяснениями ВАС РФ (п. п. 1-4 Постановления N 16). Если стороны изменят правила, которые нельзя изменять, то условие договора или договор в целом может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ).
1. По общему правилу стороны не смогут изменить соглашением предусмотренные нормой правила, если в ней содержится прямой запрет на это
Примерами прямого запрета могут служить следующие положения:
- указание, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается (см., например, п. 2 ст. 461, п. 2 ст. 977 ГК РФ);
- указание на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону (см., например, п. 2 ст. 759, п. 2 ст. 973 ГК РФ);
- недвусмысленное выражение запрета в норме иным образом.
Даже если такие запреты есть, при определенных обстоятельствах они будут действовать только в ограниченном круге случаев. В частности, суд может признать, что нельзя предусматривать соглашением только условия, ущемляющие интересы стороны, на защиту которой направлена норма. В этих ситуациях необходимо учитывать цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило. Такой целью может быть защита слабой стороны договора, как в случае ст. 310 ГК РФ о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств (подробнее см. п. 2 Постановления N 16).
Представляется, что на практике реализация данного разъяснения может вызвать трудности. Истолковать норму с учетом целей законодателя смогут только лица с юридическим образованием (например, судьи, юристы компаний). Для других лиц это может быть затруднительным. Следовательно, при составлении проектов договоров сторонам придется пользоваться услугами профессиональных юристов, чтобы избежать риска признания условий договора недействительными. Также неясно, как стороны будут согласовывать условия договоров, если их мнения относительно целей нормы разойдутся. В этом случае необходимо будет руководствоваться толкованием суда, которое является обязательным.
2. Даже если норма прямо не запрещает сторонам изменять предусмотренные в ней правила, то в определенных случаях стороны все равно не смогут этого сделать
ВАС РФ пояснил, что стороны не смогут изменить предусмотренные нормой правила при следующих условиях:
- императивность установленных правил вытекает из существа норм об отдельных видах договоров;
- целью законодательного регулирования является защита особо значимых интересов (публичных, интересов слабой стороны договора, третьих лиц и др.) либо предотвращение грубого нарушения баланса интересов сторон.
Если стороны своим соглашением исключат применение такой нормы либо установят условия, не предусмотренные в ней, то суд признает такие действия недопустимыми в целом или в той части, в которой норма направлена на защиту перечисленных интересов. ВАС РФ приводит примеры норм, которые отвечают критериям императивности, а именно: п. 2 ст. 610 ГК РФ о праве каждой из сторон договора аренды отказаться от него, если он заключен на неопределенный срок, п. 1 ст. 463 ГК РФ о праве покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи, если продавец не передает покупателю проданный товар, и др. (см. п. 3 Постановления N 16).
Если согласно норме сторонам предоставлена возможность изменить по соглашению предусмотренные правила (например, указано, что «иное может быть предусмотрено соглашением сторон»), то это еще не означает, что можно установить в договоре любое условие, отличающееся от нормы. Суд вправе признать, что такое условие должно соответствовать существу нормы и целям законодательного регулирования. Таким образом, полная свобода усмотрения сторон в этом случае ограничивается.
Только если норма не запрещает сторонам включить в договор условие, отличное от содержащихся в ней правил, и отсутствуют описанные выше критерии императивности, стороны вправе изменить соглашением правила, установленные в норме, либо полностью исключить их применение. ВАС РФ приводит примеры таких диспозитивных норм, а именно: ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи покупателю товара ненадлежащего качества, ст. 782 ГК РФ о распределении между сторонами договора возмездного оказания услуг неблагоприятных последствий его прекращения и др. (см. п. 4 Постановления N 16).
О применении выводов ВАС РФ при согласовании условий договоров поставки, аренды и возмездного оказания услуг см. Путеводитель по договорной работе системы КонсультантПлюс.
3. ВАС РФ разъяснил иные вопросы, связанные со свободой договора и ее пределами
Помимо рассмотренных выше выводов в Постановлении N 16 затронуты, в частности, следующие вопросы:
- о том, при каких условиях к непоименованным договорам применяются по аналогии закона нормы об отдельных видах договоров (п. 5 Постановления N 16);
- о применении примерных условий (стандартной документации), которые разработаны саморегулируемыми организациями и опубликованы в печати (п. 7 Постановления N 16);
- о несправедливых договорных условиях (п. п. 9, 10 Постановления N 16);
- о толковании судом условий договора, в отношении которых невозможно установить действительную общую волю сторон (п. 11 Постановления N 16).
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Вернуться к списку новостей
Источник