Нормы публичного права могли быть изменены
Содержание статьи
Разъяснение указанного высказывания с учетом отличительных признаков публичного и частного права — Правовед.RU
Здравствуйте!
Римские юристы считали, что публичное право стоит выше частного, так как отображает общественные интересы. Этим и объясняется высказывание римского юриста Папиниана: «Соглашения частных лиц не могут изменить норм публичного права».
Частные соглашения не могут изменять публичное право. Публичное право Древнего Рима классического и постклассического периода было разработано в меньшей степени, чем частное право. Нормы публичного права имели императивный (повелительный) характер и не могли быть изменены. Римские юристы делили все право на две части:
• публичное право (jus publikum);
• частное право (jus privatum).
Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом. Для публичного права — это интересы Римского государства; для частного — интересы отдельных лиц.
Классический период Древнего Рима характеризуется тем, что на данном этапе в юриспруденции и в судебной практике произошло деление права на частное и публичное. Данное деление отобразило характерное для любого цивилизованного общества противоречие, возникающее между общественным и частным интересом. Частное право относится к пользе отдельных лиц, а публичное право – к положению Римского государства. Деление права на частное и публичное в отрыве от социального содержания права имело объективные различия в методах правового регулирования. В частном праве отражались отношения равных лиц (формально), однако имеющих имущественную дифференциацию в обществе и неравное экономическое положение. Субъекты частного права обладали определенной хозяйственной и правовой автономией. Охрана частных интересов реализовывалась только по инициативе заинтересованных лиц. Для публичного права свойственен императивный характер, это право включало отношения власть – подчинение.
Признаки норм публичного права:
императивные (повелительные, безусловно обязательные) – содержали властные предписания, отступления от которых не допускались;
общеобязательные – предписывали совершать положительные действия;
повелительные – приказывали совершать определенные действия.
Признаки норм частного права:
уполномочивающие – предоставляли участникам возможность самим определять складывающиеся отношения, совершать определенные действия; устанавливались сторонами (участниками договорных отношений);
условно – обязательные – могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть;
диспозитивные – предоставляли участникам отношений возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей.
В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям.
В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами.
Удачи Вам! Если Вам нужна более подробная консультация относительно Вашего вопроса или помощь в составлении документов Вы можете обратиться ко мне в чат. Услуги в чате на платной основе.
С уважением,
Источник
Публичное право: что это, его отрасли, характерные черты и признаки
Публичное право — это большая группа юридических норм, регулирующих правоотношения, в которых в качестве по крайней мере одного из субъектов выступают государство, общество, органы власти. Какие отрасли относятся к публичному праву? В чем отличие публичного права от частного? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Публичное право: определение
Перед тем как дать определение такому понятию, как публичное право, вспомним (или узнаем) некоторые юридические термины:
- Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Например, выделяют такие отрасли права, как семейное, уголовное, трудовое, корпоративное, конституционное и др. (эта тема детально раскрыта в нашей статье «Критерии деления системы права на отрасли»).
- Публичные правоотношения — это правоотношения, возникающие между или с участием публичных субъектов: государства, органов власти, общества, должностных лиц и др.
Таким образом, публичное право — это совокупность юридических отраслей, в сфере регулирования которых находятся т. н. публичные правоотношения (а какие именно правовые отрасли охватывает публичное право, примеры рассмотрим далее).
Для сравнения, относящиеся к частному праву юридические отрасли включают те правовые нормы, которые регламентируют сферу имущественных и неимущественных правоотношений между частными субъектами — гражданами и юридическими лицами. Нужно понимать, что публичные субъекты тоже могут быть участниками частных правоотношений, если они выступают в таких правоотношениях уже как частные лица.
Например, муниципалитет заключил с коммерческой организацией договор на оказание услуг. В этом случае субъекты правоотношений являются равноправными партнерами, между ними нет соподчиненности и т. п.
Характерные черты публичной отрасли права
Выделим следующие специфические признаки публичного права:
- Нормы направлены на удовлетворение публичных, общественных, государственных интересов.
- Как минимум одной из сторон правоотношений является публичный субъект (государство, орган власти, должностное лицо и т. п.).
- Участники таких правоотношений обычно находятся в неравном, соподчиненном положении (т. е. наделены неравным правовым статусом). Однако могут быть и исключения. Например, правоотношения, возникающие между главами двух регионов, между двумя главными прокурорами из разных субъектов РФ и т. п.
- Реализация норм предполагает возможность воздействия одного из субъектов правоотношений на другого с применением власти, силы, авторитета.
- Нормы преимущественно императивного характера. Предписания публичного права не могут быть изменены соглашением сторон.
- Нормы предполагают одностороннее волеизъявление субъектов.
Важно! Деление отраслей права на публичное и частное достаточно условно. Практически в любых правоотношениях можно выделить признаки как публичного, так и частного права. Например, правоотношения при расторжении брака можно отнести к сфере частного права. Уплата госпошлины за регистрационные действия при этом — уже публичные правоотношения и т. п.
Рекомендуем! Сравнение признаков норм частного и публичного права мы проводим в нашей статье «Что такое частное право».
Защита публичных прав
Еще одно различие между нормами публичного и частного права кроется в особенностях защиты публичных и частных интересов, в т. ч. в суде.
В случае нарушения норм публичного права и если задеты именно публичные интересы, государство / его представители обязаны инициировать судебное разбирательство независимо от правового статуса пострадавшего и даже если никто из участников правонарушения пострадавшим себя не признает.
Например, частное лицо передало взятку должностному лицу. Фактически никто из этих двух субъектов может и не считать себя пострадавшим, однако при этом ущемляются интересы общества. В связи с этим уголовное дело должно быть возбуждено в любом случае.
Для сравнения, между сторонами частных правоотношений возник спор: поставщик нарушил сроки поставки и отказывается платить неустойку. Заказчик сам определяет, закрыть глаза на такое несоблюдение условий договора или обратиться в суд за защитой.
Другая ситуация: ФНС взыскала с ИП излишний налог, с чем ИП несогласен. В данном случае нарушены права частного лица, пусть и в рамках публичных отношений. Поэтому частное лицо само решит, обратиться ли в суд за защитой.
Источники публичного права
Источниками публичного права являются:
- Конституция РФ;
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- федеральные конституционные и федеральные законы;
- постановления органов исполнительной власти;
- внутригосударственные и международные декларации, соглашения;
- публично-правовые договоры;
- законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству РФ;
- Указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты Конституционного суда РФ;
- акты Верховного суда РФ.
Рекомендуем! В нашей статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА» мы рассказываем, каким образом соотносится юридическая сила НПА.
Отрасли публичного права
К отраслям публичного права относятся те группы правовых норм, которые:
- обеспечивают защиту общественных отношений от наиболее общественно опасных посягательств;
- определяют правовое регулирование административных правоотношений в РФ;
- регулируют сферу международных отношений с участием публичных субъектов;
- регламентируют прочие сферы правоотношений с участием публичных субъектов и т. д.
К сфере публичного права относятся, например:
- уголовное право;
- налоговое право;
- финансовое право;
- конституционное право;
- экологическое право;
- уголовно-процессуальное право;
- уголовно-исполнительное право;
- гражданско-процессуальное право;
- административное право;
- международное публичное право;
- арбитражно-процессуальное право и др.
Обратите внимание! Данный список отраслей права, относимых к публичному, не является исчерпывающим и может быть как дополнен, так и сокращен — в зависимости от обстоятельств, при которых нормы применяются.
Нормы частного и публичного права дополняют друг друга, и между ними не установлено субординации. Нельзя говорить, что нормы публичного права главенствуют над нормами частного, как и наоборот.
Нельзя четко разграничить сферы публичного и частного права — во многих отраслях их элементы сочетаются.
Самый яркий пример — земельное право, в котором часто используется административный метод по причине высокой ценности объекта (земли) для общества. Еще один пример — семейное право, где есть как частноправовые институты (режим супружеской собственности), так и публично-правовые элементы (лишение родительских прав).
***
Итак, нормы публичного права регулируют сферу публичных, общественных, государственных отношений и направлены на удовлетворение интересов народа, общества и государства. Нормы публичного права обычно носят императивный характер, и регламентированные ими правоотношения не могут быть изменены по соглашению сторон. Разграничение юридических норм, что относится к публичному праву, а что — к частному, проводится весьма условно.
Источник
Прокомментируйте сентенцию Папиниана: «Публичное право не может быть изменено договорами частных лиц» (D. 2. 14. 38).
Данная сентенция описывает важное свойство публичного права — его независимость от воли третьих лиц, его неизменность и обязательность для всех. Сама суть высказывания связана с делением права на две базовые отрасли — публичное и частное. Это деление, имеющее принципиальное значение, заложено в юридической науке и практике еще римскими юристами. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.
Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).
Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, — предмета правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170-228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Публичное право — это область государственных дел, а частное право — область частных дел.
Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается одновременно с частной собственностью». Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы — неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.
Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.
Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
Различные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М.М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920 г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала «Правоведение» за 1992 г. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения, гражданское — область свободы и частной инициативы, Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон, выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.
Частное право есть право лично-свободное. В этих границах субъект может осуществлять его в любом направлении. Частно-правовая мотивация ставит только известный предел действию других мотивов (эгоистических, альтруистических и др.). Наоборот, публично-правовая мотивация сама указывает направление, в котором право должно осуществляться и исключать действие других мотивов.
Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в прикреплении их за определенными субъектами. Руководящую нить надо искать в содержании права и связывать ее с противоположностью частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации*.
В то же время М.М. Агарков подчеркивал тесную взаимосвязь двух рассматриваемых пластов права. Он писал, что история права даст нам различные примеры комбинаций публично-правового и частноправового элементов; соотношение того и другого зависит от хозяйственных условий и психологии данной эпохи. В современной литературе также отмечается, что в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения и институты.
М.М. Агарков пытался ставить вопрос об использовании частного права в новых послереволюционных условиях, указывая, что оно могло бы проявить себя в сфере реализации гражданами своих субъективных прав. Однако это оказалось невозможным. Советская правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как несовместимую с природой «социалистического строя», где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика.
Известна жесткая позиция В.И. Ленина, выраженная им в 1922 г. в письме к Д.И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное… Отсюда — расширить применение государственного вмешательства и «частноправовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры; применять к «гражданским правоотношениям» наше революционное правосознание, показывать систематически, упорно, настойчиво на ряде показательных процессов, как это надо делать… Через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтрибуналов и нарсудей, кои не учатся этому и по хотят понять этого»2.
В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.
Анализ мирового опыта показывает, что рассматриваемый институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании разумного баланса социальных интересов, более гибком опосредовании динамично развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право — основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида — договорное и корпоративное.
По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, на много опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право — это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.
В России принят новый Гражданский кодекс, который является «второй конституцией» — экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.
В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитый рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.
Источник