Нормы права в зависимости от отраслевой принадлежности могут быть
Классификация правовых норм. А) По отраслевой принадлежности, т.е — Мегаобучалка
А) По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования:
— нормы государственного (конституционного) права;
— нормы гражданского права;
— нормы административного права;
— нормы уголовного права, семейного права и т.д.
Б) По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на:
— нормы закона;
— нормы подзаконных актов.
В) По степени общности содержания нормы права делятся на:
— нормы-принципы, которые не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы;
— общие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Общей нормой является, например, норма ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления;
— конкретные нормы, регулирующие конкретные правовые отношения (например, норма ч.1 ст. 105 УК РФ «Убийство»).
Г) По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть:
— Обязывающие нормы права — устанавливают обязанность для субъекта права совершать действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п.;
— Запрещающие нормы права — устанавливают обязанность для субъекта права воздержаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается»;
— Управомачивающие нормы права — предоставляют право на совершение определенных действий.
Д) Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действия типичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют:
— Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.
— Декларативные (целеустановленные) нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
— Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия, категории, дают определения.
Е) По способам установления правил поведения нормы права делятся на:
— категорические (императивные), которые формулируют определенное правило поведения, исключают какой-либо выбор, могут устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение;
— диспозитивные нормы — предоставляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливают правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием;
— рекомендательные нормы права содержат правила, исполнения которых только желательно для государства, но не обязательно.
Ж) По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на:
— определенные — непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается;
— бланкетные — делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части;
— отсылочные — содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.
Понятие форм права
Под источником чего-либо понимается, прежде всего, некое начало, стартовая точка, обуславливающий фактор. Соответственно, право в различных его пониманиях может иметь и различные понимания источников. Так, несомненно, что право, как и государство, появилось и развивается в результате изменений в экономических условий. Экономика обуславливает различные сферы жизни общества, в том числе и соответствующие уровню экономического развития формы управления. Право, таким образом, имеет своим источником материальные условия, производственные отношения внутри общества. Кроме того, под источником права могут пониматься причины обязательности норм права, то есть государство как организация публичной власти, обладающая особым (государственным) аппаратом, и общество, которое наделяет государство властью, придаёт ему и, следовательно, праву, легитимный характер. Об источниках права говорят также в плане познания права и называют соответственно исторические памятники права, данные археологии, труды юристов и т. д. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Большинство понимают источник права как форму, в которой выражены нормы права.
Форма права есть одно из пониманий источника права, при этом — самым распространённым в юридической науке. Это — понимание источника права как формы, в которой выражены нормы права. Форма права имеет внутреннюю и внешнюю сторону. Внутренняя сторона — внутреннее строение, организация права, система права (отрасль – институт — норма); внешняя — форма установления и выражения правовых норм (используется в формально-юридическом смысле).
Основные формы права
К числу основных форм права относят:
1) правовой обычай (исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, которое санкционировано и взято под охрану государством);
2) правовой (судебный, административный) прецедент (решение по конкретному делу, которому придаётся общеобязательность при рассмотрении аналогичных дел);
3) нормативный договор (двух- и более стороннее решение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права);
4) правовую доктрину (принципы права);
5) нормативный правовой акт (официальный документ, принятый компетентным органом (должностным лицом) в особом процедурном порядке, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.).
Классификация нормативных правовых актов:
а) по юридической силе:
— законы — акты с высшей юридической силой,
— подзаконные нормативные правовые акты;
б) по сфере действия:
— нормативные правовые акты внешнего действия — распространяются на неопределённый круг лиц (например, законы);
— нормативные правовые акты внутреннего действия — распространяются на определённый, ограниченный круг лиц (например, правила внутреннего трудового распорядка);
в) по субъектам правотворческой деятельности:
— нормативные правовые акты, принятые в результате референдума (Конституция РФ);
— нормативные правовые акты органов законодательной власти (например, федеральные законы, законы субъектов федерации);
— нормативные правовые акты органов исполнительной власти (например, постановления Правительства РФ, Приказы министерств);
— нормативные правовые акты органов местного самоуправления (например, Решение Новосибирского городского Совета депутатов);
г) по территории действия:
— федеральные нормативные правовые акты (например, нормативные Указы Президента РФ);
— нормативные правовые акты субъекта федерации (например, постановление Главы администрации Новосибирской области),
— нормативные правовые акты местного самоуправления (например, Устав города Новосибирска);
— локальные нормативные правовые акты (например, Положение о структурном подразделении юридического лица).
К числу дополнительных источников права ряд авторов относит также правосознание, саму юридическую науку.
Источник
Классификация правовых норм | Студент-Сервис
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:
• во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
• во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
• в-третьих, точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;
• в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.
Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.
Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определения правовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 14 и 43 У К РФ, содержащие определения понятий преступления и наказания).
Исходные нормы участвуют в правовом регулировании не напрямую, а опосредованно, в тесной связи и единстве с нормами – правилами поведения, нормами непосредственного, прямого регулирования, составляющими основную, большую часть юридических норм.
С учетом функциональной роли юридических норм п правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46,47,48,51,53,54,123 Конституции РФ – для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).
Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос что регулируют нормы права?», а вторые – «как?». Процессуальные правовые нормы – правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:
• императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
• автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
• поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
• рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.
Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики,
Императивные нормы – категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов, признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.
Субъекты – адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.
По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотворчества – органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, работникам с определенными условиями труда, в частности, на подземных работах или в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, военнослужащим); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, стихийное бедствие, обстановка военного времени и т.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.
Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие, по форме изложения санкции – на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержится лишь общее направление, своего рода каркас правила поведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным содержанием поручается соответствующему государственному органу.
При классификации правовых предписаний по данному критерию некоторые авторы предлагают также различать отсылочные (ссылочные) нормы. Однако для выделения такого вида норм нет оснований, оно происходит в результате смешения правовой нормы со статьей нормативного акта. С учетом структуры юридической нормы отсылочных норм быть не может, но существуют ссылочные статьи нормативных актов, т.е. такие, которые отсылают к другим статьям.
Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм-. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
Источник