Нормы права могут быть дифференцированы на
Нормы права: понятие, признаки и виды. — ТГП ответы
Норма
права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,
установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее
общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного
принуждения.
К
признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность — выражается в
письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко
определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде
госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами
либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного
воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность — она воплощается в
безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество
жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не
конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность
элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.
Виды
норм права:
1) в зависимости от содержания они
подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы
правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,
направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;
дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и
т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той
или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов
соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к
отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо
определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей
и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные
условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового
регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,
административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера — на
материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные
(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового
регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные
предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально
полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее
приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия — на
постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении
чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций — на регулятивные
(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,
например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,
президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных
субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные
восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических
средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых
распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в
отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально
распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц —
пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности
элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права
и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия
несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и
исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно
определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции
статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы
уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных
вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных
обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания —
лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия — на
общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы
Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории
субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на
территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы — на
правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового
регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать
определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения
обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные
положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,
возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить
определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать
хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества
— на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)
органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами
местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это
связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны
регулировать.
Источник
понятие, признаки, структура, классификация — Студопедия
Норма права –общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
• Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;
• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;
• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Итак, для характеристики нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
Содержание нормы права:
• Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).
• Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
• Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
• Нормы законов – нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
• Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
2. По выполняемым функциям
• регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
• охранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
• учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
• обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
• декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
• дефинитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
• коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
• оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
• материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
• процессуальные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
• обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
• обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5. По методу правового регулирования:
• императивные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
• диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
• поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
• рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
• обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;
• управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;
• запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
• общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;
• специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников.
9. Специализированные нормы:
• компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;
• коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов:
• относительно-определенные;
• бланкетные;
• отсылочные
11. По степени определенности.
• абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;
• относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
• альтернативные.
Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
• при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
• какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
• какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».
Гипотеза – указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
• простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;
• сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;
• альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.
Диспозиция – содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
• абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
• относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
• бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция – называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
• абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
• относительно-определенные – допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);
• альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
• кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
38. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды
НПА — главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.
Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;
Характерные признаки НПА:
• Письменная форма;
• Содержание норм права, то есть правил поведения;
• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;
• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;
• Иерархическая подчиненность.
Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА – наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.
От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты – указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты – приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.
В зависимости от юридической силы НПА:
• Законы;
• Подзаконные акты.
Закон – это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.
1. По юридической силе законы могут быть:
— Конституция РФ – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;
— ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона – направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.
— Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
— ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам – принимается ГД и СФ – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 – ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
— ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.
— Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
— ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);
3. По территориальному признаку:
— федеральные законы;
— законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
Источник