Нормы экологического права могут содержаться только в законах
Содержание статьи
Нормы экологического права — Студопедия
Нормы экологического права — это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды. Различают нормы:
• отраслевые — охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;
• комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
•экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающем природной среды.
Исходя из содержания юридического предписания, эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.
Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:
• отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;
• межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;
• общие экологические приоритеты преследуют высшие -цели — обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды». Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются:
• на предупредительные;
• запретительные;
• обязывающие;
• разрешительные;
• восстановительные (компенсационные);
• карательные;
• управомолчиваюшие;
• поощрительные.
Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы — это основной комплекс эколого-правовых норм.
Цель запретительных императивов — не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае — природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.
Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, например, возможность применения Налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных иен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ республик составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.
Источник
Нормы экологического права
Понятие экологического права
Определение 1
Экологическое право является самостоятельной отраслью права, которое регулирует отношения социума и государства с окружающей средой.
Основными нормативно-правовыми актами в данной области считаются конституция РФ и ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Окружающая среда, в рамках данной области научного знания, понимается как часть природной среды, которая подвергается воздействию со стороны человека.
Понятие природная среда в юридической литературе понимается объективная реальность, которая существует как независимый от человека результат развития эволюции.
Природа и окружающая среда существуют в рамках природной среды в рамках которой существует человек.
Понятие норм права
Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.
Определение 2
Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.
Классификация норм экологического права
В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.
- Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
- Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
- Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского.
Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам. В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие.
Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.
Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:
- Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
- Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
- Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.
Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:
- Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
- Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.
Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:
- Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
- Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
- Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.
Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:
- Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
- Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
- Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
- Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.
Источник
ПРАВО. Теория. Экологическое право. |
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.
Принципы экологического права.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Предотвращение вреда окружающей среде.
- Охрана жизни и здоровья человека.
- Демократизация экологического права.
- Гуманность.
- Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
- Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
- Сохранение и защита экологического равновесия.
- Свободный доступ к экологической информации.
- Платность природопользования.
- Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
- Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
- Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Объекты экологических правоотношений.
Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.
По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты экологических правоотношений:
- государство – в лице компетентного органа;
- юридические лица;
- физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
- хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Источники экологического права.
Конституция. Статья 42.
Экологические права человека.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на достоверную информацию о её состоянии.
- Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обязанности граждан РФ.
- Сохранять природу и окружающую среду.
- Бережно относиться к природе и природным богатствам.
Права граждан РФ.
- Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
- Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
- Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
- Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.
Закон содержит:
- понятия экологического права;
- основные принципы охраны окружающей среды;
- перечень объектов охраны окружающей среды;
- полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
- полномочия органов местного самоуправления;
- права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
- определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
- определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
- отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
- определяет основы формирования экологической культуры;
- определяет ответственность за экологические правонарушения;
- поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.
Статья 1.
Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.
Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Предмет экологических правонарушений:
- Право собственности на природные ресурсы
- Экологические требования охраны окружающей среды
- Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.
Способы причинения вреда окружающей среде:
- Загрязнение природной среды
- Нерациональное использование природных ресурсов
- Истощение природных объектов
- Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
- Разрушение природной системы, её экологических связей.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Вид ответственности | По какому законодательству наступает. Характеристика. |
Дисциплинарная. | Трудовой кодекс. Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. |
Материальная. | Трудовой кодекс. Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда в связи с экологическим правонарушением. Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб. |
Гражданско-правовая. | Гражданский, административный кодексы. Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица |
Административная. | Административный кодекс. Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды, |
Уголовная. | Уголовный кодекс. Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Ответы Mail.ru: Помогите ответить В какой из нормативных актов содержаться нормы экологического права:
Голосование за лучший ответ
Виктория ***
Мудрец
(10543)
8 лет назад
Источники экологического права
Источники экологического права – нормативно-правовые акты, изданные компетентными государственными органами, а также органами местного самоуправления, соответствующие Конституции РФ и регулирующие общественные отношения по поводу охраны окружающей среды.
Высшим по юридической силе источником эк. права является Конституция РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к пред мету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.
Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:
– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ;
– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ;
– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ;
– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ;
– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ;
– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.
Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»» .
Особое место среди источников экологического права занимают международные договоры РФ. Среди них можно выделить двусторонние – между РФ и различными странами по вопросам экологического регулирования отношений между двумя странами и многосторонние, участниками которых являются несколько государств. Важную роль в регулировании международных отношений в области охраны окружающей среды играют акты международных организаций – ООН, международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСПО) .
Классификация источников экологического права:
– по юридической силе они делятся на законы (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, , а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции) ;
– по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях) ;
– по характеру регулирования источники делят на материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и исполь зования природных объектов) и процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды) ;
– также источники делятся на кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ) и некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды») .
Источник: получается везде кроме ТК
Источник