Нормы избирательного права могут содержаться в
Нормы избирательного права
Статья посвящена анализу и классификации норм избирательного права в РФ.
Понятие «норма» очень широкое. Если мы посмотрим на общелитературное понятие «норма», то это есть установленная мера, средняя величина чего-либо, например: норма выработки, норма литературного языка, норма выпадения осадков. Но норма — это и узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Итак, мы видим, что понятие «норма» имеет употребление во всех науках. Для анализа мы отталкиваемся от общеметодологического понятия «социальная норма», которая также имеет широкое толкование: как общее правило поведения людей в обществе, эталон, масштаб, образец, которым руководствуются в обществе.
Особой разновидностью социальных норм выступают правовые нормы. С одной стороны, эти нормы, порожденные социальной динамикой общества несут в себе его сущностно-содержательные характеристики и не могут рассматриваться в отрыве от него. С другой стороны, они отличны от всех других социальных норм своей санкционированностью государством и общеобязательным значением. При этом общеобязательность все же достигается возможностью государственного принуждения, а не потому, что данные нормы охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы, причинно- следственные связи, образцы поведения, как это утверждают отдельные авторы. Другие социальные нормы также «охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы» и являются «образцами поведения», однако это не делает их правовыми.
Таким образом норма избирательного права-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок неотъемлемого механизма российского демократического государства, его республиканского строя, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить свободные и законные выборы народных представителей.
Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию выделяются следующие группы норм.
Первую группуобъединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России.
Вторую группусоставляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.
Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.
Четвёртая группа- это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.
Пятая группавключает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.
Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования
Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.
По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.
Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I).
Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм.
Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.
Что касается конкретных норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения.
Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.
Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.
Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон.
Альтернативные нормытакже достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения.
По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом. Обязывающих норм
Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия.
Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их.
Источник
« »
, , , . .. , .. , .. , .. , .. , .. . , , .. , .. , . , .
, («») , , , , . , , — , , , , .. — .. — , .
«» . «», , -, : , , .., . — , , -. , , «» . , , . « », , , , , .
, , , . , ; , . , , . : , , , , , , .
. , , , — . , . , , , , — , , . « , » « », .
, , , , . , , , , , , « , , », « ».
, « », , . -, . , , (-), ( , , , , , , , , ..). , , , . , , , .
— , , , , , , — .
, , , , , , , , . , , , , , — . , , , , , , , , , , , , , , , ..
, , , , , , — .
, , , , , . : ( ), , , . , , () , , , , .
, , , , , , (, , ), , (, , ), (, ), (, , ), (, , ). , () (), , . , (), , , ..
, . , , , , .
, , (, , ), (, , , , , , ), ( , , , , , , ). .
, , , , , -, -, -, — , , .
, . , , , , , , , , , , , « », « », « , », « », « , », « » .
, .
, , , , . , , , , , — , — . , .
: , , . , , . , , , , , . , . , , .
, . -, . , , , , . , . 4 . 52 « » , « , 6 50 , , ». , — — . . 7 , — . , . . , . , . 1 . 20 : « , :
- ;
- ;
- ;
- ;
- (, ) ;
- ».
, , , « ».
. . 2 « » 66 — , . , . XX . .. , — , , . . , , . , , , , , . , , :
, , «» — , (. 18 . 2 « »). , , . 10 . 4 , .. , , , . .. .. , , , , , , — , — , . , .
. . , , , «», XIX ., , , . 1425, 1434, 14341, 1440, 14411 1845 ., . 39, 391 , . . XX . , , , (. 96-113), , , , . 114-118, , .
— .
, « » . 6 . 21, . 1, 8, 18 . 29, . 1 . 46, . 6 . 52, . 8 . 56, . 6 . 57, . 13 . 6, . 12 . 64, . 29 . 68, . 10 . 70, . 79 . , . 23 . 38 . 2, 3, 4 . 76 , . . 1 . 19 . 38. , , , . 91 « », , , . , , ( ).
, , : « » (. 86), « » (. 93), « «»» (. 24), (. 90). « » 21 2005 . 93- , 2007 .
, , , , , . , , , , , — , . , — , . , , , , , , , .
, . , , : , , , .
— , . .. , . , , , , , , , , . , , .
.. , , () ; ; ; . : 1) , ; 2) () ; 3) ; 4) , : .
, .
, , :
- , .. ;
- , .. , ;
- , .. , ;
- .
, , , — , , .
, , , , , , , , , . , , , . . .. , .. .
, , , , .
, , , , , , .
, , , .
, , , , , , , .
, , , .
, . , , , , , .
— . , , , , , , , ..
. , , . « », « » (. I), « » (. I), « «»» (. I.)1, (. I.).
, () , , , , , , , (. 12 « »), , , ( ), , (, . 3 « «»»).
. , , , , , . , , « », (. 8), , . 49, 50, 51, 52, 53, 54 . « » (. 11), 9 (. 63, 64, 65 .).
, , , , , , .
() , , , .. . , . , . 3 . 46 « » , () , , , , — ( ).
, , , , — , . , . 13 . 21 , .
, , . , . 6 « «»» , «», «» , , «» ..
— , . , . , , .. , .
, . 3 . 62 « » , ( ) . , , . 9 . 55 — , 18 . , , , , ( ).
, , .. . , . 6 . 36 , , . . 3 . 51 , , . , , . 1 . 48 , , . , , , .
, , , . , . 1 . 34 « » , , . , , , . , , . 11 . 76 , , .
— , . , , , , , . , , .
, , . 6 . 27 « », , : , , , , , , , , , , , , , , , .. . 23, 24, 25, 26 , , « » (. 25, 26, 27, 28 .). .
, , , , , , . , . 12 . 34 « » , , ( ) . . 4 . 38 « » , , , , , . , , .
, , .. , . «», « », « » .. , .. : « » «, «», » «» .., , « », « ». , . 4 . 49 « » , , , . , , , , , (. 2 . 51).
. 10 . 73 « », , , , , , , . . , . 2 . 59 . , :
- ;
- , , . 12 . 4 ;
- ;
- , 18 …
14 , , . , , , « » « » (. 7 . 61), « , . 5 , . 10 . 55 » (. 8 . 61), « (, ) , , , , , .» (. 11 . 61) ..
— , , . . , . , , , , , .
— , . , , , — , .
, , , . . , , , , , ..
, , , , , , , , , , . , , , ( — ) . , , . , , , . , () , .
, , , , (. 2 . 118). , , .
, , . .
, , , , , , , . , , . , .
, , , , , , , . , , . 75-79 « », . 90-93 « », . 83-86 « ».
, , . , , , , , , , , , .. , — , , , , , .. , .
Источник
Вопрос 29. Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации. Избирательная система Российской Федерации
Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.
Избирательное право — это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Нормы избирательного права содержатся в:
— Конституции Российской Федерации (ст. 32, 81, 96, 130);
— Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации»;
— федеральных законах «О порядке формирования Совета Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания»;
— нормативных актах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;
— нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.
Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К их числу относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующий представительный орган государственной власти.
Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права — 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. Организационными гарантиями являются: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможности прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам. Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России- своих избирательных прав наказывается в судебном порядке.
Единый возрастной ценз определен и для осуществления гражданами Российской Федерации права быть избранными в представительные органы государственной власти — 21 год. Более высокий, по сравнению с правом избирать, возраст для кандидатов в депутаты установлен, исходя из необходимости иметь определенный жизненный опыт.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской федерации (ст.97) закрепляет положение, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Эта же статья Конституции России, а в соответствии с ней и нормы избирательного законодательства установили, что депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того. Конституция Российской Федерации содержит дополнительное ограничение:
одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие запрета на совмещение государственной службы та. выполнение депутатских обязанностей само по себе не является препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депутата. В соответствии с законом лица, у которых должность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.
Равное избирательное право означает, что избиратель наравне с другими имеет только один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство голосов избирателей обеспечивается: обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список — по месту постоянного жительства; выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность, росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
Участие избирателей в выборах на равных основаниях осуществляется путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства.
Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.
Следует отметить, что принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г., а в соответствии с ней — Конституции РСФСР 1937 г. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г., органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных (непрямых) выборов, когда граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.
Тайное голосование выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Источник