Нормы избирательного права могут быть

Нормы избирательного права

Статья посвящена анализу и классификации норм избирательного права в РФ.

Понятие «норма» очень широкое. Если мы посмотрим на общелитературное понятие «норма», то это есть установленная мера, средняя величина чего-либо, например: норма выработки, норма литературного языка, норма выпадения осадков. Но норма — это и узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Итак, мы видим, что понятие «норма» имеет употребление во всех науках. Для анализа мы отталкиваемся от общеметодологического понятия «социальная норма», которая также имеет широкое толкование: как общее правило поведения людей в обществе, эталон, масштаб, образец, которым руководствуются в обществе.

Особой разновидностью социальных норм выступают правовые нормы. С одной стороны, эти нормы, порожденные социальной динамикой общества несут в себе его сущностно-содержательные характеристики и не могут рассматриваться в отрыве от него. С другой стороны, они отличны от всех других социальных норм своей санкционированностью государством и общеобязательным значением. При этом общеобязательность все же достигается возможностью государственного принуждения, а не потому, что данные нормы охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы, причинно- следственные связи, образцы поведения, как это утверждают отдельные авторы. Другие социальные нормы также «охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы» и являются «образцами поведения», однако это не делает их правовыми.

Таким образом норма избирательного права-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок неотъемлемого механизма российского демократического государства, его республиканского строя, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить свободные и законные выборы народных представителей.

Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию выделяются следующие группы норм.

Первую группуобъединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России.

Вторую группусоставляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.

Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.

Четвёртая группа- это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.

Пятая группавключает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.

Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования

Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.

По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.

Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I).

Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм.

Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.

Что касается конкретных норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения.

Читайте также:  Уреаплазма в норме могу ли я заразить партнера

Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.

Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон.

Альтернативные нормытакже достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения.

По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом. Обязывающих норм

Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

Источник

« »

, , , . .. , .. , .. , .. , .. , .. . , , .. , .. , . , .

, («») , , , , . , , — , , , , .. — .. — , .

«» . «», , -, : , , .., . — , , -. , , «» . , , . « », , , , , .

, , , . , ; , . , , . : , , , , , , .

. , , , — . , . , , , , — , , . « , » « », .

, , , , . , , , , , , « , , », « ».

, « », , . -, . , , (-), ( , , , , , , , , ..). , , , . , , , .

— , , , , , , — .

, , , , , , , , . , , , , , — . , , , , , , , , , , , , , , , ..

, , , , , , — .

, , , , , . : ( ), , , . , , () , , , , .

, , , , , , (, , ), , (, , ), (, ), (, , ), (, , ). , () (), , . , (), , , ..

, . , , , , .

, , (, , ), (, , , , , , ), ( , , , , , , ). .

, , , , , -, -, -, — , , .

, . , , , , , , , , , , , « », « », « , », « », « , », « » .

, .

, , , , . , , , , , — , — . , .

: , , . , , . , , , , , . , . , , .

, . -, . , , , , . , . 4 . 52 « » , « , 6 50 , , ». , — — . . 7 , — . , . . , . , . 1 . 20 : « , :

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • (, ) ;
  • ».

, , , « ».

. . 2 « » 66 — , . , . XX . .. , — , , . . , , . , , , , , . , , :

, , «» — , (. 18 . 2 « »). , , . 10 . 4 , .. , , , . .. .. , , , , , , — , — , . , .

. . , , , «», XIX ., , , . 1425, 1434, 14341, 1440, 14411 1845 ., . 39, 391 , . . XX . , , , (. 96-113), , , , . 114-118, , .

— .

, « » . 6 . 21, . 1, 8, 18 . 29, . 1 . 46, . 6 . 52, . 8 . 56, . 6 . 57, . 13 . 6, . 12 . 64, . 29 . 68, . 10 . 70, . 79 . , . 23 . 38 . 2, 3, 4 . 76 , . . 1 . 19 . 38. , , , . 91 « », , , . , , ( ).

, , : « » (. 86), « » (. 93), « «»» (. 24), (. 90). « » 21 2005 . 93- , 2007 .

, , , , , . , , , , , — , . , — , . , , , , , , , .

, . , , : , , , .

— , . .. , . , , , , , , , , . , , .

.. , , () ; ; ; . : 1) , ; 2) () ; 3) ; 4) , : .

, .

, , :

  • , .. ;
  • , .. , ;
  • , .. , ;
  • .

, , , — , , .

, , , , , , , , , . , , , . . .. , .. .

, , , , .

, , , , , , .

, , , .

, , , , , , , .

, , , .

, . , , , , , .

— . , , , , , , , ..

. , , . « », « » (. I), « » (. I), « «»» (. I.)1, (. I.).

, () , , , , , , , (. 12 « »), , , ( ), , (, . 3 « «»»).

. , , , , , . , , « », (. 8), , . 49, 50, 51, 52, 53, 54 . « » (. 11), 9 (. 63, 64, 65 .).

, , , , , , .

() , , , .. . , . , . 3 . 46 « » , () , , , , — ( ).

, , , , — , . , . 13 . 21 , .

, , . , . 6 « «»» , «», «» , , «» ..

— , . , . , , .. , .

, . 3 . 62 « » , ( ) . , , . 9 . 55 — , 18 . , , , , ( ).

, , .. . , . 6 . 36 , , . . 3 . 51 , , . , , . 1 . 48 , , . , , , .

, , , . , . 1 . 34 « » , , . , , , . , , . 11 . 76 , , .

— , . , , , , , . , , .

, , . 6 . 27 « », , : , , , , , , , , , , , , , , , .. . 23, 24, 25, 26 , , « » (. 25, 26, 27, 28 .). .

, , , , , , . , . 12 . 34 « » , , ( ) . . 4 . 38 « » , , , , , . , , .

, , .. , . «», « », « » .. , .. : « » «, «», » «» .., , « », « ». , . 4 . 49 « » , , , . , , , , , (. 2 . 51).

. 10 . 73 « », , , , , , , . . , . 2 . 59 . , :

  1. ;
  2. , , . 12 . 4 ;
  3. ;
  4. , 18 …

14 , , . , , , « » « » (. 7 . 61), « , . 5 , . 10 . 55 » (. 8 . 61), « (, ) , , , , , .» (. 11 . 61) ..

— , , . . , . , , , , , .

— , . , , , — , .

, , , . . , , , , , ..

, , , , , , , , , , . , , , ( — ) . , , . , , , . , () , .

, , , , (. 2 . 118). , , .

, , . .

, , , , , , , . , , . , .

, , , , , , , . , , . 75-79 « », . 90-93 « », . 83-86 « ».

, , . , , , , , , , , , .. , — , , , , , .. , .

Источник

Объективное избирательное право

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018; проверки требуют 7 правок.

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное право является комплексным межотраслевым институтом права; 3) избирательное право является подотраслью конституционного права; 4) избирательное право является самостоятельной отраслью права[1]. Наиболее обоснованной из выше приведенных четырех точек зрения является его понимание именно как подотрасли конституционного права[2].

Читайте также:  Нормы результатов анализа мочи у детей 12 лет

Соотношений понятий «избирательное право» и «избирательная система»[править | править код]

Таким образом, избирательное право регулирует избирательную систему (также в широком смысле),[3] что позволяет некоторым учёным поставить знак равенства между понятиями «избирательное право» и «избирательная система».[4] Другие авторы, признавая тесную связь этих явлений, возражают против их отождествления.[5] Соотношение избирательного права и избирательной системы в таком случае можно охарактеризовать следующим образом: под избирательной системой следует понимать сам порядок выборов, который закреплён в избирательном праве. Можно также с некоторой долей условности говорить и о том, что избирательное право является формой, а избирательная система — содержанием реальных общественных отношений по выборам соответствующих органов и должностных лиц.

Место в системе права[править | править код]

С точки зрения системы права, избирательное право является подотраслью конституционного права. Нормы избирательного права имеют шесть сущностных черт: 1) особый смысл; 2) учредительный характер; 3) специфичность структуры; 4) особое время действия; 5) поливалентный характер; 6) особый субъектный состав. Избирательное право содержит достаточно большое количество норм, которые также отличаются друг от друга по различным признакам. Каждый вид избирательных норм имеет свое специфическое содержание и особое предназначение в избирательном праве[6].

Значение[править | править код]

Нормами избирательного права определяют, регулируют и устанавливают:

  • базовые принципы избирательной системы государства;
  • условия предоставления гражданам избирательных прав;
  • порядок выборов:
    • выдвижение кандидатов,
    • проведение предвыборной агитации,
    • финансирование избирательных кампаний,
    • порядок голосования,
    • порядок определения результатов голосования;
  • нормы представительства;
  • статус и полномочия избирательных комиссий

и пр.

Источники[править | править код]

Можно выделить следующие источники избирательного права:

  • Конституции
  • Специальные законы:
    • Избирательные кодексы
    • Законы о выборах и порядке голосования
  • Акты глав государств по вопросам избирательного права
  • Регламенты палат Парламента
  • Постановления исполнительных органов
    • в т.ч. акты избирательных комиссий
  • Постановления судебных органов
  • Акты органов местного самоуправления

Следует также отметить, что особенности проведения выборов в субъектах федерации (для федераций) и муниципальных образований определяются, помимо общих норм, положениями нормативно-правовых актов соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Кроме того, в ряде стран с англо-саксонской системой права отдельные избирательные отношения регулируются обычаями.

Конституции[править | править код]

Основным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, имеющим наивысшую юридическую силу, является конституция государства.

Объём избирательных правоотношений, регулируемых конституциями различен: одни конституции содержат лишь декларативные положения об избирательном праве, другие — целые главы и разделы, посвящённые избирательному праву.

Сравнительный анализ конституционного регулирования избирательного права

ГосударствоАктСодержание

(частично)

Ссылка
Италия ИПКонституция ИталииСтатья 48.

Избирателями являются все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины. Голосование является личным и равным, свободным и тайным. Его осуществление является гражданским долгом.

Гарант
Япония ИПКонституция ЯпонииСтатья 15.

Народ обладает неотъемлемым правом избирать должностных лиц органов публичной власти и отстранять их от должности.

При выборах должностных лиц органов публичной власти гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних.

При проведении любых выборов тайна голосования не должна нарушаться. Избиратель не несет ответственности ни в публичном, ни в частном порядке за сделанный им выбор.

Гарант
Россия ИПКонституция РоссииСтатья 32.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гарант
Франция

ИП

Конституция ФранцииСтатья 3.

Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным.

В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Гарант

Специальные законы[править | править код]

Конкретизация положений избирательного права, закреплённых в конституции происходит в специальных законах о выборах.

В отдельных государствах происходит кодификация избирательного права. Так, например, во Франции действует избирательный кодекс.

Принципы[править | править код]

Принципы избирательного права — общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.[8][9]

Таким образом, принципы избирательного права являются основополагающими условиями регулирования избирательных правоотношений.

Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании института выборов. Как следствие из этого вытекает закрепление различных принципов избирательного права.

Так, например, для советского избирательного права характерным было «отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании».[10] Такой узкий подход преимущественно сохраняется и в наше время. А.Г.Орлов указывает на существование следующих основных принципов:[11]

  • Всеобщность. Означает предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
  • Равенство. Предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях.
  • Прямое голосование. Предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти.
  • Тайное голосование.
  • Принцип свободы выборов. Предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

Такая концепция искусственно сужает систему принципов избирательного права, сводя их по сути к принципам активного избирательного права.

Существует и боле широкий подход к пониманию принципов избирательного права.

Цензы[править | править код]

Существуют различные цензы:

  • возрастной ценз
  • ценз оседлости (гражданства)
  • ценз образованности
  • имущественный
  • расовый
  • половой[12]

Организация и порядок проведения выборов[править | править код]

Определение результатов голосования[править | править код]

См. избирательные системы

См. также[править | править код]

  • Политическая свобода
  • Избирательное право
  • Избирательное право субъективное
  • Избирательное право Франции
  • Детское избирательное право

Внешние ссылки[править | править код]

  • Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2004
  • Свод рекомендуемых норм при проведении выборов, СЕ, 2002
  • Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, 2002
  • Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне СЕ, 1992
  • Замечание общего порядка 25. Статья 25 КПЧ ООН, 1996
  • Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентский союз, 1994
  • Любарев А. Е. Проблемы систематизации международных избирательных стандартов «Московский журнал международного права», 2009, № 3, с. 5-25
  • G. S. Goodwin-Gill Codes of conduct for elections Межпарламентский союз, 1998 (англ.)
  • G. S. Goodwin-Gill Free and Fair Elections Межпарламентский союз, 2006 (англ.)
  • Нестерович В.Ф. Виборче право України / В.Ф. Нестерович: Підручник. Київ: Видавництво Ліра-К, 2017. 504 с.
  • Нестерович В.Ф. Виборче право як підгалузь конституційного права України / В.Ф. Нестерович. Право і суспільство. 2018. № 3. С. 44-49.
  • Нестерович В. Ф. Поняття, сутнісні риси та види норм виборчого права України / В. Ф. Нестерович // Правовий часопис Донбасу. — 2018. — № 3. — С. 33-39.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нестерович В.Ф. Виборче право України: Підручник. — Видавництво Ліра-К,. — Київ, 2017. — С. 15. — 504 с.
  2. ↑ Нестерович В.Ф. Виборче право як підгалузь конституційного права України // Право і суспільство. — 2018. — № 3. — С. 44-49.
  3. ↑ Избирательное право (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1772 дня]) // Большой юридический словарь / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
  4. ↑ Баглай М. В. Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — С. 391-392. — 784 с. — 6000 экз. — ISBN 5-89123-938-8.
  5. ↑ Кутафин О.Е. Глава XVII. Избирательная система // Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — С. 330. — 608 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-482-00716-2.
  6. ↑ Нестерович В.Ф. Поняття, сутнісні риси та види норм виборчого права України // Правовий часопис Донбасу. — 2018. — № № 3. — С. 33-39.
  7. ↑ Code Electoral Архивная копия от 20 февраля 2009 на Wayback Machine = Избирательный кодекс Франции (фр.)
  8. ↑ Князев С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. — 1998. — № 2. — С. 21-22.
  9. ↑ Яшин А. А. Выборы и партии в регионах России: Сб.учебных материалов по курсу Политическая регионалистика. — М., СПб, 2000. — С. 44.
  10. ↑ Князев С., Яшин А. Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации // Князев С., Кутафин О., Игнатенко В., Михалева Н., Яшин А. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации.
  11. ↑ Орлов А. Г. Глава 7. Избирательное право и избирательные системы // Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2005. — С. 237. — 1056 с. — 6000 экз. — ISBN 5-89123-889-6.
  12. ↑ Парламентские выборы: национальное законодательство и зарубежный опыт. Ташкент: Институт мониторинга действующего законодательства, 2009. ISBN 978-9943-11-077-9 — стр. 157-159

Источник

Читайте также:  Норма мочевины в моче у женщин после 50 лет