Нормы финансового права могут быть
Содержание статьи
Финансово-правовые нормы: понятие, виды
В функции государства входит обеспечение планомерности аккумуляции финансовых средств и направление их в соответствии с планами и программами в экономику, социальную сферу и на прочие общественные потребности. Организация данной деятельности должна проходить согласно правилам и требованиям правовых норм.
Понятие и виды финансово-правовых норм
Нормы финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности страны и органов местного управления, способы аккумуляции средств в денежные фонды государственного и муниципального уровня, типы применяемых для образования данных фондов платежей и порядок их взимания. Также они участвуют в регулировании порядка получения и применения государственных и муниципальных финансовых средств, источников формирования денежных ресурсов муниципальных и гос предприятий, организаций, учреждений и т.д.
В процессе регулирования этих отношений финансово правовые нормы закрепляют права и обязанности госорганов, органов местного управления, предприятий, учреждений, гражданских лиц.
Финансово правовые нормы представляют собой первоначальные элементы, составляющие финансовое право, как отрасль права. Для них характерны все общие свойства правовой нормы, но также и особенности именно этой отрасли права.
Определение 1
Норма финансового права – это определенное и охраняемое государственными органами правило поведения участников в обществе, которое выражается в их юридических правах и обязанностях.
Особенностью финансово правовой нормы является то, что она (в сравнении с нормами других отраслей права) регулирует взаимоотношения, образующиеся в процессе планового формирования, распределения и применения государством и органами местного управления денежных ресурсов с целью удовлетворения стоящих перед ними задач.
Определение 2
Итак, норма финансового права – это определённое и охраняемое государственными органами (путём применения различных санкций к правонарушителям) строгое правило поведения в общественно-финансовых отношениях, образующихся при плановом образовании, распределении и использовании государственных/муниципальных финансовых фондов и доходов с закреплением юридических прав и обязанностей их участников.
Классификация норм финансового права
Классификация финансово правовых норм проводится по нескольким основаниям. Зависимо от способа воздействия на участников финансовых правоотношений, устанавливающего категорию их юридических прав и обязанностей, нормы финансового права делятся на 3 вида:
- обязывающие;
- запрещающие;
- уполномочивающие/управомочивающие.
Определение 3
Обязывающие нормы финансового права требуют от сторон, участвующих в экономических отношениях, а именно госорганов, органов местного управления, предприятий, гражданских лиц и других, определённых действий, закрепляют их обязанности в этой сфере.
Большинство финансово правовых норм носит как раз подобный характер. Здесь прослеживается главный императивный способ финансово правового регулирования, то есть метод властных предписаний.
Определение 4
В запрещающих нормах финансового права содержится запрет на совершение определённых действий, то есть они устанавливают обязанность сторон финансовых взаимоотношений воздержаться от них.
Определение 5
В уполномочивающих финансово правовых нормах определены права сторон финансовых отношений на осуществление конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Таким образом, они предоставляют возможность принять самостоятельные решения в финансовой области, но в строгих границах.
Зависимо от содержания финансово правовые нормы бывают материальные и процессуальные.
Определение 6
В материальных финансово правовых нормах закрепляется состав системы финансов, виды и объём экономических обязательств предприятий и гражданских лиц перед государством и муниципальными структурами, источники образования кредитных ресурсов банковских организаций, типы расходов, входящих в бюджеты и внебюджетные госфонды и пр., то есть материально-денежное содержание юр прав и обязанностей участников финансовых взаимоотношений.
Определение 7
Процессуальные/процедурные финансово правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании государственных/муниципальных денежных фондов/доходов, требуют соблюдать предусмотренные процедурные правила в этой сфере: сроки, участие определённых органов и т.д.
Основные элементы финансово правовой нормы
Финансово правовая норма по своей логической структуре включает три основных элемента:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкции.
Определение 8
Гипотеза определяет условия действия финансово правовой нормы, обычно имея сложную форму, включает ряд чётко обозначенных условий, при наличии которых дается право на совершение определённых действий в финансовой сфере государства и муниципальных органов.
Пример 1
Обязанность юридического лица уплатить в госбюджет налог на прибыль осуществляется при условии, в случае если оно имеет расчётный счёт в банке и самостоятельный баланс, а также к нему поступает подлежащая налогообложению прибыль.
Определение 9
Диспозиция определяет содержание самого этого правила поведения, то есть указывает на совершение конкретных действий в процессе формирования, распределения или использования финансовых муниципальных или гос ресурсов, обозначает содержание прав и обязанностей сторон-участников финансовых отношений.
Диспозиция требует определённого поведения от сторон финансовых взаимоотношений и не допускает отклонения от данных требований.
Определение 10
Финансово правовые санкции определяют последствия от нарушений правовой нормы, устанавливают виды и степень юридической (в этом случае финансово правовой) ответственности правонарушителей норм финансового права. Через санкции государством осуществляется принуждение к выполнению финансово правовых норм.
Для финансово правовых санкций (по сравнению с санкциями норм в других отраслях права) свойственны особенности, носящие чаще всего финансовый характер и содержащие меры принудительного действия для нарушителя посредством его денежных фондов и средств (прямым либо косвенным путём). К таким относятся:
- штрафы;
- пеня;
- принудительное изъятие бюджетных средств;
- приостановка операций по банковским счетам;
- запрет на проведение банковскими органами отдельных банковских операций.
Учитывая то, что нарушение предписания финансово правовой нормы влечёт за собой материальный вред для государства, применение норм финансового права содержит некоторые особенности. Самой распространенной санкцией в области финансового права признана пеня, которая взимается в случае нарушения срока платежа (налагается финансовыми органами автоматически, без установления при этом вины за нарушение). Но в дальнейшем нарушившая сторона имеет право на обжалование решения финансового органа в порядке суда.
Меры финансово правовой ответственности применяют государственные органы и их должностные лица. А именно данные меры воплощаются через:
- Федеральное казначейство;
- Федеральную таможенную службу РФ;
- ЦБ РФ;
- Федеральную налоговую службу РФ со своими структурными подразделениями.
Данные органы применяют санкции в административном порядке, не устраивая судебное разбирательство.
Данный порядок наиболее распространён вследствие направленности финансово правовых санкций на обеспечение общих государственных интересов в финансовой области и необходимости моментального реагирования на финансовые нарушения. Но в некоторых случаях не исключается необходимость принятия решений судебного органа (арбитражного суда либо суда общей юрисдикции) по использованию финансово правовых санкций (например, в случае со спором, взысканием штрафов и пени с физических лиц).
Также к финансово правовым санкциям относятся меры дисциплинарного взыскания, которые применяет руководство предприятий и организаций разных форм собственности, и меры уголовно правового воздействия, назначаемые судебным органом. В качестве основания для использования подобных санкций служат нарушения соответствующего характера.
Санкции финансового права объединяют в себе правовосстановительные и штрафные/карательные элементы.
Источник
Финансово-правовые нормы: понятие и виды.
Финансово-правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований В них закреплены юридические права и юридические обязанности их участников.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).
— Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер.
— Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
— Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т. п.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдение процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т. п.
Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовой санкции является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение).
Источник
Понятие и особенности норм финансового права и финансовых правоотношений
Общие сведения о правовых нормах финансового права
В качестве правовой отрасли финансовому праву присущи первичные составляющие, представляющие собой финансово-правовые нормы.
Определение 1
Финансово-правовые нормы – правило поведения, которое устанавливается государством и обеспечивается мерами принудительного характера в отношениях, которые возникают в процессе создания, распределения и распоряжения публичными финансовыми фондами.
Финансово-правовые нормы включают в себя признаки, которые являются как общими для всех правовых норм, так и специфическими, которые характерны только для отрасли финансового права.
Общими признаками финансово-правовых норм являются:
- Установление нормы государством, соответственно ее исполнение обеспечивается мерами принудительного характера;
- Норма является правилом общего поведения, которое распространяется на всех участников общественных отношений, которые регулируются этой нормой;
- Финансово-правовой нормой возлагается на участников правовых отношений юридических обязанностей и предоставляются субъективные права;
- Норма всегда закреплена в нормативно-правовых актах – законах, указах, постановлениях, приказах, инструкциях, принимаемых компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Специфические признаки, присущи финансово-правовым нормам, предопределяются особенностями предмета и метода финансово правового регулирования.
В отличие от других норм, правовые нормы финансового права характеризуются своим непосредственным целевым назначением, определяемое предметом финансово-правового регулирования, то есть взаимоотношениями, которые возникают при осуществлении финансовой деятельности по вопросам регулирования создания, распределения и распоряжения публичными фондами финансовых средств.
Особенности, характеризующие финансово-правовые нормы
Особенностью финансовых правовых норм, с точки зрения их происхождения, является то, что они редко возникают непосредственно по факту, то есть в общественной жизни редко складываются такие правила поведения, которые служат прототипом финансово-правовых норм. Ссылаясь на особенности предмета права финансовые отношения не могут возникать и существовать самостоятельно. Являясь объективно обусловленными общественными потребностями, которые обусловлены уровнем развития товарно-финансовых отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на этом этапе, такого вида отношения проявлены в формах, которые установлены государством и муниципальными образованиями. Таким образом, государством придается объективно формирующимся финансовым взаимоотношениям адекватной формы проявления: устанавливаются конкретные виды денежных платежей; порядок поступления их в фонды государственных учреждений; определяется порядок направления распоряжения финансовыми ресурсами и их распределения. Это осуществляется с помощью финансово-правовых норм, модель которых создана государством и муниципальными учреждениями. В обратном случае финансовые отношения с государством не сформировались бы вовсе, а в случае их образования, были бы выражены в форме, необходимой государству для обеспечения исполнения его задач на определенном этапе развития.
Замечание 1
Не следует забывать о том, что в процессе осуществления публичной финансовой деятельности формируются отношения, которые с экономической точки зрения не являются финансовыми, поскольку в таких отношениях не реализуется обращение денежных средств, которое является главным признаком финансов, например, отношения по бюджетному процессу, по установлению налогообложений, сборов, пошлин в сфере государственного контроля.
Практикой доказано, что в этой группе отношения формируются как организационные, а лишь в процессе развития осуществляют правовое оформление. Поэтому сперва создается фактическая модель поведения, а затем оформляется правовыми нормами.
Пример 1
На уровне субъектов Российской Федерации порядок предоставления налоговых льгот, поступающих в бюджет субъектов России, длительный период времени существовал фактически и лишь потом был зафиксирован в законодательстве.
Как правило, финансово-правовые нормы не обладают собственным прототипом в жизни общества. Однако такие ситуации все встречаются на практике.
Особенностью финансово-правовых норм является то, что они представлены средством воплощения публичных, а не частных интересов. Это предопределяется принадлежностью финансового права к публичному праву, а по итогу, особенностью предмета финансово-правового регулирования. Публичная финансовая деятельность, являясь обусловленной экономическим строем общества, производственными отношениями, определяется потребностью и интересами большого количества людей – социальных классов, групп, общества в целом. Такими интересами является оптимальное координирование экономической жизни, оказание помощи гражданам в сфере социальной защиты, наличие боеспособной армии, полиции.
Заинтересованность финансового обеспечения государства получения финансовой поддержки от него, существующая на уровне крупных социальных общностей, объединяется с интересом государства в поддержании собственного существования. Это является естественным, поскольку финансовые ресурсы необходимы государству не только для реализации социальных интересов, которые отражены в его функциях и задачах, но и для распоряжения ими с целью содержания государственных структур, непосредственно обеспечивающих реализацию социальных интересов. Следовательно, мобилизация денежных средств государством необходима для израсходования их на социально важные мероприятия. Поэтому финансово-правовые нормы представляют собой средство реализации общественных интересов в целом, а также отдельных его классов, социальных групп, и непосредственно государственных интересов. Это и является отличием от норм частного права, которые являются средством воплощения интересов отдельных хозяйственных субъектов, физических лиц.
Еще одним существенным отличием финансово-правовых норм является их нестабильность, которая определяется двумя факторами.
Во-первых, правовые отношения, формирующиеся в процессе осуществления публичной финансовой деятельности являются экономическими, соответственно, они подвергаются различным экономическим изменениям, определяемых политическим влиянием на экономику, структурными преобразованиями в системе управления, процессы в миграционной сфере в различных регионах страны. Нестабильностью отношений, являющимися предметом финансово-правового регулирования, обуславливается нестабильность самого регулирования и приводит к отмене устаревших и появлению более современных финансово-правовых норм. При возникновении экономической нестабильности, финансовых кризисов эти процессы набирают обороты.
Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, которые охвачены финансовой деятельностью государства и муниципальных учреждений, являются изначально нестабильными. Они находятся в рамках нормативно-правовых актов по вопросам бюджета, действующих только на протяжении финансового года. Следовательно, бюджетно-правовые нормы, как составляющий элемент финансово-правовых норм, вступают в законную силу с момента принятия соответствующих законодательных актов о бюджете теряют свою силу по окончании финансового года.
Следующей особенностью является то, что реализация большинства финансово-правовых норм имеет политическую направленность. Иными словами, воплощение многих финансово-правовых норм, в том числе и бюджетно-правовых, валютно-правовых, направлено на обеспечение фактических интересов субъектов только в сфере государственной финансовой политики. В первую очередь, такой вывод можно сделать из того, что финансовая деятельность является политически зависимой деятельностью. Поэтому, финансовое право, которое занимается регулированием финансовой деятельности, представляет собой политически напряженную правовую отрасль. Такое заключение может сделать, ссылаясь на статьи 71, 114 Конституции Российской Федерации. Согласно этих статей, к ведению государства принадлежит регламентирование правовых положений в сфере финансового, валютного регулирования, производства денежных средств, реализация которых должна выполняться в пределах единой финансовой и денежной политики. Эта особенность подчеркнута Конституционным Судом Российской Федерации, который гласит, что правовые нормы, в частности финансового характера, осуществляют регулирование поведения не только своих контрагентов, но и собственного, возлагая на себя и права, и обязанности.
Особенностями правовых отношений, входящих в состав предмета финансово-правового регулирования, обусловлено присутствие в системе финансово-правовых норм такой разновидности норм права, как норм-расчетов, представляющих собой показатели, в которых содержатся, выраженные в количественном эквиваленте, объемы деятельности и уровни развития. Это объясняется денежным характером финансовых средств, соответственно, требованием счета и фиксации.
Пример 2
Примером норм-счетов выступают ежегодно принимаемые законодательные нормы по вопросам бюджета, включающие в себя числовые показатели бюджетных доходов и расходов, государственного долга.
Нормы финансово-правового характера обладают перечнем специфических особенностей, которые обусловлены методом финансово-правового регулирования, такого как метод властных предписаний.
В своем большинстве нормы финансово-правового характера носят обязывающий контекст, то есть они определяют обязанности различных субъектов права в сфере финансов. Это естественно, поскольку методом властных предписаний, который является главным в финансовом праве, предполагается решение различных вопросов путем реализации воли государства или муниципального учреждения. Государством определенные правила поведения устанавливаются в рамках законодательных актов, а муниципальными образованиями – в постановлениях, возлагая на субъектов обязанность исполнения этих правил. При установлении государством налогов и сборов, субъекты финансового права лишаются самостоятельности, но обязываются к уплате, согласно установленных требований.
Безапелляционность финансово-правовых норм распространена как на субъекты, которыми издаются властные предписания, так и на субъекты, следующие этим предписаниям.
Пример 3
Налоговым органом по окончании налоговой проверки предоставляются властные полномочия к уплате неустоек, пеней в бюджет. При этом Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются требования к такому роду предписаний, и свобода воли налогового органа в этом случае очень мала.
Компетенционные нормы финансового права как особый вид регулирования отношений
Помимо этого, значительную часть норм представляют компетенционные нормы, то есть нормы, которые определяют компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере.
Такими нормами являются нормы, указанные в статьях 7, 8, 9 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, регламентирующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. В законодательных актах, компетенционные нормы представляются в нейтральной формулировке или их формулировка осуществляется через права соответствующих субъектов. Но нормы такого характера не следует рассматривать в качестве управомочивающих, поскольку для органов государственной власти и местного самоуправления все права, исходящие из его функций и задач, не являются правами в стандартном понимании, а именно такими, которые могут быть применены или не применены исключительно по собственному усмотрению, а служение государству, т.е в более обширном плане, исполнением обязанностей перед ним. иными словами, это права, которыми орган государственной власти или местного самоуправления обязуется реализовывать при наличии определенных обстоятельств. Поэтому в науке считается, что компетенционные нормы определяют полномочия органа государственного органа или органа местного самоуправления, отражающие единство прав и обязанностей данного органа.
В сфере финансового права имеются правовые нормы, которыми определяются права субъектов финансового права в стандартном понимании, то есть нормы, которые не обременяются признаком обязательности. Но количество таковых норм в отношении обязывающих и компетенционных сравнительно небольшое. Это все же предопределяется методом властных предписаний, который является главным в сфере финансового права, для которого не является характерным предоставление правовым субъектам свободы усмотрения, возможности выбора поведения.
Пример 4
Нормой, которая не обременена признаком обязательности является правовая норма статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, регламентирующая права налогоплательщиков, которые могут быть реализованы или не реализованы в зависимости от усмотрения налогоплательщика. Такими правами является право пользования налоговыми льготами, своевременного принятия или возврата суммы, уплаченной свыше указанной; право получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Особенностью управомочивающих норм является то, что они вторичны от обязывающих. Они связаны с обязывающими нормами, создавая в совокупности комплекс правовых норм.
Управомочивающие нормы, содержащиеся в статье 21 Налогового Кодекса Российской Федерации являются производными от нормы статьи 23 этого же Кодекса, устанавливающие обязанность в уплате налогов и сборов. В случае отсутствия данной нормы, нормы управомочивающего характера были бы бессмысленными и потребности в их осуществлении не возникала бы у субъектов финансового права.
Преобладающее количество обязывающих и компетенционных норм в системе норм финансового права и специфические особенности управомочивающих норм позволяют сделать вывод о том, что в целом они носят обязывающий характер.
Структура финансово-правовых норм
Как и все правовые нормы, финансово-правовые обладают определенной структурой.
Определение 2
Структура финансово-правовых норм – это внутреннее ее устройство и элементы, водящие в ее состав.
Структура финансово-правовых норм выражена следующими элементами:
- Гипотеза;
- Диспозиция;
- Санкция.
Гипотеза как элемент структуры указывает условия, наличие которых обязывает субъект к руководству данной нормой. Гипотеза присутствует во всех финансово-правовых нормах. Ее формулировка начинается со слов «Если…», в редких случаях – «в случае….». При отсутствии такой формулировки, не стоит забывать о том, что эти слова подразумеваются.
Пример 5
Нормой пункта 1 статьи 74 Налогового Кодекса Российской Федерации представлена следующая формулировка: «В случае изменения сроков выполнения обязанностей по уплате налогов и в других случаях, предусмотренных действующим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством».
В данной формулировке гипотезой является «В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов……».
Диспозиция – указывает на поведение, которое должно быть при наличии определенных обстоятельств, которые предопределены гипотезой. Диспозиция зачастую реализуется через обязанности, которые являются обязательными для исполнения субъектами при определенных обстоятельствах, реже – через права.
Санкция – указывает на применение принудительных мер государственного характера, распространяющихся на субъекты, нарушающие диспозицию правовой нормы. Специфические особенности нормы права проявляются в основном через её санкции. Это связано, с тем, что для санкций характерен денежный характер, выражающийся в виде пеней, штрафов. Правовые нормы в сфере финансов обладают правовосстановительным и карательным характером. Правовосстановительными санкциями являются пеня, карательными – штрафы. При нарушении норм финансового права применятся совокупность правовосстановительных и штрафных санкций. Денежные средства, которые получают при использовании санкций, зачисляются в денежные фонды государства и муниципальных образований: бюджеты, внебюджетные фонды государства и муниципальных образований.
Вывод 1
Правовые нормы финансового права не являются равнозначными относительно статьи финансово-правовых актов. Все элементы, входящие в состав финансово-правовых норм, не отражены в определенной статье финансово-правового акта, а размещены, как правило, в различных статьях.
Источник