Нормы фин права могут быть
Содержание статьи
понятие и виды. — Студопедия
Финансово-правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований В них закреплены юридические права и юридические обязанности их участников.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).
— Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер.
— Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
— Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т. п.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдение процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т. п.
Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовой санкции является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение).
Источник
Финансово-правовые нормы: понятие, виды
В функции государства входит обеспечение планомерности аккумуляции финансовых средств и направление их в соответствии с планами и программами в экономику, социальную сферу и на прочие общественные потребности. Организация данной деятельности должна проходить согласно правилам и требованиям правовых норм.
Понятие и виды финансово-правовых норм
Нормы финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности страны и органов местного управления, способы аккумуляции средств в денежные фонды государственного и муниципального уровня, типы применяемых для образования данных фондов платежей и порядок их взимания. Также они участвуют в регулировании порядка получения и применения государственных и муниципальных финансовых средств, источников формирования денежных ресурсов муниципальных и гос предприятий, организаций, учреждений и т.д.
В процессе регулирования этих отношений финансово правовые нормы закрепляют права и обязанности госорганов, органов местного управления, предприятий, учреждений, гражданских лиц.
Финансово правовые нормы представляют собой первоначальные элементы, составляющие финансовое право, как отрасль права. Для них характерны все общие свойства правовой нормы, но также и особенности именно этой отрасли права.
Определение 1
Норма финансового права – это определенное и охраняемое государственными органами правило поведения участников в обществе, которое выражается в их юридических правах и обязанностях.
Особенностью финансово правовой нормы является то, что она (в сравнении с нормами других отраслей права) регулирует взаимоотношения, образующиеся в процессе планового формирования, распределения и применения государством и органами местного управления денежных ресурсов с целью удовлетворения стоящих перед ними задач.
Определение 2
Итак, норма финансового права – это определённое и охраняемое государственными органами (путём применения различных санкций к правонарушителям) строгое правило поведения в общественно-финансовых отношениях, образующихся при плановом образовании, распределении и использовании государственных/муниципальных финансовых фондов и доходов с закреплением юридических прав и обязанностей их участников.
Классификация норм финансового права
Классификация финансово правовых норм проводится по нескольким основаниям. Зависимо от способа воздействия на участников финансовых правоотношений, устанавливающего категорию их юридических прав и обязанностей, нормы финансового права делятся на 3 вида:
- обязывающие;
- запрещающие;
- уполномочивающие/управомочивающие.
Определение 3
Обязывающие нормы финансового права требуют от сторон, участвующих в экономических отношениях, а именно госорганов, органов местного управления, предприятий, гражданских лиц и других, определённых действий, закрепляют их обязанности в этой сфере.
Большинство финансово правовых норм носит как раз подобный характер. Здесь прослеживается главный императивный способ финансово правового регулирования, то есть метод властных предписаний.
Определение 4
В запрещающих нормах финансового права содержится запрет на совершение определённых действий, то есть они устанавливают обязанность сторон финансовых взаимоотношений воздержаться от них.
Определение 5
В уполномочивающих финансово правовых нормах определены права сторон финансовых отношений на осуществление конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Таким образом, они предоставляют возможность принять самостоятельные решения в финансовой области, но в строгих границах.
Зависимо от содержания финансово правовые нормы бывают материальные и процессуальные.
Определение 6
В материальных финансово правовых нормах закрепляется состав системы финансов, виды и объём экономических обязательств предприятий и гражданских лиц перед государством и муниципальными структурами, источники образования кредитных ресурсов банковских организаций, типы расходов, входящих в бюджеты и внебюджетные госфонды и пр., то есть материально-денежное содержание юр прав и обязанностей участников финансовых взаимоотношений.
Определение 7
Процессуальные/процедурные финансово правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании государственных/муниципальных денежных фондов/доходов, требуют соблюдать предусмотренные процедурные правила в этой сфере: сроки, участие определённых органов и т.д.
Основные элементы финансово правовой нормы
Финансово правовая норма по своей логической структуре включает три основных элемента:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкции.
Определение 8
Гипотеза определяет условия действия финансово правовой нормы, обычно имея сложную форму, включает ряд чётко обозначенных условий, при наличии которых дается право на совершение определённых действий в финансовой сфере государства и муниципальных органов.
Пример 1
Обязанность юридического лица уплатить в госбюджет налог на прибыль осуществляется при условии, в случае если оно имеет расчётный счёт в банке и самостоятельный баланс, а также к нему поступает подлежащая налогообложению прибыль.
Определение 9
Диспозиция определяет содержание самого этого правила поведения, то есть указывает на совершение конкретных действий в процессе формирования, распределения или использования финансовых муниципальных или гос ресурсов, обозначает содержание прав и обязанностей сторон-участников финансовых отношений.
Диспозиция требует определённого поведения от сторон финансовых взаимоотношений и не допускает отклонения от данных требований.
Определение 10
Финансово правовые санкции определяют последствия от нарушений правовой нормы, устанавливают виды и степень юридической (в этом случае финансово правовой) ответственности правонарушителей норм финансового права. Через санкции государством осуществляется принуждение к выполнению финансово правовых норм.
Для финансово правовых санкций (по сравнению с санкциями норм в других отраслях права) свойственны особенности, носящие чаще всего финансовый характер и содержащие меры принудительного действия для нарушителя посредством его денежных фондов и средств (прямым либо косвенным путём). К таким относятся:
- штрафы;
- пеня;
- принудительное изъятие бюджетных средств;
- приостановка операций по банковским счетам;
- запрет на проведение банковскими органами отдельных банковских операций.
Учитывая то, что нарушение предписания финансово правовой нормы влечёт за собой материальный вред для государства, применение норм финансового права содержит некоторые особенности. Самой распространенной санкцией в области финансового права признана пеня, которая взимается в случае нарушения срока платежа (налагается финансовыми органами автоматически, без установления при этом вины за нарушение). Но в дальнейшем нарушившая сторона имеет право на обжалование решения финансового органа в порядке суда.
Меры финансово правовой ответственности применяют государственные органы и их должностные лица. А именно данные меры воплощаются через:
- Федеральное казначейство;
- Федеральную таможенную службу РФ;
- ЦБ РФ;
- Федеральную налоговую службу РФ со своими структурными подразделениями.
Данные органы применяют санкции в административном порядке, не устраивая судебное разбирательство.
Данный порядок наиболее распространён вследствие направленности финансово правовых санкций на обеспечение общих государственных интересов в финансовой области и необходимости моментального реагирования на финансовые нарушения. Но в некоторых случаях не исключается необходимость принятия решений судебного органа (арбитражного суда либо суда общей юрисдикции) по использованию финансово правовых санкций (например, в случае со спором, взысканием штрафов и пени с физических лиц).
Также к финансово правовым санкциям относятся меры дисциплинарного взыскания, которые применяет руководство предприятий и организаций разных форм собственности, и меры уголовно правового воздействия, назначаемые судебным органом. В качестве основания для использования подобных санкций служат нарушения соответствующего характера.
Санкции финансового права объединяют в себе правовосстановительные и штрафные/карательные элементы.
Источник
Вопрос 1. Финансово-правовая норма — Студопедия
Нормы и источники финансового права.
Лекция № 3 .
Вопрос 1. Финансово-правовая норма
Вопрос 2. Структура финансово-правовой нормы
Вопрос 3. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям
Вопрос 4. Источники финансового права.
Финансово-правовая норма — это установленное государством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.
Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.
Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процесс е финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово- правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т .д.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования; выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех их уровней порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.
Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.
Признаки финансово-правовых норм (схема):
Обобщая вышеизложенное в схеме:
1) Имеют особую сферу применения — область финансовой деятельности государства, т.е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности.
2) Носят государственно-властный, императивный характер. Выражены в категорической форме, которая не допускает произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т.д.
3) Имеют (должны иметь) материальное обеспечение. Государственные органы, принимая решения в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.
4)С точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в правовых актах.
Вопрос 2. Структура финансово-правовой нормы
Структура финансово-правовой нормы:
Гипотеза определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения, и указывает субъектов — участников этих правоотношений.
Например: чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Особенность диспозиции финансово-правовой нормы состоит в том, что обычно она содержит обязанности соответствующих субъектов и чрезвычайно редко — их права.
Санкция указывает на меры финансового воздействия, установленные за нарушение предписаний государства в области финансовых отношений. Например: пени, штрафы, принудительные взыскания не внесенных в срок платежей и т.д.
Итак, финансово-правовая санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.
Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойственен ряд особенностей.
Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пени, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.
При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну.
Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — РФ, субъектов Федерации, муниципальные образования (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штрафы за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.
Меры финансово-правовой ответственности при меняются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (безсудебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово- правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако это не исключает в соответствующих случаях необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при — наличии спора при взыскании штрафов и пеней).
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
Для современных условий характерны расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.
С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых санкций:
1) бюджетные,
2) налоговые,
3) кредитно-денежные,
4) валютные.
Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, то есть установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.
Признаки финансово-правовых санкций:
1) имеют денежный характер;
2) носят правовосстановительный и карательный характер (правовосстановительная санкция — пени, карательная санкция — штраф; обычно применяются одновременно);
3) полученные в результате применения санкций денежные средства зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды.
Вопрос № 3. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям:
По выполняемым функциям финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):
Схема — Классификация финансово-правовых норм по выполняемым функциям
1) регулятивные — те, которые направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей.
Например:
Статья 51 НК. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.
Статья 56 НК. Установление и использование льгот по налогам и сборам.
2) охранительные — те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Например:ст. 116-129НК (студентам).
По характеру воздействия на участников отношений финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):
1) обязывающие — регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме предписывают совершать определенные действия.
Например: платить законно установленные налоги;
2) запрещающие — регулируют пассивное поведение субъектов и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
Например: Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах (Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.)
3) уполномочивающие — предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению.
Например: налогоплательщик может воспользоваться, а может и не воспользоваться соответствующими льготами по уплате налогов. Сюда же относятся и нормы, закрепляющие компетенцию государственных органов через установление их прав.
По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):
1) материальные — закрепляют материальное (обычно денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.
Например: нормы о структуре бюджетной системы, бюджетном устройстве, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц, объемы и направления государственных расходов и т. д.;
2) процессуальные — устанавливают порядок применения и действия материальных норм.
По территориальному признаку подразделяются на финансово-правовые нормы (схема):
1) действующие на всей территории РФ;
2) действующие на территории соответствующих субъектов РФ;
3) действующие на территории соответствующих муниципальных образований.
По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):
1) общие — устанавливаются на неопределенный срок и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением;
2) временные — устанавливаются на определенный срок.
Например: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 г.».
По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):
1) общезакрепительные — в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;
Статья 2 НК. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
2) дефинитивные — закрепляют существенные признаки соответствующих финансово-правовых категорий, понятий и терминов;
Статья 8 НК. Понятие налога и сбора.
3) нормы-принципы — устанавливают основные начала финансового законодательства;
Статья 3 НК. Основные начала законодательства о налогах и сборах
4) коллизионные — определяют порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);
5) оперативные финансово-правовые нормы — определяют порядок вступления в силу новых финансово-правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.
Нормы ст 1 и 2 ФЗ от 31 июля 1998г. «О введении в действие части первой НК РФ».
Общее видение классификации финансово-правовых норм по различным основаниям представлено на схеме.
Функции финансово-правовых норм:
— распределительная;
— контрольная;
— стимулирующая.
Источник