Нормы административного права могут содержаться в чем

Понятие и виды административно-правовых норм — Студопедия

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых норм.

Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.

Виды административно-правовых норм.

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.

Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, — общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).

По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

Структура административно-правовых норм.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.

2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.

3. Меры административного наказания.

Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

Читайте также:  Нормы анализа мочи у взрослой женщины

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Понятие и виды административно-правовых отношений.

Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.

В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.

А западному законодательству известно право «останови и обыщи», которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также «вертикальные» административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.

Источник

îðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà

Íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà

Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû (êàê è íîðìû äðóãèõ îòðàñëåé ïðàâà) ïðåäóñìàòðèâàþò óñòàíîâëåííûå ãîñóäàðñòâîì, åãî îðãàíàìè ïðåäñòàâèòåëüíîé ëèáî èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèåé ïðàâèëà äîëæíîãî èëè âîçìîæíîãî ïîâåäåíèÿ ñóáúåêòîâ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà, ñîáëþäåíèå êîòîðûõ îáåñïå÷èâàåòñÿ ñïåöèàëüíûìè ìåðàìè ãîñóäàðñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ.

Íîðìàì àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ïðèñóùè ñëåäóþùèå õàðàêòåðíûå ÷åðòû: îáåñïå÷åíèå ïóáëè÷íûõ èíòåðåñîâ; îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ñèñòåìå ðåãóëèðîâàíèÿ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé; îäíîñòîðîííåå âëàñòâóþùåå âîçäåéñòâèå íà ñóáúåêòîâ ïðàâà; ïðèíóäèòåëüíîñòü.

Íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà, ïðåæäå âñåãî, ðåãóëèðóþò îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, ñêëàäûâàþùèåñÿ â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è åå ñóáúåêòîâ.

Âìåñòå ñ òåì íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ðåãóëèðóþò îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïîëíîìî÷èé àäìèíèñòðàöèåé îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è àäìèíèñòðàöèåé ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ó÷ðåæäåíèé, ïðåäïðèÿòèé ëèáî òåõ èç íèõ, ãäå äîëÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòè ïðåîáëàäàåò.

Ìíîãèå íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿòîðîì îòíîøåíèé, ñêëàäûâàþùèõñÿ ïðè ðåøåíèè îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè, ñóäà è ïðîêóðàòóðû âîïðîñîâ ïîäáîðà êàäðîâ, íàçíà÷åíèÿ íà äîëæíîñòè îïåðàòèâíîãî ïåðñîíàëà, îïðåäåëåíèÿ ïðåäúÿâëÿåìûõ ê íèì òðåáîâàíèé, ïðîõîæäåíèÿ ñëóæáû, îòâåòñòâåííîñòè ñëóæàùèõ, à òàêæå èíûõ âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ îòíîøåíèé óïðàâëåí÷åñêîãî õàðàêòåðà, âõîäÿùèõ â êîìïåòåíöèþ äàííûõ îðãàíîâ.

Íàêîíåö, àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ðåãóëèðóþò îòíîøåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé (íàïðèìåð, îáùåñòâî îõðàíû ïðàâ ïîòðåáèòåëåé) è íåãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé (÷àñòíûå íîòàðèóñû, àóäèòîðñêèå ôèðìû, êîììåð÷åñêèå áàíêè) ïðè îñóùåñòâëåíèè ïåðåäàííûõ èì ãîñóäàðñòâîì îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé.

Èòàê, àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâàÿ íîðìà — ýòî íîðìà ïðàâà, ðåãóëèðóþùàÿ:

  1. îòíîøåíèÿ â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè, îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, íåêîììåð÷åñêèõ è èíûõ íåãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé ïðè ðåàëèçàöèè ïîðó÷åííûõ èì îòäåëüíûõ ôóíêöèé ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ;
  2. âíóòðèîðãàíèçàöèîííûå óïðàâëåí÷åñêèå îòíîøåíèÿ â èíûõ ñôåðàõ ãîñóäàðñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè (îðãàíàõ ïðåäñòàâèòåëüíîé âëàñòè, ïðîêóðàòóðû è ñóäà);
  3. îòíîøåíèÿ â îáëàñòè ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíûõ âçûñêàíèé è èíûõ ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ;
  4. îòíîøåíèÿ â ñôåðå àäìèíèñòðàòèâíîé þñòèöèè.

Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå èìååò ãîñóäàðñòâåííûé õàðàêòåð, ïîýòîìó èñïîëíåíèå, ïðèìåíåíèå è ñîáëþäåíèå íîðì àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ãàðàíòèðóåòñÿ íå òîëüêî îðãàíèçàöèîííûìè, ðàçúÿñíèòåëüíûìè, ñòèìóëèðóþùèìè ñðåäñòâàìè, íî ïðè íåîáõîäèìîñòè è ìåðàìè ãîñóäàðñòâåííîãî ïðèíóæäåíèÿ.

Íà ñåãîäíÿøíåì ýòàïå ðàçâèòèÿ ðûíî÷íûõ îòíîøåíèé öåëåñîîáðàçíî ðàçãðàíè÷èâàòü àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, íàïðàâëåííûå íà ïîääåðæàíèå îáîðîíîñïîñîáíîñòè ñòðàíû, îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà, îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, îõðàíó îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû, ñîáèðàíèå íàëîãîâ è äðóãèõ îáÿçàòåëüíûõ ïëàòåæåé (îõðàíèòåëüíûå íîðìû), è àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, ñâÿçàííûå ñ ðåãóëèðîâàíèåì äåÿòåëüíîñòè êàê íåãîñóäàðñòâåííûõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé, òàê è îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ñ ðàçðåøåíèåì âîçíèêàþùèõ êîëëåêòèâíûõ ñïîðîâ ìåæäó ãðàæäàíàìè, ãîñóäàðñòâåííûìè îðãàíàìè, îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è ïðåäïðèíèìàòåëÿìè è ïð (ðåãóëÿòèâíûå íîðìû).

Îõðàíèòåëüíûå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàòåëüíûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, çàïðåòû è îãðàíè÷åíèÿ íà òå èëè èíûå äåéñòâèÿ, ðåãóëÿòèâíûå íîðìû — èñïîëüçîâàíèå òàêèõ ïðàâîâûõ ñðåäñòâ, êàê óâåäîìëåíèå î íà÷àëå äåÿòåëüíîñòè, ðåãèñòðàöèîííûé, ëèöåíçèîííûé ïîðÿäîê, îïðåäåëåíèå âàðèàíòîâ âîçìîæíîãî ïîâåäåíèÿ, çàêëþ÷åíèå àäìèíèñòðàòèâíûõ äîãîâîðîâ, ñòèìóëèðóþùèå, ïîîùðèòåëüíûå íîðìû è ò.ä.

Ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû þðèäè÷åñêè çàêðåïëÿþò êîìïëåêñ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, à òàêæå îòâåòñòâåííîñòü ó÷àñòíèêîâ ðåãóëèðóåìûõ àäìèíèñòðàòèâíûì ïðàâîì óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé, ò.å. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö.

 àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûõ íîðìàõ ðåãëàìåíòèðóåòñÿ ïðàâîâîé ðåæèì, îïðåäåëÿþùèé äåÿòåëüíîñòü íå òîëüêî îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè, íî è äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé. Ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïðåäóñìàòðèâàþò çàïðåòû è îãðàíè÷åíèÿ íà òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü (äåéñòâèÿ), àäìèíèñòðàòèâíûå ñàíêöèè çà èõ íàðóøåíèÿ è êîìïåòåíöèþ ñîîòâåòñòâóþùèõ îðãàíîâ ïî ïðèìåíåíèþ ýòèõ ñàíêöèé.

 ñîîòâåòñòâèè ñ þðèäè÷åñêèì ñîäåðæàíèåì ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû öåëåñîîáðàçíî ïîäðàçäåëèòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:

  1. îáÿçûâàþùèå íîðìû (ïðåäïèñûâàþùèå ñîâåðøåíèå îïðåäåëåííûõ äåéñòâèé);
  2. çàïðåòèòåëüíûå íîðìû (óñòàíàâëèâàþùèå çàïðåòû íà òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü èëè äåéñòâèÿ;
  3. îãðàíè÷èòåëüíûå íîðìû (ââîäÿùèå îãðàíè÷åíèÿ íà îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè äåéñòâèÿ);
  4. ðàçðåøèòåëüíûå èëè äîçâîëèòåëüíûå íîðìû (ðàçðåøàþùèå àäðåñàòó äåéñòâîâàòü ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ); ê ýòîé êàòåãîðèè íîðì, íàïðèìåð, îòíîñÿòñÿ ëèöåíçèîííûå, äîçâîëÿþùèå çàíèìàòüñÿ îïðåäåëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ, â òîì ÷èñëå âíåøíåýêîíîìè÷åñêèìè îïåðàöèÿìè (ò.å. äåÿòåëüíîñòü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ òîëüêî ïðè íàëè÷èè ñîîòâåòñòâóþùåé ëèöåíçèè, âûäàííîé óïîëíîìî÷åííûì íà òî ãîñóäàðñòâåííûì îðãàíîì);
  5. óïîëíîìî÷èâàþùèå èëè óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû (ïðåäîñòàâëÿþùèå ñîîòâåòñòâóþùèì îðãàíàì è èõ äîëæíîñòíûì ëèöàì ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûå ïîëíîìî÷èÿ ïî ðåàëèçàöèè ñïåöèàëüíûõ ôóíêöèé ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ);
  6. ñòèìóëèðóþùèå èëè ïîîùðèòåëüíûå íîðìû (íàïðàâëåííûå íà ñòèìóëèðîâàíèå íàèáîëåå àêòóàëüíûõ âèäîâ íàóêîåìêîé, ýêîíîìè÷åñêîé è èíîé äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷åíèå äîëæíîãî ïîâåäåíèÿ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé);
  7. ðåãèñòðàöèîííûå èëè óâåäîìèòåëüíûå íîðìû (êàñàþùèåñÿ îðãàíèçàöèè è ïðîâåäåíèÿ ìèòèíãîâ, øåñòâèé, äåìîíñòðàöèé, ðåãèñòðàöèè ïîëèòè÷åñêèõ ïàðòèé, îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé, ïðåäïðèÿòèé ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñîáñòâåííîñòè, ñóáúåêòîâ ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà);
  8. ðåêîìåíäàòåëüíûå íîðìû (íå íîñÿùèå îáÿçàòåëüíîãî õàðàêòåðà, íî ïðåäëàãàþùèå ó÷àñòíèêàì óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé òîò èëè èíîé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ. Íåðåäêî ðåêîìåíäàòåëüíûå ïðàâîâûå íîðìû ïîäêðåïëÿþòñÿ ñòèìóëèðóþùèìè ìåðàìè, êîòîðûå ãàðàíòèðóþò ïðèìåíåíèå ïîîùðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ ïðè èçáðàíèè ðåêîìåíäóåìîãî âàðèàíòà ïîâåäåíèÿ).
Читайте также:  Норма остатка мочи после мочеиспускания у мужчин

Ïðîöåññóàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû îïðåäåëÿþò îáùèå ïðàâèëà, ïîðÿäîê, ïðîöåäóðó íîðìîòâîð÷åñêîé, ïðàâîïðèìåíèòåëüíîé è þðèñäèêöèîííîé äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ è äðóãèõ ñóáúåêòîâ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà.  ðîññèéñêîì çàêîíîäàòåëüñòâå íà ñåãîäíÿøíèé ìîìåíò ïðîöåññóàëüíî óðåãóëèðîâàíû â îñíîâíîì ëèøü àäìèíèñòðàòèâíî-þðèñäèêöèîííûå íîðìû.

Ïðîöåññóàëüíûå íîðìû ðåãóëèðóþò îòíîøåíèÿ ïî ðåàëüíîìó èñïîëíåíèþ ïîëîæåíèé, ñîäåðæàùèõñÿ â ìàòåðèàëüíûõ ïðàâîâûõ íîðìàõ, ïðè÷åì â êàæäîì êîíêðåòíîì èíñòèòóòå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ìîæíî îáíàðóæèòü ñïåöèôè÷åñêèå ïðîöåññóàëüíûå ïîëîæåíèÿ è ïðîöåäóðû.

Íàïðèìåð, â èíñòèòóòå ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû ê ïðîöåññóàëüíûì íîðìàì îòíîñÿòñÿ: ïîðÿäîê ïîñòóïëåíèÿ íà ñëóæáó; ïðîöåäóðà ïåðåìåùåíèÿ ñëóæàùåãî è ïðîõîæäåíèå ñëóæáû; ïîðÿäîê ïðîâåäåíèÿ àòòåñòàöèè; ïðèñâîåíèå ñïåöèàëüíûõ çâàíèé è ðàíãîâ; äèñöèïëèíàðíîå ïðîèçâîäñòâî; ïðîöåäóðà óâîëüíåíèÿ è ò.ä.

Ïî ôîðìå ïðåäïèñàíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà èìïåðàòèâíûå (îáÿçàòåëüíûå äëÿ èñïîëíåíèÿ) è äèñïîçèòèâíûå (ïðåäëàãàþùèå íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ).

 çàâèñèìîñòè îò àäðåñàòà ìîæíî âûäåëèòü àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, ðåãëàìåíòèðóþùèå:

  1. îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ìåõàíèçìà èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè;
  2. îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè;
  3. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ ñëóæàùèõ, äîëæíîñòíûõ ëèö;
  4. îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé è èíûõ íåãîñóäàðñòâåííûõ ñòðóêòóð ïî ðåàëèçàöèè ïðåäîñòàâëåííûõ èì ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé â ïðåäåëàõ ýòèõ ïîëíîìî÷èé;
  5. îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé ñ ïðåèìóùåñòâåííûì âëîæåíèåì â íèõ ãîñóäàðñòâåííûõ ñðåäñòâ;
  6. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé;
  7. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ íåãîñóäàðñòâåííûõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé;
  8. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ íåêîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé;
  9. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàí è àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå ñðåäñòâà çàùèòû èõ êîíñòèòóöèîííûõ ïðàâ, ñâîáîä, çàêîííûõ èíòåðåñîâ.

Ïî ìàñøòàáàì ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ìîãóò áûòü îáùåôåäåðàëüíûìè (äåéñòâóþùèìè íà âñåé òåððèòîðèè ñòðàíû), ðåãèîíàëüíûìè (ðàñïðîñòðàíÿþùèìè ñâîå äåéñòâèå íà òåððèòîðèþ ñóáúåêòà ÐÔ), òåððèòîðèàëüíûìè (óñòàíàâëèâàåìûìè îðãàíàìè èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñóáúåêòîâ ÐÔ ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì äåéñòâèÿ ëèøü íà îïðåäåëåííûå òåððèòîðèè, íàïðèìåð ðàéîíû Êðàéíåãî Ñåâåðà), ìåñòíûìè (óñòàíàâëèâàåìûìè îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèåé), ëîêàëüíûìè (äåéñòâóþùèìè â êîíöåðíàõ, êîíñîðöèóìàõ, îáúåäèíåíèÿõ, îðãàíèçàöèÿõ, ïðåäïðèÿòèÿõ).

Ïî îáúåìó ðåãóëèðîâàíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû äåëÿòñÿ íà îáùèå, ìåæîòðàñëåâûå, îòðàñëåâûå, âíóòðèîòðàñëåâûå (ðàñïðîñòðàíÿþùèåñÿ íà íèæåñòîÿùèå ïîäâåäîìñòâåííûå îðãàíû èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ó÷ðåæäåíèÿ, ïðåäïðèÿòèÿ) è îáùåîáÿçàòåëüíûå (îõâàòûâàþùèå âñåõ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé).

Ïî äåéñòâèþ âî âðåìåíè àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñðî÷íûå (ââåäåííûå â äåéñòâèå íà îïðåäåëåííûé ñðîê) è áåññðî÷íûå (ñðîê äåéñòâèÿ êîòîðûõ çàðàíåå íå óñòàíîâëåí).

Çàêîííóþ ñèëó èìåþò ëèøü òå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, êîòîðûå èçäàíû â ïðåäåëàõ êîìïåòåíöèè ñîîòâåòñòâóþùåãî îðãàíà óïðàâëåíèÿ è ïðè ýòîì ñîáëþäåí ïðåäóñìîòðåííûé çàêîíîì ïîðÿäîê âñòóïëåíèÿ èõ â ñèëó â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ýòî îãîâîðåíî â çàêîíîäàòåëüñòâå.

Источник

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Понятие административно-правовой нормы

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Читайте также:  Общий анализ мочи бланк с нормами

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  5. административный арест;
  6. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  7. дисквалификация;
  8. административное приостановление деятельности;
  9. обязательные работы;
  10. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:

    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:

    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:

    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:

    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:

    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:

    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:

    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник