Нормы административного права могут содержаться в чем
Содержание статьи
Понятие и виды административно-правовых норм — Студопедия
Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых норм.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, — общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Структура административно-правовых норм.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.
Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).
Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:
1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.
2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.
3. Меры административного наказания.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.
Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.
В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.
А западному законодательству известно право «останови и обыщи», которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также «вертикальные» административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.
Источник
îðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà
Íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà
Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû (êàê è íîðìû äðóãèõ îòðàñëåé ïðàâà) ïðåäóñìàòðèâàþò óñòàíîâëåííûå ãîñóäàðñòâîì, åãî îðãàíàìè ïðåäñòàâèòåëüíîé ëèáî èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèåé ïðàâèëà äîëæíîãî èëè âîçìîæíîãî ïîâåäåíèÿ ñóáúåêòîâ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà, ñîáëþäåíèå êîòîðûõ îáåñïå÷èâàåòñÿ ñïåöèàëüíûìè ìåðàìè ãîñóäàðñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ.
Íîðìàì àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ïðèñóùè ñëåäóþùèå õàðàêòåðíûå ÷åðòû: îáåñïå÷åíèå ïóáëè÷íûõ èíòåðåñîâ; îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ñèñòåìå ðåãóëèðîâàíèÿ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé; îäíîñòîðîííåå âëàñòâóþùåå âîçäåéñòâèå íà ñóáúåêòîâ ïðàâà; ïðèíóäèòåëüíîñòü.
Íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà, ïðåæäå âñåãî, ðåãóëèðóþò îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, ñêëàäûâàþùèåñÿ â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è åå ñóáúåêòîâ.
Âìåñòå ñ òåì íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ðåãóëèðóþò îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïîëíîìî÷èé àäìèíèñòðàöèåé îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è àäìèíèñòðàöèåé ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ó÷ðåæäåíèé, ïðåäïðèÿòèé ëèáî òåõ èç íèõ, ãäå äîëÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòè ïðåîáëàäàåò.
Ìíîãèå íîðìû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿòîðîì îòíîøåíèé, ñêëàäûâàþùèõñÿ ïðè ðåøåíèè îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè, ñóäà è ïðîêóðàòóðû âîïðîñîâ ïîäáîðà êàäðîâ, íàçíà÷åíèÿ íà äîëæíîñòè îïåðàòèâíîãî ïåðñîíàëà, îïðåäåëåíèÿ ïðåäúÿâëÿåìûõ ê íèì òðåáîâàíèé, ïðîõîæäåíèÿ ñëóæáû, îòâåòñòâåííîñòè ñëóæàùèõ, à òàêæå èíûõ âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ îòíîøåíèé óïðàâëåí÷åñêîãî õàðàêòåðà, âõîäÿùèõ â êîìïåòåíöèþ äàííûõ îðãàíîâ.
Íàêîíåö, àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ðåãóëèðóþò îòíîøåíèÿ, âîçíèêàþùèå â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé (íàïðèìåð, îáùåñòâî îõðàíû ïðàâ ïîòðåáèòåëåé) è íåãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé (÷àñòíûå íîòàðèóñû, àóäèòîðñêèå ôèðìû, êîììåð÷åñêèå áàíêè) ïðè îñóùåñòâëåíèè ïåðåäàííûõ èì ãîñóäàðñòâîì îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé.
Èòàê, àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâàÿ íîðìà ýòî íîðìà ïðàâà, ðåãóëèðóþùàÿ:
- îòíîøåíèÿ â ñôåðå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè, îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, íåêîììåð÷åñêèõ è èíûõ íåãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíèçàöèé ïðè ðåàëèçàöèè ïîðó÷åííûõ èì îòäåëüíûõ ôóíêöèé ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ;
- âíóòðèîðãàíèçàöèîííûå óïðàâëåí÷åñêèå îòíîøåíèÿ â èíûõ ñôåðàõ ãîñóäàðñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè (îðãàíàõ ïðåäñòàâèòåëüíîé âëàñòè, ïðîêóðàòóðû è ñóäà);
- îòíîøåíèÿ â îáëàñòè ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíûõ âçûñêàíèé è èíûõ ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ;
- îòíîøåíèÿ â ñôåðå àäìèíèñòðàòèâíîé þñòèöèè.
Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå èìååò ãîñóäàðñòâåííûé õàðàêòåð, ïîýòîìó èñïîëíåíèå, ïðèìåíåíèå è ñîáëþäåíèå íîðì àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ãàðàíòèðóåòñÿ íå òîëüêî îðãàíèçàöèîííûìè, ðàçúÿñíèòåëüíûìè, ñòèìóëèðóþùèìè ñðåäñòâàìè, íî ïðè íåîáõîäèìîñòè è ìåðàìè ãîñóäàðñòâåííîãî ïðèíóæäåíèÿ.
Íà ñåãîäíÿøíåì ýòàïå ðàçâèòèÿ ðûíî÷íûõ îòíîøåíèé öåëåñîîáðàçíî ðàçãðàíè÷èâàòü àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, íàïðàâëåííûå íà ïîääåðæàíèå îáîðîíîñïîñîáíîñòè ñòðàíû, îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà, îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, îõðàíó îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû, ñîáèðàíèå íàëîãîâ è äðóãèõ îáÿçàòåëüíûõ ïëàòåæåé (îõðàíèòåëüíûå íîðìû), è àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, ñâÿçàííûå ñ ðåãóëèðîâàíèåì äåÿòåëüíîñòè êàê íåãîñóäàðñòâåííûõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé, òàê è îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé, ñ ðàçðåøåíèåì âîçíèêàþùèõ êîëëåêòèâíûõ ñïîðîâ ìåæäó ãðàæäàíàìè, ãîñóäàðñòâåííûìè îðãàíàìè, îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è ïðåäïðèíèìàòåëÿìè è ïð (ðåãóëÿòèâíûå íîðìû).
Îõðàíèòåëüíûå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàòåëüíûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, çàïðåòû è îãðàíè÷åíèÿ íà òå èëè èíûå äåéñòâèÿ, ðåãóëÿòèâíûå íîðìû èñïîëüçîâàíèå òàêèõ ïðàâîâûõ ñðåäñòâ, êàê óâåäîìëåíèå î íà÷àëå äåÿòåëüíîñòè, ðåãèñòðàöèîííûé, ëèöåíçèîííûé ïîðÿäîê, îïðåäåëåíèå âàðèàíòîâ âîçìîæíîãî ïîâåäåíèÿ, çàêëþ÷åíèå àäìèíèñòðàòèâíûõ äîãîâîðîâ, ñòèìóëèðóþùèå, ïîîùðèòåëüíûå íîðìû è ò.ä.
Ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû þðèäè÷åñêè çàêðåïëÿþò êîìïëåêñ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, à òàêæå îòâåòñòâåííîñòü ó÷àñòíèêîâ ðåãóëèðóåìûõ àäìèíèñòðàòèâíûì ïðàâîì óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé, ò.å. àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö.
 àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûõ íîðìàõ ðåãëàìåíòèðóåòñÿ ïðàâîâîé ðåæèì, îïðåäåëÿþùèé äåÿòåëüíîñòü íå òîëüêî îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè, íî è äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé. Ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïðåäóñìàòðèâàþò çàïðåòû è îãðàíè÷åíèÿ íà òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü (äåéñòâèÿ), àäìèíèñòðàòèâíûå ñàíêöèè çà èõ íàðóøåíèÿ è êîìïåòåíöèþ ñîîòâåòñòâóþùèõ îðãàíîâ ïî ïðèìåíåíèþ ýòèõ ñàíêöèé.
 ñîîòâåòñòâèè ñ þðèäè÷åñêèì ñîäåðæàíèåì ìàòåðèàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû öåëåñîîáðàçíî ïîäðàçäåëèòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
- îáÿçûâàþùèå íîðìû (ïðåäïèñûâàþùèå ñîâåðøåíèå îïðåäåëåííûõ äåéñòâèé);
- çàïðåòèòåëüíûå íîðìû (óñòàíàâëèâàþùèå çàïðåòû íà òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü èëè äåéñòâèÿ;
- îãðàíè÷èòåëüíûå íîðìû (ââîäÿùèå îãðàíè÷åíèÿ íà îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè äåéñòâèÿ);
- ðàçðåøèòåëüíûå èëè äîçâîëèòåëüíûå íîðìû (ðàçðåøàþùèå àäðåñàòó äåéñòâîâàòü ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ); ê ýòîé êàòåãîðèè íîðì, íàïðèìåð, îòíîñÿòñÿ ëèöåíçèîííûå, äîçâîëÿþùèå çàíèìàòüñÿ îïðåäåëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ, â òîì ÷èñëå âíåøíåýêîíîìè÷åñêèìè îïåðàöèÿìè (ò.å. äåÿòåëüíîñòü ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ òîëüêî ïðè íàëè÷èè ñîîòâåòñòâóþùåé ëèöåíçèè, âûäàííîé óïîëíîìî÷åííûì íà òî ãîñóäàðñòâåííûì îðãàíîì);
- óïîëíîìî÷èâàþùèå èëè óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû (ïðåäîñòàâëÿþùèå ñîîòâåòñòâóþùèì îðãàíàì è èõ äîëæíîñòíûì ëèöàì ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûå ïîëíîìî÷èÿ ïî ðåàëèçàöèè ñïåöèàëüíûõ ôóíêöèé ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ);
- ñòèìóëèðóþùèå èëè ïîîùðèòåëüíûå íîðìû (íàïðàâëåííûå íà ñòèìóëèðîâàíèå íàèáîëåå àêòóàëüíûõ âèäîâ íàóêîåìêîé, ýêîíîìè÷åñêîé è èíîé äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷åíèå äîëæíîãî ïîâåäåíèÿ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé);
- ðåãèñòðàöèîííûå èëè óâåäîìèòåëüíûå íîðìû (êàñàþùèåñÿ îðãàíèçàöèè è ïðîâåäåíèÿ ìèòèíãîâ, øåñòâèé, äåìîíñòðàöèé, ðåãèñòðàöèè ïîëèòè÷åñêèõ ïàðòèé, îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé, ïðåäïðèÿòèé ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñîáñòâåííîñòè, ñóáúåêòîâ ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà);
- ðåêîìåíäàòåëüíûå íîðìû (íå íîñÿùèå îáÿçàòåëüíîãî õàðàêòåðà, íî ïðåäëàãàþùèå ó÷àñòíèêàì óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé òîò èëè èíîé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ. Íåðåäêî ðåêîìåíäàòåëüíûå ïðàâîâûå íîðìû ïîäêðåïëÿþòñÿ ñòèìóëèðóþùèìè ìåðàìè, êîòîðûå ãàðàíòèðóþò ïðèìåíåíèå ïîîùðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ ïðè èçáðàíèè ðåêîìåíäóåìîãî âàðèàíòà ïîâåäåíèÿ).
Ïðîöåññóàëüíûå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû îïðåäåëÿþò îáùèå ïðàâèëà, ïîðÿäîê, ïðîöåäóðó íîðìîòâîð÷åñêîé, ïðàâîïðèìåíèòåëüíîé è þðèñäèêöèîííîé äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ è äðóãèõ ñóáúåêòîâ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà.  ðîññèéñêîì çàêîíîäàòåëüñòâå íà ñåãîäíÿøíèé ìîìåíò ïðîöåññóàëüíî óðåãóëèðîâàíû â îñíîâíîì ëèøü àäìèíèñòðàòèâíî-þðèñäèêöèîííûå íîðìû.
Ïðîöåññóàëüíûå íîðìû ðåãóëèðóþò îòíîøåíèÿ ïî ðåàëüíîìó èñïîëíåíèþ ïîëîæåíèé, ñîäåðæàùèõñÿ â ìàòåðèàëüíûõ ïðàâîâûõ íîðìàõ, ïðè÷åì â êàæäîì êîíêðåòíîì èíñòèòóòå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà ìîæíî îáíàðóæèòü ñïåöèôè÷åñêèå ïðîöåññóàëüíûå ïîëîæåíèÿ è ïðîöåäóðû.
Íàïðèìåð, â èíñòèòóòå ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû ê ïðîöåññóàëüíûì íîðìàì îòíîñÿòñÿ: ïîðÿäîê ïîñòóïëåíèÿ íà ñëóæáó; ïðîöåäóðà ïåðåìåùåíèÿ ñëóæàùåãî è ïðîõîæäåíèå ñëóæáû; ïîðÿäîê ïðîâåäåíèÿ àòòåñòàöèè; ïðèñâîåíèå ñïåöèàëüíûõ çâàíèé è ðàíãîâ; äèñöèïëèíàðíîå ïðîèçâîäñòâî; ïðîöåäóðà óâîëüíåíèÿ è ò.ä.
Ïî ôîðìå ïðåäïèñàíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà èìïåðàòèâíûå (îáÿçàòåëüíûå äëÿ èñïîëíåíèÿ) è äèñïîçèòèâíûå (ïðåäëàãàþùèå íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ).
 çàâèñèìîñòè îò àäðåñàòà ìîæíî âûäåëèòü àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, ðåãëàìåíòèðóþùèå:
- îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ìåõàíèçìà èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè;
- îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè;
- àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãîñóäàðñòâåííûõ è ìóíèöèïàëüíûõ ñëóæàùèõ, äîëæíîñòíûõ ëèö;
- îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé è èíûõ íåãîñóäàðñòâåííûõ ñòðóêòóð ïî ðåàëèçàöèè ïðåäîñòàâëåííûõ èì ãîñóäàðñòâåííî-âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé â ïðåäåëàõ ýòèõ ïîëíîìî÷èé;
- îðãàíèçàöèþ è äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé ñ ïðåèìóùåñòâåííûì âëîæåíèåì â íèõ ãîñóäàðñòâåííûõ ñðåäñòâ;
- àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé;
- àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ íåãîñóäàðñòâåííûõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé;
- àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ íåêîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé;
- àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàí è àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå ñðåäñòâà çàùèòû èõ êîíñòèòóöèîííûõ ïðàâ, ñâîáîä, çàêîííûõ èíòåðåñîâ.
Ïî ìàñøòàáàì ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ìîãóò áûòü îáùåôåäåðàëüíûìè (äåéñòâóþùèìè íà âñåé òåððèòîðèè ñòðàíû), ðåãèîíàëüíûìè (ðàñïðîñòðàíÿþùèìè ñâîå äåéñòâèå íà òåððèòîðèþ ñóáúåêòà ÐÔ), òåððèòîðèàëüíûìè (óñòàíàâëèâàåìûìè îðãàíàìè èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñóáúåêòîâ ÐÔ ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì äåéñòâèÿ ëèøü íà îïðåäåëåííûå òåððèòîðèè, íàïðèìåð ðàéîíû Êðàéíåãî Ñåâåðà), ìåñòíûìè (óñòàíàâëèâàåìûìè îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèåé), ëîêàëüíûìè (äåéñòâóþùèìè â êîíöåðíàõ, êîíñîðöèóìàõ, îáúåäèíåíèÿõ, îðãàíèçàöèÿõ, ïðåäïðèÿòèÿõ).
Ïî îáúåìó ðåãóëèðîâàíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû äåëÿòñÿ íà îáùèå, ìåæîòðàñëåâûå, îòðàñëåâûå, âíóòðèîòðàñëåâûå (ðàñïðîñòðàíÿþùèåñÿ íà íèæåñòîÿùèå ïîäâåäîìñòâåííûå îðãàíû èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, ó÷ðåæäåíèÿ, ïðåäïðèÿòèÿ) è îáùåîáÿçàòåëüíûå (îõâàòûâàþùèå âñåõ ó÷àñòíèêîâ óïðàâëåí÷åñêèõ îòíîøåíèé).
Ïî äåéñòâèþ âî âðåìåíè àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñðî÷íûå (ââåäåííûå â äåéñòâèå íà îïðåäåëåííûé ñðîê) è áåññðî÷íûå (ñðîê äåéñòâèÿ êîòîðûõ çàðàíåå íå óñòàíîâëåí).
Çàêîííóþ ñèëó èìåþò ëèøü òå àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûå íîðìû, êîòîðûå èçäàíû â ïðåäåëàõ êîìïåòåíöèè ñîîòâåòñòâóþùåãî îðãàíà óïðàâëåíèÿ è ïðè ýòîì ñîáëþäåí ïðåäóñìîòðåííûé çàêîíîì ïîðÿäîê âñòóïëåíèÿ èõ â ñèëó â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ýòî îãîâîðåíî â çàêîíîäàòåëüñòâå.
Источник
Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры
Понятие административно-правовой нормы
Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).
Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).
Функции административно-правовых норм:
- регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
- охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
- защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.
Особенности содержания и структуры административно-правовых норм
Особенности административно-правовых норм:
- подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
- на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.
По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:
- обязывающими;
- запрещающими;
- уполномочивающими;
- поощрительными.
Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).
Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).
К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).
Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.
Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:
- огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
- разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.
Особенности структуры административно-правовых норм
Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.
Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:
- конституционные нормы;
- нормы законов;
- нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).
Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.
Виды административно-правовых норм
Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.
Нормы административного права делятся на виды:
- по назначению:
- материальные;
- процессуальные.
- по методу воздействия на поведение субъектов:
- предписывающие;
- управомочивающие;
- запретительные.
- по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
- деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
- поведение граждан;
- деятельность общественных и религиозных организаций;
- деятельность государственных служащих.
- по форме предписания:
- императивные (категоричные);
- рекомендательные.
- по действию в пространстве:
- действующие на всей территории РФ;
- действующие на территориях субъектов РФ;
- действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
- по действию во времени:
- срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
- бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
- по объему регулирования:
- общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
- межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
- отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.
Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.
Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.
Источник