Нормы административного права могут содержаться
Содержание статьи
— .
—
« — », , , — . — ; — , — .
— .
1. — . , , , , , . , .
2. . , — . , . , , , , , — . , . ( , . .).
3. — , . , () — . , . — , , .
— ( ) , , , .
: ; ; ; .
, .
, , , , .
, , , , , , , , .
, — , (, ) , ( , , ) — .
, — — , :
) , , , ;
) ( , );
) ;
) .
— , , , , , .
— , , , , , ( ), — , , , , , . { ).
, , — , , , , , , , . .
— , , . . — .
— , , . — (), .
— :
- ( );
- ( ;
- ( );
- ( ); , , , , (. . , );
- ( — );
- ( , , );
- ( , , , , , , );
- ( , . , ).
— , , , . — . , , . , : ; ; ; ; ; . .
— ( ) ( ).
— , :
) ;
) ;
) — , ;
) — ;
) ;
) — ;
) — ;
) — ;
) — — , , .
— ( ), ( ), ( , ), ( ), ( , , , , ).
— , , , ( , , ) ( ).
— ( ) ( ).
— , , .
—
— , , : , .
, . , , , . — , , , . — , , . — , ( , ) .
— . — , , , .
— , — . .
—
— .
— :
- — , , , — ;
- — ( ) , , , — ;
- — , ( ) — ;
- — ; .
—
— , ( ) . — , — , . . — . , — — , , ( ) .
— :
- ;
- ( );
- — .
— :
- ;
- ;
- : — .
— .
— , , : , . , , — , «», «», , . 1 — , ( ).
— — , . — , — .
— , , . , . . , ( , ), , — (, ). — . , , , , — , (, , , , , ). , , , — (, , , , , ).
— — , . . , , , , . :
- — — ( , , . .);
- — , , , , — ( , , ).
— () , , , , .
— , , , , — , , . , — , .
— — , , . , -, , , , . -, , . -, , . -, , ( ), (, ) , ( ) ( ).
. , ; , ( , ), (, ). , , (). ( ) , , . (, ) () , .
, , . .
, — .
1. — — «-», . , — , , . 1993 . , , , , . () , , ( ) — , ( ) , , , , , , .
2. — , . . , — (, ) , .
— ( , ) ( , ) .
3. . , — , , , . — , , .
4. — — , .
5. — , , , . , .
6. — , , — . — , . , , , — .
, , , — , ( ), , . , , (, . .), — .
— . , . . — , , . . , , . .
— :
) ( );
) ( ), . . — ( ), — , ;
) — ;
) ;
) , — — , ;
) ( , — , ).
( ) , , () , . . , ( ). ( ) . — , , , .
( ) ( ) , ( ) () . — , — .
, ( ) () . , , .
— .
, , , — , , , , , , , , — , . , , , . , , , . , , , , — , .
— , , , , ( ) . .
— ( ) , . — , ( ), ( ) , , , ( ) , , ( ) , ( ) .
:
- — ( ) , . . ( ; — ; () , , ; , , );
- — , ; — , — ;
- — , , , .
, — . , (, , , ). , — . , (, ; ). — , , , . , .
() , . . , , , , , . . , . . , : , , , , .
80- . . , .
— , , (, , ).
, , , ( — , ., ). , .
, , . . (, ).
— .
. , , . , , . . . , , , .
, — . — . : () , , .
.
— . «», , (, , ).
, :
- ;
- , .
, . () , , ; ; , , ( , , .); ; .
, . — , , , , .
. . -, , , (, ). -, , , ( ).
. , , . :
) ( ) , ;
) , , — .
: ( ); (, , .); .
, , . , , — .
(, .) (, . .) . . , — . , . (). . , .
, , . 72 , — . . 76 « — ».
— . , , . , , , , , , .
. . , , , , . , , « », , , , , , . , «», , .
— , . — , , . . , , , , , . : , , , , . , .
— .
Источник
Норма административного права, структура и виды норм.
Административно-правовая норма — норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права:
• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;
• регулируют деятельность органов исполнительной власти;
• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;
· определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Особенности административно-правовых норм:
· цели административно-правовых норм — обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти;
· административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
· назначение административно-правовых норм состоит в обеспечении эффективной реализации функций исполнительной власти;
• посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
• административная ответственность — юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы; и др.
Структура административно-правовой нормы — ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:
1) гипотеза- часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
2) диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
3) санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Выделяют следующие виды административно-правовых норм.
1. По предмету правового регулирования: материальные — закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные — определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права: регулятивные — регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные — регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования: императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные — дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
4. По содержанию предписания: управомочивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие — нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве: федеральные — действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) — действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ — действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные — действующие в пределах муниципального образования; локальные — действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени: срочные — нормы, для которых определен срок действия; бессрочные — нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные — нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц общего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе: законодательные — содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные — содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм — это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Источник
Административно-правовые нормы — понятие, структура, виды
Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.
Административно-правовая норма — это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.
Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу своего применения — сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.
Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной. Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении административного штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению). В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.
Диспозиция — правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Характерная особенность административно-правовых санкций состоит, прежде всего, в том, что многие административно-правовые нормы непосредственно в своей структуре таких санкций не содержат. В этом случае санкция помещена в другом акте, в зависимости от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная или уголовная). Другая особенность административно-правовых санкций состоит в том, что их сравнительно много.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.
По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме. Например, обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с извещением об этом граждан; в местности, где действует паспортная система, лица, достигшие 16 — летнего возраста, обязаны иметь паспорт;
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под критерии административного нрава выдавать сведения, которые стали им известны в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Милиции, таможенным органам запрещено применение огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности). Это специальный запрет;
в) уполномочивающие или дозволительные, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Регулирующая роль этих норм проявляется по-разному. Например, органам управления (должностным лицам) предоставляются полномочия, которые они реализуют в зависимости от конкретных обстоятельств (право органов милиции по наложению штрафа). Эти же субъекты в конкретной обстановке могут использовать полномочия различного характера (административная комиссия объявляет предупреждение, или налагает штраф, или ограничивается обсуждением вопроса, или передает дело на рассмотрение общественности по месту работы и т. п.).
Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти;
г) рекомендательные, т.е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;
д) стимулирующие, т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов, стимулов.
Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т.д.
Источник
— . , , , , , , .
, , — .
— , , , , , . , . 1 . 5 19 2004 . N 54- » , , , » <1>, , ( , — , 18 , — 16 ), , , , . — . 2 » «, , — . , , , , , .
, . , . 1 . 7 » , , , » ( , ) 15 10 . , , .
— .
. , . — , , , . , . ( ) , .
, . 1 . 9 » » , , , , . . , . 6 . 8 , , () .
— , (, ), (, , , ) (, ). , . , . 4 . 5 » , , , » , , :
- ;
- , ;
- ;
- ;
- , , , , , , , ;
- .
() . — . , » «. , 1 . 19 , , . 2 — , .
— . 87 , , , 15 1997 . N 605 ( . 7 2006 .), , , , , . , — , . , , , .
, , , , , , , 21 1995 . N 102 ( . 30 2005 .). , , . , , , . , , . — , , — .
, , — . , . , , (, ).
, «», » «, , , » «, «», «» .., , , . , .
() . — , . () , . , (, ) . . 17 18 » «. . 18 :
- , , , , — ;
- ;
- ;
- — , , .
. 2 , .
. 3 . 18 » » , , , , , .
() ( ) ( ), ( ). , ; , , . , () , ( , ).
. . ( — 23 1993 . N 1090) ( . 26 2006 .). 4 . 4.1 , .
, — () . , , , . : , , . , , . , , , . , , , , .
, , . , 12 2002 . N 885 » » <1> , , , , , . , , , , , :
- , ;
- ;
- , , , ;
- , , , () .
, , , , , .
— — ( 20 1999 . N 297). , , — :
- , — . — , ;
- , , ;
- , , , ;
- , , , . , . ;
- , — . , .
, , , , . — — -. , , , (, , ), — (, , ).
(-). , . (, ), ( — ). , ( , ) , , , , .
— , , , , , (, , ..). , , (, ), . .
— : , , . , 41.6 17 1992 . N 2202-1 » » ( . 4 2005 .) , , , :
- ;
- ;
- , ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- » «;
- » » .
» » .
, , ( ). : (, ) .
: , , . , 3 . 21 26 1998 . N 41 — » » ( . 18 2005 .) , , .
.
-. , , , , — . , . 3 » » :
- , , ;
- , ;
- , ;
- — .
— 21 1994 . N 69- » » ( . 2 2006 .) , .
-. , , , , , . , . 7 25 2000 . N 3- » » ( . 22 2001 .) , — . , . . 3 , :
- — ;
- , ;
- ;
- ;
- , , , — ;
- — .
, . , , . . 82 : » , , , , «. , .
— 28 1998 . N 53- » » ( . 4 2006 .), . 1 . 40 , , , , , .
:
«, (, , ), — . , , . , , , .»
, , , , » «:
, (, , ), , , , .
, ( ) . , . 41 » » ( ):
- ( , , , ) ;
- ;
- .
, — ( -, ). , 25 2000 . N 1- » » ( . 7 2005 .). . , , , () , , , , . , , . 10 , , . , , : 25 2000 . N 2- » » ( . 30 2003 .) 25 2000 . N 3- » » ( . 22 2001 .).
. , 17.10 , 3 5 ; — 5 10 .
. 329 2 , 3 6 , 1 . , , , , , . — .
(, , ) , , — , , :
- — ( 31 2002 . N 62- » » ( . 3 2006 .);
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- — ( 26 1997 . N 125- » » ( . 29 2004 .);
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- .
, , — . . , 25 2002 . N 115- » » ( . 2 2004 .) — . , , , ; ; , ; , .
() — , , , , .
. , — . , — , . 4 . 32 , , . , . 1 . 15 , . . , () : . 1 . 76 , . , . 71 . . 1 . 6 . , » » .
. , , . , , . . — 20 2005 . N 493-75 » «. — . -.
. — , — — . , 15 1991 . N 1244-1 » , » ( . 2 2006 .).
. , , — , , , .
, . , , , — . , , , , . , (, , — , , , , ..). , 30 2001 . N 3- » » ( . 7 2005 .). :
- , ;
- ;
- , ;
- , ;
- , , , ;
- ( ), , ;
- , .
, , , .
, , :
- , — , , () , , , , () , , ;
- ;
- , , ;
- , , , , , , , ;
- , , .
, , , , , «» , , .
— :
, — . . » «;
, , . , , : , — , , ;
, , , , . 8 1998 . N 10- » » ( . 25 2006 .), 24 1998 . N 127- » » ( . 26 2005 .), 5 1998 . N 183- » » ( . 16 2006 .).
:
- , . , , 15 2006 . N 63 » 2006 » <1> 2006 . , :
- — ;
- — ;
- ( ) — .
, , , — 2006 .
, ;
- , .. . — . , . . , 08.08.2007 N 128- » » , . , (. 17) . 29 2006 . N 252- » » , 1 2007 . , . .
— .
Источник