Нормы административного права могут быть подразделены на
Содержание статьи
Понятие и виды административно-правовых норм
Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых норм.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом — органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, — общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов — военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Структура административно-правовых норм.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза — это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления — военный комиссар.
Диспозиция — главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме — то, что запрещено).
Санкция — это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:
1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.
2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.
3. Меры административного наказания.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.
Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.
В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник — для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.
А западному законодательству известно право «останови и обыщи», которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также «вертикальные» административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.
Источник
— . , , , , , , .
, , — .
— , , , , , . , . 1 . 5 19 2004 . N 54- » , , , » <1>, , ( , — , 18 , — 16 ), , , , . — . 2 » «, , — . , , , , , .
, . , . 1 . 7 » , , , » ( , ) 15 10 . , , .
— .
. , . — , , , . , . ( ) , .
, . 1 . 9 » » , , , , . . , . 6 . 8 , , () .
— , (, ), (, , , ) (, ). , . , . 4 . 5 » , , , » , , :
- ;
- , ;
- ;
- ;
- , , , , , , , ;
- .
() . — . , » «. , 1 . 19 , , . 2 — , .
— . 87 , , , 15 1997 . N 605 ( . 7 2006 .), , , , , . , — , . , , , .
, , , , , , , 21 1995 . N 102 ( . 30 2005 .). , , . , , , . , , . — , , — .
, , — . , . , , (, ).
, «», » «, , , » «, «», «» .., , , . , .
() . — , . () , . , (, ) . . 17 18 » «. . 18 :
- , , , , — ;
- ;
- ;
- — , , .
. 2 , .
. 3 . 18 » » , , , , , .
() ( ) ( ), ( ). , ; , , . , () , ( , ).
. . ( — 23 1993 . N 1090) ( . 26 2006 .). 4 . 4.1 , .
, — () . , , , . : , , . , , . , , , . , , , , .
, , . , 12 2002 . N 885 » » <1> , , , , , . , , , , , :
- , ;
- ;
- , , , ;
- , , , () .
, , , , , .
— — ( 20 1999 . N 297). , , — :
- , — . — , ;
- , , ;
- , , , ;
- , , , . , . ;
- , — . , .
, , , , . — — -. , , , (, , ), — (, , ).
(-). , . (, ), ( — ). , ( , ) , , , , .
— , , , , , (, , ..). , , (, ), . .
— : , , . , 41.6 17 1992 . N 2202-1 » » ( . 4 2005 .) , , , :
- ;
- ;
- , ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- » «;
- » » .
» » .
, , ( ). : (, ) .
: , , . , 3 . 21 26 1998 . N 41 — » » ( . 18 2005 .) , , .
.
-. , , , , — . , . 3 » » :
- , , ;
- , ;
- , ;
- — .
— 21 1994 . N 69- » » ( . 2 2006 .) , .
-. , , , , , . , . 7 25 2000 . N 3- » » ( . 22 2001 .) , — . , . . 3 , :
- — ;
- , ;
- ;
- ;
- , , , — ;
- — .
, . , , . . 82 : » , , , , «. , .
— 28 1998 . N 53- » » ( . 4 2006 .), . 1 . 40 , , , , , .
:
«, (, , ), — . , , . , , , .»
, , , , » «:
, (, , ), , , , .
, ( ) . , . 41 » » ( ):
- ( , , , ) ;
- ;
- .
, — ( -, ). , 25 2000 . N 1- » » ( . 7 2005 .). . , , , () , , , , . , , . 10 , , . , , : 25 2000 . N 2- » » ( . 30 2003 .) 25 2000 . N 3- » » ( . 22 2001 .).
. , 17.10 , 3 5 ; — 5 10 .
. 329 2 , 3 6 , 1 . , , , , , . — .
(, , ) , , — , , :
- — ( 31 2002 . N 62- » » ( . 3 2006 .);
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- — ( 26 1997 . N 125- » » ( . 29 2004 .);
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- .
, , — . . , 25 2002 . N 115- » » ( . 2 2004 .) — . , , , ; ; , ; , .
() — , , , , .
. , — . , — , . 4 . 32 , , . , . 1 . 15 , . . , () : . 1 . 76 , . , . 71 . . 1 . 6 . , » » .
. , , . , , . . — 20 2005 . N 493-75 » «. — . -.
. — , — — . , 15 1991 . N 1244-1 » , » ( . 2 2006 .).
. , , — , , , .
, . , , , — . , , , , . , (, , — , , , , ..). , 30 2001 . N 3- » » ( . 7 2005 .). :
- , ;
- ;
- , ;
- , ;
- , , , ;
- ( ), , ;
- , .
, , , .
, , :
- , — , , () , , , , () , , ;
- ;
- , , ;
- , , , , , , , ;
- , , .
, , , , , «» , , .
— :
, — . . » «;
, , . , , : , — , , ;
, , , , . 8 1998 . N 10- » » ( . 25 2006 .), 24 1998 . N 127- » » ( . 26 2005 .), 5 1998 . N 183- » » ( . 16 2006 .).
:
- , . , , 15 2006 . N 63 » 2006 » <1> 2006 . , :
- — ;
- — ;
- ( ) — .
, , , — 2006 .
, ;
- , .. . — . , . . , 08.08.2007 N 128- » » , . , (. 17) . 29 2006 . N 252- » » , 1 2007 . , . .
— .
Источник
Нормы административного права и их виды – критерии классификации
Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям в области административного права.
Значение и основные виды классификаций видов норм административного права
Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.
Основания
Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.
Систематизация правовых норм по предмету регулирования
Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные
Материальные — закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.
Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.
Процессуальные
Процессуальные — лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.
Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.
Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно-процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.
Предписание
Вторая распространенная типология основана на форме предписания.
Выделяются:
- императивные
- диспозитивные
Что означает императивность
Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.
Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.
Характеристика норм рекомендательного характера
Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.
Из данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.
Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.
Узнать больше про международные договоры как источник административного права РФ, можно прочитав данную статью здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/mezhdunarodnyj-dogovor-kak-istochnik-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html
В зависимости от предмета регулирования
Выделяют:
- обязывающие,
- управомочивающие
- запрещающие,
- стимулирующие
- рекомендательные нормы.
Обязывающие
Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.
Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.
В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.
Управомачивающие
Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.
Российская система права построена на принципе «что не запрещено — разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.
Запретительные
Запретительные — предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.
Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.
Стимулирующие
Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.
По субъекту регулирования
Выделяют:
- устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.
По подчиненности
Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.
Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.
Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.
Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.
Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.
В зависимости от функционального назначения
Можно выделить:
- дефиниции,
- декларации,
- оперативные
- коллизионные.
Нормы — дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.
Декларативные — закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.
Оперативные — изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.
Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.
По уровню обобщения
Можно выделить:
- общие
- специальные.
Общие
Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.
Специальные
Специальные — создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.
Видео
Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.
Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.
Так же важно понимать каково соотношение административного право и административного законодательства.
Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.
Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.
Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.
Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.
Источник