Норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена
Содержание статьи
Норма жилой площади на одного человека 2021: сколько положено квадратных метров на человека, социальная норма, санитарная норма
Большинство российских граждан постоянно сталкиваются со сложными жилищными случаями. По данным Росстата, почти половина российских семей с детьми до 18 лет испытывает стесненность.
Несмотря на трудности с предоставлением пространства, государством определена норма жилой площади на одного человека 2021 в специальном документе.
Показатель нормы и его виды
Основным документом, определяющим сколько положено квадратных метров на человека, является Жилищный кодекс. В нем показатели квадратуры подразделяются на следующие виды:
Норма предоставления — значение рассчитывается при заключении договора арендования на предоставление жилья из запасов муниципального фонда в экстренных ситуациях (например, стихийное бедствие, пожары, взрыв газа, невозможность дальнейшей оплаты ипотеки).
Учетная норма — значение используется при расчете подушевой квадратуры жилплощади на граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Социальная норма — применяется при оформлении субсидии на получение недвижимости для проживания, а также при расчете платы по коммунальным услугам в соответствии с квадратурой жилья.
Санитарная норма жилой площади на человека — минимальный метраж на одного человека, составляет 6 квадратных метров. Расчет нормы используется при выдаче жилья из маневренного фонда, общежития.
Справка. Санитарная норма является открытой величиной, что позволяет внутри региона устанавливать свой территориальный показатель. В основном средний региональный показатель равен 18 кв.м. на человека.
Что такое социальная норма и как ее рассчитать?
Для определения степени благоустроенности жизни в ЖК РФ определена социальная норма жилой площади на одного человека. Ее принимают как основною при субсидировании, выдаче комнаты/дома/квартиры, определении коммунальных платежей. Данный вид норматива зависит от параметров:
- количество человек;
- уровень жилого обеспечения территории;
- вид и тип предоставляемого жилья.
Стандартными расчетами социального норматива считаются:
- 33 кв.м. на 1 одного;
- 42 кв.м. для двух семейных людей;
- по 18 кв.м. на каждого члена семьи при ее составе от 3-х и более человек.
Если квадратура не соответствует данным показателям, то семья по закону может подать пакет необходимой по ситуации документации в администрацию на постановку на учет по улучшению условий жизни.
Для семей с высокой площадью проживания, но низким доходом, существует альтернативная государственная помощь — они могут подать заявление на погашение государством части коммунальных расходов (особенно это касается расхода газа). Семье может быть предложена компенсация на траты в рамках установленной социальной нормы.
Нормы: учетная и предоставления
Статья 50 ЖК определяет два вида нормативов:
Предоставления — количество квадратуры, используемое для расчета общей площади проживания. Расчет производится при предоставлении помещений семье согласно договору найма. В большинстве регионов размер определен в 18 кв.м. Размер считается минимальным и в некоторых случаях может быть увеличен (например, предоставили комнату, однокомнатную квартиру, жилье отдано семье с хроническим больным). Квадратура также увеличивается для сотрудников органов внутренних дел чей чин не ниже полковника, а также лицам, имеющим ученую степень.
Учетная норма площади жилого помещения — это минимум квадратуры на человека, принимаемый для признания семьи нуждающейся в благоустройстве. Для граждан, чье помещение по квадратуре меньше данного показателя, существует регистрация и очередь на улучшение. Но данное право касается только семей или граждан, которые располагают статусом малоимущие или малообеспеченные. При расчете степени нуждаемости учитываются все прописанные в жилье граждане (на постоянной или временной основе).
Важно. При увеличении норматива предоставления он не может превышать двух минимальных значений, т.е. не быть выше 32 кв.м.
Кстати, для признания семьи малоимущей прописать в квартире многочисленных «фиктивных» жильцов не получится. За процедурой следят уполномоченные сотрудники, они ограничивают количество прописанных граждан. Недостаточность места на практике часто возникает при рождении большого количества детей, которые по закону прописываются совместно с матерью.
Власти имеют право самостоятельно определять учетный норматив, который не может быть ниже 18 кв.м. — это минимальная площадь жилья на одного человека.
Жилищные нормы нуждающимся гражданам особых категорий
Для особых слоев населения, нуждающихся в государственной помощи установлены иные жилищные нормы.
Для детей-сирот (без обоих родителей) положена норма площади на 1 человека в квартире по окончанию проживания в спецучреждении, а также после проживания в семье опекунов или отбывания военной службы или уголовного наказания не менее 18 кв.м. Но согласно ЖК данная норма считается открытой и может быть увеличена согласно решению региональных властей.
При наступлении совершеннолетия с сиротой администрация заключает договор социального найма сроком на 5 лет. Затем сироте предоставляется комната в общежитии или квартира в личное пользование. В особых случаях, если власти располагают таким имуществом под обязательное жилье выделяется детям-сиротам благоустроенный дом.
Переселенцы из ветхого или аварийного жилья
Расселение граждан производится в жилье из маневренного фонда муниципального назначения, чаще всего людей селят в общежития. При этом должны исполняться нормативы распределения, но на практике новое жилье может оказаться меньше первоначального.
Например, при приватизации аварийной площади в обмен предоставляется та же квадратура или минимальная согласно законодательным актам.
Переселенцы из домов под снос
Процедура переселения из данных условий сопровождается применением правил:
- жилье предоставляется под договор социального найма;
- комната или помещение благоустроены;
- жилплощадь равна старой площади или превышает ее.
Внимание. Если семье было предоставлено жилье с малой квадратурой для проживания, то люди имеют право подавать заявление на ее улучшение.
Категория отличается особым отношением властей и правом получения жилого помещения на иных условиях, нежели гражданские лица. Для военных применимы нормативы в зависимости от ситуаций распределения и наличия семьи является предел от 18 до 25 кв.м. Квадратура определяются региональными властями.
Нормативы жилплощади по Москве, Санкт-Петербургу
Региональными властями закреплены нормы метража проживания в местных законах и актах. Например, закон по Москве № 29 об обеспечении жильем гражданских лиц устанавливает следующее:
- минимальный размер учетной квадратуры пригодной к проживанию составляет 10 кв.м. (на 1 гражданина);
- 15 кв.м. на одного согласно судебному решению;
- размер однокомнатной квартиры для семьи на два человека не более 44 кв.м.;
- размер двухкомнатной квартиры для двух человек (не находящихся в браке) не более 54 кв.м.;
- для семьи из трех человек двухкомнатная квартира — 62 кв.м;
- трехкомнатная квартира для трех граждан (не семейных) — 74 кв.м.
Согласно закону № 29 норма жилья на 1 человека составляет 18 кв.м., а полученная квадратура должна быть не меньше 9.
Согласно местному законодательству города Санкт-Петербурга № 407-65 в отношении жилья прописывается какой метраж положен на человека также подробно, как и в московских показателях. Норма предоставления по местному закону составляет:
- на 1 человека — 33 кв.м.;
- на 1 семейного гражданина — 18 кв.м.
Учетная нормативная площадь жилого помещения на 1 человека составляет:
- для граждан в отдельной квартиры — 9 кв.м.;
- на 1 человека в коммуналке — от 6 до 15 кв.м.;
Количество квадратных метров на человека по нормативам на 2021 год отображено в таблице
Согласно закону запрещается предоставлять метраж на человека ниже указанных норм. Согласно санитарным исследованиям, узаконенных в Жилищном кодексе, для определенных категорий граждан (военных, семейных, одиноких граждан, сирот и т.д.) используются свои нормативы жилой квадратуры.
Ищете квартиру для одного или для многодетной семьи?
Поможем рассчитать, сколько квадратных метров жилья необходимо одному человеку, и выберем квартиру с наиболее комфортной планировкой в районе с хорошей инфраструктурой: школами, детскими садами, поликлиниками и парами.
Оставьте свой номер, и консультант перезвонит вам
Источник
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Новая редакция Ст. 50 ЖК РФ
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Комментарий к Статье 50 ЖК РФ
1. Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РФ 1983 г. употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в 2004 году составляла 12 кв. м на одного человека), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.
Основы ввели еще одно понятие — «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).
Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.
Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 Кодекса, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», предусмотренного Основами.
2. Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом муниципальные органы наделены широкими полномочиями в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья так называемой «управленческой вертикали».
Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. К сожалению, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель отказался от этого положения, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. Между тем подобный федеральный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан…
3. Для отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами, установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом. Такие иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи позволяет утверждать, что указанные иные нормы предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм, принятых для соответствующих местностей.
Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК РФ 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади мог быть увеличен.
Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке — см. ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления.
В некоторых федеральных законах и подзаконных правовых актах, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, для отдельных категорий граждан установлены специальные нормы предоставления или закреплено их право на дополнительную жилую площадь.
Например, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <1>). Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 1998. N 31. Ст. 3803; 1999. N 2. Ст. 232; N 29. Ст. 3693; 2000. N 22. Ст. 2267; 2001. N 24. Ст. 2410; N 33 (ч. I). Ст. 3426; N 53. Ст. 5024; 2002. N 1. Ст. 2; N 22. Ст. 2026; 2003. N 2. Ст. 167; N 43. Ст. 4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; N 49. Ст. 6070; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.
<2> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5488.
Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (см. ст. 14 ФЗ от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2581; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 30. Ст. 3808; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.
Некоторые категории военнослужащих обладают правом на дополнительную жилую площадь. Так, офицеры в воинском звании полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м (см. ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. II). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 1. Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31. Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 26. Ст. 3086 — 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. I). Ст. 3411; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. I). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. I). Ст. 6415.
Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации (см. ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278; 2007. N 10. Ст. 1151; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 19. Ст. 2273; N 23. Ст. 2755; N 26. Ст. 3124.
Соответствующие положения предусмотрены также ФЗ от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» <1>, Законом РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» <2>, ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 17.11.1995 N 168-ФЗ) <3> и рядом других нормативных правовых актов.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349; 2006. N 20. Ст. 2157; 2007. N 27. Ст. 3213; N 45. Ст. 5421; 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247; СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3838; 2001. N 29. Ст. 2953; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3133; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 16; N 27. Ст. 3213; N 45. Ст. 5421; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152.
<3> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6235.
4 — 6. Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 комментируемой статьи, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса), установление конкретного размера учетной нормы Кодекс в качестве общего правила отнес к компетенции органов местного самоуправления. В качестве исключения из этого правила учетные нормы могут устанавливаться в соответствии с правилами ч. 6 указанной статьи.
Максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера. Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 Кодекса.
Другой комментарий к Ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Нуждаемость в жилом помещении — одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Для определения нуждаемости применяется, в частности, понятие «учетная норма площади жилого помещения». Так, наниматели жилых помещений по договору социального найма, а также собственники жилья признаются нуждающимися в жилых помещениях, если общая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (см. комментарий к ст. 51).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. По ранее действовавшему ЖК РСФСР учетная норма устанавливалась субъектами РФ (п. 1 ст. 29), как и норма предоставления (ст. 40).
2. По договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.
Очевидно, что органы местного самоуправления должны также учитывать типы жилых помещений, состав семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и проч.
Нормой предоставления согласно ч. 1 комментируемой статьи является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья.
Что касается отдельных категорий граждан (см. п. 4 комментария к ст. 49), то для них федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные нормы предоставления.
Кроме того, для этих категорий граждан федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены другие учетные нормы.
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. То есть, как это ни парадоксально, возможно их совпадение по размеру.
4. Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ признает значимость «нормы общей площади жилого помещения на одного человека». Ее необходимость обозначается ст. 679, 680, 685 ГК РФ, в которые вносятся соответствующие изменения (см. ст. 11). Вместе с тем это понятие в ЖК не используется.
Источник