Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Рассмотрим вопрос соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Проблема соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта является часть общего подхода к установлению принципов соотношения системы права и системы законодательства. Параметры несовпадения система права и система законодательства проецируются на соотношения нормы права и статьи нормативного акта.

Норма права и статья нормативно-правового акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта – форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение.

При представлении правил поведения в законодательстве возможны следующие варианты:

– все элементы логической структуры нормы права (гипотеза, диспозиция и санкция) включаются в одну статью соответствующего нормативно-правового акта;

– в одну статью включаются несколько правовых норм;

– элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного нормативно-правового акта;

– элементы нормы права излагаются в нескольких статьях разных нормативно-правовых актов.

Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья – базовый элемент в системе законодательства. Данное обстоятельство также иллюстрирует их соотношение.

Статьи по отношению к нормам реализуют те же функции, что и система законодательства – к системе права: они помогают их внешнему выражению и закреплению.

Норма и статья не имеют прямого соответствия, поскольку одна статья может включать ряд юридических норм, и соответственно, наоборот, элементы одной нормы могут быть расположены в нескольких статьях одного или разных нормативно-правовых актов. Также возможно и прямое совпадение, то есть в одной статье имеется одна норма.

Таким образом, задача исследователя состоит в выявлении всех элементов и связей юридической нормы и нормативно-правового акта, а также в их представлении в целостном виде, что позволяет понять их соотношение.

В законодательстве применяются следующие способы для изложения норм права в нормативно-правовых актах:

прямой: предполагает, что все элементы юридической нормы отражены непосредственно в статье и имеют очевидные взаимосвязи друг с другом;

отсылочный предполагает, что один из элементов юридической нормы в той или иной статье упоминается посредством отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта;

– бланкетный предполагает, что статья указывает на элемент нормы посредством отсылки не к конкретной стать, а к другому порядку правового регулирования (правилам совершения определенного вида деятельности, правилам международного договора и т. д.). В подобной ситуации статья представляет некий «бланк», который заполняется другим источником права.

Таким образом, соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта воспроизводит соотношение системы права и системы законодательства. При этом норма права отражает содержание правового регулирования, а статья нормативно-правового акта представляет собой форму его объективизации. Указанные категории находятся в тесном взаимодействии.

Источник

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «НОРМЫ ПРАВА» И «СТАТЬИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА»

Нормы права содержатся в статьях нормативно-правовых актов. Различие по формулировке. Но формулировка статьи и смысловое содер жание нормы права не всегда совпадают.
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, подзаконным актам), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Например, в статьях Конституции содер жаться, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция отсут ствует. в ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагают ся в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем ви де. Значит норма права и статья нормативно-правового акта не совпа дают по объему. Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспо зиция и санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют нео динаковые формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое общеобяза тельное правило поведения, которое исходит от государства и находит ся под его защитой.
Что же такое статья нормативно-правового акта ? Статья норматив но-правового акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.
Способы изложения элементов нормы права в статьях норматив но-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативно-право вого акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. В наибо лее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:
Различие нормы права и статьи нормативно-правового акта по объему:
1) Норма права, ее логическая структура и структура статьи норматив но-правового акта совпадают, то есть в статье нормативно-правового акта содержатся все три элемента правовой нормы. В уголовно-право вых нормах диспозицию следует обозначать логическим путем. Например, «Хулиганство совершать запрещено», «Получение взятки запрещено» и так далее. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. главное, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы об наружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структур ные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
2) В одной статье содержится несколько правовых норм. Например, ст. 16 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающая основания для отвода судьи, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой.
Особенно этим отличаются статьи Семейного Кодекса Россий ской Федерации. Так, ст.130 этого кодекса («Усыновление ребенка без согласия родителей») содержит три нормы права. Их бывает значительно больше.

3) Норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правово го акт (одного и того же, а иногда в статьях различных норматив но-правовых актов), либо наоборот, одна статья нормативно-правового акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из эле ментов нормы права. Например, статьи 12 и 14 Семейного Кодекса Российской Федерации содержат условия заключения брака (диспозиция), а статьи 27, 30 указывают основания и последствия признания брака недействи тельным (санкция).
Таким образом, норма права не тождественна статье норматив но-правового акта (закона). Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде ста тей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное об стоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами ил применяет их в юридической практике.

Источник

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

Мы поможем в написании ваших работ!

Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

Мы поможем в написании ваших работ!

Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательно­го акта — форма выражения государственной воли, средство воплоще­ния нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

Читайте также:  Лейкоциты в моче превышают норму

— может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

— может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда ста­тья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

Классификация норм права

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

— исходные нормы, которые определяют основы правового регу­лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, на­правления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

— общие нормы, которые присущи общей части той или иной от­расли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

— специальные нормы, которые относятся к отдельным институ­там той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и про­странственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) — на конституционные, гражданские, админи­стративные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на:

— императивные (содержащие властные предписания);

— диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

— поощрительные (стимулирующие социально полезное поведе­ние);

— рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном ре­гионе в связи со стихийным бедствием).

40. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права — это способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источ­ником права 3 фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жиз­ни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть фор­ма права.

Выделяют четыре основных формы права:

— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

— правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно статьи 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

— юридический прецедент — это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (напри­мер, Федеративный договор РФ 1992 года).

Нормативные акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности.

Все нормативные акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Система нормативных актов в РФ

Нормативно-правовой акт — это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значи­мой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:

Законы и подзаконные акты.

Виды законов:1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди­тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;

4) законы субъектов федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и орга­низации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

-нормативные акты государственных органов;

-нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

-нормативные акты совместного характера (государственных ор­ганов и иных социальных структур);

-нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

-общефедеральные;

-нормативные акты субъектов Российской Федерации;

-нормативные акты органов местного самоуправления;

-локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

-нормативные акты неопределенно-длительного действия;

-временные нормативные акты.

Источник

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта — форма выражения государственной воли, форма изложения мысли законодателя.

Читайте также:  В моче лейкоциты у мужчин норма таблица возраст

При этом законодатель может три элемента логической структуры включить в одну статью нормативного акта или включить несколько норм в одну статью, а может элементы нормы права закрепить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта или в нескольких статьях различных нормативных актов. Кроме того, не следует забывать, что может иметь место относительное, а не полное совпадение статьи нормативного акта и нормы права.

Например, в главе Налогового кодекса, посвященной налоговым правонарушениям, статья может содержать в себе одну норму права и совпадать с ней по объему, но не по структуре. Здесь ярко видна санкция нормы права. Остальные же элементы нормы права (гипотеза и диспозиция), как правило, слиты воедино в одном абзаце. Причем гипотеза в этом абзаце просматривается достаточно отчетливо, а диспозиция подразумевается, и мы ее выявляем при помощи логического способа толкования нормы права. Проиллюстрируем это на примере. Статья 117 Налогового кодекса гласит: «Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей». Правилом поведения (диспозицией) здесь будет выступать совершение действий, направленных на постановку на учет в налоговом органе или соблюдение запрета на ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Гипотезой же является само ведение деятельности организацией, индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. Таким образом, гипотеза и диспозиция выявляются из текста одного абзаца статьи нормативно-правового акта.

Норма права и статья нормативного акта могут не совпадать по объему, структуре, по способам изложения нормы права в статьях нормативного акта (актов) и т.п. Однако это ни в коем случае не отрицает того, что норма права всегда состоит из трех элементов (и имеет представительно-обязывающий характер). Статья нормативного акта может даже содержать один из элементов нормы права, но это не означает, что остальных двух ее элементов вообще не существует. Они есть, но находятся в другой статье или в статьях этого нормативного акта или же в нескольких статьях различных нормативных актов. Следовательно, несмотря на имеющее место несовпадение статьи нормативного акта и нормы права, последняя всегда состоит из трех элементов.

На конкретных примерах рассмотрим варианты соотношения нормы права и статьи нормативного акта.

По объему возможны три варианта соотношения нормы права и статьи:

1) когда норма права и статья совпадают. Например, «заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений наказывается штрафом в размере…» (ст. 316 УК РФ): «укрывательство особо тяжких преступлений запрещено» — правило поведения (диспозиция); «если заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений совершено субъектом» — гипотеза нормы права; «влекут взыскание штрафа в размере…» — санкция нормы права;

2) когда в одной статье содержится несколько норм права. Например, ст. 129 НК РФ состоит из двух пунктов. В первом пункте содержится запрет на отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке и санкция за нарушение этого запрета; во втором пункте содержится запрет давать ложное заключение экспертизы и осуществлять заведомо ложный перевод. За нарушение данных запретов предусмотрены самостоятельные санкции, а гипотеза и диспозиция выявляются из текста статьи логическим путем;

Норма права и статья нормативного правового акта могут совпадать

3) когда в статье нормативного акта закреплена часть нормы права, некоторые юридические факты, само правило поведения или некоторые правовые последствия.

По способу изложения в статье нормативного акта можно определить три варианта соотношения нормы и статьи:

1) прямой способ изложения нормы, когда норма права непосредственно (текстуально) излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный способ изложения нормы права имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не раскрывая вопроса по существу, отсылает к другой конкретной статье, в которой содержится часть нормы права. Например, в п. 1 ст. 65 НК РФ говорится: «Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3 п. 2 ст. 64 настоящего Кодекса». Отсылочный способ позволяет избежать большого и ненужного числа повторений, скоординировать нормы между собой и сделать текст закона кратким и лаконичным;

3) бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще. Например, в п. 2 ст. 3 НК РФ указывается: «Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации». Достоинство этого способа в том, что сама норма может не меняться долгое время, тогда как законодательство, к которому она отсылает, может изменяться.

По степени абстрактности возможны три варианта изложения нормы права в статье нормативного акта:

1) абстрактное — это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности. Абстрактная норма, как правило, представлена в виде сжатой формулировки или оценочного понятия, требующего пояснения. Так, в ст. 87 НК РФ сформулировано, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации…»: «необходимость» — абстрактное и оценочное понятие;

2) казуальное — это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений. Например, в ст. 46 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» казуально перечисляется перечень операций и сделок, которые имеет право осуществлять Центральный банк, а именно: предоставлять кредиты; покупать и продавать государственные ценные бумаги; покупать и продавать иностранную валюту; покупать и продавать облигации и т.д. Казуальный способ предельно конкретизирует норму, ее легко применять, так как она становится ясна и понятна, но казуальное изложение имеет и существенный недостаток. Даже при малейшем развитии общественных отношений конкретные формулировки уже не отражают их действительного содержания и создают проблемы в правоприменительной деятельности;

3) смешанное изложение нормы права сочетает в себе абстрактные формулировки и конкретные факты, т.е. сочетает в себе абстрактное и казуальное изложение — два вышеизложенных варианта. В качестве примера процитируем п. 4 ст. 92 НК РФ: «В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия». Законодатель не поясняет, какие случаи являются необходимыми для проведения фото- и киносъемки, т.е. абстрактно излагает гипотезу нормы права, но одновременно казуально перечисляет перечень возможных действий.

В заключение отметим, что изложение элементов нормы права в одной или нескольких статьях зависит от волеизъявления законодателя. Он стремится экономить в нормативном акте место, избегать повторений и лаконично, последовательно излагать юридические правила, для того чтобы обыкновенным гражданам и правоприменительным органам было легче пользоваться нормативным актом. Вот почему расхождение между нормой права и статьей нормативного акта нельзя рассматривать как недостаток действующего законодательства.

Виды норм права

Современная система права складывается из огромного количества правовых норм, что вполне понятно, так как в обществе действуют многочисленные общественные отношения, в которых и зарождаются нормы права, в конечном счете отражая все многообразие жизненных ситуаций. Если нормы права не классифицировать, то их невозможно будет осмыслить, увидеть тенденции развития норм и целенаправленно работать над их совершенствованием.

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям. На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы: исходные (учредительные, отправные) нормы и нормы — правила поведения.

Читайте также:  Анализ мочи общий у детей норма слизь

Исходные (учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак — наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования. Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие норм — правил поведения, а также законодательную и правоприменительную деятельность. Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве, или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права.

Основное отличие норм — правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы — правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер.

Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-задачи; нормы-цели; нормы-дефиниции.

Нормы-начала отражают отправные моменты правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека в государстве, пределов действия государства, закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации.

Нормы-принципы содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение. Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения. Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д. Тот или иной принцип можно выводить из совокупности статей, т.е. когда содержание одного принципа излагается в нескольких статьях нормативного акта. Например, принцип ответственности за виновно совершенное деяние в налоговых отношениях вытекает из содержания ст. 106, п. 2 ст. 109, ст. 110, п. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ. И, наконец, тот или иной принцип может следовать (вытекать) из смысла всего нормативно-правового акта.

В нормах-принципах могут закрепляться общеправовые принципы, отраслевые и межотраслевые принципы, а также принципы отдельных правовых институтов.

Нормы-цели — это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которых стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом. В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами. В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст. 43 УК РФ закреплены цели института наказания.

Нормы-задачи — это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений. В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно-правового акта или задачи государственных органов. Так, в Законе «О милиции» определяются задачи милиции (ст. 2), а в другой статье этого закона указаны задачи криминальной милиции.

Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее важное значение. Такова, например, норма, определяющая понятие наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица» (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные. Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения. Объем правового регулирования предопределяет отраслевое или межотраслевое значение общих норм. Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором — имеют значение для нескольких отраслей права. Так, закрепленное в ст. 51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.

Специальные нормы регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в специальной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.

Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования. В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они делятся на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д. В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «Что регулируют нормы права?», а процессуальные — на вопрос «Как регулируют?».

Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы — это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения. В императивных нормах в категоричной форме указывается единственно возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному», «налоговый инспектор обязан принять налоговую декларацию от налогоплательщика» и т.п. Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными.

Диспозитивные нормы — это разновидность правовых норм, оставляющих субъектам возможность выбора варианта поведения. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, распределить, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения, установить гарантии исполнения обязательств и т.д. Диспозитивные нормы широко представлены в гражданском, семейном и трудовом праве, но это не означает, что в конституционном, уголовном, финансовом и других названных выше отраслях права нет диспозитивных норм. И наоборот, вышесказанное не предполагает полного отсутствия императивных норм в гражданском, семейном и трудовом праве.

Поощрительные нормы — это разновидность правовых норм, содержащих модель правомерного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы. В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращение объема обязанностей). Поощрительные нормы широко представлены в трудовом, административном и уголовно-исполнительном праве. Более того, принципом уголовно-исполнительного права выступает рациональное применение мер поощрения (ст. 8 УИК РФ).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее приемлемого для государства и общества поведения. Они в мягкой форме указывают на желательное развитие общественных отношений.

В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность для субъекта правоотношения совершать определенные действия и требуют активного поведения. Например, из положений ст. 124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются. Например, «право на необходимую оборону в равной степени имеют…» (ч. 3 ст. 33 УК РФ). Разновидностью управомочивающих норм можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих.

Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер. Между обязанностями и запретами существует тесная логико-генетическая взаимосвязь. Так, обязанность совершать определенное действие эквивалентна запрету бездействовать при указанных в норме условиях, а любому правомочию всегда сопутствует правовая обязанность. В приве