Норма налогового права может содержаться
Содержание статьи
Понятие и виды налогово-правовых норм | Студент-Сервис
Налогово-правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и
представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений.
Структура нормы налогового права разделяется на три компонента:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкцию.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть налоговые
правоотношения, и указывает на участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция – “сердцевина” нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники
налоговых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.
Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям налогово-правовых норм. К
санкциям относятся пени, штрафы и т.д.
Классификация налогово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.
Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида:
- регулятивные – налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения;
- охранительные – налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного
принуждения к лицам, нарушившим законодательство о налогах и сборах.
В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на:
- обязывающие – содержат предписания и обязывают участников налоговых отношений совершить определенные действия;
- управомочивающие – предоставляют участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения (как правило, этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель);
- запретительные – предписывают участникам налоговых отношений воздерживаться от
определенных действий.
Главная особенность налогово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам и гражданам правила поведения по соблюдению законодательства о налогах и сборах.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ “каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и
равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога”.
Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые
акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Так, срок вступления в силу актов законодательства:
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
- о налогах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; - о сборах – определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования.
Действие нормативного акта в пространстве и по кругу лиц также определяется датой вступления нормативного правового акта в силу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов
муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормы налогового права распространяются на все субъекты гражданского права, если в
соответствующем акте (норме права) не установлено иное.
По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:
- организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками
сборов; - организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
- налоговые органы;
- таможенные органы.
Все названные участники наделены налоговым законодательством определенными правами и
обязанностями и потому способны выступать реальными участниками (субъектами) правовых
отношений, регулируемых нормативными актами о налогах и сборах.
В ст. 9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные
организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления
налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.
В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение
действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся практики, можно
сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо истечения срока действия закона.
Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4
Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Регулирование налоговых отношений в данной сфере осуществляется только в пределах, установленных актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.
Конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи
каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких
обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях
чрезвычайного положения, тем самым устанавливая, что закон не имеет обратной силы.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,
устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления.
Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных
договоров, оговоренные в ст. 7 НК РФ.
Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормативные акты о налогах и сборах распространяются:
- во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти;
- во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения,
складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности; - в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной
власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.
Таким образом, можно сделать вывод, что действие нормативных правовых актов в пространстве
позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт.
Похожие статьи
Источник
6.2. Виды норм налогового права. Налоговое право. Конспект лекций
6.2. Виды норм налогового права
Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.
Их можно классифицировать:
1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:
– обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия;
– управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;
– запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.
К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы:
– общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений;
– оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.;
– коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);
– нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории;
– нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах.
3. По объему действия на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.
4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:
– всю территорию Российской Федерации;
– территорию соответствующего субъекта РФ;
– территорию соответствующего муниципального образования.
Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые – в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи – в нормативных правовых актах муниципальных образований.
Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.
Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.
К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
6. Реализация норм банковского права
6. Реализация норм банковского права
Норма банковского права– это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской
2. Понятие налогового права и его место в системе российского права
2. Понятие налогового права и его место в системе российского права
Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему
4. Источники налогового права. Виды источников налогового права
4. Источники налогового права. Виды источников налогового права
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов
2. Источники налогового права
2. Источники налогового права
Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему , включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты .Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы
9. Метод налогового права
9. Метод налогового права
Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то
10. Принципы налогового права, его отраслей
10. Принципы налогового права, его отраслей
Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и
13. Реализация норм банковского права и их виды
13. Реализация норм банковского права и их виды
Реализация норм банковского права – это процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и правил поведения. В юридической науке выделяются четыре способа (формы) реализации норм
2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства
2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства
Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,
3. Источники налогового права
3. Источники налогового права
Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные
2.2. Предмет и метод налогового права
2.2. Предмет и метод налогового права
Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и
2.3. Система налогового права
2.3. Система налогового права
Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых
Лекция 6. Нормы налогового права
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие
9.4. Банки как субъекты налогового права
9.4. Банки как субъекты налогового права
Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная
Источник
Нормы налогового права и их особенности.
Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Специальные признаки налоговых норм: 1) они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения; 2) в большинстве своем имеют императивный характер, определяют рамки дозволенного и должного поведения субъектов налогового права. Участники налогово-правовых отношений не могут самостоятельно изменять (дополнять, конкретизировать) предписания налоговых норм; 3) в содержании налоговых норм преобладают позитивные обязывания и запреты; 4) санкции налоговых норм носят имущественный характер.
Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, а также региональные и муниципальные нормативные акты, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.
Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Три варианта обратной силы актов налогового законодательства согласно НК:
1) акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений, обратной силы не имеют:
2) акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
3) акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, ихпредставителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того:
– налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов.
– нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни,
– нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью.
– нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права.
– среди норм налогового права имеются и управомочивающие,
– регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств,
– нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.
Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:
– гипотеза,
– диспозиция,
– санкция.
Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям – штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.
Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.
Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.
Их можно классифицировать:
1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:
– обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия;
– управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;
– запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.
К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы:
– общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений;
– оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.;
– коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);
– нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории;
– нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах.
3. По объему действия на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.
4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:
– всю территорию Российской Федерации;
– территорию соответствующего субъекта РФ;
– территорию соответствующего муниципального образования.
Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые – в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи – в нормативных правовых актах муниципальных образований.
Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.
Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.
К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.
В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.
Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.
Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.
Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.
Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.
Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:
– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.
– использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в НК РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.
Источник