Норма финансового права может содержаться

Вопрос 1. Финансово-правовая норма — Студопедия

Нормы и источники финансового права.

Лекция № 3 .

Вопрос 1. Финансово-правовая норма

Вопрос 2. Структура финансово-правовой нормы

Вопрос 3. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям

Вопрос 4. Источники финансового права.

Финансово-правовая норма — это установленное государ­ством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использова­ния фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципаль­ными образованиями.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного само­управления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процесс е финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответст­венно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содержание финансово- правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т .д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования; выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех их уровней порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

Признаки финансово-правовых норм (схема):

Обобщая вышеизложенное в схеме:

1) Имеют особую сферу применения — область финансовой деятельности государства, т.е. регулируют поведение субъек­тов финансовой деятельности.

2) Носят государственно-властный, императивный харак­тер. Выражены в категорической форме, которая не допускает произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т.д.

3) Имеют (должны иметь) материальное обеспечение. Го­сударственные органы, принимая решения в области финан­совой деятельности, всегда ограничены объективными эконо­мическими возможностями.

4)С точки зрения происхождения не возникают как факти­ческие, а всегда устанавливаются государством в правовых актах.

Вопрос 2. Структура финансово-правовой нормы

Структура финансово-правовой нормы:

Гипотеза определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения, и указывает субъектов — участников этих правоотношений.

Читайте также:  Норма лейкоцитов в моче у беременных 3 триместр

Например: чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей дея­тельности доход.

Диспозиция содержит предписание о том, как должны по­ступать участники финансовых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Особенность диспозиции финансово-правовой нормы состоит в том, что обычно она содержит обязанности соответствующих субъектов и чрезвычайно редко — их права.

Санкция указывает на меры финансового воздействия, ус­тановленные за нарушение предписаний государства в области финансовых отношений. Например: пени, штрафы, принудительные взыскания не внесенных в срок платежей и т.д.

Итак, финансово-правовая санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойственен ряд особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пени, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну.

Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — РФ, субъектов Федерации, муниципальные образования (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штрафы за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

Меры финансово-правовой ответственности при меняются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (безсудебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово- правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако это не исключает в соответствующих случаях необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при — наличии спора при взыскании штрафов и пеней).

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий характерны расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых санкций:

1) бюджетные,

2) налоговые,

3) кредитно-денежные,

4) валютные.

Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, то есть установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

Признаки финансово-правовых санкций:

1) имеют денежный характер;

2) носят правовосстановительный и карательный характер (правовосстановительная санкция — пени, карательная санкция — штраф; обычно применяются одновременно);

3) полученные в результате применения санкций денежные средства зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды.

Вопрос № 3. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям:

По выполняемым функциям финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):

Схема — Классификация финансово-правовых норм по выполняемым функциям

1) регулятивные — те, которые направлены на регулирова­ние общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей.

Например:

Статья 51 НК. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.

Статья 56 НК. Установление и использование льгот по налогам и сборам.

2) охранительные — те, которые предусматривают приме­нение мер государственного принуждения за финан­совые правонарушения. Например:ст. 116-129НК (студентам).

По характеру воздействия на участников отношений финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):

1) обязывающие — регулируют активное поведение субъек­тов и в категорической форме предписывают совер­шать определенные действия.

Например: платить законно установленные налоги;

2) запрещающие — регулируют пассивное поведение субъ­ектов и предписывают не совершать действий, нару­шающих финансовую дисциплину и законность;

Например: Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах (Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.)

3) уполномочивающие — предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению.

Например: налогоплательщик может воспользоваться, а может и не воспользоваться соответствующими льготами по уплате налогов. Сюда же относятся и нормы, закрепляющие компетенцию государственных органов через установление их прав.

По содержанию финансово-правовые нормы подразделя­ются на (схема):

1) материальные — закрепляют материальное (обычно де­нежное) содержание юридических прав и обязанно­стей участников финансовых правоотношений.

Например: нормы о структуре бюджетной системы, бюд­жетном устройстве, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц, объемы и направления госу­дарственных расходов и т. д.;

2) процессуальные — устанавливают порядок применения и действия материальных норм.

Читайте также:  Анализ мочи расшифровка латинская у взрослых норма

По территориальному признаку подразделяются на фи­нансово-правовые нормы (схема):

1) действующие на всей территории РФ;

2) действующие на территории соответствующих субъек­тов РФ;

3) действующие на территории соответствующих муниципальных образований.

По времени действия финансово-правовые нормы подраз­деляются на (схема):

1) общие — устанавливаются на неопределенный срок и ут­рачивают силу в связи с их отменой или изменением;

2) временные — устанавливаются на определенный срок.

Например: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 г.».

По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово-правовые нормы подразделяются на (схема):

1) общезакрепительные в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отноше­ний;

Статья 2 НК. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

2) дефинитивные закрепляют существенные признаки соответствующих финансово-правовых категорий, понятий и терминов;

Статья 8 НК. Понятие налога и сбора.

3) нормы-принципы — устанавливают основные начала финансового законодательства;

Статья 3 НК. Основные начала законодательства о налогах и сборах

4) коллизионные определяют порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при нали­чии альтернатив);

5) оперативные финансово-правовые нормы определяют порядок вступления в силу новых финансово-правовых норм, отмены дейст­вующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Нормы ст 1 и 2 ФЗ от 31 июля 1998г. «О введении в действие части первой НК РФ».

Общее видение классификации финансово-правовых норм по различным основаниям представлено на схеме.

Функции финансово-правовых норм:

— распределительная;

— контрольная;

— стимулирующая.

Источник

Источники финансового права

Нормы финансового права не могут существовать без внешней своей формы выражения. Внешнюю форму выражения финансово-правовые нормы находят в источниках права. В качестве источников права, в зависимости от государственного устройства, современная теория права выделяет следующие их виды: нормативные правовые акты; правовая доктрина; правовой обычай; нормативные договоры; религиозные догмы; судебные или административные прецеденты; принципы права.

Применительно к финансовому праву Российской Федерации под его источниками следует понимать правовые акты уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы, обеспечивающие регулирование публичной финансовой деятельности.

Нормативные правовые акты

В качестве основного источника финансового права рассматривается нормативный правовой акт, т.е. правовой акт определенной формы, принимаемый управомоченным государственным органом или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в установленном порядке и содержащий нормы права. Следует отметить, что нормативные правовые акты как источники права имеют определенную иерархическую систему, что позволяет проводить соответствующую их классификацию. В основе такой классификации могут лежать следующие критерии:

  • • по юридической силе выделяют законодательные акты и подзаконные нормативные акты;
  • • территории действия выделяют действующие па всей территории государства или действующие в пределах части территории;
  • • времени действия выделяют действующие на неопределенный период времени или на установленный период и др.

Федеративное устройство России предопределяет трехуровневую систему источников финансового права, т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В основе такого разграничения лежат предмет ведения и полномочия, распределенные между публично-правовыми образованиями. К источникам финансового права относятся следующие нормативные правовые акты.

1. Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов

Нормы финансового права содержатся в таких законодательных актах (законах), как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Конституция РФ как источник финансового права содержит в себе базисные регулирующие положения, определяющие основы публичной финансовой деятельности публично-правовых образований в бюджетной и налоговой сферах, эмиссионной деятельности и иных сферах финансовой системы государства.

В частности, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). Она устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закрепляет конституционно-правовую обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Наряду с Конституцией РФ финансово-правовые нормы содержатся и в федеральных конституционных законах. В частности, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что Правительство РФ:

  • • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  • • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента России валютное регулирование и валютный контроль;
  • • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15).

Значительное место в системе источников финансового права занимают федеральные законы как кодифицированные, так и некодифицированные. В настоящее время в системе источников финансового нрава имеется два кодифицированных закона: БК РФ и НК РФ, определяющие механизмы бюджетно-правового и налогово-правового регулирования финансовых отношений.

К сфере регулирования БК РФ относятся:

  • • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Читайте также:  Может человек быть больным но при этом давление быть в норме

БК РФ определяет правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В свою очередь НК РФ регулирует отношения:

  • • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • • привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Другими важнейшими источниками финансового права являются:

  • • федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды[1];
  • • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Важнейшим моментом для определения места законодательных актов субъектов РФ как источников финансового права является предъявление определенных требований к формам таких актов, обеспечивающих регулирование тех или иных видов финансовых отношений. В частности, нормативные правовые акты субъектов Федерации о бюджете субъекта РФ и региональных налогах и сборах могут приниматься только в форме закона субъекта РФ2. Нормативные правовые акты в форме закона субъекта РФ, связанные с регулированием финансовых отношений, принимаются ими в пределах компетенции субъекта Федерации, исходя из определенного Конституцией РФ предмета исключительного ведения Российской Федерации и предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

2. Подзаконные нормативные акты

К ним относятся: а) указы Президента РФ. В рамках своих полномочий Президент России издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов[2]. В настоящее время в части, не противоречащей положениям федеральных законов, сохраняют действие указы Президента РФ:

от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации»;

от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

б) постановления Правительства РФ. Па основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.

К примеру, в целях реализации положений федеральных законов и указов Президента РФ принят ряд постановлений Правительства РФ:

от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов[3]»;

от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению»;

от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

в) подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты[4]. С учетом действующей системы федеральных органов исполнительной власти значительная роль в нормативном регулировании принадлежит федеральным министерствам, которые, в частности, осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Соответственно министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ[5].

Важная роль в регулировании публичных финансов подзаконными нормативными актами принадлежит Минфину России, поскольку только данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.;

г) подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий подзаконных нормативных актов, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.

Источник