Нейрогенный мочевой пузырь у детей патогенез
Содержание статьи
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря | Компетентно о здоровье на iLive
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря сложен и не до конца изучен. Ведущая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарной недостаточности, задержке созревания центров системы регуляции акта мочеиспускания, дисфункции вегетативной нервной системы (сегментарного и надсегментарного уровней), нарушения чувствительности рецепторов и биоэнергетики детрузора. Кроме того, отмечается определенное неблагоприятное влияние эстрогенов на уродинамику мочевых путей. В частности, гиперрефлексия у девочек с нестабильным мочевым пузырем сопровождается нарастанием эстрогенной насыщенности, обуславливающей повышение чувствительности М-холинорецепторов к ацетилхолину. Это объясняет преобладание девочек среди больных с расстройствами мочеиспускания функциональной природы.
Среди патологических факторов, участвующих в формировании нейрогенного мочевого пузыря, можно выделить следующие:
- недостаточность супраспинального торможения спинальных центров регуляции мочеиспускания дизонтогенетического характера;
- несинхронное развитие систем регуляции акта мочеиспускания;
- дисфункция вегетативной нервной системы (сегментарного и надсегментарного аппарата);
- дисфункция нейроэндокринной регуляции;
- нарушения чувствительности рецепторов;
- нарушения биоэнергетики детрузора.
В последнее время утвердилось представление о том, что в детском возрасте нейрогенный мочевой пузырь чаще всего связано не с анатомическим поражением спинальных рефлекторных дуг, а с нарушением нейрогуморальной регуляции мочевого пузыря, обусловленное незрелостью микционных центров. Нейрогенный мочевой пузырь могут носить временный характер и нередко склонны к самопроизвольному исчезновению к 12-14 годам. Однако за это время нейрогенный мочевой пузырь у многих детей приводит к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний органов мочевой системы, которые имеют тенденцию к рецидивирующему течению и труднее поддаются лечению.
В акушерском анамнезе почти у 80,6% детей встречаются данные за перен сенную внутриутробную гипоксию, родовую травму или асфиксию в родах а 12,9% — за травму шейного отдела позвоночника. Вероятно, нейрогенный мочевой пузырь в большинстве случаев можно рассматривать как одно из отдаленных проявлений перинатальной энцефалопатии.
В зависимости от объема мочевого пузыря, при котором наступает мочеиспускание, выделяют следующие варианты нейрогенного мочевого пузыря. Мочевой пузырь считается норморефлекторным, если мочеиспускание возникает при нормальном объеме мочевого пузыря, гипорефлекторным — при объеме, превышающем верхнюю границу, а гиперрефлекторным — нижнюю границу нормы.
В зависимости от адаптации детрузора к объему мочи выделяют адаптированный и неадаптированный (незаторможенный) мочевой пузырь. Адаптация детрузора считается нормальной при незначительном равномерном повышении внутрипузырного давления в фазе накопления и нарушенной, когда в период заполнения мочевого пузыря детрузоры реагируют спонтанными сокращениями, вызывающими резкие скачки внутрипузырного давления более 16 см. вод.ст. При этом возникают императивные позывы. Наличие нейрогенного мочевого пузыря в некоторых случаях связано с положением тела ребенка. Существует особый вариант, который проявляется только в вертикальном положении (постуральный нейрогенный мочевой пузырь). Наиболее простым способом определения нарушений резервуарной и адаптационной способности мочевого пузыря является фиксация ритма спонтанных мочеиспусканий в течение суток при нормальном питьевом режиме.
Таким образом, в классификации нейрогенной дисфункции мочевого пузыря выделяют:
- гиперрефлекторный (адаптированный, неадаптированный);
- норморефлекторный (неадаптированный);
- гиперрефлекторный постуральный (адаптированный, неадаптированный);
- норморефлекторный постуральный (неадаптировнный);
- гипорефлекторный (адаптированный, неадаптированный);
- гипорефлекторный постуральный мочевой пузырь (адаптированный)
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]
Источник
Нейрогенный мочевой пузырь у детей
Механизм накопления и опорожнения мочевого пузыря
В основе деятельности мочевого пузыря и сфинктеров уретры лежит строго циклическая функция, которую можно разделить на две фазы: накопления и опорожнения, составляющие в совокупности единый «микционный цикл».
Фаза накопления
Резервуарная функция мочевого пузыря обеспечивается четким механизмом взаимодействия детрузора и сфинктеров уретры. Низкое внутрипузырное давление, при постоянном увеличении объема мочи, обусловлено эластичностью и способностью детрузора к растяжению. В период накопления мочи детрузор находится в пассивном состоянии. При этом сфинктерный аппарат надежно блокирует выход из мочевого пузыря, создавая уретральное сопротивление, во много раз превышающее внутрипузырное давление. Моча может продолжать накапливаться даже тогда, когда эластические резервы детрузора исчерпаны и повышается внутрипузырное давление. Однако высокое уретральное сопротивление позволяет сохранить мочу в мочевом пузыре. Уретральное сопротивление на 55% обеспечено напряжением поперечно-полосатой мускулатуры тазовой диафрагмы и на 45% — работой внутреннего сфинктера из гладкомышечных волокон, управляемых вегетативной нервной системой (симпатической — 31% и парасимпатической — 14%). При взаимодействии а-адренорецепторов, преимущественно расположенных в области шейки мочевого пузыря и начального отдела уретры, с медиатором норадреналином происходит сокращение гладкой мускулатуры внутреннего сфинктера мочеиспускательного канала. Под влиянием бета-адренорецепторов, расположенных по всей поверхности детрузора, происходит расслабление мышцы, изгоняющей мочу (т.е. детрузора), чем обеспечивается поддержание низкого внутрипузырного давления фазы накопления мочи.
Таким образом, медиатор симпатической нервной системы норадреналин при взаимодействии с а-рецепторами сокращает гладкую мускулатуру сфинктера, а с бета-рецепторами — расслабляет детрузор.
[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]
Фаза опорожнения
Волевое сокращение детрузора сопровождается расслаблением наружного сфинктера с опорожнением мочевого пузыря под относительно низким давлением. В неонатальныи период и у детей первых месяцев жизни мочеиспускание является непроизвольным, с замыканием дуг рефлексов на уровне спинного и среднего мозга. В этом периоде функции детрузора и сфинктера обычно хорошо сбалансированы. По мере роста ребенка в процессе формирования режима мочеиспускания имеют значение три фактора: увеличение емкости мочевого пузыря сурежением частоты мочеиспускания; приобретение контроля над сфинктером; появление торможения мочеиспускательного рефлекса, что осуществляется ингибиторными кортикальными и субкортикальными центрами. С 1,5 лет большинство детей приобретает способность чувствовать наполнение мочевого пузыря. Кортикальный контроль над субкортикальными центрами устанавливается к 3-м годам.
Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря может быть причиной возникновения, прогрессирования и хронизации таких заболеваний органов мочевой системы, как пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР), пиелонефрит, цистит.
[16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря сложен и не до конца изучен. Ведущая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарной недостаточности, задержке созревания центров системы регуляции акта мочеиспускания, дисфункции вегетативной нервной системы (сегментарного и надсегментарного уровней), нарушения чувствительности рецепторов и биоэнергетики детрузора. Кроме того, отмечается определенное неблагоприятное влияние эстрогенов на уродинамику мочевых путей. В частности, гиперрефлексия у девочек с нестабильным мочевым пузырем сопровождается нарастанием эстрогенной насыщенности, обуславливающей повышение чувствительности М-холинорецепторов к ацетилхолину. Это объясняет преобладание девочек среди больных с расстройствами мочеиспускания функциональной природы.
Патогенез нейрогенного мочевого пузыря
Источник
dïçÒ: Ä`RËè°Å@L°´khXD*)âÓÃWaÂ8LJJJi] !å4Y½±XOt Ë10ÿÔÒ@l6@r|LMS¹æöo&-møã£!ã¾Æ
ÒØ
§¸2Xor`É`|ÅÞuõ ÃAõ£OXbT«°Îa¸À î bÀ¸1ÁÄùËÖlp_laXÊ`t5!ã
C%»=y0°Z¤yß éh¶WÇÀéÁCØÍyèX=¸®D¶¿ Pb¢D ¿ÄÑ
endstream
endobj
668 0 obj>/Size 656/Type/XRef>>stream
xÚbb
e`b«Å3Î
ÑøÅ£ñ1£x4>°c Óà ò
endstream
endobj
657 0 obj>/Outlines 72 0 R/Metadata 96 0 R/PieceInfo>>>/Pages 93 0 R/PageLayout/OneColumn/OCProperties>/StructTreeRoot 98 0 R/Type/Catalog/LastModified(D:20071106092737)/PageLabels 91 0 R>>
endobj
658 0 obj>/PageElement>>>/Name(HeaderFooter)/Type/OCG>>
endobj
659 0 obj>/ColorSpace>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/ExtGState>>>/Type/Page>>
endobj
660 0 obj[/ICCBased 666 0 R]
endobj
661 0 obj>
endobj
662 0 obj>stream
H@E÷ý.u3ÓaxMBXðaA¢¡?`*FðÁÂį·H`ÓÞôÞô]
÷nhëñÙbè:¯
$LÓ¬È^ w
áeÀ¬Ä&¼XYçyP
»]è&é$ÁSºê ¬åÞ¯³ä9ìpe$Ágqù$0þÈ@Ñд¿ÓéÆ*ÿËÌ*}eý¥rÜò
Jñ? ¤
3n
endstream
endobj
663 0 obj>
endobj
664 0 obj>
endobj
665 0 obj>stream
H¼VyPWÝsÃ9;íÐÞça£3*×Ìà+ÍÐ@ǹìîÉÔâ¢F,WÁMÔ ¸ºgDÁ¨Q+ÙH©ñJîJ©Iö5Dñ(+ûÇ®ýª«ë}ßï}ý{ï»À þ @^ºÉ0nO/ · ïÍ2ŪdïC! Á
H6Éb#ù?À·p齤öö.tÙô6 ¼+²ZÂ0Á@Pp1EÛX À»³ÐÄb$¤- ûÍÛ¸Y_ÅÖ 0ý3¨Îê° @·éV4_o#g9ý¦ÊÒÐú)OØIå.Ñã ¸N þÀé`9´ô¸vðz’C9g,Îi@½ é6$Ãzÿòzô
=|ôÈWû¬ÐWÜ÷üð:ü#$ªÀ1Lé}ÅÞ½$0O,%Æ’ ÇuF
OI¬( R{FÈ,p + Þ4~@âY{ÂÀ¨Ð½»ÚOL¾¢O¾ÕPç l|ô`x àpUÒ7ÕS÷êyPýðÄpDTJaX+ôyìÅØ)Nå¼H»óD1´.²+Ý£J^á#ùXAh6ÅXhÒJ
)ÉPD¶+ßJ³ÅÃZ
ñS’Âx¨=Ï!~h¢Iª¸uúÍWAÁ]ûô¾1¸è»Ý õM±¥æÍòC·s¦ÏÕOÙÿs§Î)¯XxÎ÷§à¿µÍhjª*a«Ìßz;BäúQ¬A§k{í£Yws~¦2â䣣¾7ß[üùãrn9N$à_¿W$*ý®ê|ÎÙËÃö¦-uÒ^ìºxùËusÓ|ñú½~C.@Aõ[×νÛoÏ_[ñYU.Fºi’^ÑÇí6Ï -ÿÅ=û²ò µB£íÚbyç:»B¾8|Ð;4FwOOïpußyÀ0~ËÁ4ÕÕÁÍ¢%ÿß6øòÔ©é?W^Â=çE}ÖU|f25zèͨàKÁ£õõµÝ¸þ³ÍæOS¢Hr¯V{üÄ7fÆÅrD&Å:½êóWpd¯bhßJÚF&´9i{a¢ÚBFSÆCU/zTf1Ñ yÃ0Ñ`Jh´Z]¶Y® «-Qê$âÙôÄ¡Z©T&>ãÐÝôò¨ûmg>/ÝÙXÞx½´´4¦X±8l±¨8Xs0e±Æl
oÏÁ8cü2ÂHÆ(xþ1Íé*È@6üwB«!L(ÉÚ, ¹÷`8]s½¨útû¦îíGFªÝèjSløJTþ~ݵ}±YÓ¿íèß̶7êd[a±cU_FW}¿¼~ë qlèôúÃÏl»×,°©xõõô@Ã¥]àLÊW7Trø×Úê(i;©zlÇSæßßÐÔ^»qÎJî{|ÿ
¦ÎÏÄWòþ%×3Gç6%õ;dR¢ü¼RªmýD?’;süxX_¿qcÔ¸+îÂ/ùérßSÕÿpuõ£uW-©-ý7ìÚýaµñlA}ãÚù¢ýUqWç/·bêZ|ôîá·®Ik~qWÕÌ[)ïÉ®uî¹Ðý¡8è%boTqE»/7Ìâ
PyúäUè±næ
a0Æ=ÆáXðkÅçdGÇÆþ{JÙ@Ð1ìWÐ
ÜòÒðyþîUwþU»nðß¿¹[qwöaÙ¼ÐM¬lóüç³ ÇÌ»£½Ý¨X3óðáåðïJÄ~w~bë¸.oH¹}s㲬¼BK
¾àRdfËô)¤-ø:wWXdüæÐªìÓJÕÝUi;¿íHÃúúúÐ66sI-z½{óêçÓüÕ4ñhilÚÿÄÿ,¡Ó`j¯tºæÐ
éÖJ²,GD´
q°BI¤. 9Úa’JTJØ_/á¹&¥Jù·L2dQ9àve ôï=
/#U`sØp@O ÷×»¦Çìc½ÏKôнê
v¹ ø¹|»
æÂ_a?;ð=b.±1l[,
¶N8gîdÓ¦j²º»©ÅÓ91l}ZT»nØ8ý #Ó1ga®Ä¸÷á¼ßác¬g%ÌGÌaæ4s¹Ìöf½Ù0v{Aä!ª=wLhìÝt¼é±ÐIð»apSxh÷;!>®©OÚÁJøl¾¾ë»ÛöVOÈÏÑÐÔ$ê8}I»Åé¸Wà&,ǬÅÎL?jÞt4D0q©cX1ëÉÊÙv{}&úãÕÛÔuÿsî½¶ !q yÇu/Iv@óbâ@C vH
8°u¡ÑZBÀ
¬lTƶ¶+
&q
iåÁÐ&®tµªkЮXÙ«Äß}çæA²MÓ|ýûü¯sÎÿ:ÿ¹ÞªÌÆsByS¹o»e/tôýópÿG)JOH6ç¢m¨¼ 8så¸CkqÂÁ-º Ï´·ìx¶£Oâ9EgèêCìߣ«tͲWÔO)ÆO
9ðØ>ñ£Zb¬¹x¾Î¶±Ýì ÃììuÄ÷2û-»Â>f7ÙCøD¼/âáQ_Ãų·óoñnÞçÿ_å7ø#É)eIS¤b)(}IÚ%é!õH¿ÞäErüeù|×*KµJ»Ò¼®¼¡üyW¹¥¶ý¶Ù¶Ïìiöyö{}·ýÇö3ökvÓQzZëKèñg?[#ñ}ÌäIø}o~Í_a’Fh¢Ã8åIé,ÿÁ7öI7¤ðmDrÀ/@ë£RrEÎV>£¼þ~øÔÊÏñCrºÎVØùÿÛùIhÜA6ÖÒ*OWÓçÿ{øGìÿ%_Jþð3t^£ö¬Óô¾Ãz%½
ºû&ýîÒõÇÖÊeý5|¡-o±U!C½,l^à%æú?²tUzÚ_ÍêY£Èúû¬MS².£óM¦Ã¨Ú?ÑiÁwå©8A©W*§fù:r^Öÿ«T@Ù,mgçΫs¯Ý=ø zè£t.bè;t=(^±ý¾G/ÓÛR6JGy7¥wd¾K×¥eØõ%ô§¬+=÷AUóÓÔ¬°*¨µ±f
@RKÍçaù1ô»ÙbR¢.±e,~î(PƤîA³çð*Õ²n:ÓyÜ+y¬ÍF5ÝS¶(ûãJrN¹hE_é=,Þ ¸5TÖXü¾@×àôxq~ÁZÜa_áQé,ùYmD¾]4#XeíÁy:;äÝgNÖBçèCóvìïÀ:u´
Yï¤cèÛÙipâ4¦#NX«à±è³ÐgÏækô):iÙåeÕ,ìµÓâ,cyÔÀ2ßB%ÔS@ê£Oh*n×Ñ#CmdÐ$ªTn2NÞT½YÁ×KgYnÃTUnöl¬ÈýÍVÐÜÔbªÄÛE
ÊQߢ&ß§̯®ª¬xjnùÙ³fÍ(õz¦L+.*ª=éV§L4ÑUýÄñYÎÌqécÓÆ8ì6E8#oPÅT£(fÈEZmm© µV0ZG0b
Vh´¡Æ,5u´¦Ïý¦o@Ó7¬Éê|_êUjhj5#À÷´¨jܳðå¾ÏÂÇw»1A
権A#´e°bl_ów¤z)6èX`F®¶1ÁrfÂsU Nq0Ê(ÐA#_©0Ø7Â`ÀåvGK½ó·kmi5F¦ÇR!¿µaóvku½ðºÕ÷¼¾’餶’=®Å[[«Ô{dy°oÀÈ}ñVÞc÷Gvº$=·^¤®ïT×ÂR·øF±æòÂPLaë=bÝJ»ñÑÁv`KUx»¼ð¯C
NljÑj´uúRS Ô¸Õ}ª À×k^§ ª7E4·±Ð¥E[OÞ¸õt¾OÍ-)õ&YMdd»éãF»Ã2³ÔV×8Y&,Ò µ]
%
>U
ÒÛ+ OaGFÖcü1ÝY%øb¾¡:5UH¨ íÞÝÑÖAÐù*êd¸Ô Â
Ç>]ÝÂÆ§-zn©wK¿ªmtª>j@l[£Ue¿Û-ÜôQ£+ Ujs»_’jðd¯®!ÉðôJîÁë Q¶á(þf:s&×U,ç;äu+µºpsD
ê±ÁØÖ5¢äòAÌàH.>qdIQ-Ãʤr!¾6«¨ãI»Uiq2±ÚßhÛýNJ÷Å,kx
E2/]`°Äëu=m,¤ë!M
é1½5ivµiªSÓ{ñºR¬oÆ24ßîv¡=Q8±U¡Z9Õ$4¶+ð±]+#½N»uWSägÜ«&¦BéU|s¥
P駸ùz}D]T¶ÝddñCÀsZA«F¾÷L³U²ãCpNÊÈÀ_ÉiøùmÛqjä´ñ8åÿü2M~
èÙ!çà/ì̸s AÀ²Á±°Pì85JÄ:ÖHô}µ(È©¬&Æ0À¼D¾I3l´à&Yº9Àg@VdßK%кzåb]$wÒÈ)Öã1f ÆïÆþ1úåc´_&óð»¬Ý¹i/Õcqø5à/Âéü¸yx ¸±Y&øïT¨Ç:ضÖë¤
MÀ¾YË YgKÅtý^ŸF.¡tËoèX~¯~ìÆÅMÿ¾ lâæ_ Ü´mɰk$µKs¨c@ëóð¹äUÊ#ªà ³~ÝäÈqÊ}v+h@â=õû°éÕCæ± àóY¨±çh?B¶Bÿ¡ tZµ’j!NMÈqü @6PSÄ´È/ü3?w¡¬µeÕWØ_Ää>N¡6ÍÛ=X¿ªó ÿ*j8jÍÁüq_¶ÁQUgî=ww³v@ ²!¼ä,)î¼%Qcb£uÇf*ÖeÀb H-TÄiè¨Á
Þ;ÐX§Ôv¬mF¥@ëKlÿϹ÷.ËìØ/ýð»ÿsÎ=o÷9Ïyιèw²í¹qì{ äðx,¡t0È&ü,Ïy ë ß¶ïçJ³ö̯`Ç
0øÝØ[6ýQ7÷û¬Ü/Øìì[ì3²K¿ß®ìâïä5OÐ×1úÏA~;|+ADz±(åIÍ£öYö7Gå´æ?÷£ñù`òaÕòiïUöŸb²-â:rÑçîûãô]-*D=E´û©ìDüéåñbgµ.zU}ò=Qé3øFÚ¤¼Î[ÑÐFè(KÍÒºk{ìk»Údá¤5%j½ceß}Ýòÿõ=×vªCúWöNÃ·ç´¢Ü — /%_ÙR¯´{îÁ~»ú4haìõ0hQÄt
ÃNcP~ûð¹zÊFßÕ0íGúb_ ìO¥¾x¸è ~tÏõáKRíCóm_Êþ¸öGlíÀ’³ùlàøÌçÇhP÷WÇ/³© z»ãÉ~jûg¥í_õË+::Í>[8v§ñ>ÅX{Ï>ÀñcÇHsãúÉoßFëñ
d>¶Ö¾|P÷ì88[.ãáìØÏÌØ0¶À=)¶Â}úHl¡Ú?S5oDzÎY*ÏÑ=äuÎQW=Í·c»Å®É8¬sTî)Ç#ò|+@~0ïC¹¦4µvͦ~Z Õ½$D%ÎMk
Éüî1-zh¸¶±î¹Øñ,Mçfý@ÔÒ$n+ò»ÒH×ae±ó²?>¯ Æów×Qckµãq¯}RS4Êu 6uS´AeI;pÛ¥¸ý /Ï)
j¤2Ùæ3Je{°®²
u6WÈ>»eR
çb&5j½*ÇÅØIûÌ.ÇyZ.¶âJ$ýÿ ¥ÊÀY9Óf¶6ºì{+⾫à#®t·¼Oð»’qïyf1ZvOE|Ø¿»ojhôë;¬±Q^.ï’|Nñ=÷ËJu×¢=ö
7Üw®´m9|4ÒgË÷ɯ¶)
|o¸¼ûµaÝÛ¾GI`]6ÜRe¤zR¯ü®GÝ«îP÷Æêåy_BâçãwÁn¦)êCTªþJ5/îfßFz1Á:Ø 1Ö
Aò_¡Ý_`O?Þýu^,GÛHÿ¦×©Ôµù1ðÕýÐnðÚÝD«Ä«´Ê ªÅÖÉþÆÞ÷Çí@£çü»¥ö9ßéWæcóã>¸_ÙëĺbGÁK{«ÕÕ´´ª m_)X’åØdó*ú¨Æ6)+@д&Ú-~ºÀ&°ôhß-VÓPÓ_FÝK÷±âý sÞ%ÂcõUöwº*ïÒ©Qp’, ¯ÖßLÅÚOkC¸K±ª·¸Þ|®rBÒáùÆ
ïh|>SýÝ(Xßfð°´+>tö÷WÙC*Ç)»6ѯöÜL!gP¾B’|e¢¸ÂÉåH/c|òº^/~w$âøG§§íêä|J=ŸÙÇ
d~ ãäãã^*fBIúXR1d£ÎC~±ÏaâùÜ«j,ÿd`Û2°!1({íAÝåL]ïc»bLnKÎú8~¼>í¨÷1e!=,YãþmÇ«|¾Úò÷xcɤ:WöĽ½r>ÿÀÞù#xìÿ_¥ >ppà;êÜUľ8@S.7]ÜGt ^qùôh+ÎaÐß»át¸üï>Ç9+{o6ÖÛ÷J¼ë½õíV?½.Dÿ§Á6°å’@È¯ÂæÇxÔjÛû8tòÿ.B¤_ ݾ AÕßEÔ»¸ï#}ü~³zÿUëòMþøZ:÷úüÏá¬ÿõÔùèC¥ìÿ¦ ÿ>×úǹJá?ÞDp
;eߣù.Ë÷g¾?:*ÿÛìñ&¨ï¯|wæû+4:Óu
1}5:óúÕÄ¢0gÌÐÃíÐüqR}7¿0
×;5¡n¤l
¢@1gÈ7dÜvXj%̼B½;¿窦PÕȨ̂߼»zɯ(*.AM6ýõp$ ¾Äܾ$v×(
Tjÿ¢f ¢ú£p$vý|z õÏQ&hZñTd>¸þ9sà`îþl×mªWE£ÏÛâ]EAñ!tôMè-Ðýâ-ê/çù¼éè-oªo(¯_O}I4Q¬vØðYã6ròôH?ñ¢X,«ÌQ1ôG¢ÞÐâyÌ4,ÎÞx~g@ºÞ)Ná7oj}ZCþN1 I»éí¯¯¤v|f;ÌÄÚ»añ®0ÞË¢
ãÝA±Ò¡mbvÏeµÏ¸·ÕHÀbö÷éÑÞ¥Àâ`ñr´Oͱ¥:EÆU*úR!ÀïQTж D9qo΢N8FóÄZ¶ ¡ËE,¸[&Fçè»Å±tÀv
JL¯g¶ØH(«-6S}úÔNñ>Âûè3,Cê
âù)kÍ¡Üà¯7¦k´Ö
à5è-b´ÄRi{UÈ/cfê ½«_lkÀ;àÐPßPCßÕ«L_÷wûeãrÃ7!Ø)ÊðéeÒZeFzó,êq;ä.QiÌbÕóÛJ³ôV=Ô!*åWÁQV±1ðfix-çföÀÃMó,η÷È3
ÑpÆ[å’MàS?¸ ZPÂ×Í@|¶Ðå´uª`’а:ªëXHË¿oãk»>{çòñ4¬ûÀqॵ@Ey#Ô⹨è±ù aPZ@+óÀCE!Æ)Dí-`’øñÕÕq
gæîÓËÅkÀÁ»Þ]6˽»×Äàõ]{¶Ù ¦»bCäå)°³)ùM%F(Uª&vT Ô Ð$wÇG«P«>pTÒÚ®JÔV
>BUu¿up»ñ«z×ó}gæ|sÎñ½wg’Ðø,EKá«Tä!¾5tÍ:@è PÎÿ@
ÇlZ¼´ÑÜ-`( ¹ÛÛëô*
^ÓÛéUüÞ¦ÜݲdVºZß°nY÷,¥²yÈ5äfWã³h@»¦«Ô=¿ù²r56»S®ZÖmK¹:>1~{¹Z7Qw»N1êÆæ.ºÐרC£õ´®£.e¿2 ¼¦84¥^iýàèöõú}JÏôuú¿/àcC¾>ÛWôù¶«èsMºî¸®nW¯kÐ5ä:ériîzwÛt9îÄ;ØGØÔ@Aà´üÒSÉþìw{eßvJ+lZHþÀ¥s3nHè
¢Â+üCõÐûÐlaæÂé0O.Y1Þ®Ë*¯£Êë²Êëy]澸°ÐB¨öÔ]îÔ]NXëöJËvJ+l»ÆCÍåñùìMDì@@SH=°
m¿ìiBÁÞldôÉ¥6Â#x%ZT¢
FXÐØ/g#9#»zZèMÙ0Oí0o-QËòx3¾*E)Ãø-5R×OH«Ø&¤¦üQßNJ«xòѼ.iiÀOç*laXåì%¾dúÓ$©¬ðTؾ«R+°3Ïa
ö^¥ø¾Ä¿#ñkËM_HýwHýIH}’¤ÆËØÓ$á;ÿ$q·9;¬þ1¬þ4¬¾V¿V/Òß µæ úqPýmP=Tß
ªÇê º>¨>¡¢$@TV#n¸ÐPÔßÔ_ÔÔ·j& ¶ §Ç¦ß:_Øtn
ªPkV¨ÞLt3/’ÞÑÍDUʸÓ
W«åÖbÐBnÅAÕÜÚ ZÀ@s¸uL{Y9ÍãD¢±Ù4ïîól
èÏ.ÝåÙ O]¢ÿ Y0ôoáé-aéH¸Õõ¹RvzÄèbsb*è¹âè)®GAïp=úAÞæºzgóì1Ð÷xö&hG÷xÃ$*ã¼A»sܪ»[«B/·êAû¹ÕÚÃcW@»x즺æ)îl%º¬tÏêpwM/äë$*Ý[Hü%n-Y#ÄU^Hvm§yÅäzd1®G@¥[ͳh%bi3ÇÎ}q:Áñÿ¹DÃ(C
qý4DÏ.-âÙ$¨ZÌDQs¦³V,ªëBåçz@û1õ¬XF»tä¬öqïÇ
ôY®Ý3ʵEAgµ¿XÛµ?[kµ[xOÕ& Á4}ÚoôÚGÙ ö
³Zû¹¾L»yQ+D/j£Ö»-Âììví¬ð~Ó¸v*Z`³OfÑÞÐ
íõHAÔðm_9èþ¢öÈaí n
~ë-§×h½ÑÚî¨H4_Û¥oÐvb!;0§’»CÛ¦ÓºdÅ[õ+ÚÆ&¹TV®è+1éørv¶ÀÑ&¨`îËFL]ÖtQì©££W´¯6_bø¦h/ËÜ?rrowor·ãûæI÷bw{{®§Òã÷ÌöÌòyÇáaâ!lnajÒ4Þ^s]~A.@´ýL @Iõ0ò4±ç()ÚØn7©{j½ÒHÙîÎÍéì»CZ¶þ9Ûj§ve¤6µWAl³o(Ù.Ð)1ãHµ]Ù>O(]zäÕjÁk¼ÉyÛªÚ*cOIº§10f®*Ãø¯ÆþnjcÚ~·&c7
cª&²llIg{ÙîdâOw²½É
bîLd [%e$Æö@F,A±-$&dßòÍc8ÅJ¢u4/DxhÖIÑs%QÇgEÊQÚ!EÊQ):^J¨£$4AæÜKtPwî²*!ËG»I¾1A>Ò(ÝëgÜÑû½û=á.P:ãoªÌaQhÿãÕÓþ?L¢£÷¥=¡dw(ÙÖm=¸³ÊÜä÷Dº·?¿Sð¶û`¨’aï%ùÖôcÜián
%ò$ÜΧÍo5[¡mÌèÚÃ+û>ëG¹V~L°Ã»ØJkmßcÜ}½Väê¹úD®µæZ+µ¡¦:ÓyiÏtl)ñ(óái鮮ʹÏó÷Æä£³ª¶êPõ¡§ÏÈØ³Bí¶&uñº¸pá®Ù.vUZU[}vù1j’ýUÉ] üåpõ÷À
=ÎåJ{]UrôIé V¿¼ -ZNNûûÉË0JZ3:ÒyËJVíJTã?*ÎÝF&G£Ð0rbÕò ?Oô}®yËm}l}b)EyÂC’ü»N÷ch8á/R±±ØdL)ZcÖ$´ãcããJ±n¬n²Ni®@¤ÊPT8ó9`äaÊÕÊu£Ûoä±äO÷ =C]ÁUóD1Í5fÉy@N)æfn`¼Wñ~uâ¸IûF/»ÜÅcÎ!NÇe
¹)yÂãr^fÊ%’^º>KªÿÝÕW¯õÿsµõp5ií øBCmEmÅb ÞâäA@)>0ä> 8DL¥pþðj
nâºÂ÷Ü´+izì®d[ò[Æ/I6
-Æ52¸@MIÇ5f ¡æýÈÂ#-7(@LHè¤3ämiëiø£édbhÓ»Ñsÿ ¿jï={uîÕw¿óÜåD$!òUD_ A
¢C
ïuÊYXc
´þ^c¿Ap§¿ÌPøÏÌþp¦+7U}éÊ㯫¹>-ÍJ±ÿ¦F@&˹ªd¢%Þ¬ño=dz³GOjÂÚæ%æÜ1:Ãô°®35föËÉ
ë`íÆæ,h*ïaäl{ú¿QcÇNªH3ééçoeþûl¸$!Í
8[2
².N4x;zxgT}hÉ(Ô°U
ÂÐW»ûÊv2wSPÀbtrJ9
YN»0¢ºíqgiÂRÆ´ÕÕçð´ý´Øª¶9³Ó0ÂwkÔÒÚ,½sq½»#¤#Q>g]kFl³.×8àpÓ9NZÔ^»Ë?à)ÏöDîÝ
>Ò ÊûtW¢RhJç¸G»d
húØT$?¿âq~E86sh3Îg¦½6µ}É MÐ1grj[¶4ØÖ﬽¡Þdæ!ßJ£r0ã¸Ê£ÌPFw¹C7ôxskKkK2Q]U]ÿ_ÅUùdôϹëO¬m7nîÜþÁõmº
iS èáÕToHtÔî¼qkËæîÈfXñ¥ _*¢sùæ;ßýxÿ¡On8|’)}§·vÕéløÎÆc Ó_öÑÁC·o8øû¨ÿ`ß»ãè5»ßzY³2£°îBñéÖð~ù¢B[¿ »ÝÇèa·®N¼.ù%QDÝÆÂb£Ä!õ{,·¥:Ëßû¯L.1¦â¤séS#É OAMõá½UDS ÝÕÓ4¡ªqvg»óUá4Lu.¯0vÞÖ
[
/
Ù%Í/ÂרM[Cl!Ä6ׯ6ö8ú¬âxîu¡ï¹Îè0¨|Ù*mC@E©Ñ?c#¢´Ù CçO¶0Ch*EK$u.ÔÓ4¾ú8V8]XZß>vÞSðI6¸T¸Rø]ÁÏWØ@¤ÕÒ¾¡ÀÛnû:D£3jy!^ª2Öæs`0öíåèÏüÄy×ÒËxw%±Q³OµæDao]óþ4·ÀkóÇ[¼~åö?3ó~ G!A¼$zt¸¼ü·ÌÝè¦îØ»¥’z»óóîdâ¢îööE aOííÝ,ãMy:ÀwöÄ`r¹J]î7eÁJ³ÆÍðºPÝê³§³.Égd9UI¬ª±bõ8Ä[p5:aéä f¢ð-Ò(Ó·K Yþ`B
Õ=úA|[ÑËcQ«¢:eDÙ!QvHoúXÜÍEE[èʱ.ØÀbÊ+¨oϸ
Íçq×Bch×Åǯ¶º¡¶,R¡.EVeêª(¯,§.¯èÝ¢ :A= SWÈE&ç¢À8Wm¬&F]ôh7©âq(öÝ0ÜCD.ér±º:J1@ÉÎl¨ú[Gú ¼LxñÉDk³²¡;UöÌLbèÏòw>}m׬î_®ÄÆÄï®üÑÆñ
ÛOUhd,T(#ëCµ.zäS¯nzqqfBßÞCzï¡.ßÅ£67å§óÿ,ó~,ßE«äÍ+D$¾}
ïå)àK,[ááRNt8Lø âN©%+q
¼¥À2;½,OWz
§¢kLùC|éè-bRþb×ÚVð2m]j>êmÚz{0sÆÐ
µ Þ5$ãÍèýZ¢qP]IßÖ’væ[*fO ûÊâ>øÚÙóßß¼Ñ^WY9|âZzuAC¤¬bݨoôÞ¨W-îá¨ÇëñqùèçtªSÄäñ
ÅYXxÁ×`ÂÒ
èð Ì]¼5®âìCgÐ*»NÕI÷}+ÅpµÃë *¹s`aî:éÃÒ×5Ït:Ǻ/Ë/Xº,CÆ!¤à ¥lÿCÆÏòWÔ°ýì¹Hµç3ÅZÚÖÐìµ-åKá£ú1K$$/°¹²õ.,C—qnú¿Aï/¶`ßÌÊû;¾÷ë
SCå«ck£:úË6ï®eíX¿ñýÂy_¬ñyúwnò#Y¥¼b(=±Õ±õÁõúÛþ=ú{¾#ú%¿wDqºÈ¦|BTöñuÃB»½oC0ð:°yõq¦^°dgX»,õ+pz.Áâ
ð
aÏhÆdpQûÔ¨5´%M1ÀPÁ0
êãÄB3×R
¡p®ét8©ùuÀjÈä|©gtAr}-Ì|q}« aÅkõ¼-ÝÿºiëÅ/¯úqáN¡p|Zj,R¢Þ9åû×è±òHjUÛK¯ï;þZçædêèOþX¸®+ûWÍÛø%G¿
Источник
Нейрогенный мочевой пузырь у детей: причины, диагностика и лечение
Нейрогенный мочевой пузырь у детей — это патологическое состояние, сопровождающееся расстройствами мочеиспускания. Какие болезни провоцируют его возникновение? К какому врачу обращаться, если у ребенка не полностью опорожняется пузырь? Какие разновидности заболевания выделяют детские врачи? Как лечить дисфункцию мочевого пузыря? Что делать при экстрофии?
Нейрогенный мочевой пузырь: что это такое?
Нейрогенный мочевой пузырь у ребенка — это патология, связана с расстройствами нервной регуляции мочевого пузыря, вследствие чего происходит нарушение накопления мочи и ее выхода. Заболевание никаким образом не угрожает жизни ребенка. При этом малыш может страдать недержанием или задержкой мочи, что часто отрицательно сказываются на социальной адаптации к детскому коллективу и взаимоотношениях со сверстниками.
Процесс мочеиспускания в норме делится на две фазы — наполнения и опорожнения. Сначала мочевой пузырь наполняется до определенного уровня, сфинктер при этом сжат и не позволяет моче выходить, а мышечная стенка, которая называется детрузор, наоборот, расслаблена. Во второй фазе происходит поступление сигнала от нервной системы к детрузору, человек при этом чувствует позывы к мочеиспусканию. Во время этого процесса детрузор сокращается, сфинктер расслабляется, позволяя моче выйти.
У новорожденных малышей и детей первого года жизни процесс мочеиспускания происходит непроизвольно. После года этот безусловный рефлекс становится более сложным, поскольку позывы к мочеиспусканию начинают регулироваться нервными центрами. К 3-4 годам, когда ребенка отправляют в садик, он уже должен уметь контролировать процесс мочеиспускания. Если у малыша в этом возрасте диагностировали нейрогенный мочевой пузырь, он не сможет этому научиться, поэтому родителям не стоит ругать его за это.
Патология развивается на фоне нарушения нервной регуляции, при котором происходит несогласованность взаимодействия нервной системы и мочевого пузыря на одном из уровней — периферическом, спинальном, корковом. Органические поражения центральной нервной системы возникают вследствие таких патологий:
- высокой эстрогенной насыщенности, которой страдают девочки;
- пороков головного и спинного мозга на фоне родовых травм, ДЦП, спинномозговой грыжи, черепно-мозговой или спинальной травм;
- врожденных пороков мочевого пузыря, например экстрофии;
- добро- и злокачественных опухолей;
- воспалительных процессов в мочевом пузыре;
- ВИЧ-инфекции;
- дисфункции вегетативной нервной системы;
- слабого рефлекса, который регулирует процесс мочеиспускания.
Разновидности патологии
В педиатрии используется несколько критериев для классификации дисфункции мочевого пузыря в детском возрасте. Это степень тяжести, характер изменений, приспособленность детрузора к нарастающему объему мочи. Все разновидности патологии и их основные характеристики представлены в таблице.
Критерий для классификации | Форма заболевания | Описание |
1.Степень тяжести | Легкая | Частые позывы в дневное время, в стрессовых ситуациях и ночью у ребенка наблюдается недержание мочи. |
Умеренная | Моча не накапливается в мочевом пузыре, она сразу же выходит из организма. Позывы при этом настолько сильные, что ребенок совсем не может их терпеть. | |
Тяжелая | Сопровождается дневным и ночным энурезом, при этом у малыша часто развиваются острые воспалительные процессы в мочевом пузыре. | |
2. Характер изменений пузырного рефлекса | Гипорефлекторная | Фаза наполнения удлиняется, вследствие чего позывы к мочеиспусканию возникают крайне редко — только в случае сильного переполнения мочевого пузыря, превышающего возрастную норму. На этом фоне пузырь растягивается до значительных размеров. Причина развития патологии заключается в неврологическом нарушении в крестцовой области. |
Гиперрефлекторная | Происходит нарушение фазы наполнения — моча не удерживается в мочевом пузыре. Проявлениями гиперрефлекторной формы будут частые позывы, недержание. Возникает на фоне расстройств центральной нервной системы. | |
Арефлекторная | Непроизвольное и неосознанное мочеиспускание из-за отсутствия рефлекса. | |
3.Приспособленность к объему мочи | Адаптированная | Детрузор нормально реагирует на повышение внутрипузырного давления в первой фазе. |
Неадаптированная | Детрузор сокращается при минимальном накоплении мочи, вследствие чего у пациентов отмечается недержание, частые позывы в туалет. |
Симптомы патологии
Клинические проявления нейрогенного мочевого пузыря у детей определяются степенью тяжести протекания болезни, а также характером изменения пузырного рефлекса.
Нейрогенная гиперактивность, к которой склонны младшие дети, сопровождается следующими признаками:
- сильные и учащенные (более 8 раз за сутки) позывы к мочеиспусканию днем;
- маленькие порции мочи;
- энурез в условиях стресса и по ночам;
- неполное накопление мочи.
Стрессовое недержание мочи характерно для девочек в пубертатном возрасте. Частичный или полный самопроизвольный выход мочи отмечается также при физических нагрузках и смехе. К ночному энурезу больше склонны мальчики. При постуральном нейрогенном мочевом пузыре недержание наблюдается при смене положения — из горизонтального в вертикальное.
Гипоактивность мочевого пузыря сопровождается абсолютно другими симптомами. К их числу можно отнести:
- редкие позывы в туалет;
- тяж в мочевом пузыре;
- увеличенный объем мочи, не соответствующий возрастной норме;
- ощущение неполного опорожнения.
Методы диагностики
Если родители стали замечать у ребенка расстройства мочеиспускания, им необходимо немедленно обратиться к педиатру, который должен назначить малышу комплексное обследование у детского уролога, нефролога, психиатра и невропатолога. Для подтверждения диагноза врач обязан собрать анамнез, изучить мочевой дневник пациента, в который вносятся данные о количестве выпитой жидкости, частоте и объеме мочеиспускания, а также оценить результаты лабораторных и инструментальных диагностических мероприятий. К их числу относятся:
- общий и биохимический анализ крови;
- исследование мочи — общий анализ, проба Зимницкого, анализ по Нечипоренко, бактериологическая диагностика;
- УЗИ почек и мочевого пузыря;
- цистометрия;
- рентгенография, магнитно-резонансная и компьютерная томография органов брюшной полости, головного мозга и позвоночника.
Лечение нейрогенного мочевого пузыря у детей
Своевременное обращение к врачу — залог быстрого выздоровления без риска возникновения осложнений в будущем. Лечение нейрогенного мочевого пузыря у детей требует комплексного подхода. Составляющими эффективной комплексной терапии являются медикаментозное лечение, физио- и психотерапия, ЛФК. В случае крайней необходимости врачи прибегают к оперативному вмешательству.
Физиотерапия и ЛФК
Детям с таким диагнозом врачи сразу рекомендуют соблюдать режим дня, больше спать, чаще прогуливаться на свежем воздухе. Пациентам назначают безопасные и полезные курсы физиотерапии, которые могут включать электрофорез, магнитотерапию, электростимуляцию мочевого пузыря, лазерную терапию, тепловые процедуры, например, с использованием парафина, а также ультразвук.
Лечение нейрогенного мочевого пузыря включает и регулярное прохождение курсов ЛФК. Во время занятий упор обычно делается на следующих упражнениях:
- напряжении мышц таза по направлению вверх вовнутрь при расположении ног на ширине плеч, а рук — на мышцах ягодиц;
- напряжении и расслаблении мышц тазового дна в положении лежа на животе.
Медикаментозное лечение нейрогенного мочевого пузыря у детей
Медикаментозная терапия — основа комплексного лечения нейрогенного мочевого пузыря у детей. Пациентам с таким диагнозом обычно назначают следующие лекарственные средства:
- м-холиноблокторы для нормализации работы центральной нервной системы — Атропин, детям старше 5 лет разрешается употребление Оксибутинин;
- антидепрессанты — Мелипрамин, Имипрамин;
- антагнонисты Кальция — Теродилин, Нифедипин;
- гормональные препараты — Индометацин, Десмопрессин;
- аминокислоты — Глицин, Глутаминовая кислота;
- ноотропы — Пикамилон, Пантогам;
- фитопрепараты — настойку пустырника или валерианы;
- иммуномодуляторы — Левамизол;
- холиномиметики для нормализации работы биохимических систем организма — Ацеклидин, Дистигмина бромид, Галантамин.
Психотерапевтическое лечение
Психотерапия необходима пациенту с любой формой нейрогенного мочевого пузыря, особенно, когда речь идет о психогенной причине развития заболевания. На сегодняшний день особой популярностью пользуется музыкотерапия. Врачи советуют родителям как можно чаще включать своему чаду классическую музыку, особенно Моцарта. Сеансы психотерапевтического лечения обычно проводятся вместе с родителями, которым нужно растолковать, как правильно себя вести с детьми с таким диагнозом.
Хирургическое вмешательство
Врачи могут настаивать на операции в двух случаях — когда заболевание перетекает в тяжелую форму, или когда его причиной являются межпозвоночная грыжа, опухоль или врожденная урологическая патология, например экстрофия.
К хирургическому вмешательству следует прибегать только в том случае, когда консервативные способы терапии не оказывают желаемого результата. Эти операции, как правило, проводятся при помощи эндоскопа. Врач при этом может выполнять одно из нижеприведенных действий:
- имплантация коллагена в мочеточник для повышения его эластичности;
- резекция шейки мочевого пузыря;
- вмешательство в работу нервных ганглий, которые регулируют процесс мочеиспускания;
- увеличение размера и объема пузыря с помощью цистопластики.
Прогноз и профилактика
Профилактика нейрогенного мочевого пузыря включает предупреждение развития урологических и неврологических болезней и незамедлительное обращение к врачу в случае возникновения тревожных симптомов. При своевременном лечении прогноз врачей будет благоприятным. Пациентов с этим диагнозом ставят на учет к урологу. Это означает, что родители должны регулярно приводить малыша на осмотр к детскому специалисту, следить за частотой, объемом мочеиспускания и единожды в 3 месяца отвозить мочу ребенка на анализ.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Источник